Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПУССЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Poussin)
        Никола (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, — 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель Классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля (См. Рафаэль), Тициана, художников Маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы (См. Болонская школа), занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ П. достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622—24, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 П. — в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, П. создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма («Смерть Германика», около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе Барокко («Мученичество свыше Эразма», около 1628—29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы (См. Венецианская школа). («Спящая Венера», Картинная галерея, Дрезден; «Нарцисс и Эхо», Лувр, Париж; «Ринальдо и Армида», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три — около 1625—27; «Царство Флоры», около 1631—1632, Картинная галерея, Дрезден; «Танкред и Эрминия»). Более четко классицистические принципы П. выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. («Похищение сабинянок», 2-й вариант, около 1635; «Израильтяне, собирающие манну», около 1637—39; обе — в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640—1642 П. работает в Париже при дворе Людовика XIII («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», около 1641—42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают П. вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода («Моисей, иссекающий воду из скалы», Эрмитаж, Ленинград; «Элиазар и Ревекка», Лувр, Париж; обе — около 1648; «Аркадские пастухи» или «Et in Arcadia ego», 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; «Отдых на пути в Египет», около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, П. строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет П. (1650, Лувр, Париж). С 1640-х гг. П. всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, П. представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии («Пейзаж с Полифемом», около 1649, Эрмитаж, Ленинград; «Орион», около 1650—55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе Стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира [«Св. Иоанн на Патмосе» (около 1644—45, институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён года (около 1660—65, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне «Зима, или Потоп» размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо П. выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о «Модусах», определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений).
         Соч.: Correspondance, P., 1911; в рус. пер. — Письма, М. — Л., 1939.
         Лит.: Вольская В. Н., Пуссен, М., 1946; Grautoff О., Nicolas Poussin, sein Werk und sein Leben, Bd 1—2, Munch. — Lpz., 1914; Friedlander W., Blunt A. (ed), The drawings of Nicolas Poussin. [Catalogue], v. 1—4, L., 1939—63; Nicolas Poussin, v. 1—2, P., 1960; Blunt A., Nicolas Poussin, [v. 1—2, N. Y., 1967]; Badt К., Die Kunst des Nicolas Poussin, Bd 1—2, [Koln], 1969.
        Илл. к произведениям Горация. Резцовая гравюра по рис. Н. Пуссена. Париж. 1642.
        Пуссен Н. «Вдохновение поэта». Около 1627—29. Фрагмент. Лувр. Париж.
        Пуссен Н. «Св. Иоан на Патмосе». Около 1644—45. Институт искусств Чикаго.
        Пуссен Н. «Лес». Карандаш, бистр. Альбартина. Вена.
        Пуссен Н. «Царство Флоры». Около 1630—32. Картинная галлерея. Дрезден.
        Пуссен Н. «Отдых на пути в Египет». Около 1658. Эрмитаж. Ленинград.
        Пуссен Н. «Селена и Эндимион». 1653. Фрагмент. Институт искусств. Детройт.
        Пуссен Н. «Спящая Венера». Около 1630. Фрагмент. Картинная галлерея. Дрезден.
        Пуссен Н. «Аркадские пастухи» (1-й вариант). Около 1629—1630. Чатсуорт (Великобритания).
        Н. Пуссен. Автопортрет. 1650. Лувр. Париж.
Современная Энциклопедия
ПУССЕН (Poussin) Никола (1594 - 1665), французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума ("Аркадские пастухи", 1630-е гг.), величественные героические пейзажи (серия "Времена года", 1660 - 64).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПУССЕН


будет выглядеть так: Что такое ПУССЕН