|
|
|
|
|
ПОСЕЙДОН |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
в древнегреческом мифологии сын Кроноса и Реи (См. Рея), один из важнейших богов-олимпийцев (См. Олимпийцы), повелитель морей, управляющий ими при помощи своего трезубца. В Афинах чтили П. как покровителя морского могущества города; ему были посвящена главная часть Эрехтейона на афинском Акрополе и храм на мысе Сунион. П. считался также покровителем всадников и состязаний в беге на колесницах, входивших в состав Истмийских игр (См. Истмийские игры). В древнеримской мифологии П. соответствовал Нептун.
|
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
ПОСЕЙДОН — в греч. миф. один из гл. олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с к-рыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море (Зевс — небо, Аид — подзем. царство). П. — отец множ. детей, и все они стихийны, ужасны и чудовищны. Это великаны Сарпедон, Орион и Алоады, царь бебриков, кулачный боец Амик — от нимфы Мелии, великан Антей — от Земли, киклоп Полифем, царь Бусирис, убивающий всех чужестранцев, разбойники Керкион и Скирон; от медузы Горгоны у него Хрисаор («златомеч») и Пегас, выбивший копытом источ. Гиппокрену. Деметра в образе эринии родила от П. коня Арейона, что дополняет сведения о зооморфной сущности П. Он выслал из моря на Крит прекрасного быка, свою собств. ипостась, который вместе с Пасифаей породил чудовище Минотавра. П. считается божеств. отцом Тесея, сына афинского царя Эгея. Единств. страна, где царили П. и его потомки, к-рых Зевс покарал за нечестие — о-в Атлантида. Культ П. связан с почитанием его как божества моря, источ. (его эпитеты: Кренух, «держатель источ.», Нимфагет, «водитель нимф») и землетрясений. Страбон сообщает, что родосцы после землетрясений вблизи о-ва Фера воздвигли храм П. Асфалию — «дарующему безопасность». П. почитался по всей Греции как Фитальмий, наряду с Дионисом Дендритом, «древесным» и им обоим была посвящена сосна.
Культ П. Гиппия — «конного» преимуществ. фессалийский. В Аргосе был храм П.
Проклистия — «причиняющего наводнение» в память спора Геры и П., когда отвергнутый аргосцами П. наслал на Арголиду море. На акрополе у святилища Эрехфея еще во 2 в. почитался источ. солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем П. В Трезене, несмотря на пораж. П. от Афины «могучей», почитают П. «царя». Там же храм П. Фитальмия в память бесплодия, посланного П. на землю, пропитавш. мор. солью, и милости П., унявш. гнев.
Культ П. всюду связан с бедствиями, сопровождавш. его гнев, сме-няемый затем на прощение. |
Орфографический словарь Лопатина |
Посейд`он, Посейд`он, -а |
Литературная энциклопедия |
[лат. — Нептун] — в греческой мифологии — бог воды, сын Кроноса и Реи. Его атрибут — трезубец, к-рым он рассекает скалы, вызывая из них ручьи. Его местопребывание — замок на дне моря, там же находятся его кони, на к-рых он ездит по волнам. Он поднимает бури, топит корабли, либо содействует их благополучному плаванию. Его супруга — нереида Амфитрита, родившая ему Тритона. Под покровительством П. находились мореходство и морские промыслы, игравшие выдающуюся роль в жизни древней Греции. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ПОСЕЙДОН
будет выглядеть так: Что такое ПОСЕЙДОН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|