Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПОСИДОНИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Poseidonios)
        (около 135 до н. э., Апамея, Сирия, — 51 до н. э., Рим), древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель т. н. Средней Стои. Был главой школы на острове Родос; соединил Стоицизм с Платонизмом. По энциклопедизму П. может быть сопоставлен с Аристотелем: он был автором сочинений по всем разделам философии, по религии, этике, космологии, географии, астрономии, математике, истории, риторике. До нас дошло лишь небольшое число фрагментов из сочинений П. Стоическое учение о первоогне и его превращениях П. переосмыслял через платоническую концепцию «ума» (Нуса), представавшего у П. одновременно и как мир идей и чисел, и как огненная пневма, из которой расходятся по всему миру отдельные огненные смысловые зародыши всех вещей — т. н. семенные логосы. Т. о., божество есть мыслящее огненное дыхание. Это учение П. о пневматических истечениях сыграло огромную роль в подготовке неоплатонической теории эманации (См. Эманация). Точно так же стоическое представление о космосе как круговороте огненного вещества соединялось у П. с платоническим учением о гармонии сфер и целесообразном музыкально-геометрически-числовом устроении космоса. П. воспринял также учение о переселении и перевоплощении душ, связывая круговорот их рождений с периодическим воспламенением Вселенной (мировыми пожарами).
         Стоическая идея всепроникающего мирового огня и связанной с этим всеобщей космической «симпатии», наличия всего во всем приводила П. к учению о всеобщем законе природы и судьбе, которая может быть постигнута с помощью мантики (гадания) и астрологии. Хотя судьба и всемогуща, но мудрец посредством знания и добродетели может возвыситься над ней. В философии истории П. пытался объединить учение Гесиода о золотом веке человечества и его постепенном возрождении и концепцию культуры, развитую Демокритом, Эпикуром и Лукрецием: развитие ремесел, наук и искусств окупается моральным падением, требующим вмешательства законов и философов.
         Фрагменты: Posidinius [Works], v.- The fragments, ed. L. Eselstein and J. G. Kidd, Camb., 1972.
         Лит.: Лосев А. Ф., Посидоний, в кн.: История греческой литературы, т. 3, М., 1960; Reinhardt K., Poseidonios, Munch., 1921; Heinemann I., Poseidoniosmetaphysische Schriften, 2 Aufl., Bd. 1—2, Breslau, 1968.
         А. Ф. Лосев.
Современная Энциклопедия
ПОСИДОНИЙ (около 135 - 51 до нашей эры), древнегреческий философ-стоик, глава школы на острове Родос; учитель Цицерона. Соединил стоицизм с платонизмом. Сочинения Посидония - завершающая форма античной натурфилософии.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ПОСИДОНИЙ из Апамеи (ок. 135 — ок. 51 до н.э.) — др.-греч. философ-стоик, историк. Ему принадлежит «История» в 52 кн., явл. продолж. труда Полибия (в ней изложены события от 146 до 80-х гг. 1 в. до н.э.). П. считал, что Рим. республика 2 — 1 вв. до н.э., объед., по его мнению, многие народы, была отражением божеств. госуд. — космоса, политич. служение к-рому — религ. долг философа. «История» П. содержала обширный географич. и этнографич. мат-л. П. был выдающ. философом, добился замечат. для своего времени успехов в географии, космологии и геометрии, занимался этикой, риторикой, поэтикой и т.п. От «Истории» П. сохран. лишь фрагменты.
Античные писатели
    Посидоний, Poseidonios, из Апамеи, ок. 135-ок. 50 гг. до н. э., греческий философ. В Афинах был учеником Панетия. Вероятно, после его смерти совершил путешествие по средиземноморью, в том числе по Испании и Африке. Затем осел на Родосе, где получил гражданство и даже занимал высокую должность притана, а в 87 г. вошел в состав посольства родосцев в Рим. На Родосе он основал собственную философскую школу, в которой обучалось много римлян, в 79 г. лекции П. там слушал Цицерон. Помпей великий дважды навещал П. на Родосе. П. был необычайно разносторонним ученым, автором философских, исторических, географических, этнографических, метеорологических сочинений. Следуя древним традициям, он вновь связал естественные науки и историю с философией, которой во всех случаях отводил первое место. — Огромное литературное наследие П. пропало. Сохранилось только некоторое число фрагментов, донесенных до нас позднейшими античными авторами. Поэтому трудно составить представление о литературной ценности трудов П. По-видимому, значительная их часть носила характер свободных, полных отступлений эссе. Наибольшее значение имели философские работы П., который стал подлинным создателем так называемого среднего стоицизма. Хотя в основном он следовал принципам, провозглашенным его учителями и предшественниками, но придал им новую форму. Вопреки древним стоикам он утверждал, что природа не всегда добра. Отсюда исходил постулат о том, что «жить согласно с природой» не является достаточным нравственным критерием ни для общества, ни для личности. Работа над собой включает поддержку того, что разумно, и избегание того, что неразумно. Зенон и его ближайшие последователи прежде всего обращали внимание на отдельного человека. Панетий, а за ним и П. видели в нем часть общества, а также мира, который (что особенно подчеркивает П.) является единым организмом. Все его элементы включены во взаимозависимость, которая определяет их сущность. Поэтому на основе наблюдения одного элемента или явления, находящегося в одном месте или в одной точке времени, можно, согласно П., сделать заключения относительно других элементов или явлений. Это объясняет важную роль астрологии и мантики («научной» ворожбы) в философии П., работы которого впоследствии использовал Цицерон при написании своих книг. Наблюдение за жизнью и обычаями дальних народов и жителей соседних стран привели П. к заключению, что Логос имел прежде более влияния на жизнь как отдельных людей, так и общества. По мере развития цивилизации личность утрачивает контакт с Логосом и ее этический уровень значительно снижается. В будущем Логос и вовсе исчезнет из мира и тогда начнется всемирный пожар (ekpyrosis), после которого мир снова начнет проходить через те же фазы развития, что и в предыдущем цикле. В противоположность старому стоицизму, П. принимал ценности других философских школ и неоднократно их усваивал. Многим он обязан школам Платона, Аристотеля и пифагорейцев. Не сохранившееся историческое произведение П. (в 52 книгах) представляло собой продолжение истории Полибия и заканчивалось, по-видимому, 84-83 гг. до н. э. Войны Помпея Великого П. описал в дополнении к этой работе. П. пессимистически смотрел на историю человечества и Рима. Он полагал, что нравственный упадок углубляется от поколения к поколению. В истории Рима началом упадка он считал разрушение Карфагена в 146 г. до н. э., победа, которая позволила смягчить суровые обычаи и открыла путь гражданским войнам. Эти взгляды оказали большое влияние на Саллюстия. Утрачены также работы П. в области географии, геологии, этнографии, метеорологии и астрономии. Часть сведений, содержавшихся в них, дошла до нас при посредничестве Страбона. Особо важным было большое географическое сочинение Об Океане (Peri Okeanu), в котором П. старался объяснить географию и геофизику с точки зрения стоической философии. За образец он взял Эратосфена, но интересовался более геофизикой, чем описательной или математической географией. Он пытался объяснить, каким образом взаимодействие земных и небесных тел привело к появлению из Океана твердой земли и создало на ней условия, которые позволили развиться всем формам жизни, от самых низших до человека. Новаторское значение имели содержавшиеся в этом исследовании наблюдения за связью убывания и прибывания Луны с приливами и отливами на море. Много внимания П. уделил климату Земли и его влиянию на формирование различных народов и человеческих рас. Эти труды стали плодом путешествия П. на запад Европы и в Африку. Но П. интересовался также южными странами и населяющими их народами (галлами, германцами). Не исключено, что сведения П. использовали Цезарь и Тацит.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней
    См. <<стоицизм>>.
Философский энциклопедический словарь
ПОСИДОНИЙ (Poseidonios) (род. ок. 135, Апамея, Сирия – ум. 51 до Р. X., остров Родос) – древнегреч. философ, влиятельнейший мыслитель средней Стой, руководитель основанной Панэцием в Родосе школы, где его слушали Цицерон и Помпеи; полагают, что он был универсальным для своего времени ученым. Будучи философом, естествоиспытателем, математиком, астрономом, географом, историком и этнографом, он создал (сохранившуюся только в отрывках) философско-научную эклектическую систему, которая в центре божественной всеобщей природы помещает человека, дуалистически расколотого на тело и душу (за грехи возвращенную в тело). «Благодаря сочетанию выраженного в яркой форме осмысления действительности с не менее развитым чувством иррационального в мире и человеческой жизни, а также благодаря остроумной и доходчивой форме изложения в своих многочисленных соч. он оказал огромное влияние на чувства и мысли современного ему мира и последующее развитие» (В. Нестле). Произв. Посидония содержатся в «Poseidonius», v. l, Cambridge, 1972.
Философский энциклопедический словарь 2
         из Апа м ей (Сирия) (ок. 135—51/50 до н. э.), др.-греч. философ-стоик и учёный-энциклопедист, представитель т. н. Средней Стои. Ученик Панетия, впоследствии основал на о. Родос свою филос. школу. От соч. П. сохранились лишь немногочисл. фрагменты. Существует множество противоречащих друг другу истолкований филос. взглядов П., который рассматривался как посредник между Востоком и Западом, как родоначальник религиозных и мистических течений в поздней др.-греч. философии и литературе, как реформатор стоицизма, как прямой предшественник неоплатонизма и т. п. Вопрос о П. до сих пор во многом не решён. П. испытал сильное влияние Платона и Аристотеля, однако истолковал их в духе стоицизма.
        В отличие от Панетия П. признавал учения Древней Стои о периодич. воспламенении мира и о предсказании, однако он ввёл некоторые новые элементы, существенно нарушавшие монистич. характер стоицизма. П. различал бога и природу: бог для П.— это разумная мировая душа (псюхе), края проницает и объединяет весь мир как управляющая им и формообразующая сила; это также идеяформа мира, находящаяся в соответствии с числами, составляющими гармонию. Однако эта численно выражаемая идея, сферич. граница мира, которая содержит в себе субстанцию бога, т. е. тело мира (природу), для П. как стоика и сама телесна.
        Возражая учению Хрисиппа о единой разумной душе человека, П. считал, что страсти возникают не на основе ложных суждений, а из неразумной части души, и зло, т. о., укоренено в самом человеке. В душе он различал разумную способность и неразумные — вожделеющую и страстную (волевую) — способности. Причиной злосчастной жизни, по П., является то, что человек не следует божеству в себе (разуму), а склоняется к неразумной, животной части души, этим нарушается параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса. Назначение человека — жизнь одновременно созерцательная и соустрояющая мировой порядок. Как и Панетий, П. называл благами также богатство и здоровье (стоики считали их безразличными), однако высшим и самодостаточным благом он считал добродетель.
        В теории познания П. исходил из принципа: подобное познаётся подобным. Во взглядах П. на историю представление о золотом веке сочеталось с представлением о первоначальном полуживотном состоянии и о прогрессе человечества.
        Прямое влияние П. имело место лишь в течение короткого времени. Для стоиков эпохи империи характерно обращение к авторитетам Древней Стои, однако платонич. тенденции, проявившиеся в учении П., в дальнейшем распространялись и углублялись.
        Posidonius, v. 1 — The fragments, ed. L. Edelstein and J. G. Kidd, Camh., 1972.
        Reinhardt K., Poseidonios, Munch., 1921; Edelstein L., The philosophycal system of Posidonius, «American Journal of Philology», i986, v. 57, p. 286—325; Solmsen F., (Cleanthes or Posidonius? The basis of Stoic physics, Amat., 1961; Laffranque M., Poseidonios d'Apamee, P., 1964;
        см. также лит. к ст. Стоицизм.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПОСИДОНИЙ


будет выглядеть так: Что такое ПОСИДОНИЙ