Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РАДКЛИФФ-БРАУН

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Радклифф-Браун (Radicliffe Brown) Альфред Реджиналд (17.01. 1881, Бирмингем-24.10.1955, Лондон) - английский этнограф, один из создателей `социальной антропологии` как теоретической дисциплины на базе сравнительного изучения на месте `примитивных` человеческих обществ в их целостности. Основное влияние на Радклифф-Брауна оказали У. Уэвелл, Спенсер, Дюркгейм.
Радклифф-Браун - глава формально-структурного крыла английского антропологического функционализма, инициатор позитивистско-индуктивистской программы `естеств. науки об общесте` и системного подхода в антропологии. Базовые данные для такой науки должны быть эмпирическими фактами о социальной и культурной жизни человека, собранными `в поле`, в прямом контакте с изучаемыми общестами (известны полевые исследования Радклифф-Брауна на Андаманских островах). Радклифф-Браун разделял общую склонность функционализма к трактовке социальных систем как неких супер-организмов, которые имеют интересы, цели или `необходимые условия существования` и из чьих `потребностей` в выживании и эффективности возникли опред. социальные институты.
Но в отличие от Малиновского, у которого идея функциональной связи последних с основными биологическими потребностями человека явл. ведущей, в центре интересов Радклифф-Брауна находится `структура` общеста по аналогии с механической структурой, каркасом тела. В примитивном общесте структура обществ, отношений между людьми относительно выражена и доступна изучению в туземной терминологии родства, возрастных классов и т. п., характеризующей уклад взаимных ожиданий и обязанностей. В `структурах` отображены природные ограничения на социо-культурную изобретательность человека, на вариативность социальных установлений и правил, в частности на степень свободы в организации систем родства.
Наблюдая в огромном разнообразии обществ, учреждений, разделенных временем и пространством, повторяющиеся необходимые образцы и связи, антрополог как систематик-компаративист ищет `естественную классификацию` структур примитивных обществ. Анализ структуры общеста неотделим от исследования социальных функций его институтов и др. структурных элементов. Человеческая деятельность (стратегическими узлами которой являются институты) существенно объяснима вкладом, который она вносит в воспроизводство данного образца обществ, отношений. Видеть общесто как целое и показать слаженную работу его частей - задача антрополога. Устойчивая структурная подоснова обществ, жизни выявляется синхронным срезом, `сечением` общества.
Объяснение изменений самой этой подосновы требует привлечения теорий эволюции, которые Радклифф-Браун одобрял, отвергая в них только `псевдоисторические спекуляции`. Радклифф-Брауну и его последователям не удалось выполнить программу строгого структурно-функционального описания всей системы примитивного общеста в ее динамике. Функционалистские объяснения посредством анализа прямого вклада явления в сохранение социальной структуры не могли быть строгими, ибо нельзя установить точной связи между чрезвычайно общими проблемами, приписываемыми общесту, и конкретными институтами наследования, рода, возрастных обязанностей и т. п., многофункциональными по своей природе. Эти трудности возросли при переносе методов Радклифф-Брауна с предмета примитивной антропологии на сложные совр. обществ, системы, который пыталась осуществить чикагская школа социальной антропологии (Л. Уорнер, С. Такс и др.) и амер. социол. функционализм (Мертон, Пирсоне и др.).
Соч.: 1) A natural science of society. Glencoe, 1948. 2) Structure and function in primitive society. L., 1952.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Radcliffe-Brown)
        Алфред Реджиналд (17.1.1881, Бирмингем, — 24.10.1955, Лондон), английский этнограф. В 1939—40 президент Королевского антропологического института. Профессор университетов в Англии, США, ЮАР, Бразилии, Австралии, Египте. Теоретик структурно-функционального метода (см. Функциональная школа) в этнографии. Создатель школы «социальной антропологии» в английской этнографии, главная цель которой изучение структуры и функций социальных институтов первобытности. Полевые этнографические исследования вёл на Андаманских островах (1906), в Австралии (1910), Африке (1916).
         Соч.: The Andaman islanders, Camb., 1922; Structure and function in primitiv society, L., 1952; A natural science of society, Glencol, 1957.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Radcliffe- Brown) Альфред Реджинальд (1881-1955) - англ. социальный антрополог, развивший структурно-функциональный подход в антропологии и внесший большой вклад в становление социальной антропологии как обобщающей теор. дисциплины. Получил образование в Кембридже (1901-06). Осуществил интенсивные полевые исследования на Андаманских о-вах (1906-08) и в Зап. Австралии (1910-12). Заведовал кафедрами социальной антропологии в Кейптауне (1920-25), Сиднее (1925-31), Чикаго (1931-37), Оксфорде (1937-46). Проф. социальных наук и директор Ин-та социальных исследований в Ун-те Фарука I в Александрии (1947-49). В 1951-54 сотрудничал в Ун-те Родса в Южн. Африке. Осн. работы: “Жители Андаманских о-вов” (1922), “Социальная организация австрал. племен” (1948), “Метод социальной антропологии” (1958), “Структура и функция в примитивном об-ве”(1961).
        На формирование теор. взглядов Р.-Б. оказали влияние Конт, Спенсер, его кембриджские преподаватели А. Хэддон и У. Риверс, англ. философ науки У. Уэвелл, но прежде всего — Дюркгейм и франц. социол. школа. Приверженец естественнонаучных методов, поставивший целью создание “естеств. науки об об-ве”, Р.-Б. придавал большое значение сбору эмпирич. материала и видел задачу науки в обобщении фактов и экспликации понятий посредством прогрессивной индукции. Гл. целью антропол. исследований он считал нахождение общих черт, устойчивых форм единства в многообразии существующих об-в. По его мнению, антропология должна быть наукой, идущей от эмпиризма, классификации и ненаправленной индукции к постулированию общей теории. Чтобы стать подлинной наукой, она должна отказаться от “психол. и псевдоистор. спекуляций” и строго подчиняться требованию верифицируемости теории фактами. Об-во Р.-Б. представлял как динамич., основанную на взаимном доверии систему взаимозависимых элементов, функционально согласующихся друг с другом. “Естеств. наука об об-ве должна ответить на три комплекса вопросов: как об-ва структурированы, функционируют и развиваются, т.е. рассматривать об-ва в структурном, функциональном и эволюц. аспектах”. Отвергая возможность использования истор. материала для построения теории, Р.-Б. предложил в качестве альтернативы начать построение теории на основе сравнит, анализа существующих, доступных непосредств. наблюдению об-в (и примитивных, и совр.) и мыслил социальную антропологию как сравнит, социологию. Он сосредоточил свои усилия на сравнит, структурном анализе и разработке классификации типов и форм социальной структуры применительно к примитивным об-вам, изученным им и его коллегами в полевых исследованиях. Классич. образцом реализации такого подхода стала его книга “Социальная организация австрал. племен”. Большой вклад внес Р.-Б. в разработку понятий и терминов структурно-функционального подхода, дав определения понятий “социальная структура” (расстановка людей в социальной системе) и “социальная организация” (систематизация типов деятельности в социальной системе), а также развив для антропологии такие важные понятия, как “корпорация”, “консолидация”, “структурное противоречие”, “ритуальный статус”, “ритуальная ценность”, “кооптация” и т.д. Методол. своеобразие его подхода заключается в рассмотрении социальных феноменов как естеств. фактов (в духе Дюркгейма), однако Р.-Б. не принимал дюркгеймовской реификации социальных фактов, а также его методол. требования причинного объяснения одних социальных фактов другими; в качестве альтернативы Р.-Б. предложил искать общие структурные принципы, лежащие в основе разл. социальных фактов.
        Р.-Б. оказал огромное влияние на целое поколение англ. социальных антропологов, а также сыграл важную роль в популяризации структурно-функциональных идей в Америке, где этот подход получил дальнейшее развитие (Уорнер, Р. Мертон, Парсонс и др.).
 
Соч.: The Social Organization of Australian Tribes. Melbourne; L., 1931; The Andaman Islanders. Glencoe, 1948; A Natural Science of Society. Glencoe, 1957; Method in Social Anthropology. Chi., 1958; Structure and Function in Primitive Society. L., 1968.
 
В. Г. Николаев
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Радклифф-Браун (Radicliffe Brown) Альфред Реджиналд (17.01. 1881, Бирмингем-24.10.1955, Лондон) - английский этнограф, один из создателей `социальной антропологии` как теоретической дисциплины на базе сравнительного изучения на месте `примитивных` человеческих обществ в их целостности. Основное влияние на Радклифф-Брауна оказали У. Уэвелл, Спенсер, Дюркгейм.
Радклифф-Браун - глава формально-структурного крыла английского антропологического функционализма, инициатор позитивистско-индуктивистской программы `естеств. науки об общесте` и системного подхода в антропологии. Базовые данные для такой науки должны быть эмпирическими фактами о социальной и культурной жизни человека, собранными `в поле`, в прямом контакте с изучаемыми общестами (известны полевые исследования Радклифф-Брауна на Андаманских островах). Радклифф-Браун разделял общую склонность функционализма к трактовке социальных систем как неких супер-организмов, которые имеют интересы, цели или `необходимые условия существования` и из чьих `потребностей` в выживании и эффективности возникли опред. социальные институты.
Но в отличие от Малиновского, у которого идея функциональной связи последних с основными биологическими потребностями человека явл. ведущей, в центре интересов Радклифф-Брауна находится `структура` общеста по аналогии с механической структурой, каркасом тела. В примитивном общесте структура обществ, отношений между людьми относительно выражена и доступна изучению в туземной терминологии родства, возрастных классов и т. п., характеризующей уклад взаимных ожиданий и обязанностей. В `структурах` отображены природные ограничения на социо-культурную изобретательность человека, на вариативность социальных установлений и правил, в частности на степень свободы в организации систем родства.
Наблюдая в огромном разнообразии обществ, учреждений, разделенных временем и пространством, повторяющиеся необходимые образцы и связи, антрополог как систематик-компаративист ищет `естественную классификацию` структур примитивных обществ. Анализ структуры общеста неотделим от исследования социальных функций его институтов и др. структурных элементов. Человеческая деятельность (стратегическими узлами которой являются институты) существенно объяснима вкладом, который она вносит в воспроизводство данного образца обществ, отношений. Видеть общесто как целое и показать слаженную работу его частей - задача антрополога. Устойчивая структурная подоснова обществ, жизни выявляется синхронным срезом, `сечением` общества.
Объяснение изменений самой этой подосновы требует привлечения теорий эволюции, которые Радклифф-Браун одобрял, отвергая в них только `псевдоисторические спекуляции`. Радклифф-Брауну и его последователям не удалось выполнить программу строгого структурно-функционального описания всей системы примитивного общеста в ее динамике. Функционалистские объяснения посредством анализа прямого вклада явления в сохранение социальной структуры не могли быть строгими, ибо нельзя установить точной связи между чрезвычайно общими проблемами, приписываемыми общесту, и конкретными институтами наследования, рода, возрастных обязанностей и т. п., многофункциональными по своей природе. Эти трудности возросли при переносе методов Радклифф-Брауна с предмета примитивной антропологии на сложные совр. обществ, системы, который пыталась осуществить чикагская школа социальной антропологии (Л. Уорнер, С. Такс и др.) и амер. социол. функционализм (Мертон, Пирсоне и др.).
Соч.: 1) A natural science of society. Glencoe, 1948. 2) Structure and function in primitive society. L., 1952.
Философский энциклопедический словарь 2
        Рэдклифф-Враун (Radcliffe-Brown) Алфред Реджиналд (17.1.1881, Бирмингем,—24.10.1955, Лондон), англ. этнограф, один из создателей «социальной антропологии» как теоретич. дисциплины, изучающей «примитивные» человеч. общества в их целостности, глава формально-структурного крыла англ. антропологич. функционализма.
        Р.-Б. на основе синтеза социологизма Дюркгейма с эволюционизмом Спенсера путём сравнит. анализа стремился создать естеств. классификацию структур первобытных обществ. Трактуя социальные системы как динамич. системы человеч. взаимоотношений и видов деятельности, он проводил неправомерную аналогию между обществами и организмами и ориентировался на методологию естествознания. Р.-Б. исходил из того, что в примитивном обществе структура социальных отношений явно выражена (и потому доступна прямому изучению) в туземной терминологии родства, возрастных классов и т. п., связанной с укладом взаимных ожиданий и обязанностей. Человеч. деятельность, по Р.-Б., объяснима в результате анализа вклада, который она вносит в воспроизводство данного образца обществ. отношений, и исследования социальных функций институтов и др. структурных элементов примитивного общества. Задача структурнофункционального анализа — исследование таких связей между этими элементами, между осн. институтами, между данной структурой и процессом обществ. жизни в целом, которые поддерживают целостное существование системы примитивного общества и объясняют особенности её функционирования.
        Р.-Б. и его последователям не удалось выполнить программу строгого структурнофункционального описания всей системы примитивного общества в её динамике. Слабости и ограниченность метода функционального объяснения особенно проявились при переносе его на исследование сложных совр. социальных и эко-номич. систем в амер. функционализме (Мертон, Парсоне и др.), на становление которого повлиял Р.-Б.
        The Andaman islanders, Camb., 19332; A natural science of society, Glencoe, 1957; Method in social anthropology. Selected essays, Chi., 1958; Structure and function in primitive society. Essays and addresses, L., 19593.
        Токарев С. ?., История зарубежной этнографии, М., 1978; Firth R., Alfred Reginald Radcliffe-Brown.1881 —1955, в eG.: Proceedings of the British Academy, v. 42, L., 1956, p. 287— 302.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РАДКЛИФФ-БРАУН


будет выглядеть так: Что такое РАДКЛИФФ-БРАУН