Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПРАКСИТЕЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Praxiteles)
        (около 390 до н. э., Афины, — около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор, представитель поздней классики. Сын и ученик ваятеля Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах. Произведения П. (исполненные главным образом в мраморе) известны по античным копиям и свидетельствам древних авторов; в оригинале сохранилась лишь найденная в Олимпии группа «Гермес с младенцем Дионисом» (около 340 до н. э., Музей, Олимпия), однако ряд учёных и её считает более поздней копией. В ранних работах («Сатир, наливающий вино», около 375 до н. э.) П. в основном следует принципам Поликлета. В созданных П. образах богов и богинь преобладает созерцательное настроение; скульптор достигает впечатления идиллически-чувственной одухотворённости с помощью тончайшей обработки мрамора, виртуозного использования светотеневых эффектов (благодаря чему отдельные поверхности плавно перетекают одна в другую, возникает эффект «влажного взгляда»). Среди известнейших произведений П.: «Аполлон Сауроктон» (т. е. «Аполлон, убивающий ящерицу»; около 370 до н. э.); «Афродита» для острова Кос (около 360—350 до н. э.), любующаяся своим отражением в зеркале; «Афродита Книдская» (около 350 до н. э.), снявшая одежды перед купанием, — наиболее прославленная в древности работа П.; «Отдыхающий сатир».
         Лит.: 3еест И. Б., Пракситель, М., 1941; Белов Г. Д., Пракситель, Л., 1973: Rizzo G. Е., Prassitele, Mil. — Roma, 1932.
        Пракситель. Статуя «Аполлона Ликейского», найденная на афинской агоре. Слоновая кость. Музей Агоры. Афины. Фрагмент. Мрамор. Античная копия или скульптура круга Праксителя.
        Пракситель. «Афродита Книдская» из Тралл (современный Айдын, Турция). Античное собрание. Берлин. Фрагмент. Мрамор. Античная копия или скульптура круга Праксителя.
        Пракситель (). Статуя юноши, найденная в море близ Марафона. Бронза. Античная копия или скульптура круга Праксителя. Ок. 330 до н. э. Национальный археологический музей. Афины. Фрагмент.
        Пракситель (). «Артемида из Габий». Мрамор. Античная копия или скульптура круга Праксителя. Лувр. Париж.
        Пракситель (). «Отдыхающий сатир». Мрамор. Античная копия или скульптура круга Праксителя. Капитолийские музеи. Рим.
        Пракситель (). «Гермес с младенцем Дионисом». Мрамор. Ок. 340 до н. э. Музей Олимпии.
Мультимедийная энциклопедия
(4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель - сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370-330 до н.э., а в 350-330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный ок. 340 до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах. Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина. Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять- таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину. Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме). По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры. Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др. В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени. Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов. Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью. ЛИТЕРАТУРА Белов Г.Д. Пракситель. Л., 1973
Современная Энциклопедия
ПРАКСИТЕЛЬ (около 390 - около 330 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Мраморные статуи Праксителя отличает чувственная красота, одухотворенность ("Афродита Книдская", "Отдыхающий сатир"). Известны по копиям.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ПРАКСИТЕЛЬ — великий др.-греч. скульптор сер. 4 в. до н.э. Ученик и, вероятно, сын скульптора Кефисодота Старшего. Работал в Афинах. Древ. авторы упомин. ок. 40 произв. П. В оригинале дошла до нас найденная в Олимпии группа «Гермес с младенцем Дионисом» (нек-рые авторы считают ее более поздней копией). В античных копиях сохран. статуи: Афродиты Книдской (изображ. прекрасной женщины, снявшей с себя одежды перед купанием); Афродиты из Арля, любующ. на свое отражение в щите; Аполлона Сауроктона в виде юноши, целящ. стрелой в ящерицу; юного сатира, льющего вино из высоко поднятого кувшина; отдыхающ. сатира и др.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПРАКСИТЕЛЬ


будет выглядеть так: Что такое ПРАКСИТЕЛЬ