Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от лат. protestans, родительный падеж protestantis — публично доказывающий)
        одно из трёх крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название «протестанты» первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 так называемую Протестацию — протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации (См. Реформация) 16 в. от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. П. возник в 16 в. как новая, специфически «буржуазная разновидность» христианства (см. К, Маркс, Капитал, т. 1, в книга: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89) — в противоположность средневековому, феодальному в своей основе, католицизму.
         Основные догматические положения нового направления христианства были сформулированы крупнейшими протестантскими теологами 16 в. — основателями П. — М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли. Одним из главных догматических положений, отличающих П. от католицизма (и от православия), является учение о непосредственной «связи» человека с богом: согласно П., «божественная благодать» даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру (принцип «оправдания верой») в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в П. (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать «слово божие» (принцип «священства» всех верующих). Всё это обосновывало отказ протестантов от церковной организации типа католической (отрицание характерной для католицизма церковной иерархии и непризнание папы римского как главы её), открывало путь требованиям буржуазно-демократических свобод и развитию буржуазного индивидуализма, способствовало созданию национальных (независимых от космополитического папства) церквей. В соответствии с протестантскими взглядами на отношение человека к богу и церкви религиозный культ в П. существенно упрощён и удешевлен. В нём сохранены лишь немногие религиозные праздники, как правило, отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств (См. Таинства) сведено к двум (крещению и причащению), богослужение состоит преимущественно из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католической церкви. Протестантское духовенство избирается мирянами (на практике, однако, этот принцип подменяется назначением духовенства сверху). В П. нет монашества, нет безбрачия духовенства (целибата).
         В своей реформе католицизма П. апеллировал к первоначальному христианству. Источником вероучения П. считает Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление.
         Первоначальными, возникшими уже в 16 в. формами П. были: Лютеранство, Кальвинизм, цвинглианство, англиканство (см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), меннонитство (см. Меннониты); к протестантам примыкали унитарии (в т. ч. польские Социниане), Чешские братья.
         В период 16—17 вв. П., воспринятый самыми разными социальными слоями, был в первую очередь идейным оружием буржуазии, боровшейся с феодализмом, знаменем первых буржуазных революций. С 17 в. П. стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитерианская церковь), существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте (поглотившего цвинглианство и обычно называемый реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, Конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 в. сложились баптизм (см. Баптисты) и квакерство (см. Квакеры).
         Постепенно старые протестантские церкви превратились в государственные или равноправные с церквами др. вероисповеданий, в них усилилась тенденция к превращению в обычные церковные организации со свойственными церкви формализмом и чисто внешней «благочестивостью». Новые (возникавшие в конце 17 — начале 20 вв.) направления П. отличались более изощрёнными формами религиозного воздействия, в некоторых из них усилились мистические и иррациональные элементы. Таковы Пиетизм (возник в лютеранстве в конце 17 в.), методизм (см. Методисты), отколовшийся в 18 в. от англиканства, секта адвентистов (См. Адвентисты) (с 30-х гг. 19 в.), секта пятидесятников (См. Пятидесятники), сложившаяся в начале 20 в. на баптистской основе. Для П. характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой П. распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит П. (со 2-й половины 19 в.) в движении христианского социализма (См. Христианский социализм), в создании так называемых внутренних миссий в рабочей среде (как ответ на распространение атеизма среди рабочих). Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в П. с распространением со 2-й половины 19 в. т. н. либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой, включить П. в решение социальных проблем. Это направление вплоть до начала 20 в. пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием (крупнейшие представители А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч и др.). В этом направлении — в наиболее крайних его проявлениях — выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину — христианство в значительной мере утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как определённая сторона человеческого духа, всё более смыкаясь с идеалистическими направлениями философии (эта связь, особенно в нем. П., всегда была значительной). Для протестантского богословия 1-й половины 20 в. характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния крайне реакционного фидеистического направления — Фундаментализма, а с 20—30-х гг. 20 в. — выдвижение в качестве ведущего нового направления — диалектической теологии (См. Диалектическая теология) или теологии кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер и др.). Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчёркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека (отражение реального кризиса капиталистического мира). С 60-х гг. влияние неоортодоксии, зашедшей в тупик в своём историческом пессимизме, стало уменьшаться. Наблюдается возрождение некоторых либеральных течений П., поиски путей обновления религии, приспособления к современным потребностям общества. Создаётся теология «смерти бога» в современном мире, проповедуется «религия без бога», близкая к Пантеизму, что свидетельствует уже о крахе самой теологии. Формулируется новая социально-этическая концепция, признающая необходимость перемен в общественной жизни (идеи так называемой теологии революции, близкие в своей сути ревизионистским и др. антикоммунистическими интерпретациям революции, и др.).
         Протестантские церкви насчитывают (начало 70-х гг. 20 в.) около 225 млн. приверженцев, в том числе лютеран около 74 млн., кальвинистов (пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов) около 50 млн., англикан около 30 млн., методистов около 40 млн., баптистов около 25 млн. П. распространён главным образом в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Великобритании и её бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США. В 20 в. развернулось Экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 руководящий орган — Всемирный совет церквей).
        
         Лит.: Гараджа В. И., Протестантизм, М., 1971; его же, Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М., 1973: Чанышев А. Н., Протестантизм. М., 1969; Левада Ю. А., Современное христианство и социальный прогресс, М., 1962; Вебер М., Протестантские секты и дух капитализма, «Атеист», 1928, № 1; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Ferm V. Т., A protestant dictionary, N. Y., 1951. См. также лит. при статьях Реформация, Лютер М., Кальвин Ж.
         А. Н. Чанышев.
Мультимедийная энциклопедия
религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово "протестант" впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее "протестантами" стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота 16 в., вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание. Данная статья служит путеводителем по статьям Энциклопедии, посвященным протестантским деноминациям. История. Протестантизм, как особое явление в рамках христианства, был вызван и обусловлен рядом интеллектуальных, социальных, экономических и политических факторов. Эти факторы разбираются в иллюстрированной статье <<РЕФОРМАЦИЯ>>. В ней обсуждаются также главные исторические личности этого периода и разъясняется смысл сложных теологических споров, породивших эту продолжающуюся схизму в христианской церкви. Некоторым важным событиям, связанным с Реформацией, посвящены отдельные статьи, например, <<ВОРМССКИЙ РЕЙХСТАГ>>, <<ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР>>. В статье <<ХРИСТИАНСТВО>> Реформация рассматривается на фоне общей церковной истории, тогда как политические события и постоянно меняющиеся умонастроения в странах, охваченных религиозным брожением, излагаются в исторических разделах статьи ЕВРОПА и статьях по отдельным странам (например, <<ГЕРМАНИЯ>>). Характер протестантизма со времен Реформации исследуется в таких статьях, как <<ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ>>, <<ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ>>. Секты. Некоторые важные религиозные движения предшествовали Реформации, но тем не менее обычно их принято называть протестантскими. Это <<ВАЛЬДЕНСЫ>>, группа, возникшая в 12 в. во Франции, ей посвящена отдельная статья. В статье <<ГУСИТЫ>> рассказывается об появлении на Западе в 15 в. первой христианской церкви, которая не признавала верховенство папы Римского. В ходе Реформации новая форма христианской религии, названная протестантизмом, почти сразу после своего возникновения разделилась на четыре главные ответвления. Учение Мартина Лютера в Германии легло в основу лютеранства, в настоящее время это самая крупная протестантская деноминация в мире. Основы вероучения, организационная структура и историческое значение освещаются в статье ЛЮТЕРАНСТВО. В Швейцарии главным выразителем протестантизма стала реформатская церковь, вызванная к жизни Хульдрейхом Цвингли и Жаном Кальвином. Их вероучение получило распространение в форме пресвитерианства, развитию которого посвящена статья <<ПРЕСВИТЕРИАНЕ>>. В противоположность этому протестантизм в Англии не был делом рук реформаторов: с самого начала англиканская община была неразрывно связана с политической историей Англии. Вот почему из статей, посвященных личностям, определившим английскую политику того времени (<<ГЕНРИХ VIII>>; <<ЭДУАРД VI>>; <<ЕЛИЗАВЕТА I>>), читатель узнает также об истоках английского протестантизма. Основная статья АНГЛИКАНСТВО дополняется статьей <<ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ>> и статьями, посвященными диссидентским группам: <<КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ>>; <<НОНКОНФОРМИСТЫ>>; ДИССИДЕНТЫ; <<СЕПАРАТИСТЫ>>. Четвертая форма протестантизма, более радикальная по сравнению с другими, появилась с АНАБАПТИСТАМИ. Они настаивали на строгом соблюдении новозаветных заповедей, а потому в них можно видеть духовных предшественников МЕННОНИТОВ и, как полагают некоторые, БАПТИСТОВ. В дальнейшем дробление протестантизма продолжилось, ему способствовали вероучительные споры внутри сформировавшихся групп и претензии на получение нового откровения, что приводило к основанию новых сект. Множество этих деноминаций обсуждаются в отдельных статьях, среди них: <<ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА>>; ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ (<<КВАКЕРЫ>>); <<СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ>>; <<МЕННОНИТЫ>>; <<МОРМОНЫ>>; <<АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ>>. Вероучения и богослужебная практика. Как бы многочисленны ни были протестантские секты, их символы веры обычно содержат три общих для всех фундаментальных принципа: протестанты признают 1) высший авторитет Библии, 2) оправдание только верой, 3) всеобщее священство верующих. Самая ранняя официальная формулировка протестантского вероучения содержится в АУГСБУРГСКОМ ИСПОВЕДАНИИ. Другие статьи, посвященные протестантским символам: <<КАТЕХИЗИС>>; <<КНИГА СОГЛАСИЯ>>. Протестантизм, корни которого следует искать в первоначальном и средневековом христианстве, многое сохранил из своего католического наследия. Различие и сходство между католицизмом и протестантизмом в вопросах организационных и вероучительных можно проследить по статьям: <<БИБЛИЯ>>; <<ГРЕХОПАДЕНИЕ>>; <<ЕВХАРИСТИЯ>>; <<ИНДУЛЬГЕНЦИЯ>>; <<КРЕЩЕНИЕ>>; <<МИЛЛЕНАРИЗМ>>; <<ТАИНСТВО>>. Уяснить организацию протестантских церквей помогает статья <<КЛИР>>. Биографии. В Энциклопедии имеется ряд биографических статей, посвященных ключевым персонажам в истории развития протестантизма. Главные реформаторы - <<КАЛЬВИН Жан>>; <<ЛЮТЕР Мартин>>; <<МЕЛАНХТОН Филипп>>; <<ЦВИНГЛИ Ульрих>> - представлены в статьях, где отражены программы их реформ. Их предшественники - <<УИКЛИФ Джон>>; <<ГУС Ян>> - и противники (например, <<ЭКК Иоганн>>) также рассматриваются в отдельных статьях. Основатели протестантских сект более позднего периода (<<УЭСЛИ Джон>>; <<ФОКС Джордж>>), представители современной протестантской мысли (<<БАРТ Карл>>; <<БУЛЬТМАН Рудольф>>; <<ТИЛЛИХ Пауль>>; <<ШВЕЙЦЕР Альберт>> и другие) также представлены в Энциклопедии.
Современная Энциклопедия
ПРОТЕСТАНТИЗМ (от латинского protestans, родительный падеж protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации (16 в.). Объединяет множество самостоятельных течений, церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества и др.; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения - Священное Писание. Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении (за объединение всех церквей). Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, прибалтийских странах (Эстонии, Латвии). Общее число приверженцев протестантизма около 325 млн. человек.
Энциклопедия Отечеcтво
ПРОТЕСТАНТИЗМ, одно из главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и православием). Возникло в Европе в период Реформации - широкого антикатолического движения 16 в. П. разделяет общехристианские представления о триединстве Бога, бессмертии души, аде и рае (в отличие от католицизма, отвергает чистилище), об откровении и пр. П. выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, единственный источник вероучения -Библия. П. не признаёт духовенство в качестве наделённого благодатью посредника между Богом и людьми, отвергает монашество. Общины верующих возглавляют выборные священники. Из таинств П. признаёт лишь крещение и причащение, богослужение предельно упрощено (проповедь, молитва и пение псалмов и гимнов на родном языке). Во 2-й половине 16 в. в Москве, Нижнем Новгороде и других городах первые протестантские объединения образовали живущие в России иностранцы - последователи лютеранства. Во 2-й половине 18 в. в Саратовской и Таврической губерниях среди немецких колонистов основаны общины меннонитов. Со 2-й половины 19 в. распространялся баптизм, затем появились евангельские христиане, адвентисты, в 20-е гг. 20 в. - пятидесятники, свидетели Иеговы и др. В настоящее время на территории Российской Федерации действует ок. 40 протестантских организаций.
Орфографический словарь Лопатина
протестант`изм, протестант`изм, -а
Словарь Ожегова
ПРОТЕСТАНТ’ИЗМ, -а, муж. и ПРОТЕСТАНТСТВО, -а, ср. Одно из основных направлений христианства, к-рое объединяет вероучения, отколовшиеся в 16 в. от католицизма.
прил. протестантский, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ПРОТЕСТАНТ’ИЗМ, протестантизма, ·муж. нет, ·муж. (рел.). Всякое вероучение, возникшее в ·зап. христианстве в связи с реформацией (лютеранство, кальвинизм ·и·др.), как протест против католицизма.
Толковый словарь Ефремовой
[протестантизм]
м.
Одно из направлений христианства, которое объединяет вероучения, отколовшиеся от католицизма в ходе реформации XVI в.
Народы и религии мира

религия
ПРОТЕСТАНТИЗМ, одно из основных направлений христианства, самое позднее по времени своего возникновения. Обычно временем возникновения Протестантизм считается 16 век.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ПРОТЕСТАНТИЗМ - англ. Protestantism; нем. Protestantismus. Одно из трех главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, возникших в результате Реформации в XVI в. Наряду с признанием общехристианских представлений о бытии Бога, его триединстве, бессмертии души, рае, аде П. выдвигает три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. В П. различают: лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, унитаризм, анабаптизм, меннонитство, англиканство и др. П. характеризуется сниженной ролью религиозной организации, ориентацией на земные, практические виды деятельности.
Новый философский словарь
(лат. protestans - протестующий)
1) Антикатолическое движение периода Реформации. Термин "П." входит в употребление после II Шпейерского рейхстага (1529), где пятеро немецких князей-лютеран и ряд имперских городов выразили протест против принятого большинством голосов решения об отмене действовавшего в Германии (с 1526) принципа "чья власть, того и вера": имя "протестантов" было атрибутировано тем, кто опротестовал заключение большинства. Оформление П. связано с деятельностью Лютера и Кальвина. В общем контексте критического пафоса Реформации Лютер выдвигает программу радикальной реформации западно-христианской Церкви. Отлученный от церкви папой, Лютер оказался перед выбором: идти дальше в своем противлении, или признать свою критическую позицию ошибочной и покаяться. Он выбирает первое: публично сжигает папскую буллу 1520 и начинает отрицать богоуста-новленность церковной иерархии. Таким образом, П. конституируется через окончательное отречение от Рима и вне-положение католичеству. 2) Одна из трех христианских конфессий (наряду с православием и католицизмом). Вероучение П. фундируется двумя базисными основоположениями: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Принцип sola fide предполагает предельную артикуляцию статуса веры как в рамках протестантского вероучения в целом, так и в рамках сотериологии (греч. soterion - спасение, logos - учение) - в особенности. П. подразумевает убежденность в совершенной ясности Библии, только приобщение к которой спасает человека. Для понимания не нужно никаких посредников (т.е. клира, что фундирует основополагающую идею П. о священстве всех верующих), никакой традиции (предания) - для этого нужна только вера во все, о чем сказано в Библии. Речь идет не о молчаливо-пассивном восприятии истин Писания, но об особом состоянии, которое выражается в любви и добрых делах, совершаемых не из-за страха вечных мучений, но по вере. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте) не в праве взять ее на себя. В принципе sola scriptura выражается намерение протестантов строить свою жизнь исключительно по слову Евангелия: только то, что указано в Св. Писании непосредственно, может быть объектом проповеди и примером для подражания. Однако нельзя считать протестантов теми, кто отрицает земную Церковь - П. пытается выстроить идеальную церковную организацию, наподобие той, которая существовала в Древней Церкви (от идеи "общества свободных во Христе" у Лютера до современных версий ривайвелизма - движению за возрождение идеалов апостольской церкви). Особенно ярко учение П. представлено в символических книгах: "Большой" и "Малый катехизис" Лютера (1529), "Аугсбургское исповедание" (1530) и "Апология Аугсбургского исповедания" (1530) Ф. Меланхтона, "Шмалькалденские члены" (1536) Лютера и "Формула согласия" (1580) - лютеранские; "Первый катехизис" Кальвина (1536), "Женевский катехизис" Кальвина (1545), "Женевское соглашение" его же (1551), "Галликанское исповедание или исповедание веры французских церквей", "Гейдельбергский катехизис" и др. - кальвинистские. Наиболее яркой чертой протестантской теологии является отказ от метафизической проблематики понимания истин веры в пользу их практического осмысления (этика, социальное служение, диакония). Особенной чертой протестантской теологии является и ее крайняя рационализация, только изредка опротестовываемая отдельными мыслителями. Питаясь в своем возникновении, во многом теми же источниками, что и мистика (идея непосредственного контакта души верующего с Богом, перенос акцента с внешней стороны культа на индивидуально-психологические, духовно-нравственные аспекты веры, т.е. предельно развивая основоположения теизма), П. практически не порождает мистической практики в классическом ее варианте (см. Квиетизм, Пиетизм). Организационно П. представлен множеством независимых церквей и сект, связанных как с традицией раннего П. (лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, унитарианство, социнианство, мен-нонитство, англиканство и др.). Церковные организации П. продолжают дифференцироваться вплоть до настоящего времени и насчитывают на настоящий момент более 400 млн. че-
ловек. Наибольшее распространение П. получил в США, ФРГ, Скандинавских странах, Великобритании, Канаде, Швейцарии. Интеграционные интенции современного П. нашли свое выражение в создании всемирного Совета Церквей (Амстердам, 1948). 3) В расширительном смысле- историческая форма развития европейской культуры. Такое понимание П. конституировалось в философской традиции после Шлейер-махера, который (в отличие от Лейбница и Г. Калиста, определявших П. как религиозное течение) трактует его в качестве особой "исторической эпохи", что задает интерпретацию П. как специфического направления развития культуры. (См. также. Протестантская этика, Диалектическая теология).
А.В. Васин
Философский словарь
(лат. protes-tans — протестующий, публично доказывающий) — третья, после православия и католицизма, разновидность христианства, возникшая в период Реформации. П. — это совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый бог занимает у них совершенно монопольное положение. Гл. отличие П. от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению протестантов, благодать нисходит на человека от бога, минуя церковь, “спасение” достигается только благодаря личной вере человека и воле бога. Это учение подрывало примат духовной власти над светской и главенствующую роль католической церкви и римского папы, освобождало человека от феодальных пут и пробуждало в нем чувства личного достоинства, буржуазно-индивидуалистические представления и т. д. В связи с иным отношением человека к богу не только духовенству и церкви, но и религиозному культу в П. отводится второстепенное место. Поклонение иконам и мощам отсутствует, число таинств сведено до двух (крещение и причащение), богослужение, как правило, состоит в проповедях, совместных молитвах и пении псалмов. Формально П. основывается исключительно на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои символы веры, авторитеты и “священные” книги, т. е. своего рода “священное предание”. Совр. П. распространен гл. обр. в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании и США, Канаде, Австралии и др. В 20 в. в П. развертывается экуменическое движение, приведшее к созданию Всемирного совета церквей.
Философский энциклопедический словарь
ПРОТЕСТАНТИЗМ – форма христианства, которая со времени Лютера, Цвингли и Кальвина выдвигалась прежде всего в лютеранской и реформатской церкви, а также в бесчисленных свободных церквах и сектах. В противоположность католицизму протестантизм говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, об общем для всех верующих духовенстве и религиозной личной ответственности христиан. см. также ПАВЕЛ. Сам термин «протестантизм» ведет свое происхождение от «протеста» (protestation), который 19 апр. 1529 на заседании совета был выражен Шпейеру евангелическими слоями и был направлен против запрещения церковных реформ. В современном протестантизме ведутся споры вокруг тезисов диалектической теологии, в особенности в связи с экзистенциализмом.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПРОТЕСТАНТИЗМ


будет выглядеть так: Что такое ПРОТЕСТАНТИЗМ