|
|
|
|
|
РА |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
I
Ре, в древнеегипетской мифологии и религии бог солнца, совершавший свой путь по небу в барке, которая утром появлялась на горизонте, а вечером опускалась в «царство мёртвых». Культ Р. возник, по-видимому, в начале 3-го тыс. до н. э. К середине 3-го тыс. Р. стали почитать как царя и отца богов. Позднее с Р. был отождествлен Амон (отсюда Амон-Ра). Центром культа Р. был г. Гелиополь.
Лит. см. при ст. Египет Древний, раздел Мифология и религия.
II
название р. Волги у античных авторов первых веков н. э. (Птолемей, Марцеллин).
III
(«Ра»)
название лодки, построенной по образцу древнеегипетских. судов из эфиопского папируса, на которой норвежский этнограф и путешественник Т. Хейердал в 1969 неудачно (из-за дефектов конструкции) пытался пересечь Атлантический океан с целью доказать возможность контактов древних египтян с древними обитателями Америки. В 1970 была предпринята новая экспедиция Хейердала с 7 спутниками. «Ра-2», вышедшая из Сафи (Марокко) 17 мая, достигла 12 июля острова Барбадос (Антильские острова). В составе экипажа «Ра-2» был советский врач Ю. А. Сенкевич.
Лит.: Сенкевич Ю. А., На «Ра» через Атлантику, Л., 1973.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(Ре), древнеегипетский солнечный бог; с древнейших времен
отождествлялся с богом-творцом Атумом из Гелиополя. Обычно его
изображали в виде человека с головой сокола и называли Ра-
Харахти ("Ра - Сокол горизонта"). Согласно одной из
многочисленных легенд об этом божестве, Ра вышел из
первобытного водного хаоса и создал всех живых существ, весь
видимый мир. Будучи верховным богом, он поддерживает мировой
порядок и ежедневно "обозревает" свои владения. Каждый день в
облике солнца он пересекает небосклон в своей божественной
барке; его сопровождают боги Сиа ("Понимание") и Ху
("Действенное Слово"), они - исполнители его воли и в то же
время "орудия" бога-творца, посредством которых он осуществляет
свою власть.
По другой версии древнего мифа отцом Ра был Геб (земля), а
матерью - Нут (небо); каждый вечер мать проглатывает его и он
возвращается в ее утробу, а на рассвете следующего дня Нут
рождает его вновь.
Египетский царский род династии, происходивший от жрецов бога
Ра, провозгласил доктрину, согласно которой царь является
подлинным сыном Ра, сыном по плоти, и с тех пор главным титулом
всех фараонов стал "сын Ра". Многие почитаемые божества
отождествлялись с Ра и получали "комбинированные" имена: Амон-
Ра, Собек-Ра, Хнум-Ра и т.д. В результате даже малоизвестным
местным божествам приписывались качества верховного солнечного
бога. Наиболее значимым символом Ра был обелиск. |
Современная Энциклопедия |
РА (Ре), в египетской мифологии бог солнца, царь и отец богов. Почитался в образе сокола. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
I.
РА, Ре — в егип. миф. бог солнца. Центр его культа — г. Гелиополь (др.-егип. Иуну). Как и мн. др. солнеч. божест-ва, воплощался в образе сокола (иногда также — огром. кота), изображ. человеком с головой сокола, увенч. солнеч. диском. Фетиш Р. — столб-обелиск «Бен-бен» (он же фетиш Бену; в эпоху V династии был сооружен храм Р. в виде четырехгран. обелиска). Во мн. текстах Р. называют дневным солнцем (в отличие от Атума — вечернего, и Хепри — утреннего). В «Текстах пирамид» Р. выступает также как бог умерш. царя. Позднее, в заупокойном культе, он был оттеснен Осирисом, продолжая играть значит. роль в загроб. мире; участвовал в загроб. суде, давал тепло и свет для умерших, к-рые днем совершают выход из гробниц, чтобы видеть Р. С возвышением V династии Др. царства (26 — 25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Р. стал гл. богом пантеона и его культ приобрел общеегип. хар-р. Почитание Р. распростр. и в Нубии. Р. оттеснил более древ. геолиопольского демиурга Атума и, отожд. с ним (Ра-Атум), стал во главе эннеады богов.
Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона «са Ра», т.е. «сын Ра». Р. был отожд. с Гором (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра, оставш. верхов. богом и в период Нового царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и др. С Р. связываются и мн. др. божества. Тот-луна создан Р. как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Р.). Ба (души) Р. — Апис и Бену, «посредник Ра, докладывающий истину Атуму» — Мневис. Дочери Р., помогающие ему поражать врагов, — Серкет, почитавш. как его Око Сехмет, Тефнут, Хатор.
Хранительница Р. — огнедышащая змея Уто (также считавш. его Оком).
II.
РА — древ. назв. р. Волги; встреч. в трудах др.-греч. ученых (Геродота, Птолемея и др.). |
Русская цивилизация |
— См.: ВОЛГА. |
Энциклопедия Отечеcтво |
РА, название р. Волга у античных авторов первых веков н. э.
|
Топонимический словарь |
р. см. <<Волга>> |
Орфографический словарь Лопатина |
Ра, Ра, нескл., м. (мифол.) |
Имя собственное в русской поэзии 20 в |
(в др.-египетской мифологии - бог солнца; у античных писателей - назв. Волги; см. тж РА-ГЕЛИОС) Ра - видящий очи свои в ржавой и красной болотной воде, Созерцающий свой сон и себя В мышонке, тихо ворующем болотный злак, В молодом лягушонке, надувшем белые пузыри в знак мужества, Хл921 (148); Ра - продолженный в тысяче зверей и растений, Ра - дерево с живыми, бегающими и думающими листами, испускающими шорохи, стоны. Волга глаз, Тысячи очей смотрят на него, тысячи зир и зин. И Разин, Мывший ноги, Поднял голову и долго смотрел на Ра, Так что тугая шея покраснела узкой чертой. ib. |
Теософский словарь |
(Египет.) Божественная Всемирная Душа в ее проявленном аспекте - вечно горящий свет; также персонифицированное Солнце. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: РА
будет выглядеть так: Что такое РА
Подробная информация University news здесь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|