Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПСИХОДРАМА

Медицинская энциклопедия
(психо? (Психо-) + драма; син. терапевтический театр)
основанный на принципе психоанализа метод групповой психотерапии, заключающийся в разыгрывании больными сцен из их жизни, в которых воспроизводятся конфликтные ситуации и создается возможность свободно отреагировать на них.
Орфографический словарь Лопатина
психодр`ама, психодр`ама, -ы
Большой психологический словарь
(англ. psychodrama) — направление групповой психотерапии, использующее в качестве основной техники сценическую форму действия. Основоположником П. был Я. Морено (Moreno). Годом рождения П. считается 1921 г., когда был создан проект «Театр спонтанности». Морено следовал идее о том, что в основе человеческого существования лежит двойной принцип спонтанности и творчества. Исходя из клинических наблюдений и жизненного опыта, он сделал вывод, что создание ситуаций, в которых эти принципы высвобождаются, полезно для проработки проблем самого разного рода. Описывая психодраматический метод, он выделяет 5 основных инструментов: сцену субъекта (пациента), режиссера, штат вспомогательных помощников (или вспомогательные эго, Я) и публику. Каждый из этих элементов играет определенную роль. Так, сцена дает пациенту жизненное пространство, в котором он может почувствовать себя свободным, позволить себе самовыражение. При этом на сцене могут появиться не только «реальные» субъекты и объекты, но и внутренние персонажи пациента, которые именно в этой ситуации находят себе место. Сам субъект (протагонист в терминах П.) при этом должен реализовывать на сцене тот или иной элемент своей частной, конкретной жизни. В рамках П. ему предлагают пережить и сыграть самого себя и ту ситуацию, в которой он оказывается. При этом провозглашается принцип участия, согласно которому в ситуации пациента принимает участие большое число персонажей — и внутренних, и реальных. Как пишет Морено, «реальности не только боятся, но ее вызывают». Режиссер П. выступает в качестве постановщика, терапевта и аналитика. Он, во-первых, руководит происходящим на сцене, следуя прямым указаниям или улавливая малейшие намеки пациента; во-вторых, он взаимодействует с пациентом в качестве психотерапевта; в-третьих, в качестве аналитика он предлагает свои интерпретации происходящего. Вспомогательные Я — это участники группы, играющие значимых в жизни пациента людей. Они одновременно являются «дополнением» терапевта (ко-терапевтами) и к самому пациенту, проигрывая его ситуацию. Зрители, не принимающие непосредственного участия в П., но присутствующие при игре, с одной стороны, реагируя на происходящее, осуществляют воздействие на протагониста, а с другой стороны, сами оказываются в позиции пациента, воспринимая и сопереживая разворачивающемуся действию. Классическая П. состоит из 3 частей: 1) разогрев, во время которого активизируется спонтанность и креативность участников группы, формирует групповую сплоченность и групповую психодинамику и помогает участникам сосредоточиться на своих личных проблемах; 2) само драматическое действие, когда выбранный протагонист осуществляет и руководит проигрыванием ситуации; на этом этапе режиссер может применять различные техники для помощи протагонисту, такие как обмен ролями, дублирование (один из участников группы присоединяется к протагонисту и активно участвует в постановке действия), «психодраматическое зеркало» (протагонист становится в роль наблюдателя и смотрит на действие, в котором его роль исполняет др. участник группы) и др.; 3) шеринг (shearing), заключающая часть П., в процессе которой участники делятся своими эмоциями, возникшими в процессе работы, а также рассматривают сходства собственных жизненных ситуаций с происходившим во 2-й части.
В целом, метод П. имеет своей целью помочь людям научиться решать свои проблемы в рамках микрокосма группы, свободной от обычных социальных норм и правил, через проигрывание своих фантазий, проблем, страхов и т. п. (А. А. Корнеев.)
Краткий психологический словарь
(от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии (см. психотерапия групповая), в к-ром пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции (см. перцепция социальная), более глубокого самопознания. Понятие и процедура П. предложены Д. Морено (США), неправомерно трактовавшим этот метод как средство решения социальных проблем. (За рубежом использовался также термин «социодрама», означавший способ устранения конфликтов в группах здоровых людей). Для П. важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. П. применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при психосоматических заболеваниях (см. психосоматика) и алкоголизме, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Возможна семейная П. Элементы П. входят в поведенческую психотерапию, социально-психологический тренинг, деловые игры (см. тренинг социально-психологический, игра деловая).
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от греч. psyche - душа + drama - действие.
Автор.
Я.Морено (начало 1920-х гг.).
Категория.
Форма психотерапии.
Специфика.
Основана на катарсисе, который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека. Пациент проигрывает на сцене жизненные ситуации, связанные с конкретными людьми. Основными психотерапевтическими приемами выступают "пустой стул", "телесный контакт", "обмен ролями", "репетиция будущего".
Словарь практического психолога
(социодрама)
1. Как подход к коррекции психологической — связана с именем Дж. Морено, коего многие считают основателем психотерапии групповой. Он трактовал этот метод и как средство решения социальных проблем. За рубежом используется также термин «социодрама».
Один из первых видов групповой психотерапии (см. <<психоанализ групповой>>). Проводится как подобие импровизированной театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из участников группы, где клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих смысл личностный для участников, на моделирование жизненно важных для них ситуаций. Обычно участники моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях. Во многих вариантах работы рассказчик определяет участников действия и их роли. Возможны варианты с использованием литературных текстов или их пересказов.
2. С иной точки зрения психодрама рассматривается как одна из методик проективных, относящаяся к группе методик катарсиса.
Цель психодрамы — диагностика и терапия неадекватных состояний и реакций эмоциональных, их устранение, отработка перцепции социальной, углубление самопознания.
В одном из типичных вариантов рассказывается история из собственной жизни. Сам рассказчик — протагонист — в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он проявит свои личностные особенности, что и определяет диагностическое значение.
Важные условия — доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. «Проживая» важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям; он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катартический эффект, возникающий при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действа.
В психодраме обычно выделяются такие фазы, как разминка, действие и интеграция (обсуждение). Собственно действие в качестве желаемого конечного результата предполагает достижение максимально возможных катарсиса, познания и озарения.
Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. Она применяется при неврозах, в том числе детских; при заболеваниях психосоматических и алкоголизме; при обострении психопатий и поведении девиантном подростков. Возможна семейная психодрама.
Элементы психодрамы широко применяются и в других терапевтических направлениях — в психоанализе, гештальт-терапии, терапии поведенческой, тренинге социально-психологическом, играх деловых, и пр.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ПСИХОДРАМА (от греч. psyche - душа и drama - действие) - англ. psychodrama; нем. Psychodrama. Вид групповой психотерапии, в к-ром пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей; их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания; П. характеризуется спонтанностью, активностью, импровизированностью поведения.
Новый философский словарь
(греч. psyche - душа и греч. drama - действие)
созданный Морено один из первых видов групповой психотерапии (группового психоанализа), в процессе которой пациенты играют роли, направленные на моделирование жизненно важных для них ситуаций, с целью диагностики, терапии и коррекции неадекватных состояний и реакций. П. (психодрамотерапия) может быть понята как оригинальный психотерапевтический театр контролируемой импровизации и ролевой игры, ориентированный, преимущественно, на групповое врачевание последствий ролевых конфликтов людей посредством реанимации их психосоциальной целостности, расширения сознания и внутреннего освобождения. В П. обычно выделяют следующие фазы: разминку, действие и интеграцию (последующее обсуждение). В качестве средств психодрамотерапии выступают ролевой тренинг (бихевиодрама) и педагогическая ролевая игра, включающие в себя терапевтический, педагогический и театральный компоненты. Эффективность этой групповой, игровой психотерапии в значительной мере обеспечивается благодаря ее ориентации на достижение группового катарсиса и изобретенным Морено конституентам (инструментам) П., к которым относятся: сцена, ведущий (директор), главный исполнитель (протагонист), партнеры (вспомогательные "Я"), группа людей, различные психодраматические техники (обмен ролями, дублирование, "зеркало", "репетиция будущего") и пр. Психодраматическое действие в качестве желаемого конечного результата обычно предполагает достижение максимально возможных значений понимания, инсайта и катарсиса (с соответствующим психотерапевтическим эффектом).
В.И. Овчаренко
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПСИХОДРАМА


будет выглядеть так: Что такое ПСИХОДРАМА