Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПРОПОВЕДЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9—5 вв. до н. э., прошедшими через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Иране — зарождение зороастризма, в Израиле — выступление пророков, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все эти движения создали свой тип П. [ср. речи пророков (См. Пророки) в Ветхом завете и Заратуштры (См. Заратуштра) в Авесте, буддийскую литературу (см. Буддизм), проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла]. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В 4 в. созревает жанр церковной П., окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», рус. — «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани 4 и 5 вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику.
         На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (333 или 340—397) и Августин Блаженный (354—430; в 4-й книге его сочинения «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской П.). В течение средневековья П. остаётся одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к др. формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере П. Начиная с Бернара Клервоского (1090—1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к 13 в., в эпоху Франциска Ассизского (умер 1226) и Антония Падуанского (умер 1231).
         Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: М. Лютер провозгласил П. центром церковной жизни, поставив её выше литургии (См. Литургия). В 17 в. во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно-утончённой П., пользующейся стилистическими возможностями Барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский, позже — митрополит Даниил. В русском церковном красноречии 18—19 вв. осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин).
         Лит.: Барсов Н. И., История первобытной христианской проповеди, СПБ, 1885; его же, Очерки по истории христианской проповеди, в. 3 — Представители ораторско-практического типа проповеди в IV в. на Востоке, Хар., 1895; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., 1971; Norden Е., Agnostos theos. Untersuchungen zur Formengeschichte religioser Rede, Lpz., 1929.
         С. С. Аверинцев.
        
Мультимедийная энциклопедия
речь на моральную или религиозную тему, адресованная церкви или религиозному собранию. Подобные наставления практиковались в еврейской синагоге, откуда проповедь была заимствована христианской церковью, и уже Юстин Мученик (ок. 150) описывает ее как неотъемлемую часть литургии. В раннехристианской церкви проповедь входила в обязанности епископа, и на пресвитера она была возложена лишь после того, как диоцезы разрослись и епископ был уже не в состоянии обращаться ко всей своей пастве. В Римско- католической и Православных церквах проповедь является составной частью литургии (мессы) и предназначена толковать и разъяснять Библию и символ веры. Проповедь занимает важное место в протестантском богослужении, поскольку реформаторы придавали большое значение Библии. Традиционно, проповедь является изложением какого-нибудь отрывка из Писания или какого- либо аспекта христианского вероучения. См. также <<ГОМИЛЕТИКА>>. ЛИТЕРАТУРА Антоний, митрополит Сурожский. Проповеди и беседы. М., 1991 Шмеман А. Воскресные беседы. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Современная Энциклопедия
ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 - 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповедь Кирилла Туровского). 2) Религиозное поучение, произносимое священнослужителем в конце литургии.
Орфографический словарь Лопатина
пр`оповедь, пр`оповедь, -и
Словарь Ожегова
ПР’ОПОВЕДЬ, -и, жен.
1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п.
2. перен., чего. Распространение каких-н. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства.
Словарь Ушакова
ПР’ОПОВЕДЬ, проповеди, мн. и, проповедей-проповедей, ·жен.
1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь.
перен. Наставление, нравоучение (·разг. ). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?» Некрасов.
2. перен. Устное или письменное распространение какого-нибудь учения, идей, взглядов, мнений. «- Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это - тоже проповедь, но это проповедь действием...» Ленин (1919 ·г. ).
Толковый словарь Ефремовой
[проповедь]
ж.
1)
а) Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.
б) перен. разг. Наставление, нравоучение.
2)
а) Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.
б) перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.
3) Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.
Литературная энциклопедия
церковный ораторский жанр, имеющий свою весьма разработанную теорию (так наз. гомилетика), привлекаемый к историко-литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для характеристики лит-ого стиля данной эпохи и в той или иной степени его определяющим. Так, П. так наз. «отцов церкви» — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Августина Блаженного, Амвросия, Григория Двоеслова и др. — дают очень яркие образцы стиля позднегреческой и латинской прозы. Анализ стиля проповедей Лютера образует неотъемлемую часть изучения развития новонемецкой прозы. Проповеди Боссюэта, Бурдалу и др. духовных ораторов XVII в. являют важнейшие образцы прозаического стиля французского классицизма, а проповеди Абрагама де Санта-Клара — стиля немецкого барокко. Таково же значение некоторых видов П. в средневековой русской лит-ре, с преобладающей ролью в ней церковной культуры и с типичным для нее синкретизмом лит-ых жанров (термин «П.» однако в эту пору отсутствует и ему соответствуют термины более общие — «Слово» и «Поучение»). В качестве образцов старинной русской домонгольской П., дающих представление о выработке элементов художественного стиля и композиции, могут быть названы «Слова» митрополита Иллариона [XI век] и Кирилла Туровского [XII век], очень искусно использовавших соответствующие византийские источники и на основе их
323 давших для своего времени незаурядные по лит-ому мастерству произведения. В них в изобилии присутствуют сравнения, антитезы, олицетворения отвлеченных понятий, символический параллелизм, иносказание, риторические обращения, драматизация изложения, осуществляемая между прочим введением диалогов, наконец элементы пейзажа. Без знакомства с этого рода образцами риторически украшенной П. было бы трудно понять возникновение в конце XII в. такого памятника, как «Слово о полку Игореве», с его системой художественных средств выражения. В дальнейшем в качестве примеров художественно оформленной П., интересной в стилистическом отношении, могут быть указаны «Слова» Серапиона Владимирского [XIII в.], «Слово похвальное» инока Фомы [XV век], «Слова» Максима Грека. Теория и практика проповеднического искусства расцвели в XVIII в. на Украине, главным образом в произведениях Галеровского, в связи с борьбой Украины с Польшей, нашедшей себе в сфере церковной выражение в борьбе православия с католичеством. Библиография: Пыпин А. Н., История русской литературы, тт. I—II, изд. 4, СПБ, 1911; Келтуяла В. А., Курс истории русской литературы, ч. 1, СПБ, 1906—1911; Петухов Е. В., Русская литература, изд. 3, П., 1916. Литературу по древней русской П. см. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 1, СПБ, 1899. Н. Г.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ПРОПОВЕДЬ - англ. sermon(l)/ preaching(2); нем. Predigt. 1. Дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. 2. Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии. 3. Активное распространение к.-л. идей и взглядов.
Философский энциклопедический словарь
ПРОПОВЕДЬ – 1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких-либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.
Лексикон прописных истин
Любая речь Боссюэ.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПРОПОВЕДЬ


будет выглядеть так: Что такое ПРОПОВЕДЬ