Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПРИТЧА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне (См. Басня). В отличие от неё форма П. 1) возникает лишь в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, особую символическую наполненность; 3) с содержательной стороны П. отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка. П. в своих модификациях есть универсальное явление мирового фольклорного и литературного творчества. Однако для определённых эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, П. была центром и эталоном для др. жанров, например «учительная» проза ближневосточного круга (Ветхий завет, сирийские «Поучения Ахикара» и др.), раннехристиансокй и средневековой литературы (см. притчи Евангелий (См. Евангелия), например П. о блудном сыне). В эти эпохи, когда культура читательского восприятия осмысляет любой рассказ как П., господствует специфическая поэтика П. со своими законами, исключающими описательность «художественной прозы» античного или новоевропейского типа: природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций, «в сукнах». Действующие лица П., как правило, не имеют не только внешних черт, но и «характера» в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. В конце 19 и в 20 вв. ряд писателей видит в экономности и содержательности П. образец для своего творчества. Попытку подчинить прозу законам П. предпринял Л. Н. Толстой. На многовековые традиции П. опирался Ф. Кафка, а также интеллектуалистическая драматургия и романистика Ж. П. Сартра, А. Камю, Ж. Ануя, Г. Марселя и др., исключающие «характеры» и «обстановочность» в традиционном понимании. П. продолжает сохранять привлекательность для писателей, ищущих выхода к этическим первоосновам человеческого существования (ср. роль ходов П. у Б. Брехта).
        
         Лит.: Добротворский С., Притча в древне-русской духовной письменности, «Православный собеседник», 1864, апрель; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., Л., 1971; Jeremias J., Die Gleichnisse Jesu, 5 Aufl., Gott., 1958; Lambert W., Babylonian wisdom literature, Oxf., 1960.
         С. С. Аверинцев.
Современная Энциклопедия
ПРИТЧА, малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). В ряде своих модификаций близка басне. Универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (например, притчи Евангелий, в том числе о блудном сыне).
Орфографический словарь Лопатина
пр`итча, пр`итча, -и, тв. -ей
Словарь Даля
ПРИТЧА, вероятно притеча, от притечь; см. притка.
Словарь Ожегова
ПР’ИТЧА, -и, жен.
1. В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П. о блудном сыне.
2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.?
• Притча во языцех (книжн., обычно ирон.) предмет общих разговоров.
прил. притчевый, -ая, -ое (спец.).
Словарь синонимов Абрамова
см. намек, пример, сказка || что за притча!
Словарь Ушакова
ПР’ИТЧА, притчи, ·жен.
1. Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение (·книж. ). Евангельские притчи. Соломоновы притчи. «Религия - опиум, религия - враг, довольно поповских притч.» Маяковский.
Иносказательное выражение. Говорить притчами.
2. перен. употр. в восклицательных и вопросительных предложениях в знач.: непонятная вещь, труднообъяснимое явление (·разг. ). «Что за притча.? Вот так притча.! кому язык отрежут, а кому и голову - такая, право, притча.» Пушкин. «"Вишь, какая притча!" рассуждал мужик: "верно я не в пору развязал язык".» И.Никитин.
• Притча во языцех (·церк.-слав., ·разг. ·шутл.) - предмет общих разговоров, то, о чем все говорят, сенсация.
Толковый словарь Ефремовой
[притча]
ж.
1)
а) Иносказательное повествование с нравоучительным выводом.
б) Иносказательное выражение.
2) устар. То же, что: басня.
Этимологический словарь Крылова
Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от притъка – "нежданный случай, происшествие", произведенного от притъкнутися – "произойти". Восходит к той же основе, что и глагол ткнуть. Первоначальное значение слова притча – "особенный случай", затем происходит переосмысление в "рассказ об особенном случае".
Литературная энциклопедия
малый жанр дидактической лит-ры (см.), по основным признакам тождественный с басней (см.). Различие в употреблении терминов «П.» и «басня» наблюдается, но оно связано не столько с различиями жанра, сколько со стилистической значимостью этих слов; П. — слово более «высокого стиля», чем басня, в к-ром есть элемент снижающего отношения к называемому так произведению; поэтому слово «П.» применялось к таким лит-ым произведениям, к к-рым применение слова «басня» в силу его напр. слишком светского характера считалось невозможным, в частности к произведениям церковной лит-ры («евангельские притчи» — «евангельские басни» употребляется в совершенно другом смысле). Отвлекаясь от стилистических различий слов «П.» и «басня», можно установить, что слово «П.» чаще применяется для обозначения менее развернутого аллегорически-дидактического повествования, часто лишенного сюжетной законченности и порой сводящегося лишь к развернутому сравнению (ср. евангельские притчи о сеятеле, о горчичном зерне и т. п.). В истории русской литературы термин «П.» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам («Притчи Соломоновы», «евангельские притчи» и т. п.). П. называл свои басни Сумароков, склонный к «высокому штилю». Библиография: См. «Басня». R. S.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПРИТЧА


будет выглядеть так: Что такое ПРИТЧА