Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПРИЧИННОСТЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются Причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями).
         Вопрос о П. непосредственно связан с пониманием принципов строения материального мира и его познания. На основе П. организуется материально-практическая деятельность человека и вырабатываются научные прогнозы. Всё это обусловливает остроту проблемы П. в философии и науке вообще (см. Детерминизм и Индетерминизм). Проблема П. тесно связана с основным вопросом философии (См. Основной вопрос философии): «субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 159).
         Сущностью П. является производство причиной следствия. П. есть внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Этим П. принципиально отличается от др. форм связей, для которых характерен тот или иной тип упорядоченной соотнесенности одного явления другому.
         П. объективна; она есть присущее самим вещам внутреннее отношение. П. всеобща, т.к. нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.
         Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведённое некоторой причиной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, оказывается причиной третьего явления и т.д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутренней необходимости, называется причинной или причинно-следственной цепью. Её можно назвать «цепью причинения». Любая из цепей причинения не имеет ни начала, ни конца. Попытки найти абсолютно «первую» или «последнюю» причины означают обращение в той или иной форме к чуду, сверхъестественной силе.
         В процессе причинения происходит перенос материи и движения от причины к следствию. С этим связана другая фундаментальная черта процесса причинения — перенос структуры от причины к следствию, т. е. воспроизведение, «отображение» структуры причины в структуре следствия. Этот факт лежит в основе присущего материи свойства отражения (См. Отражение). На основе причинного воздействия и переноса структуры по цепям причинения осуществляются все виды создания, восприятия, передачи, хранения, переработки и использования информации (См. Информация) в технических устройствах и живых организмах. Информационный аспект процессов причинения играет особенно важную роль в социальной сфере; именно он становится здесь главенствующим, выражая существенную особенность П. в социальной области.
         Неизбежность переноса материи и движения от причины к следствию ведёт к тому, что уже сам факт порождения следствия определённым образом изменяет причину, что является универсальным свойством П. На основе этого свойства П. в ходе естественного развития материи возникают системы с обратной связью (См. Обратная связь) и самоорганизующиеся системы. Процесс причинения последовательно развёртывается во времени. Его исходным пунктом служит формирование самой причины для действия в данных условиях. Причина во времени предшествует следствию, но вместе с тем существует более или менее длительная стадия, когда причина и следствие сосуществуют вместе и в течение которой идёт процесс активного воздействия следствия на причину. То, как именно будет действовать причина и каким окажется следствие, зависит не только от природы причины, но и от характера условий, при которых развёртывается действие этой причины. Условия, независимые от причины явления, превращают в действительность заключённую в причине возможность порождения следствия.
         Обоснование П. и её виды. В диалектическом материализме представление о П. обосновывается на основе практики (См. Практика): тот факт, что человек управляет определёнными природными и социальными процессами, является решающим доказательством существования П.
         С развитием практики и познания раскрываются новые виды П., которые определяются природой соответствующих объектов и систем, формой движения материи.
         Классическая физика основывалась на механическом понимании П.: причиной искомого состояния объекта является некоторое его исходное состояние и его взаимодействия за исследуемый отрезок времени. Предсказания солнечного и лунного затмений, времени противостояния планет и т.п. служили важным обоснованием этой концепции.
         Развитие современной физики, и прежде всего становление и развитие квантовой механики (См. Квантовая механика), привело к существенному видоизменению, обобщению категории П. Это связано с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий — статистических теорий, которые принципиальным образом включают в свою структуру вероятностные представления (см. Вероятностей теория, Вероятность). В классической физике предполагалось, что все связи между параметрами объекта определены в количественном отношении строго однозначно (т. н. «лапласовский детерминизм»). В структуру же статистических теорий неустранимым образом включены неопределённости и неоднозначности. Так, например, в квантовой механике определение состояния квантовой системы включает в себя неоднозначность ряда характеристик, поэтому определение будущих состояний системы также содержит неоднозначность. Вместе с тем наиболее существенные характеристики при задании состояний определяются вполне однозначно.
         Познание причин явлений направлено прежде всего на раскрытие их сущности. В этой связи принципиальное значение имеет мысль Ф. Энгельса о том, что бессмысленно настаивать на абсолютно исчерпывающем познании всех причинно-следственных связей какого-либо объекта (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 534). В рамках статистических теорий, и прежде всего в квантовой механике, П. раскрывает именно существенные взаимосвязи, которые определяются однозначным образом. Познание же причин явлений, ведущих к неоднозначным связям, выходит за рамки этих теорий.
         Тот факт, что статистические теории включают в себя неоднозначность и неопределённость, по-своему был истолкован теми философскими направлениями, которые отрицают П. и детерминизм. Утверждая, что статистические теории свидетельствуют о принципиальном индетерминизме и знаменуют крушение принципа П., представители позитивистской философии абсолютизировали наличие указанной неопределённости.
         Развитие новейших обобщений категории П. непосредственно связано с разработкой новых классов законов — симметрии и управления (См. Управление). Первые выражают проникновение познания на новые фундаментальные уровни строения материи, вторые особо уделяют внимание раскрытию целенаправленности и эффективности функционирования сложных систем. В ходе этих исследований на первый план выдвигаются и разрабатываются структурно-информационные аспекты учения о П.
         П. есть лишь одна из форм всеобщей связи явлений. В. И. Ленин подчёркивал, что «каузальность, обычно нами понимаемая, есть лишь малая частичка всемирной связи...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 144). К особо важным типам связей относятся Законы природы и общества. Понятие «закон» более широкое, нежели понятие «П.». Если П. соединяет только причину и её следствие, то закон может соединять не только причины с их следствиями, но и, например, разные следствия той же самой причины, разные стороны одного и того же следствия, порожденного данной причиной, и др. связи.
         П. никогда не реализуется в «чистом» виде, освобожденном от присутствия др. форм связи, и только в абстракции может быть отделена от них. Но такая абстракция необычайно плодотворна и эффективна, потому что помогает вскрыть П. как основу, на которой складывается вся система многообразных явлений природы и общества. Конечно, когда причинная связь раскрыта, мышление должно вновь вернуться к целостной картине и как бы вплести П. в сложную сеть многообразных взаимозависимостей.
         В ходе развития современной науки раскрывается всё большее многообразие форм связи явлений, выражающихся в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера. На основе такой тенденции у некоторых философов и учёных стало складываться ошибочное впечатление, будто вообще изучение причинных связей, отношений порождения отступило на задний план и уже не составляет существенной задачи научного исследования. П. как бы перестаёт «работать» и приносить необходимые результаты. Так, английский философ и математик Б. Рассел пришёл к выводу, разделяемому рядом др. философов, будто «старое» философское понятие П. утратило смысл, а реально П. совпадает с любым законом, позволяющим делать какой-либо вывод по одной группе явлений о другом явлении (см. «Человеческое познание», М., 1957, с. 362, 486). Однако это расширительное толкование П. ведёт к потере её самых основных специфических черт.
         Существуют также представления, сближающие П. с Фатализмом или даже отождествляющие их, что используется в двух взаимно исключающих целях — либо для оправдания фатализма, либо для критики П., как якобы ведущей к телеологии (См. Телеология) или родственной ей. Но оба эти подхода несостоятельны. Если в диалектическом учении о П. явления понимаются как необходимо связанные между собой по своей внутренней природе, то для фатализма явления сами по себе никак не связаны друг с другом; необходимость лежит за их пределами и действует помимо них, подчиняясь неотвратимому сверхъестественному року. Учение же о П., напротив, не утверждает, что нечто порождаемое причиной произойдёт при всех условиях с неотвратимостью. Изменяя условия, можно изменить и следствия данной причины; создавая условия, при которых возникают противоборствующие причинные тенденции, можно даже пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действие прежней причины и создавать новые возможности. Указывая на те или иные возможности, П. даёт реальную опору для человеческой Свободы.
         Однолинейное механическое понимание П. было не в состоянии опровергнуть телеологию, поскольку целый ряд фактов не укладывался в рамки такой П. Трудности причинного объяснения в этом случае привели к альтернативе: «либо причинность, либо телеология». Эта альтернатива была преодолена только тогда, когда теория П. стала опираться на представление о её диалектической природе, включающей идею об обратной связи и целенаправленности функционирования сложных систем. Эти представления получили дальнейшую разработку в ходе развития общей теории управления. То, что движет систему к определённому состоянию, — не фиктивная «целевая причина», а воздействие вполне реальных конкретных материальных факторов, характеризующих строение и динамику сложноорганизованных систем.
         Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн, собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т, 29: Бом Д., Причинность и случайность в современной физике, пер. с англ., М., 1959; Фролов И. Т., О причинности и целесообразности в живой природе, М., 1961; Бор Н., Атомная физика и человеческое познание, пер. с англ., М., 1961; Бунге М., Причинность, пер. с англ., М., 1962; Гейзенберг В., Физика и философия, пер. с нем., М., 1963; Борн М., Физика в жизни моего поколения. Сб. пер. ст., М., 1963; Бриллюэн Л., Научная неопределённость и информация, пер. с англ., М., 1966; Кузнецов И. В., Категория причинности и её познавательное значение, в сборнике: Теория познания и современная наука, М., 1967; Свечников Г. А., Причинность и связь состояний в физике, М., 1971; На пути к теоретической биологии, пер. с англ., М., 1970; Омельяновский М. Э., Диалектика в современной физике, М., 1973; Современный детерминизм. Законы природы, М., 1973. См, также лит. при статьях Закономерность общественная, Исторический материализм.
         И. В. Кузнецов, Ю. В. Сачков.
Современная Энциклопедия
ПРИЧИННОСТЬ, генетическая связь между отдельными состояниями объектов и систем. Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в их предшествующих состояниях; эти основания называются причинами, вызываемые ими изменения - следствиями. Сущность причинности - порождение причиной следствия. На основе причинности организуется практическая деятельность человека, вырабатываются научные прогнозы.
Идеографический словарь
^ соответствие (чему)
^ направленный
причинность - направленное непременное соответствие; логическое соответствие;
направленное соответствие;
соответствие существования к-л. отношения существованию других отношений;
генетическая связь свойств, состояний, явлений.
импликация.
импликативные отношения.
первичное и вторичное.
значить. означать.
логика чего (# событий).
в этом все дело.
детерменизм - способность одних состояний и форм вещей определять существование
других форм и состояний.
детерминированный.
закономерный.
закономерно - в порядке закономерности.
не случайно.
по независящим обстоятельствам.
что так?, | с чего?
откуда [из - за чего] сыр - бор загорелся?
беспричинность. беспричинный.
беспричинно.
ни с того ни с сего.
подчинительная связь - направленная связь.
предлог грамматический.
союзы подчинительные.
Ў зависимость, смысл
v причина, следствие, почему?, для (чего), необходимый
ВОЗМОЖНОСТЬ, условие, проявлять, -ся, долженствование, МЫШЛЕНИЕ
обоснование, вызывать (что), математический, объяснение
противоречие, глупость, понимание, побудительный мотив
значение (для чего)
см. бесцельно, существовать, все - таки, случайный
Орфографический словарь Лопатина
прич`инность, прич`инность, -и
Словарь Ожегова
ПРИЧ’ИННОСТЬ, -и, жен. В философии: взаимная связь явлений, в возникновении и развитии к-рых одно служит причиной, а другое следствием, одно порождается другим, каузальность.
Словарь синонимов Абрамова
ибо, потому что, оттого что, затем что; в силу того, что; ввиду того, что; вследствие того, что; благодаря тому, что; по той причине, что, хорошо, что, спасибо, что, благо, так как, зане, понеже, поелику. Не ходи: убьют. Заодно: благо рука развернулась. // "Почил безмятежно, зане совершил в пределе земном все земное". Барат. Поелику катехизис есть сокращение св. Писания, то надлежит и изъяснять оный не иным чем, как токмо св. Писанием. Не заслужил, а потому и не дам (так и не дам).Ср. "Вследствие".
Словарь Ушакова
ПРИЧ’ИННОСТЬ, причинности, мн. нет, ·жен. (научн.). Форма связи явлений, при которой существование каждого явления обусловлено другим явлением. Закон причинности.
Толковый словарь Ефремовой
[причинность]
1. ж.
Философская категория для обозначения объективной связи и взаимозависимости явлений материального мира.
2. ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: причинный (2,3).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ПРИЧИННОСТЬ - англ. causality; нем. Kausalitat. 1. Взаимная связь явлений, при к-рой одно является причиной другого. 2. Генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития.
Философский словарь
(каузальность, лат. causa — причина) — философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из к-рых одно (наз. причиной) обусловливает др. (наз. следствием или действием). Различают полную причину и причину специфическую. Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, при наличии к-рых необходимо наступает следствие. Специфическая причина — это совокупность ряда обстоятельств, появление к"-рых (при наличии мн. др. обстоятельств, уже имевшихся в данной ситуации и до наступления следствия и образующих собой условия действия причины) ведет к появлению следствия. Установление полной . причины оказывается возможным лишь в сравнительно простых случаях, и обычно научное исследование направлено на раскрытие специфических причин данного явления. Это происходит еще и потому, что в специфическую причину объединены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины, а остающиеся компоненты выступают лишь как условия действия этой специфической причины. Материализм отстаивает тезис об объективном и всеобщем характере П., считает причинные связи связями самих вещей, существующими вне и независимо от сознания. Субъективный идеализм либо вообще отрицает П., сводя ее лишь к привычной для человека последовательности ощущений (Юм), либо, признавая П. как необходимую связь, считает, что она привносится в мир явлений познающим субъектом, имеет априорный характер (Кант). Объективный идеализм может признавать существование П., независимой от познающего субъекта, но корни ее видит в духе, идее, понятии, к-рые считает независимыми от субъекта. Диалектический материализм не только признает объективный и всеобщий характер П., но и отвергает упрощенный взгляд на нее, в частности характерное для метафизики противопоставление друг другу причины и следствия, и рассматривает их как моменты взаимодействия, в к-ром следствие, определяясь причиной, в свою очередь играет активную роль, оказывая обратное воздействие на причину. Причинные связи носят многообразный характер, и их нельзя сводить, как это делал метафизический материализм (напр., лапласовский детерминизм, к-рый абсолютизировал механическую П.), к к.-л. одной форме, Развитие совр. науки, отвергая абсолютизацию ранее известных форм причинно-следственных связей, раскрывая их многообразный характер, подтверждает, углубляет и обобщает диалектико-материалистическое понимание П. Особенно выпукло это выступает в квантовой физике, где существует противоречие между эмпирическим фактом неоднозначности результата взаимодействия макроскопического тела с микрообъектом и традиционным пониманием П., согласно к-рому одинаковые причины при одинаковых условиях сопровождаются одинаковыми следствиями. Это означает следующее:либо мы должны признать, что в микромире реализуется статистическая П. и при одинаковых условиях одинаковые микрообъекты ведут себя в известных пределах по-разному, либо должны надеяться, что неоднозначность результата взаимодействия макротела с микрообъектом будет объяснена вариациями состояния макротела на более глубоких уровнях материи. В настоящее время этот вопрос дискутируется, но большинство ученых склоняется к первому решению. Категория П. представляет одну из ведущих категорий научного исследования, к-рое в конечном счете всегда направлено на раскрытие осн. причинных зависимостей (Детерминизм и индетерминизм).
Философский энциклопедический словарь 2
        генетич. связь между отд. состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Вопрос о П. непосредственно связан с пониманием принципов строения материального мира и его познания. На основе П. организуется материальнопрактич. деятельность человека и вырабатываются науч. прогнозы. Всё это обусловливает остроту проблемы П. в философии и науке вообще (см. Детерминизм и Индетерминизм). Проблема П. тесно связана с осн. вопросом философии: «... субъективистская линия в вопросе о причинности есть философский идеализм...» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 159).
        Сущностью П. является производство причиной следствия. П. есть внутр. связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Этим П. принципиально отличается от др. форм связей, для которых характерен тот или иной тип упорядоченной соотнесённости одного явления другому.
        П. объективна: она есть присущее самим вещам внутр. отношение. П. всеобща, т. к. нет явлений, крые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не порождали бы тех или иных следствий.
        Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех др. случаях. Следствие, произведённое некоторой причиной, само становится причиной другого явления; последнее, в свою очередь, оказывается причиной третьего явления и т. д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутр. необходимости, наз. причинной или причинно-следств. цепью. Её можно назвать «цепью причинения». Любая из цепей причинения не имеет ни начала, ни конца. Попытки найти абсолютно «первую» или «последнюю» причины означают обращение в той или иной форме к чуду, сверхъ-естеств. силе.
        В процессе причинения происходит перенос материи и движения от причины к следствию. С этим связана другая фундаментальная черта процесса причинения — перенос структуры от причины к следствию, т. е. воспроизведение, «отображение» структуры причины в структуре следствия. Этот факт лежит в основе присущего материи свойства отражения. На основе причинного воздействия и переноса структуры по цепям причинения осуществляются все виды создания, восприятия, передачи, хранения, переработки и использования информации в технич. устройствах и живых организмах. Информац. аспект процессов причинения играет особенно важную роль в социальной сфере, выражая существ. особенность П. в социальной области.
        Неизбежность переноса материи и движения от причины к следствию ведёт к тому, что уже сам факт порождения следствия определ. образом изменяет причину, что является универс. свойством П. На основе этого свойства П. в ходе естеств. развития материи возникают системы с обратной связью и самоорганизующиеся системы. Процесс причинения последовательно развёртывается во времени. Его исходным пунктом служит формирование самой причины для действия в данных условиях. Причина во времени предшествует следствию, но вместе с тем существует более или менее длит. стадия, когда причина и следствие сосуществуют вместе и в течение которой идёт процесс активного воздействия следствия на причину. То, как именно будет действовать причина и каким окажется следствие, зависит не только от природы причины, но и от характера условий, при которых развёртывается действие этой причины. Условия, независимые от причины явления, превращают в действительность заключённую в причине возможность порождения следствия.
        Обоснование П. и её виды. В диалектич. материализме представление о П. обосновывается на основе практики: тот факт, что человек управляет определ. природными и социальными процессами, является решающим доказательством существования П. С развитием практики и познания раскрываются новые виды П., которые определяются природой соответствующих объектов и систем, формой движения материи.
        Классич. физика основывалась на механич. понимании П.: причиной искомого состояния объекта является некоторое его исходное состояние и его взаимодействия за исследуемый отрезок времени. Предсказания солнечного и лунного затмений, времени противостояния планет и т. п. служили важным обоснованием этой концепции.
        Развитие совр. физики, и прежде всего становление и развитие квантовой механики, привело к существ. видоизменению, обобщению категории П. Это связано с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий — статистич. теорий, которые принципиальным образом включают в свою структуру вероятностные представления (см. Вероятность). В классич. физике предполагалось, что все связи между параметрами объекта определены в количеств. отношении строго однозначно (т. н. лапласовский детерминизм). В структуру же статистич. теорий неустранимым образом включены неопределённость и неоднозначность. Так, напр., в квантовой механике определение состояния квантовой системы включает в себя неоднозначность ряда характеристик, поэтому определение будущих состояний системы также содержит неоднозначность. Вместе с тем наиболее существ. характеристики при задании состояний определяются вполне однозначно.
        Познание причин явлений направлено прежде всего на раскрытие их сущности. В этой связи принципиальное значение имеет мысль Ф. Энгельса о том, что бессмысленно настаивать на абсолютно исчерпывающем познании всех причинно-следств. связей к.-л. объекта (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 534). В рамках статистич. теорий, и прежде всего в квантовой механике, П. раскрывает именно существ. взаимосвязи, которые определяются однозначным образом. Познание же причин явлений, ведущих к неоднозначным связям, выходит за рамки этих теорий.
        Тот факт, что статистич. теории включают в себя неоднозначность и неопределённость, по-своему был истолкован теми филос. направлениями, которые отрицают П. и детерминизм. Утверждая, что статистич. теории свидетельствуют о принципиальном индетерминизме и знаменуют крушение принципа П., представители позитивистской философии абсолютизировали наличие указанной неопределённости.
        Развитие новейших обобщений категории П. непосредственно связано с разработкой новых классов законов — симметрии и управления. Первые выражают проникновение познания на новые фундаментальные уровни строения материи, вторые особо уделяют внимание раскрытию направленности и эффективности функционирования сложных систем. В ходе этих исследований на первый план выдвигаются и разрабатываются структурно-информационные аспекты учения о П.
        П. есть лишь одна из форм всеобщей связи явлений. К особо важным типам связей относятся законы природы и общества. Понятие «закон» более широкое, нежели понятие «П.». Если П. соединяет только причину и её следствие, то закон может соединять не только причины с их следствиями, но и, напр., разные следствия той же самой причины, разные стороны одного и того же следствия, порождённого данной причиной, и др. связи.
        П. никогда не реализуется в «чистом» виде, освобождённом от присутствия др. форм связи, и только в абстракции может быть отделена от них. Но такая абстракция необычайно плодотворна и эффективна, потому что помогает вскрыть П. как основу, на которой складывается вся система многообразных явлений природы и общества. Конечно, когда причинная связь раскрыта, мышление должно вновь вернуться к целостной картине и как бы вплести П. в сложную сеть многообразных взаимозависимостей.
        В ходе развития совр. науки раскрывается всё большее многообразие форм связи явлений, выражающихся в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера. На основе такой тенденции у некоторых философов и учёных стало складываться ошибочное впечатление, будто вообще изучение причинных связей, отношений порождения отступило на задний план и уже не составляет существ. задачи науч. исследования.
        Существуют также представления, сближающие П. с фатализмом или даже отождествляющие их, что используется в двух взаимно исключающих целях либо для оправдания фатализма, либо для критики П., как якобы ведущей к телеологии или родственной ей. Но оба эти подхода несостоятельны. Если в диалектич. учении о П. явления понимаются как необходимо связанные между собой по своей внутр. природе, то для фатализма явления сами по себе никак не связаны друг с другом; необходимость лежит за их пределами и действует помимо них, подчиняясь неотвратимому сверхъестеств. року. Учение же о П., напротив, не утверждает, что нечто, порождаемое причиной, произойдёт при всех условиях с неотвратимостью. Изменяя условия, можно изменить и следствия данной причины; создавая условия, при которых возникают противоборствующие причинные тенденции, можно даже пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действие прежней причины и создавать новые возможности. Указывая на те или иные возможности, П. даёт реальную опору для человеч. свободы.
        Однолинейное механич. понимание П. было не в состоянии опровергнуть телеологию, поскольку целый ряд фактов не укладывался в рамки такой П. Трудности причинного объяснения в этом случае привели к альтернативе: «либо причинность, либо телеология». Эта альтернатива была преодолена только тогда, когда теория П. стала опираться на представление о её диа-лектич. природе, включающее идею об обратной связи и определ. направленности функционирования сложных систем. Эти представления получили дальнейшую разработку в ходе развития общей теории управления. То, что движет сложноорганизованные системы к определ. состоянию,— не фиктивная «целевая причина», а воздействие вполне реальных конкретных материальных факторов, характеризующих строение и динамику таких систем.
        Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Бом Д., П. и случайность в совр. физике, пер. с англ., М., 1959; Фролов И. Т., О П. и целесообразности в живой природе, М., 1961; Бунге М., П., пер. с англ., М., 1962; Бриллюэн Л., Науч. неопределенность и информация, пер. с англ., М., 1966; Кузнецов И. В., Категория П. и ее познават. значение, в сб.: Теория познания и совр. наука, М., 1967; Свечников Г. А., П. и связь состояний в физике, М., 1971; Омельяновский М. Э., Диалектика в совр. физике, М., 1973; Совр. детерминизм. Законы природы. Сб. ст., М., 1973; Аскин Я. Ф., Филос. детерминизм, Саратов, 1974; Основы марксистско-ленинской философии, ?., 19806; Актуальные проблемы детерминизма. Материалы Всесоюзн. науч. конференции, Тб., 1980 (библ.).
        И. В. Кузнецов, Ю. В. Сачков.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПРИЧИННОСТЬ


будет выглядеть так: Что такое ПРИЧИННОСТЬ