Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПУБЛИЦИСТИКА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от лат. publicus — общественный)
        род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных её сторонах, оценки с точки зрения социального идеала автора, а также представления о путях и способах достижения выдвинутых целей. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, П. играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества, служит острым оружием идейной борьбы, средством общественного воспитания, агитации (См. Агитация) и пропаганды (См. Пропаганда), способом организации и передачи социальной информации. П. обращается к явлениям современности во всём богатстве складывающихся в ней конкретных социальных ситуаций (в общественно-политической, экономической, культурно-идеологической и др. сферах). Характеризуя задачи публицистической деятельности большевиков, В. И. Ленин писал: «Мы должны делать постоянное дело публицистов — писать историю современности и стараться писать её так, чтобы наше бытописание приносило посильную помощь непосредственным участникам движения и героям-пролетариям там, на месте действий, — писать так, чтобы способствовать расширению движения, сознательному выбору средств, приемов и методов борьбы, способных при наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные результаты» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 208). По природе своей обязанная «поспевать за событиями» и давать оценку явлениям текущей действительности, опираясь на фундаментальные социально-политические идеи, П., подчёркивал Ленин, обладает способностью «... подводить итоги, делать выводы, почерпать из опыта сегодняшней истории уроки, которые пригодятся завтра, в другом месте...» (там же) и таким образом активно влияет на формирование мировоззрения.
         Отображение и оценка ситуаций современности в произведениях П. протекает в свете социально-классовых идеологических позиций публициста как представителя определённых социальных сил и сопровождается проповедью (открытой или замаскированной в зависимости от политической ситуации и цензурных условий) идеалов социального устройства и путей их осуществления. Прогрессивная П. всегда стремилась создавать правдивую картину жизни, верно оценивать явления современности, выносить справедливые приговоры и показывать реальные перспективы.
         П. содержит огромный документальный материал о самых различных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений произведения П. выступают как летопись общественно-политич. борьбы, исторический источник, содержащий обширные фактические данные, характеристики позиций различных социальных сил, а также образные зарисовки событий, характеров, быта, сведения по науке, культуре и т.д.
         Метод П. предполагает целостное идейно направленное отображение актуальных явлений современности. Для сбора конкретных сведений применяются эмпирические методы (наблюдение, опрос, беседа, интервью, анализ документальных материалов и др.), для получения обобщённых выводов и характеристик — методы социально-исторического исследования и художественного творчества. Это приводит к созданию произведений, своеобразие стиля которых заключается в сочетании выраженных в рационально-понятийной форме характеристик и оценок событий, явлений и процессов текущей истории, пропагандируемых идеалов с художественно-образным воссозданием картин жизни, портретов современников, характеров и судеб участников событий. Публицист, таким образом, сочетает качества общественно-политического деятеля с чертами исследователя и художника. В создании произведений П. часто используются также способы научной популяризации.
         В рамках П. сформировались особые идейно-тематические разновидности, повествовательные формы и жанры. Среди идейно-тематических разновидностей важнейшее место занимает собственно политическая П., большое распространение получили экономическая, морально-этическая, философская П. Многообразны формы П. — событийно-информационная, позитивно-аналитическая, критико-аналитическая, сатирическая, полемическая и дискуссионная. Сложилась система жанров газетно-журнальной П. — интервью, корреспонденция, комментарий, рецензия, передовая и проблемная статьи, воззвание, обозрение, путевые заметки, письмо, очерк, памфлет, фельетон и др. Жанры ораторской П. (выступление, речь, доклад, беседа и др.) активно используются в современной П. на телевидении и радио, где в модифицированных формах находят применение также и жанры газетно-журнальной П. (см. Телевидение, Радиовещание). Названные выше «общие» свойства П. в разной мере присущи различным её жанрам.
         В П. весьма велика роль субъективно-авторского (гражданственно-лирического) начала, передающего общественный темперамент публициста, его умение убеждать, приводя в защиту своей позиции не только логические доказательства, но и обращаясь к социальному опыту и нравственному чувству читателей. Значимую композиционную роль играют средства убеждающей речи и поэтического синтаксиса, широко используется словесная образность.
         Свойства П. проникают нередко в ткань художественных и научных произведений, придавая им качество публицистичности, открытой тенденциозности (см. Тенденция в искусстве) в тех случаях, когда автор произведения стремится непосредственно откликнуться на социально-политические события эпохи.
         Наибольшего подъёма П. достигала в переломные моменты социального развития, в революционные эпохи, в периоды освободительных войн, движений за национальную независимость.
         Истоки П. восходят к ораторскому искусству античности (речи Демосфена, диалоги Цицерона), существенные элементы П. содержатся в сатирах Аристофана, Ювенала, Лукиана, трудах историков (Геродот), биографов (Плутарх) и др. Ораторские формы П. получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии (см. Проповедь), особенно в периоды патристики (См. Патристика) и Реформации (Лютер, Мюнцер). В эпоху Возрождения, когда с изобретением книгопечатания (сер. 15 в.) явилась возможность обращения с печатным словом к массовому читателю, П. становится мощным оружием в идеологической и политической борьбе. Во время Крестьянской войны 1524—26 в Германии появились первые революционные листовки (См. Листовка). Против неограниченного господства церкви, обскурантизма и схоластики была направлена П. передовых мыслителей и писателей 16 в. («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Письма тёмных людей» У. фон Гуттена и др.). Английская буржуазная революция 17 в. породила блестящую П., в том числе жанр Памфлета (Дж. Лилберн, Дж. Мильтон). В эпоху Просвещения воинствующая публицистика Дж. Свифта, Д. Дефо, Г. Филдинга в Англии, Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеция, П. Гольбаха во Франции содействовала распространению вольнолюбивых идей в защиту человеческой личности. В период войны за независимость в Северной Америке 1775—83 публицистическая деятельность Б. Франклина, Т. Пейна оказала большое влияние на самосознание американского народа. Пламенная П. лидеров Великой Французской революции (речи Ж. Ж. Дантона, М. Робеспьера, Л. Сен-Жюста, статьи Ж. П. Марата, Ж. Эбера и др.) воодушевляла народ на борьбу, служила его политическому просвещению. В Германии в 30-х гг. 19 в. значительную роль в развитии прогрессивного общественного движения «Молодая Германия» сыграли публицистические произведения Л. Берне и Г. Гейне. Во Франции во 2-й пол. 19 в. большое общественное звучание имели публицистические выступления В. Гюго (памфлеты и гражданская лирика), Э. Золя (открытое письмо «Я обвиняю» в связи с делом Дрейфуса). Высоким пафосом первой пролетарской революции — Парижской Коммуны 1871 — проникнуты рабочий гимн «Интернационал» Э. Потье и П. Дегейтера, статьи коммунаров О. Вермореля, Г. Тридона. Речи и статьи Ж. Жореса гневно обличали главных поджигателей войны — милитаристов и империалистическую буржуазию. В годы 1-й мировой войны 1914—18 страстные антивоенные публицистические статьи Р. Роллана, А. Барбюса разоблачали истинный смысл империалистической бойни.
         Вершиной исторически объективной и идейно передовой П. является марксистская П., руководствующаяся принципами партийности, народности, научности. Публицистика К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей на Западе (П. Лафарг, Ф. Меринг, К. Либкнехт, Р. Люксембург и многие др.) разила врагов рабочего класса, служила развитию самосознания трудящихся, организации масс в целях революционного преобразования общества. П. составляла одно из важных направлений деятельности идеологов и политических руководителей коммунистических и рабочих партий, международного коммунистического движения (А. Грамши, Г. Димитров, М. Торез, П. Тольятти, У. Фостер, Д. Ибаррури, В. Пик и др.). Выдающимися публицистами были журналисты-коммунисты Дж. Рид, А. Рис Уильямс, Г. Пери, Ю. Фучик и др., учёные и общественные деятели Ф. Жолио-Кюри, Дж. Бернал, П. Ланжевен, У. Дюбуа и др., писатели Г. Манн и Т. Манн, Т. Драйзер, Б. Брехт, Дж. Олдридж и др.
         Русская П. ведёт начало от «Слова о законе и благодати» Илариона (11 в.), проповедей Кирилла Туровского (12 в.), обличительных произведений Максима Грека (16 в.). Иван Пересветов (16 в.) в ярких публицистических произведениях ратовал за централизацию Русского государства. Остро публицистический характер имела переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В 18 в. высокое гражданственное звучание научных трудов и поэзии М. В. Ломоносова обусловило их просветительское и патриотическое значение; антикрепостническая направленность отличала публицистические произведения Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. Русская общественная мысль и культура 19 в. развивались под воздействием П., в которой находила выражение борьба различных общественных течений. Передовая П., выражая интересы народных масс, сама испытывала влияние их стремлений и чаяний. На примере В. Г. Белинского В. И. Ленин показал, что творчество русских публицистов-демократов зависело от настроений крепостных крестьян.
         Публицистическая деятельность А. И. Герцена, положившая начало русской бесцензурной общедемократической печати (см. «Колокол», Вольная русская типография), способствовала революционному подъёму в России. В середине 19 в. П. революционных демократов В. Г. Белинского («Письмо к Гоголю»), Н. Г. Чернышевского («Барским крестьянам», «Письма без адреса» и др.), Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина («За рубежом» и др.), Д. И. Писарева имела важное значение для идеологического и политического воспитания широких демократических кругов. Публицистические выступления Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского оказали сильное влияние на духовную жизнь русского общества.
         На рубеже 19—20 вв. распространению марксизма в России, объединению революционных сил во многом содействовала П. русских марксистов (Г. В. Плеханов и др.). На новом пролетарском этапе революционного освободительного движения в России огромную роль в пропаганде марксизма, политическом воспитании трудящихся масс, сплочении их вокруг партии большевиков и мобилизации на подготовку и проведение социалистической революции сыграла публицистическая деятельность В. И. Ленина. Работы Ленина-публициста, отмеченные коммунистической партийностью, научностью содержания, острой полемичностью, непримиримостью к противникам в сочетании с ясностью, простотой и живостью языка, яркой образностью, являются совершенным образцом наступательной большевистской П. Созданная Лениным и партией Большевистская печать стала школой партийной П., выдающимися представителями которой были В. В. Боровский, А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, И. В. Сталин, М. С. Ольминский, С. Г. Шаумян, Е. М. Ярославский и др. Традиции передовой русской П. и большевистской П. продолжает и развивает советская П. На всех этапах строительства коммунистического общества советская П. активно участвует в идеологическом воспитании народа, в борьбе с враждебной социализму пропагандой, непосредственно вмешивается в социально-экономические процессы. Яркие публицистические произведения, отразившие важнейшие события эпохи, создали М. Горький, В. Маяковский, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Н. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург, В. Вишневский, Б. Горбатов, М. Шагинян, К. Симонов, Н. Грибачев и др. писатели. Среди советских журналистов приобрели известность как публицисты М. Кольцов, Л. Рейснер, Д. Заславский, Ю. Жуков, В. Овечкин, Е. Дорош, В. Песков и др.
         Публицистические выступления советских государственных, партийных и общественных деятелей, учёных, деятелей культуры вносят большой вклад в общее дело борьбы за построение коммунистического общества, укрепление дружбы и взаимопонимания между народами.
         П. существует не только в словесной (письменной и устной) форме, но и в графически изобразительной (см. Плакат, Лубок, Карикатура), фото- и кинематографической (см. Документальное кино), театрально-драматической (см. Агитбригада, «Синяя блуза», «Живая газета») и словесно-музыкальной формах. Развитие всех форм П. в середине 20 в. отвечает характерной черте времени — росту общественного сознания, гражданской активности, ответственности каждого человека за судьбы мира и социальный прогресс.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О печати, М., 1972; Ленин В. И., О печати, 2 изд., М., 1974; В. И. Ленин, КПСС о печати, 2 изд., М., 1974; Яковлев Б. В., Ленин — публицист, М., 1960; Зорина Н. Г., Савенков А. А., В. И. Ленин и партийные публицисты, Л., 1972; Березина В. Г., К истории слов «публицист» и «публицистика», «Вестник ЛГУ», 1971. № 20; Жанры советской газеты, М., 1972; Журбина Е. И., Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. М., 1969; Здоровега В. И., У майстернi публiциста, Львiв, 1969; О публицистике и публицистах, Сб. ст., в. 1—2, Л., 1964—66; Публицистика — передний край литературы, «Вопросы литературы», 1970, № 1, с. 44—94; Прохоров Е. П., Публицист и действительность, М., 1973; Учёнова В. В., Публицистика и политика, М., 1973; Черепахов М. С., Проблемы теории публицистики, 2 изд., М., 1973; Haacke W., Publizistik. Elemente und Probleme, Essen, 1962; Szulczewski M., Publicystyka i wspolczesnosc, Warsz., 1969.
         Е. П. Прохоров.
Современная Энциклопедия
ПУБЛИЦИСТИКА (от латинского publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура и др.), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Нередко используется в художественных и научных произведениях.
Идеографический словарь
^ литературное произведение
^ относительно, идеология
публицистика - произведения, посвященные актуальным общественным проблемам.
публицист. публицистический.
плакат. карикатура.
передовая , передовица.
фельетон. фельетонист.
памфлет. памфлетист.
листовка. дацзыбао.
см. актуальный
Орфографический словарь Лопатина
публиц`истика, публиц`истика, -и
Словарь Ожегова
ПУБЛИЦ’ИСТИКА, -и, жен. Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная п.
прил. публицистический, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ПУБЛИЦ’ИСТИКА, публицистики, мн. нет, ·жен. (от ·лат. publicus - общественный) (·книж. ).
1. Литература по общественно-политическим вопросам. Русская публицистика 60-х гг.
2. Жанр, стиль, характерные особенности такой литературы. Роман, насыщенный публицистикой.
3. Писательская деятельность по общественно-политическим вопросам. У него за плечами 20 лет публицистики.
Толковый словарь Ефремовой
[публицистика]
ж.
1)
а) Вид литературы, посвященной актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества.
б) Совокупность произведений такого вида.
2) Наличие в чьем-л. творчестве, в каком-л. произведении отражения злободневных проблем современности.
Литературная энциклопедия
[от слова публичный, общественный] — область лит-ры, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и т. д. В то время как художник свое идейное утверждение дает через систему образов, у публициста образ привлекается лишь как одно из средств выражения мысли, к-рое может и отсутствовать, не нарушая основного принципа построения публицистической работы. От научно-теоретических работ П. отличается тем, что она не имеет специфических черт научного исследования и пользуется теми или другими научными исследованиями, стремясь к разработке вопросов общественного порядка и освещению их уже на основе добытого научного знания. Самым ярким жанром П. является памфлет (см.). В памфлете всегда звучат ирония, сарказм, насмешка, издевательство над врагом и яркий горячий призыв к читателю. Публицистическими жанрами являются также фельетон, заметка, обращение, воззвание, прокламация, политическое письмо, лозунг, публицистическая статья. Особое место в П. занимают такие жанры, как воспоминания, письма, дневники. Дневники Герцена, Добролюбова, многочисленные воспоминания о Ленине, Сталине и т. д. могут быть приведены как образцы публицистических произведений. Охватывая большое содержание в столь разнообразных жанрах, П. включает в себя массовую агитационную и пропагандистскую лит-ру. Здесь с предельной отчетливостью выступает подлинная природа П., ее смысл и значение как особого вида лит-ого творчества. Но П. существует не только как самостоятельный
356 вид литературы, она нередко врывается в смежные области, выступая там в качестве «публицистической тенденции». Так возникла уже в 60-х гг. публицистическая критика, так художественная лит-ра 70-х гг. несла в себе яркую публицистическую окраску. Пролетарская П. органически перерастает в научную работу. Глубина научного анализа, объективность содержания, выступая в неотрывном единстве с партийной заостренностью научных выводов, сопряжены в силу этого с ярко выраженной публицистической тенденцией. Примерами такого типа научных работ с яркой публицистической окраской могут быть «Капитал» Маркса, «Анти-Дюринг» Энгельса, «Развитие капитализма в России» и «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина, «Вопросы ленинизма» Сталина и мн. др. Публицистичность не только не уменьшает их научного характера, но, наоборот, придает ему яркость, остроту. О публицистической тенденции так. обр. мы говорим тогда, когда писатель (беллетрист, ученый) не ограничивается выражением своего понимания действительности через показ ее в образах или понятиях, но и непосредственно заявляет о своем к ней отношении. В момент обострения классовой борьбы большое значение получает публицистическая критика, когда не столько само лит-ое произведение служит материалом для критика, сколько действительность, нашедшая в лит-ре свое отражение. Это обусловливается прежде всего остротой самих вопросов действительности, увлекающей критику, а также в условиях отсутствия свободы слова (революционно-демократическая критика 60-х гг.) стремлением использовать художественную лит-ру и критику как единственное средство выражения политических взглядов. Выясняя вопрос о взаимоотношении публицистики и лит-ры художественной, надо отличать те лит-ые произведения, в которых выступает тенденция, не вытекающая из положения и действия (по выражению Энгельса), от тех произведений, где публицистичность является органической частью идейно-образной системы. Публицистичность первого рода может проистекать и из неумения художника образно отразить мир, неумения, обусловленного в частности художественной беспомощностью автора. Развитие публицистики тесно связано с развитием общественной жизни. П. феодальной формации, П. капиталистической эпохи в зависимости от политических условий, места и времени либо существует самостоятельно либо пользуется художественной лит-рой и критикой как средствами, создавая особый тип художественной лит-ры и публицистическую критику. В эпоху диктатуры пролетариата П. развивается наряду с художественной литературой и критикой, становясь в руках пролетариата мощным орудием коммунистического перевоспитания масс и пропаганды идей коммунизма и пролетарской революции во всем мире. В то же время советская художественная литература и критика, сохраняя свою специфичность, приобретают четкую идейную направленность и
357 заостренность, выражая этим свойственную пролетарскому мировоззрению действенность, партийность. В России яркие примеры П. мы находим уже в XVI в. М. Н. Покровский писал: «В XVI в. у нас появляется вдруг, что и не снилось Москве XIV в., политическая литература, публицистика». Не касаясь всей массы публицистических произведений, отметим литературную полемику Ивана IV с кн. Андреем Курбским, писания Ив. Пересветова, а еще раньше [XV в.] послание старца Псковского монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу. Политическая задача Филофея заключалась в проведении идеи Москва — III Рим: «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Писания Ивана Пересветова имели своей политической задачей защиту самодержавно-бюрократического государства Ивана IV и проповедь той же идеи Москва — III Рим. Публицистические произведения Ивана Грозного — письма к Курбскому и писания к игумену Кирилло-белозерского монастыря — вызваны были политическими задачами защиты дворянства и купечества против претензий старого боярства. Боярство выдвинуло своего идеолога — кн. Андрея Курбского, давшего «историю вел. кн. Московского» и письма к Грозному. Раньше феодал, при помощи насилия или хитрости отняв землю у своего соседа, иногда старался замолить свой грех, построив один или два монастыря. Дальше этого сознание совершенного им преступления не шло. Теперь отдельные классы оспаривают друг у друга земли и власть над трудящимися, стараясь доказать свою правоту примерами из истории, священного писания и т. д., стараясь убедить, что то, что нужно им, хорошо для всех. Поэтому иногда они даже заступаются за угнетенных и выступают под видом представителей народных масс и их интересов. В числе публицистических произведений XV—XVI вв. мы имеем произведения, направленные против церкви. «Беседа преподобного Сергия и Германа валаамских чудотворцев» — яркий памфлет, направленный против церкви и монастырей. В XVIII в. П. в России выступила уже довольно широко. К П. должны быть отнесены сатиры Кантемира, «Были и небылицы» Екатерины II и в особенности «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, журналистика Новикова, раннего Крылова и др. Новиков, Крылов и в особенности Радищев резко критиковали всю систему общественных отношений, крепостное право, царскую бюрократию, суд, воспитание, а Радищев и Новиков — и самовластие царя. В XVIII в. появляются произведения и низовых крестьянских, казацких и солдатских масс: «Плач-памфлет о крепостной доле (копия с просьбы в небесную канцелярию)», «Плач холопов» и др. На Западе начало развития П. также относится к эпохе феодализма. Острая классовая борьба конца средних веков и начала нового времени вызывает к жизни П. Борьба капитализма на Западе против феодализма приняла форму отрицания церкви и монастырей, попов и монахов как ярких выразителей
358 реакции. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Письма темных людей» обнажают характер этой борьбы средствами публицистики. Сама художественная литература принимает ярко выраженный публицистический характер. В период Реформации, когда крестьянское движение шло под знаменем религиозной борьбы, возникла нужда в обращении к широким народным массам. Этой потребности отвечала П., видное место среди произведений к-рой занимает полемика между Фомой Мюнцером — вождем крестьянского восстания 1525 — и вождем Реформации Лютером. Английская революция XVII века вызвала исключительный рост П. Борьба против Карла I требовала своей аргументации в защиту казнивших. Появился памфлет, отвечавший этой задаче, — «Kieling no morder» (Умерщвление — не убийство). Промышленный переворот в Англии и развитие буржуазных отношений создали мощное развитие П. как формы политической борьбы. Такие явления, как борьба за освобождение Ирландии, чартистское движение и т. д., вызывали к жизни периодические органы, как «Спектатор» и знаменитые памфлеты Свифта и Дефо. Период подготовки к Французской революции дал мощный толчок развитию П. в форме памфлета, фельетона, газетной сатиры и т. д. П. просветителей (Вольтер, Руссо, Дидро, мемуары Бомарше и др.) является замечательным образцом этого типа творчества. «Что такое третье сословие» Сийеса может считаться лучшим образцом тогдашней публицистики, яркой, убедительной, насыщенной политической тенденцией. Газетные статьи Марата доводят П. до высшего развития, а «Народный трибун» Бабёфа кончает период этого блестящего расцвета. Эпоха Реставрации и связанная с нею борьба придали П. сатирический характер (Поль Луи Курье, Беранже этого периода сугубо насыщены П.). П. в России продолжала развиваться и в XIX в. Центральной проблемой публицистики александровской эпохи оставался вопрос об освобождении крестьян и форме политической власти. Николаевская реакция не уничтожила П., но воздействовала на ее форму своим железным цензурным уставом. П. вошла неизбежным элементом и в художественную литературу и в критику. Блестящим публицистом-критиком николаевской эпохи был Белинский. Его знаменитое письмо к Гоголю является, по утверждению Ленина, одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати. Письмо Белинского к Гоголю — замечательный яркий памфлет, с четко выраженными политическими требованиями и с страстно-разрушительным выпадом против самодержавно-крепостнического строя России. Ярким образцом охранительной П. являются «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, против к-рых и был направлен удар Белинского. Тенденции охранительной П. развивали: в Москве — Погодин, Шевырев и отчасти славянофилы в журнале «Москвитянин», а в Петербурге — рептильные писаки Греч и Булгарин в «Северной пчеле». Тенденции революционной П. нашли свое продолжение
359 у Чернышевского и Добролюбова в «Современнике», радикальной — в «Русском слове» у Писарева. Борьба между журналами 60-х гг. велась по принципиальным политическим вопросам. Обострение классовой борьбы способствовало росту П. Вместе с тем рос и цензурный гнет, и П. неизбежно становилась частью художественной лит-ры и критики. Блестящими образцами революционно-демократической публицистической критики 60-х годов являются статьи Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Замечательными публицистами-художниками являются Некрасов, Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский. Реакционный лагерь выдвинул в 60-х гг. таких публицистов, как Достоевский и Катков. П. 40—60-х гг. ставила проблему крепостного права, социализма и революции, свободы человеческой личности, женской эмансипации, семьи и брака. Иной характер имела П. бесцензурная. «Предшественницей рабочей (пролетарски-демократической или социал-демократической) печати была тогда общедемократическая бесцензурная печать с „Колоколом“ Герцена во главе ее», писал Ленин («Из прошлого рабочей печати в России», Сочинения, том XVII, стр. 341). «Колокол» Герцена-Огарева создал тип вольного бесцензурного публицистического произведения, принимающего то форму памфлета, то сатиры, то прямого обвинительного акта. По яркости, силе и страстности публицистика Герцена занимает одно из первых мест в истории русской публицистики. Появление на исторической сцене новой общественной силы — пролетариата — дало новый толчок развитию публицистики и придало ей новое содержание. В Германии публицистика выявилась особенно ярко в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса. Памфлеты К. Маркса показывают огромный лит-ый талант, остроумие, язвительный, уничтожающий противника сарказм; его П. являлась одновременно и агитацией и глубокой обобщающей научной работой, подкреплявшей и развивавшей определенную политически-партийную линию. Это — характерный признак пролетарской П. В России содержанием пролетарской П. на первых порах явилась борьба с народниками. Основными вопросами были вопросы о характере развития России, о крестьянстве, о революции, о социализме и т. д. Народнический лагерь выдвинул Н. К. Михайловского. С позиций марксизма (хотя и непоследовательного) боролся с народничеством Плеханов. Подлинным и наивысшим образцом последовательно-марксистской П. была гениальная публицистика Ленина, творчески развивавшая принципы Маркса в обстановке новейшего этапа капитализма. Преследования царской жандармерии обусловили появление подпольной агитационной П. Еще в 60-х гг. возникла форма подпольной прокламации. В 90-х и 900-х: гг. в России «подпольные листки» были обычным явлением. Многие марксисты-публицисты пользовались образами художественной лит-ры (Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Гл. Успенского и др.). Борьба с экономизмом и меньшевизмом, отзовизмом, богоискательством, богостроительством,
360 ликвидаторством и т. д. вызвала к жизни яркие произведения большевистской публицистики (В. Воровский, М. Ольминский, М. Покровский, В. Фриче и др.). Особенность ее заключалась прежде всего в открытом проведении в ней принципа партийности. Ленин в 1905 писал: «Литература должна быть партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, „барскому анархизму“ и погоне за наживой, — социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме. В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, независимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „колесиком и винтиком“ одного единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы... Мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие (т. е. свободу печати — М. Д.), срываем фальшивые вывески, — не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу» (Ленин, Партийная организация и партийная литература, Сочин., т. VIII, стр. 387 и 389). Примерами партийно-заостренной пролетарской публицистики кроме названного могут служить статьи «Искры» до раскола или в революцию 1905 публицистика лит-ой группы при МК РСДРП в сборниках «Текущий момент», «Вопросы дня» и др. Не замолкала пролетарская П. и в годы реакции после революции 1905. Литераторы выступали тогда не только с публицистически-художественными произведениями, но и прямо с публицистическими статьями, как напр. М. Горький. В то же время буржуазия откровенно превращала своих публицистов в продажных, лживых, на все готовых наемных агентов, к-рые не стыдились быть орудием вопиющей несправедливости. Меньшевистская П., как и буржуазная, выполняла свою политическую задачу — одурманивания масс, превращая их в послушное орудие империалистических хищников. Пролетарская П. вынужденно ушла в подполье и свободно развернулась лишь после Октябрьской революции. Гражданская война, социалистическое строительство, индустриализация страны, коллективизация с. х., громадный культурный подъем в стране, рабселькоровское движение, возникновение
361 множества газет и массовых изданий, все это вызвало расцвет пролетарской П. Работы гениального вождя социалистической революции т. Сталина, а также речи лучших соратников его, тт. Кирова, Кагановича, Молотова, публицистика «Правды» являются образцами советской пролетарской П. В условиях диктатуры пролетариата П. является мощным орудием пропаганды и агитации в коммунистическом духе. Научность и партийность — характерные черты пролетарской публицистики. М. Добрынин
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПУБЛИЦИСТИКА


будет выглядеть так: Что такое ПУБЛИЦИСТИКА