РАДИЩЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ |
Мультимедийная энциклопедия |
(1749-1802) писатель, философ. Родился в Москве в дворянской семье 20
августа 1749. Учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766-1770). В
эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды
представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической
философии. После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а
позднее - в Коммерц-коллегию. Радищев активно участвовал в литературной
жизни: опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории
(1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780),
Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и
др. Все изменилось после публикации в 1790 Путешествия из Петербурга в
Москву. Радищев был арестован и объявлен государственным преступником за
свои "богомерзкие сочинения". Суд приговорил его к смертной казни,
замененной ссылкой "в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее
безысходное пребывание". В ссылке Радищев занимался научными изысканиями,
писал Сокращенное повествование о приобретении Сибири, Письмо о Китайском
торге, философский трактат О человеке, о его смертности и бессмертии
(1790-1792). В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из
Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 император Александр I
разрешил ему переезд в столицу. В последний год жизни Радищев готовил ряд
проектов ("О законоположении", "Проект гражданского уложения" и др.), в
которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и
гражданских реформ. Умер Радищев в Петербурге 12 сентября 1802.
Философские воззрения Радищева несут не себе следы влияния различных
направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом
реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что "бытие вещей
независимо от силы познания о них и существует по себе". Согласно его
гносеологическим воззрениям, "основанием всего естественного познания
является опыт". При этом чувственный опыт, будучи главным источником
познания, находится в единстве с "опытом разумным". В мире, в котором нет
ничего "опричь телесности", свое место занимает и человек, существо столь
же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву,
представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время
неразрывно связан с животным и растительным миром. "Мы не унижаем
человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с
другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним
законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?"
Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие
у него разума, благодаря которому тот "имеет силу о вещах сведому". Но еще
более важное отличие заключается в способности человека к моральным
действиям и оценкам. "Человек - единственное существо на земле, ведающее
худое, злое", "особое свойство человека - беспредельная возможность как
совершенствоваться, так и развращаться". Как моралист Радищев не принимал
моральную концепцию "разумного эгоизма", считая, что отнюдь не "себялюбие"
является источником нравственного чувства: "человек есть существо
сочувствующее". Будучи сторонником идеи "естественного права" и всегда
отстаивая представления о естественной природе человека ("в человеке
никогда не иссякают права природы"), Радищев в то же время не разделял
намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и
природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же
естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой
принципиальной границы: "Природа, люди и вещи суть воспитатели человека;
климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели
народов". Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев
защищал идеал нормального "естественного" жизнеустройства, видя в царящей
в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.
Такого рода "болезни" он находил не только в России. Так, оценивая
положение дел в рабовладельческих США, он писал, что "сто гордых граждан
утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного
от зноя и мрака укрова".
В трактате О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая
проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому
гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в
человеке, единство тела и души: "Не с телом ли растет душа, не с ним ли
мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?". Одновременно он не без
сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера,
М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева - это позиция не атеиста, а скорее
агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже
достаточно секуляризованного, ориентированного на "естественность"
миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.
ЛИТЕРАТУРА
Лапшин И.И. Философские воззрения А.Н. Радищева. Пг., 1922
Радищев А.Н. Сочинения, тт. 1-2. М. - Л., 1941
Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические
произведения. М., 1952 |
Краткий психологический словарь |
(1749–1802) — русский писатель, философ. Система психологических воззрений Р. изложена в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). В первой части работы давалась монистическая трактовка психического как свойства материального вещества, во второй — обосновывался тезис о бессмертии души. Следуя материалистически понимаемому принципу развития психики («единая материальная лестница»), Р. утверждал зависимость способностей человека не только от среды, но и от телесной организации. Взгляды Р., во многом сближающиеся со взглядами Дидро, занимают важное место в истории развития психологической мысли в России. |
Новый философский словарь |
(1749-1802)
русский мыслитель, основоположник революционной теории в интеллектуальном российском движении, поэт, общественный деятель. Учился в Лейпцигском университете, усвоил ряд революционных идей западно-европейской философии. По возвращении в Россию служит в Сенате, Коммерц-колле-гии и в Петербургской Казенной палате. В условиях отказа Екатерины Второй от либеральных обещаний ("Наказа" - 1760) становится противником самодержавия и крепостничества. В 1773 впервые выступает в печати с переводом "Размышления о греческой истории Мабли", где в "Примечаниях" объявил самодержавие "наипротивнейшим человеческому естеству состоянием". В 1780-х знакомится с трудом "История обеих Индий" (Г.Т. Рейналь, Дидро, Нежон), проникается сочувствием к освободительной войне в Северной Америке и убеждается в банкротстве екатерининского "просвещенного абсолютизма". В свет выходит его ода "Вольность", где он приветствует О. Кромвеля и Дж. Вашингтона. В 1782 "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске" продолжает ту же тему, отрицая даже у прогрессивных государей воспомоще-ствование вольности народной. Концепция вольности и антикрепостничества находит художественно-идейное воплощение в "Путешествии из Петербурга в Москву", (написано в сер. 1780, напечатано в 1790). Критика крепостничества велась Р. с экономической, политической и моральной точек зрения. Несмотря на внешне респектабельную позицию Р., выражавшуюся в тезисе "правительство для народа (а не наоборот)", страстное осуждение, гнев и готовность автора на решительные меры явно преступили просветительское желание обойтись без революционных потрясений. Реакция самодержавия последовала незамедлительно: ссылка в Илимск. (Известна оценка Р. Екатериной И: "бунтовщик, хуже Пугачева".) Однако дух мыслителя не сломлен, он постоянно пишет, размышляет, прогнозирует судьбу России, осуществляет философские поиски. Рождается основной философский трактат Р. "О человеке, его смертности и бессмертии", построенный на принципе диалога материалистических и идеалистических концепций бытия и мышления. Трудно без сомнений отнести философскую позицию самого автора к одной из представленных в трактате концепций, это скорее глубоко личностное философское странствие в целях постижения тайн бытия, смерти и бессмертия, вызванное всем складом натуры и экстраординарными условиями жизни ссыльного. В тексте позитивно обновленные философские идеи, отражающие успехи науки и философии, сочетаются с экзистенциально-личностными настроениями, с надеждой на чудо избавления от кошмара и страха ссыльно-сибирского существования. Изложение мыслей Р. в трактате свободное, хотя стиль тяжел и сложен (он пишет как бы для себя). Философская мысль автора движется по типу внутреннего диалога: материя вечна, но есть нечто, что ею не охватывается целиком; человек смертен, он, умирая, исчезает, но не весь, не совсем; нечто в этом процессе вечно-сущее, но что? Первые две части манифестируют материализм, в частности, в тезисе о том, что материальные основы в такой мере относятся к духовному процессу, в какой духовная жизнь зависит от тела. Отсюда делался вывод, что уничтожение тела должно повлечь за собой умирание души. В третьей же и четвертой частях Р. вопреки ранее сказанному, утверждает, что нельзя усомниться более, чтобы душа в человеке не была существо само по себе, от телесности отличная... Она такова и есть в самом деле: проста, непротяженна, неразделима среди всех чувствований и мыслей. Человек не мог бы
без такой души ведать прошлое и будущее, за мгновение пробегая века и мчась мыслью со скоростью непостижимой. В области гносеологии Р. настаивал на различии между чувственным опытом и абстрактным мышлением относительно объекта, не соглашаясь с Гельвецием, абсолютизирующим сенсуализм. Из тезиса о простоте и неразделимости души Р. делает вывод о ее бессмертии: цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству, Бог не сотворил нас так, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой, поэтому разумно допустить, что состояние души меняется и совершенствование ее длится вечно. В обосновании ее перевоплощения Р. ссылается на идею предустановленной гармонии Лейбница (отвратительная гусеница - куколка - прекрасная бабочка). По-видимому, Р. соглашается с воззрениями Ш. Бонне на возможность прогрессивной реинкарнации людей, которая постоянно стремится ввысь через цепь постоянных перевоплощений. Похоже, что автор разграничивал естественно-научный взгляд на жизнь и смерть человека, с одной стороны, и моральный постулат о бессмертии души, дающий основания для подчинения преходящего в жизни вечному, с другой. (Нечто подобное мы находим у Н.И. Новикова.) После амнистии Р. работал в императорской комиссии гражданского законодательства. Покончил жизнь самоубийством.
Э.К. Дорошевич |
|
|