Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПОТОК СОЗНАНИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(«Поток сознания»)
        в литературе, литература 20 в. преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящая душевную жизнь, переживания, ассоциации. Термин «П. с.» принадлежит американскому философу-идеалисту У. Джемсу: сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются («Основания психологии», 1890). «П. с.» представляет собой предельную степень, крайнюю форму «внутреннего монолога», в нём объективные связи с реальной средой нередко трудно восстановимы. Писателями, предвосхитившими в своём творчестве современный «П. с.», считают Л. Стерна («Жизнь и мнения Тристрама Шенди», т. 1—9, 1760—67) и Л. Н. Толстого, открывшего новый этап в разработке средств психологического анализа. «П. с.» начала 20 в. вырос из произведений Ж. Гюисманса, Э. Дюжардена, из английской литературы «рубежа века» (Г. Джеймс, Дж. Мередит, Дж. Конрад, Р. Л. Стивенсон). Превращение «П. с.» из реалистического художественного приёма в метод изображения жизни, претендующий на универсальность, вызвано рядом общественных причин, прежде всего кризисом буржуазного сознания в эпоху империализма.
         В классических произведениях «П. с.» (романы М. Пруста, В. Вулф, Дж. Джойса) до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека; нарушение традиционной повествовательной структуры, смещение временных планов принимают характер формального эксперимента. Центральное произведение «П. с.» в литературе — «Улисс» (1922) Джойса, продемонстрировавшее одновременно вершину и исчерпанность возможностей метода «П. с.»: исследование внутренней жизни человека сочетается в нём с размыванием границ характера, психологический анализ нередко превращается в самоцель. При значительном влиянии Джойса на европейскую и американскую литературы большинство крупных писателей прошли через увлечение «П. с.» в основном в ранних произведениях и в дальнейшем обращались к нему в реалистических познавательных целях — как к приёму в изображении определённых душевных состояний (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, О. Хаксли, Г. Грин, Г. Грасс, М. Дюра и др.). Отношение к «П. с.» в литературе после 2-й мировой войны 1939—45 неоднозначно. В разной степени усвоенная представителями французского «нового романа» (См. Новый роман) (М. Бютор, Н. Саррот), английского романа «малой темы» (Э. Пауэлл, П. Х. Джонсон) и в опытах социально-психологического романа У. Йонсона и А. Андерша (ФРГ), эта школа, как вообще Модернизм 10—20-х гг., встречает творческое опровержение в произведениях писателей-реалистов Ч. П. Сноу, Э. Уилсона, Ф. Мориака, В. Кёплена и др.
         Лит.: Жантиева Д. Г., Джеймс Джойс, М., 1967; Мотылева Т. Л., Внутренний монолог и «поток сознания», в её кн.: Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Friedman M., Stream of consciousness. A study in literary method, New Haven — L., 1955; Steinberg E., The stream of consciousness and beyond in «Ulysses», Pittsburg, 1973.
         Е. Ю. Гениева.
Современная Энциклопедия
"ПОТОК СОЗНАНИЯ" (английское stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в начале 20 в. Термин заимствован из книги "Научные основы психологии" (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием - прямое воспроизведение процессов душевной жизни, предельная форма "внутреннего монолога", как бы "самоотчет ощущений", без видимого вмешательства автора (например, поток внутренней речи Анны Карениной перед самоубийством в одноименном романе Л.Н. Толстого). Для ряда писателей 1-й трети 20 в. "Поток сознания" становится тотальной техникой письма, самодостаточным творческим методом (М. Пруст, В. Вулф, Дж. Джойс).
Большой психологический словарь
(англ. stream of consciousness) — исходящее из свидетельств интроспекции определение процессов сознания как изменчивых, непрерывных, целостных, данное амер. психологом У. Джемсом. Джемс подверг критике В. Вундта и Э. Титченера за трактовку сознания как конгломерата отдельных элементов — ощущений и их совокупностей.
Популярность концепции П. с. была обусловлена ее направленностью против атомизма в психологии. Однако, оставаясь на уровне феноменологического описания сознания, эта концепция не смогла объяснить его действительную природу и детерминацию.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Автор.
У.Джемс.
Категория.
Модель сознания.
Специфика.
Здесь сознанию приписываются свойства непрерывности, целостности, изменчивости. Эта модель является альтернативной предложенной В.Вундтом и Э.Титченером трактовке сознания как набора определенных элементов, в качестве которых рассматривались ощущения и их совокупности.
Словарь практического психолога
1. Модель сознания, предложенная американским психологом У. Джемсом, в коей сознанию приписываются свойства непрерывности, целостности и изменчивости. Альтернативна предложенной В. Вундтом и Э. Титченером трактовке сознания как набора определенных элементов, в качестве коих рассматривались ощущения и их совокупности.
2. Понятие, отражающее движение сознания и его непрерывное изменение. Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным может быть лишь объект внимания, а не впечатление о нем. А внимание удерживается на объекте, только если в нем открываются вес новые стороны.
К описанию своими средствами потока сознания в значительной мере приблизилась теория деятельности через понятие деятельности внутренней — правда, это понятие не охватывает всего содержания потока сознания. Для полного охвата нужно сделать еще один шаг — в направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или функции — восприятие, внимание, память и пр.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПОТОК СОЗНАНИЯ


будет выглядеть так: Что такое ПОТОК СОЗНАНИЯ