Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПСИХЕЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в древнегреческой мифологии олицетворение человеческой души; изображалась обычно в образе бабочки или девушки. Миф о любви П. и Эрота (Амура) — сюжет в литературе (Апулей, Ж. Лафонтен, Мольер, И. Богданович и др.), в изобразительном искусстве (А. Канова, О. Пажу, Рафаэль и др.).
Мультимедийная энциклопедия
в греческой мифологии, персонификация человеческой души в образе прекрасной девы. Знаменитый миф о Купидоне (Эроте) и Психее, впервые изложенный Апулеем в Метаморфозах, представляет собою скорее философскую аллегорию, чем мифологический рассказ. У некоего царя было три дочери, младшая из которых, Психея, была наделена такой красотой, что это вызвало ревность Венеры. Богиня отправила к ней Купидона, чтобы тот внушил ей любовь к какому-нибудь уродливому смертному, однако Купидон сам воспылал к ней любовью и перенес в укромное место, где посещал ее по ночам - при условии, что она никогда его не увидит. Завистливые сестры Психеи убедили ее в том, что ее супруг - ужасающее чудовище, и она решила взглянуть на его лицо; пока она при свете лампы смотрела на спящего бога, пораженная его красотой, капля масла из лампы упала ему на плечо. Купидон пробудился и покинул ее, разгневанный ее недоверчивостью. В поисках возлюбленного Психея пришла во дворец Венеры, которая дала ей несколько заданий, однако, Психея с ними справилась. Последнее задание состояло в том, чтобы доставить из подземного царства ларец красоты. Одолеваемая любопытством, она приоткрыла ларец, содержавший смертельный туман, от которого ее спас лишь Купидон, добившийся от Зевса согласия на брак с Психеей. После этого Психея обрела бессмертие и стала жить с Купидоном на Олимпе.
Современная Энциклопедия
ПСИХЕЯ, в греческой мифологии олицетворение человеческой души. Изображалась бабочкой, летящей птицей или девушкой. После долгих странствий и поисков Психея находит своего возлюбленного Эрота (Амура). Любовь Психеи и Эрота - распространенный сюжет в литературе, изобразительном искусстве.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ПСИХЕЯ, Психе — в греч. миф. олицетв. души, дыхания. П. отожд. с тем или иным жизнен. существом, с отдельн. функц. живого организма и его частями. Дыхание человека сближ. с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. Души умерших представ. вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появл. в сопровожд. вихря. В античн. иск-ве П. изображ. в виде бабочки или крылатой девочки (этрусские скарабеи, рельефы, терракота).
Орфографический словарь Лопатина
Псих`ея, Псих`ея, -и (мифол.)
Орфографический словарь Лопатина
псих`ея, псих`ея, -и (бабочка)
Толковый словарь Ефремовой
[Психея]
ж.
1) Возлюбленная бога любви Эрота, которой - по древнегреческой мифологии - было даровано бессмертие.
2) Употр. как символ человеческой души, изображавшейся древними греками в виде бабочки или девушки с крыльями бабочки.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(в др.-греч. мифологии - супруга Эрота; душа; см. тж ПСИХЕЯ-ЖИЗНЬ, ПУТАНИЦА-ПСИХЕЯ) Вкруг белеющей Психеи (скульптуры) Те же фикусы торчат, Те же грустные лакеи, Тот же гам и тот же чад... Анн900-е (66.1); Среди гражданских бурь и яростных личин, Тончайшим гневом пламенея, Ты шел бестрепетно, свободный гражданин, Куда вела тебя Психея. ОМ917 (302); Там на земле мне подавали грош И жерновов навешали на шею. - Возлюбленный! - Ужель не узнаешь? Я ласточка твоя - Психея! Цв918 (I,394.1); ПСИХЕЯ Загл. Цв920 (I,508.2); Пунш - и лепет Бальных башмачков по хриплым Половицам. И - как призрак - В полукруге арки - птицей - Бабочкой ночной - Психея! ib.; Плащ накинув, На одно плечо - покорно - Под руку поэт (Пушкин) - Психею По трепещущим ступенькам Провожает. Лапки в плед ей Сам укутал, волчью полость Сам запахивает... - "С Богом!" // А Психея, К спутнице припав - слепому Пугалу в чепце - трепещет: Не прожег ли ей перчатку Пылкий поцелуй арапа... ib.; Он пишет кратко - и не часто... Она, Психеи бестелесней, Читает стих Экклезиаста И не читает Песни Песней. Цв920 (I,511); Наверху в темноте поется сладко пленительно, утешительно: - Тирли, тирлинда! я - Психея. РП Куз921 (248); Не бойся, снежная Психея! Обитель и тебе найдем, И станет полный водоем Еще полней, еще нежнее. Куз921 (262); И бродит, и водит серебряным бреднем... Все яви во сне мои, сны наяву! Но сердце, Психея, найдешь ты последним, И в грудь мою вложишь, и я оживу. Куз922 (246); Ипполиту от Федры: стенание нежных уст. // Утоли мою душу! (Нельзя, не коснувшись уст, Утолить нашу душу!) Нельзя, припадя к устам, Не припасть и к Психее, порхающей гостье уст... Цв923 (II,173); О прости меня, девственник! отрок! наездник! нег Ненавистник! - Не похоть! Не женского лона - блажь! То она - обольстительница! То Психеи лесть - Ипполитовы лепеты слушать у самых уст. ib.; И с факелом свободных песнопений Психея возвращалась в мой придел. Ахм941 (188)
Энциклопедия литературных героев
АМУР и ПСИХЕЯ (лат. Amor et Psyche) - герои новеллы-сказки Л.Апулея, входящей в его «Метаморфозы» (II в. н.э.). Образы А. и П. представляют сложный сплав античных представлений об идеальных героях-любовниках с философскими понятиями. А. - в римской мифологии божество любви, соответствующее греческому Эроту. Он изображался юношей или мальчиком с золотыми крылышками, с луком и стрелами, колчаном и иногда с факелом. П.- в греческой мифологии чаще всего олицетворяла человеческую душу, хотя иногда отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма (дыхание) или его частями (диафрагма - Гомер). Греческое слово «психе» означает «душа» или «бабочка», часто П. изображали летающей или в виде птицы. В философии понятие о П. как о человеческом сознании, подчиненном мировой закономерности, ввел Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н.э.). Ему принадлежит высказывание: «Пределов души не отыщешь, по какому пути не иди, так глубок ее разум». Понятие П. как бессмертной человеческой сущности ввел Пифагор (584-500 гг. до н.э.). Он же говорил о «перевоплощениях» П.
Сюжет новеллы об А. и П.- один из самых распространенных в мировом фольклоре: встречается повсеместно от Скандинавии до Индонезии, от Африки до Восточной Европы. Например, в русском фольклоре он вполне соответствует сюжету о Царевне-лягушке или о Василисе Премудрой. В европейском фольклоре с ним чаще всего сопоставляют сюжет об Аленьком цветочке. Общая схема такова: к девушке сватается некто, имеющий таинственный (чаще - ужасный) облик, условием заключения брака является запрет на разглядывание, но девушка нарушает это условие, пос ле чего суженый исчезает и ей приходится искать его, проходя через трудные и опасные испытания. В сказке об А. и П. подзуживаемая своими завистливыми сестрами П. смотрит ночью на А. и влюбляется в него, но со свечи на А. падает капля воска, он просыпается и исчезает. П. отправляется на поиски и попадает в царство матери А. богини Венеры. Та, считающая П. своей соперницей, пытается погубить ее и задает ей невыполнимые задания: разобрать крупу по зернышку, принести шерсть златорунных овец, достать воды из источника, который стерегут драконы, и, наконец, принести из аида баночку с красотой Прозерпины. П. все же выполняет все задания и опять встречает А. В конце концов Юпитер дает согласие на брак А. и П. и, чтобы уравнять их, делает П. богиней. От брака А. и П. родилась дочь Желание (Voluptas).
Сразу после появления «Метаморфоз» было обращено внимание на символическую параллель между судьбой главного героя Луция и П. Она так же, как и Л., поплатилась за свое любопытство, вынуждена была пройти через тяжкие испытания и, наконец, обрела свое счастье. П. интерпретировали даже как образ души Луция, прошедшей путь от тайных низменных страстей к любви, освященной богами.
Сказка об А. и П. получила новую жизнь в христианском мире после того, как Фульге-ций дал ей символическое толкование в христианском духе: любовь человеческой души к Богу («Сказка о Богине Психее и Купидоне», VI век). Подобное же аллегорическое толкование дает этой сказке Боккаччо в трактате «О генеалогиях языческих божеств». Сюжет об А. и П. использовался многими писателями и поэтами: Лафонтеном (роман «Любовь Психеи и Купидона»), Виландом, Богдановичем («Душенька»), Стендалем («Пармская оби-тель»), Пушкиным («Барышня-крестьянка»). М.Ю.Лермонтов в поэме «Демон» «переворачивает» эту сказку. Вместо А., спасающего П., выступает Демон, пытающийся погубить душу Тамары. Но заканчивается поэма словами, которые могли бы стать эпилогом для апулеевской сказки: «...Она страдала и любила
//И рай открылся для любви». В сложном символическом ключе этот сюжет нашел воплощение и в драматической поэме А.Блока «Песня судьбы».
Образы А. и П. вдохновляли и знаменитых художников: Рафаэля (фрески на вилле Фарне-зина в Риме), Какова, Торвальдсена и др.
Остается открытым вопрос об источниках сказки для самого Апулея. И.М.Тройский видит ее истоки в «долитературном» периоде греческого фольклора, хотя единственным похожим сюжетом этого периода была легенда об Ио, возлюбленной Зевса. Другие исследователи (Фелинг) считают, что сказка об А. и П.- целиком плод фантазии самого Апулея. Третьи (Фридлендер, Сван, Дерменгем) предполагают, что Апулей (уроженец римской провинции в СевАфрике) обработал в греко-римском стиле сюжет кабильской сказки «Сын те-риели».
Как бы то ни было, но образы А. и П. в читательском сознании стали в начале длинного ряда полулегендарных образов-любов-ных пар: Дафнис и Хлоя, Пирам и Фисба, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Лейла и Менджнун, Тахир и Зухра, Ферхад и Ширин. Видимо, именно этой новелле Апулея мы обязаны появлению великой сказочно-литературной формулы: «В некотором государстве жили-были царь с царицей. Было у них три дочки».
Лит.: Полякова С.В. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея. М., 1988; Dermenghem E. Le mythe de Psyhe dans la folklore nordafricain
//Revue Africaine. Algere, 1945; Kawczynski M. Amor i Psyche w basni-ach
//Rozpravy Akad.Krakau. Scr.2, 1909, 30.
А.Л.Цуканов
Словарь практического психолога
— в древнегреческой мифологии — олицетворение человеческой души.
Согласно К.Г. Юнгу — совокупность всех процессов психических. Частью ее является душа — ограниченный функциональный комплекс, организующийся вокруг Я.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПСИХЕЯ


будет выглядеть так: Что такое ПСИХЕЯ