Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПТОЛЕМЕЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Ptolemaios)
        Клавдий (2 в.), древнегреческий учёный. Разработал так называемую геоцентрическую систему мира (См. Системы мира), согласно которой все видимые движения небесных светил объяснялись их движением (часто очень сложным) вокруг неподвижной Земли. Биографические сведения о П. очень скудны: известно, что он провёл большую часть жизни в Александрии где в 127—151 производил астрономические наблюдения; имеются сведения что умер он около 168. Основное сочинение П. по астрономии — «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах», арабизированное название «Альмагест». До появления книги «Об обращениях небесных сфер» Н. Коперника «Альмагест» оставался непревзойдённым образцом изложения всей совокупности астрономических знаний. Исключительно велико было практическое значение этой работы для мореплавания и определения географических координат, В «Альмагесте» впервые законы видимых движении небесных тел были установлены настолько, что стало возможным предвычисление их положений. В начале 17 в., во время борьбы за утверждение гелиоцентрической системы мира, отношение к сочинению П. резко изменилось, так как в нем стали прежде всего видеть опору геоцентрических взглядов; в это же время, после появления таблиц Коперника и особенно И. Кеплера этот труд потерял свое практическое значение.
         Большой известностью пользовалось и др. сочинения П. — «Руководство по географии» (8 книг) (с 1475 по 1600 вышло 42 издания этого сочинения). В нём дана полная, хорошо систематизированная сводка географических знаний древних. П. особенно много сделал для развития и использования теории картографических проекций. Он дал координаты 8000 пунктов (по широте — от Скандинавии до верховьев Нила, а по долготе — от Атлантического океана до Индокитая), основанные, впрочем, почти исключительно на сведениях о маршрутах купцов и путешественников, а не на астрономических определениях. К трактату приложены одна общая и 26 специальных карт земной поверхности.
         Астрономические наблюдения датировались в древности годами правления царей. В связи с этим П. составил «Хронологический канон царей», являющийся важным источником для хронологии. Написанный им пятитомный трактат по оптике считался окончательно утраченным. Но в 1801 был найден почти полный лат. перевод его, сделанный с арабского. Наибольший интерес в нём представляют развитая П. теория зеркал, таблицы углов преломления при переходе светового луча из воздуха в воду и в стекло, а также теория и таблица астрономической рефракции. Др. сочинения П. представляют меньший интерес.
         Соч.: Opera quae exstant omnia, ed. J. L. Heiberg, v. 1—2, Lpz., 1898—1907; Geographia. E codicibus recongnovit, C. Mullerus, v. 1—2, Parisis, 1883—1901.
         Лит.: Идельсон Н. И., Этюды по истории планетных теорий, в книга: Николай Коперник, М. — Л., 1947, с. 84—179.
Современная Энциклопедия
ПТОЛЕМЕЙ Клавдий (около 90 - около 160), древнегреческий ученый. Разработал теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволяющую предвычислять их положение на небе; совместно с теорией движения Солнца и Луны она составила так называемую птолемееву (геоцентрическую) систему мира. Система Птолемея, а также сведения по прямолинейной и сферической тригонометрии изложены в его главном труде "Альмагест". В труде "География" Птолемей дал сводку географических сведений античного мира.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    I.     ПТОЛЕМЕЙ — в Др. Египте: 1) П. I Сотер, сын Лага, — правитель Египта с 323 до н.э., царь (305 — 283 до н.э.). В 323 по решению диадохов, при первом разделе госуд. Александра Македонского, получил в кач-ве сатрапа в управл. Египет. В 322 убил своего предшеств. Клеомена из Навкратиса — наместника Египта при Александре Македонском. В 321 отразил нападение царск. регента Пердикки. По примеру др. диадохов провозгласил себя царем в нач. 305. В 285 взял в соправители своего сына Птолемея II Филадельфа. 2) П. II Филадельф («любящий сестру»), царь (285 — 246 до н.э.). Сын Птолемея I. Был женат на своей старшей сестре Арсиное II. При П. II сложились осн. черты соц.-экономич. и политич. строя эллинист. Египта с широко разветвл. царским х-вом и эксплуатацией царских земледельцев и ремесл. в условиях рабовлад. общества. П. II вел актив. внеш. политику — воевал с отпавшей от Египта Киреной и Македонией, вмешивался в дела Греции. С царством Селевкидов вел 1-ю и 2-ю Сирийские войны за преобладание на вост. побережье Средиземного м. 3) П. III Евергет — царь (246 — 222/221 до н.э.). Сын Птолемея II. Вступив в брак с киренской царевной Береникой, присоед. отпавшую от Египта Кирену. Вел актив. внеш. политику. Победил Селевкидов в 3-й Сирийской войне, временно занял их столицу — Антиохию на Оронте. Эллинистич. Египет при П. III достиг вершины своего могущества; однако П. III вынужден был прекратить дальнейшие завоев. на вост. побережье Средиземного м. и вернуться в Египет в связи с восстанием, вспыхнувшим там против власти Птолемеев.     II.     ПТОЛЕМЕЙ, Клавдий (ум. ок. 168 н.э.) — знамен. др.-греч. ученый. Биографич. сведения о П. очень скудны: известно, что он провел большую часть жизни в Александрии, где в 127 — 151 производил астрономич. наблюдения. Основное соч. П. по астрономии — «Великое математич. построение астрономии в 13 книгах». Еще в древности этот трактакт стали называть «Мэгистэ», откуда произошло арабизиров. назв. «Альмагест». Др. соч. П. представляют меньший интерес. «Гипотезы» содержат краткое изложение результатов «Альмагеста», «Планисфера» излагает теорию сте-реографич. проекции. В «Аналемме» даются методы расчета солнеч. часов. «Тетрабиблос» представляет изложение астрологии, рассматр. как часть космич. физики.
Все монархи
[Все монархи мира (Древняя Греция. Древний Рим. Византия)] Царь Эпира из рода Пирридон, правивший с начала 30-х гг. до 231 г. до Р.Х. Сын Александра 11. В 231 г. до Р.Х. Птолемей выступил походом против этолийцев, чтобы вернуть захваченную ими Акарнанию, но умер, сраженный внезапным недугом (Юстин: 28; 3).
Античные писатели
    Птолемей, Клавдий; Ptolemaios, Klaudios, ок. 100-ок. 147 (178?) гг. н. э., греческий астроном, математик, географ. Один из наиболее выдающихся ученых древности. Жил в Александрии. — Наиболее громкую славу ему принесли астрономические произведения, в их числе прежде всего Математическая система (Mathematike syntaksis) в 13 книгах, позднее называемая Великой системой (Megale syntaksis), откуда в арабском языке посредством добавления артикля al получилось название Альмагест, под которым произведение П. повсюду известно. В Альмагесте Р., используя работы своих предшественников (в основном, Гиппарха Никейского и Аполлония Пергского), он не только собрал воедино все астрономические знания античности, которые обогатил собственными наблюдениями (произведенными в 127-141 гг.), но дал первое систематическое изложение математической астрономии. Книги I и II представляют геоцентрическую систему, кн. IV-VI содержат лунную теорию, кн. VII-VIII рассказывают о звездах, остальные книги посвящены теории движения планет. Это величайшее произведение П. комментировали Папп, Феон, Ипатия, Прокл. Его рано перевели на арабский язык (первый перевод датируется VIII/IX вв.), в этом варианте оно пришло в средневековую Европу, где — многократно переведенное на латынь — стало основным астрономическим сочинением вплоть до времен Коперника. О теории планет П. писал также в поздней работе Гипотезы планет (Hypotheseis ton planomenon), частично сохранившейся в арабском переводе. Заслуживает внимания также так называемая Канопская надпись, надпись, сделанная П. в 147-148 гг. на каменной плите в Канопе, где приведены расположения планет и другие касающиеся их данные. Не менее популярным, чем Альмагест долгое время было астрологическое произведение П. Четверокнижие (Tetrabiblos), систематизировавшее все имеющиеся данные и теории о влиянии планет и звезд на жизнь людей и различные события, происходящие на Земле. Его комментировали Порфирий и Прокл, много раз переводили, в том числе и на новоевропейские языки. Из других сочинений П. большое значение имели его труды из области теории музыки, оптики и географии. Музыке он посвятил произведение Гармоника (Harmonika), которое является одним из основных источников изучения истории греческой музыки. Как и Альмагест с Четверокнижием, оно принадлежало к наиболее известным произведениям П. К нему писал комментарий Порфирий, его использовали Боэций, Макробий и др. Оно было переведено на арабский и латинский языки. Сочинение Оптика (Optike pragmateia) в 5 книгах, частично сохранившееся в латинском пересказе арабского перевода, рассказывает о зрении и зрительных обманах, а также о законах отражения света и преломления его в воде. П. приводит здесь выводы Архимеда и Герона, но вопрос о преломлении света в большей степени решает по-новому. В своем главном географическом произведении География (Geographike hyphegesis) в 8 книгах он рассматривает эту дисциплину как науку об изображении Земли при помощи рисунков (так ближе всего к оригиналу можно перевести название труда), в основе которой лежат астрономия и математика. Чтобы облегчить составление карт, П. составил таблицы географических широт и долгот примерно 8100 наиболее известных местностей, гор и рек. Более подробно, чем его предшественники, он описал Британию и страны к югу от Балтики. Он упоминал также о нынешних польских землях, в частности о Калише. Это произведения явилось высшим достижением античной географии, подведением ее итогов. П. опирался на исследования Эратосфена, Гиппарха, Посидония, Страбона, а прежде всего на Марина Тирского (греческий географ I/II вв. н. э.) Географический трактат П. на протяжении 14 столетий был не только базовым пособием по географии, но источником развития картографии нового времени. П. писал на научном койне, простым и понятным языком.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Птолемей и синтез античной астрономии
Жизнь и сочинения Птолемея
    Птолемей из Птолемаиды (верхний Египет) жил, возможно, в 100-170 гг. н.э. Среди его многочисленных работ "Великое построение" (Megiste syntaxis) является суммой всех астрономических знаний античного мира, подобно "Элементам" Евклида в отношении математики. "Великое построение" (Megiste syntaxis) было названо арабскими математиками "Альмагест" от прилагательного "мегистос" ("величайший", т.е. наиболее значительный трактат по астрономии). Арабы внесли некоторую деформацию в транслитерацию слова, присоединив артикль - "аль" + "магест".
    Из других его работ следует указать такие: "Гипотезы о планетах ", "География", "Гармония", "Оптика", "Четверокнижие". Эта последняя служила дополнением к "Альмагесту", имела большой успех в средние века и эпоху Возрождения, ибо в ней удачно сочетались научный дискурс, данные о влиянии звезд и предсказания.
Система Птолемея
    В "Альмагесте" Птолемей занят уточнением картины знания, полученной от Аристотеля. Науки делятся на поэтические, практические и теоретические. Последние включают в себя физику, математику и теологию (метафизику). Птолемей убежден в явном превосходстве теоретических наук, математики, в первую очередь. Теология имеет объект, слишком удаленный и в своей высоте отделенный от всего чувственного. Физика обращена к вещам, поскольку они - субъекты движения. Отсюда его предпочтение математике. "Только математика, - полагает Птолемей, - если подойти к ней со строгостью, дает прочное и определенное знание тем, кто его добивается, поскольку доказательство, как арифметическое, так и геометрическое, получается путями неопровержимыми". Она открывает также дорогу и к теологии, давая возможность корректно приблизиться "к активности неподвижного", а также понять чувственное и подвижное, смещение и порядок движения.
    Астрономия, по Птолемею, имеет свое точное этическое и воспитательное значение. "Для тех, кто способен понять благородство действий и характера, эта наука как никакая другая сообщит понимание по принципу сходства, порядка, симметрии, отсутствия суетности; величественный ритм, что свойственен лишь божественному, усилит влюбленность в эту божественную красоту в том, кто, сделав ее привычкой, обретает красоту во внутреннем расположении души как свою природную суть". Войдя в теоретический план "Альмагеста", мы увидим следующую картину. Что касается мира и Земли, то 1) мир (небо) сферичен и движется как сфера; 2) Земля, аналогичным образом, мыслится как сферообразная; 3) она расположена "посреди мира так, чтобы быть в центре; 4) что касается дистанции и величины, Земля покоится относительно сферы неподвижных звезд в положении точки; 5) Земля не выполняет никакого локального движения, т.е. она неподвижна.
    Поскольку эти кардинальные тезисы геоцентрической системы продержались вплоть до коперниковской революции, необходимо снабдить их хотя бы кратко аргументами Птолемея.
    1) То, что небо сферообразно, что оно вращается циклообразно, это подтверждается практикой и опытом. От века люди единодушны в этом, наблюдая, как Солнце, Луна и другие звезды смещаются с Востока на Запад, описывая параллельные круги, с регулярностью и постоянством поднимаясь в одном месте и опускаясь в другом. Центр таких оборотов, в согласии с опытом, всегда один и тот же, он совпадает с Землей. Любое другое объяснение, другой тип движения не дает понимания наблюдаемых нами феноменов.
    2) То, что Земля круглая, доказывается, к примеру, фактом, что Солнце, Луна, звезды не восходят и не заходят в одно и то же время для тех, кто находится в разных точках Земли, но сначала для обитателей восточных земель, потом для западных. Кроме того, мореплаватели, когда они направляются к горным хребтам или возвышенностям, откуда бы они ни шли, видят нарастающий подъем, как если бы море вздулось.
    3) Если мы не вправе говорить о Земле как о центре универсума, многие феномены остаются необъяснимыми: "... если Земля не центр целого, наблюдаемый нами порядок смены дней и ночей нарушился бы. Более того, затмение Луны не могло бы наступить в позиции, диаметрально противоположной Солнцу, относительно всех прочих частей неба. Известно, что интерпозиция Земли между этими двумя светилами не диаметрально противоположна, но отделена на интервал ниже в полуокружность".
    4) То, что Земля, относительно сферы неподвижных звезд, пространственно сравнима с точкой, это доказывается, среди прочего, фактом, что с любого пункта Земли величины звезд и дистанции между ними наблюдатели фиксируют как равные.
    5) Земля недвижна в центре, поскольку это точка, куда все тяжелые тела падают. Некоторые утверждают, что Земля вращается вокруг своей оси с Запада на Восток, за день описывая круг. Если бы это было так, то движение должно было бы быть весьма стремительным, тогда все тела, что не имеют опоры на Земле, должны бы двигаться видимым образом в обратном направлении; кроме того, нельзя было бы видеть облака, идущие на Восток, все бы металось и летело, исчезая из зоны видимости, а движение Земли обгоняло бы все со своей скоростью. А если допустить, что и воздух вместе с телами вращается, то в этом случае все казалось бы статичным, ничто ни переходило бы, ни возвращалось бы.
    Небо состоит из эфира, оно по натуре сферично и неразрушимо. Движение вращательное эфирной концентрической сферы, на которой фиксированы звезды, дополнено движением Солнца, Луны и пяти других планет на основе объяснений Гиппарха с дополнениями. Остается необходимым объяснить все "феномены", прибегая к униформным и кругообразным движениям, как соответствующим природе божественных объектов. Два новых типа кругового движения таковы: 1) эксцентрические орбиты (где центр не совпадает с Землей), 2) эпициклические орбиты (с двумя вращающимися орбитами). Эпициклы, соотнесенные с эксцентрическими орбитами относительно Земли, сосчитанные подходящим образом, давали геометрическое объяснение всем феноменам, видимым отклонениям планет. Птолемей, таким образом, усовершенствовал объяснительные схемы Гиппарха. Движения планет обусловлены "витальной силой", которой они наделены от природы. Это разрешило традиционную проблему "двигателей" (еще от Аристотеля).
    Остроумие и талант, с которыми Птолемей делал расчеты, играя в эпициклы и эксцентрики, обеспечили ему беспрецедентный успех в области астрономии, авторитет его никто не оспаривал 14 веков!
    Элегантность его манеры соединять геометрический рационализм с доктриной влияния звезд на жизнь человека доступным образом переводила в термины математического языка присущую греческому духу глубокую веру в Судьбу, что правит всем.
Философский энциклопедический словарь 2
         Клавдий (ок. 90 — ок. 160), греч. астроном, математик, оптик и географ. Гл. соч.— «Великое построение» (« »), известное под назв. «Альмагест» (ср.-век. араб. искажение греч. оригинала и последующее европ. искажение араб. слова альМаджисти), — свод астрономич. знаний древних, содержит детально разработанную гео-центрич. модель мира, каталог звёзд (указано положе-жение и яркость 1028 звёзд), описание видимой формы Млечного Пути. «Альмагест» служил теоретич. базой расчёта движений планет и сохранял своё значение вплоть до разработки Коперником в сер. 16 в. гелио-центрич. системы мира.
        Согласно схеме П., в центре мира находится неподвижная Земля, вокруг которой по круговым орбитам — эпициклам — движутся планеты, а центры эпициклов скользят по большим несущим кругам — деферентам; Земля расположена вблизи общего центра деферентов. Эта модель удовлетворительно объясняла иррегулярности (неравномерность и «петлеобразность») в движении планет (и Солнца) и позволяла точно предсказать их положение в любой момент.
        Схема П. представляла собой первый образец организации естеств.-науч. знания в теорию: в основу теории П. была положена кинематич. модель, объяснявшая явления и позволявшая с применением тригонометрии (на основе непрерывных функций) предсказывать положение небесного тела в любой момент, в то время как астрономы Др. Египта и Вавилона не строили моделей космоса и предсказывали положения небесных тел на основе арифметич. операций. Модель П. была свободна и от произвольных спекулятивных конструкций, подобных аристотелевской, которая включала перводвигатель, более 50 веществ. сфер и т. п. В выборе гипотез для объяснения явлений П. придерживался принципа простоты, в тех же случаях, когда простейшая гипотеза оказывалась недостаточной, утверждал, что «нужно брать другие, наиболее подходящие». Так, важнейший сдвиг в астрономич. науке произвёл его отказ от идущего от Пифагора, Платона и Аристотеля представления о равномерных круговых движениях небесных тел: по П., планеты переносятся по деферентам неравномерно. Этим предвосхищалась революц. идея Кеплера о движении планет по эллипсам. По отношению к системе Коперника модель П. является отражением видимости, а не достоверности, но математико-геомет-рич. аспект модели П. включает гелиоцентрич. элементы. В «Альмагесте» П. аргументирует истинность геоцентризма, но в то же время исследования показали, что из первонач. текста тщательно вытравлено всякое упоминание о сущности гелиоцентрич. системы Аристарха Самосского, безусловно известной П. П. положил начало работам в области тригонометрии (сферической и на плоскости), открыл рефракцию в атмосфере Земли, исследовал явления отражения и поглощения света, заложил основы географии (указал географич. координаты ок. 8000 пунктов земной поверхности), занимался хронологией и астрологией.
        Opera que extant omnia, ed. J. L. Heiberg, v. 1—3, Lipsiae, 1898—1952.
        Нейгебауер О., Точные науки в древности, пер. с англ., М., 1968, Приложение I; Идельсон Н. И., Этюды по истории небесной механики, М., 1975; Xютт В. П., Концепция дополнительности и проблема объективности физич. знания, Таллин, 1977, с. 39—42; Гpигоpьян А. Т., Pожанская M. M., Механика и астрономия на ср.-век. Востоке, М., 1980; Duhеm Р., Le Systeme du monde, v. 1—10, P., 1913—59; Drеуеr J. L. E., A history of astronomy from Tholes to Kepler, Dover, 19532.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
ПТОЛЕМЕЙ (Ptolemmaeus) Клавдий (90-168), греческий астроном и географ. Работал в библиотеке Александрии Египетской, в то время крупном центре греческой учености. Его главная работа по астрономии, Альмагест, опиравшаяся на работы ГИППАРХА, содержала главным образом систему знаний того времени, в том числе каталог звезд. ПТОЛЕМЕЕВА СИСТЕМА мира основана на геоцентрической системе мира древних греков. Птолемеева География, положенная в основу карты мира, являлась неоспоримой истиной в течение многих веков. Вплоть до эпохи Возрождения Птолемей считался среди мусульманских и христианских ученых наиболее надежным авторитетом в географии.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПТОЛЕМЕЙ


будет выглядеть так: Что такое ПТОЛЕМЕЙ