Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПОРФИРИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Porphyrios)
        (около 233, Тир, — около 304, Рим), древнегреческий философ, представитель Неоплатонизма. Ученик Плотина, издавший его сочинения, автор жизнеописания Плотина. Получил известность прежде всего как комментатор Платона и Аристотеля. Трактат П. «Введение к категориям Аристотеля» (др. название — «О пяти звучаниях», т. е. о пяти признаках понятия — роде, виде, видовом различии, собственном признаке и несобственном, случайном признаке) был главным источником знакомства с логикой Аристотеля в средние века; многократно комментировался и переводился (на лат. язык — Боэцием (См. Боэций)). В логике с именем П. связано т. н. древо П., иллюстрирующее многоступенчатую субординацию родовых и видовых понятий при дихотомическом делении (См. Дихотомическое деление). П. был также автором многочисленных сочинений по математике, астрономии, истории, грамматике и т.д.; его объёмистое сочинение «Против христиан», давшее ранние образцы библейской критики, было сожжено в 448 (сохранились фрагменты — см. А. Б. Ранович, Античные критики христианства. М., 1935).
         Соч,: Opuscula selecta, Lipsiae, 1886; Isagoge in Aristotelis Categorias Cominentarium, Berolini, 1887 (Commentaria in Aristotelem Graeca, v. 4, р. 1).
         Лит.: История философии, т. 1, М., 1940; Kleffner A. J., Porphyrius, der Neuplateniker und Christenfeind, Paderborn, 1896; Bidez J., Vie de Porphyre le philosophe neo-platonicien, Gand — Lpz., 1913.
         А. Ф. Лосев.
Современная Энциклопедия
ПОРФИРИЙ (около 233 - около 304), греческий философ, представитель неоплатонизма, ученик Плотина; комментатор Платона и Аристотеля. Автор сочинения "Против христиан". В логике "древо Порфирия" иллюстрирует ступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ПОРФИРИЙ (232/233 — ок. 300) — греч. философ-идеалист, один из видных представит. неоплатонизма, ученик Плотина. Родом из г. Тира. Известен как популяризатор системы своего учителя и комментатор произв. Платона и преимущ. логич. соч. Аристотеля. Из многочисл. соч. П. большая часть погибла, сохран. только биография Плотина и Пифагора, трактат о категориях Аристотеля и нек-рые др.
Античные писатели
    Порфирий, Porphyrios, ок. 234-ок. 303 гг. н. э., греческий писатель, философ, филолог, религиовед. Родился в Тире или в Батанее (Палестина), изначально носил сирийское имя Малх. Сначала был учеником Оригена в Кесарии Палестинской, там принял христианство, которое впоследствии отрицал в произведении Против христиан (Kata christianon) в 15 книгах. Грамматику и риторику изучал в Афинах под руководством Кассия Лонгина, а на тридцатом году жизни прибыл в Рим, где сделался преданным учеником Плотина. После смерти учителя (270 г. н. э.), в царствование императора Аврелиана, открыл собственную школу. От многочисленных произведений П. сохранились только названия и фрагменты. Более сего сочинений он посвятил пояснениям к учению Плотина и его защите. Написал также множество комментариев к сочинениям Платона. Ясное и логичное изложение им системы неоплатонизма привело к его распространению. Мистическое учение о растворении души в Боге (экстазе) через познание все более совершенных сущностей лежит в основе его системы. Для достижения этой цели, согласно П., нужно очищение души посредством аскетических упражнений, например, вегетарианским образом жизни. Хотя Плотин отверг Категории Аристотеля, П. комментирует их во Введении и раскрывает через вопросы и ответы. Переводы и обработки его сочинений: Введение (Eisagoge) и О пяти понятиях (Peri ton pente phonon) — служили учебником логики в средневековой Византии и на Западе. Как грамматик он занимался исследованием Гомера, но здесь он не был оригинален. Обычно ссылался на источники, что позволяет нам лучше узнать творчество его предшественников.
Теософский словарь
    Неоплатоник и выдающийся писатель, как учитель и философ уступая лишь Плотину. Он родился в первой половине третьего века н.э. в Тире, поскольку назвал себя тирийцем, и якобы происходил из еврейской семьи. Хотя он был с головы до ног эллином и язычником, его имя Мелек (царь), по-видимому, указывает, что в его жилах текла семитская кровь. Современные критики совершенно справедливо считают его самым практически философствующим и рассудительным изо всех неоплатоников. Будучи выдающимся писателем, он был особенно известен своей полемикой с Ямблихом относительно бедствий, сопряженных с практикованием Теургии. В конце концов, все же, он принял точку зрения своего оппонента. Будучи прирожденным мистиком, он, подобно своему учителю Плотину, следовал истинной индийской подготовке Раджа-Йоги, которая ведет к воссоединению Души со Сверх-Душой или Высшим Я (Буддхи-Манас). Все же он жалуется, что, несмотря на все его усилия, он не достиг этого состояния экстаза, пока ему не исполнилось шестьдесят, тогда как Плотин в этом преуспевал. Вероятно, так было потому, что, в то время как его учитель смотрел на физическую жизнь и тело с величайшим презрением, ограничивая философские изыскания теми областями, где мысль и жизнь становились вечными и божественными, Порфирий все свое время посвящал соображениям, касающимся приложения философии к практической жизни. "Для него цель философии - нравственность", говорит биограф, "почти что можно сказать, святость - лечение человеческих недостатков, приобщение к более чистой и здоровой жизни. Чистое знание, как бы ни было оно истинно, само по себе недостаточно; знание имеет своей целью жизнь в соответствии с Ноусом" - "рассудком", переводит биограф. Однако, так как мы считаем Ноус не рассудком, но разумом (Манасом) или божественным вечным Эго в человеке, то мы бы перевели эту мысль эзотерически, и представили ее следующей: "оккультное или тайное знание имеет своей целью земную жизнь в соответствии с Ноусом, или нашим непрерывно воплощающимся Эго", что больше бы соответствовало мысли Порфирия, как и эзотерической философии. (См. Порфирий, "De Abstinentia", I, 29.) Из всех неоплатоников Порфирий ближе всего подошел к истинной Теософии, как она теперь преподается Восточной тайной школой. Это показывают все наши современные критики и писатели по Александрийской школе, ибо "он утверждал, что Душу необходимо насколько возможно освободить от оков материи, ...быть готовым... отбросить все тело" ("Ad Marcellam", 34). Он советует практиковать воздержание, указывая, что "мы стали бы подобными богам, если смогли бы воздержаться как от овощей, так и от животной пищи". Он принимает теургию и магические заклинания неохотно, ибо они "бессильны очистить ноэтический (манасический) принцип души"; теургия способна "очистить лишь низшую или психическую сторону, сделать ее способной к восприятию низших существ, таких как духи, ангелы и боги" (Авг., "De Civ. Dei", X, 9), - тому же учит и Теософия. "Не оскверняйте божественность", он добавляет, "пустыми людскими выдумками; вы не причините вреда извечно благословенному (Буддхи-Манасу), но вы сделаете себя слепыми к восприятию величайших и наиболее жизненных истин" ("Ad Marcellam", 18). "Если мы желаем освободиться от нападений злых духов, мы должны держать себя в чистоте от тех вещей, над которыми злые духи имеют власть, ибо они не осаждают чистую душу, которая не имеет ничего общего с ними" ("De Abstin.", II, 43). Это опять-таки наше учение. Отцы Церкви считали Порфирия самым заклятым врагом, самым непримиримым с Христианством. Наконец, и вновь как в современной Теософии, Порфирий - как и все неоплатоники, согласно Св. Августину - "почитал Христа, в то же время с пренебрежением относясь к Христианству"; Иисус, они утверждали, как и мы утверждаем, "сам ничего не говорил против языческих божеств, но творил чудеса с их помощью". "Они не могли называть его Богом, как это делали его ученики, но они почитали его как одного из самых лучших и мудрейших людей" ("De Civ. Dei.", XIX, 23). Все же, "даже в буре споров, кажется, едва ли слово вымолвлено против личной жизни Порфирия. Его система приписывала чистоту и ...он осуществлял ее". (См. "A Dict. of Christian Biography", т. IV, "Porphyry".)
Философский энциклопедический словарь
ПОРФИРИЙ (Potphyrios) (род. 232/33, Тир – ум. 304, Рим) – древнегреч. философ-неоплатоник. Будучи биографом и издателем соч. Плотина, он сделал его учение доступным пониманию благодаря ясному изложению. Комментировал также платоновские и аристотелевские произв., написал «Введение в учение Аристотеля о категориях» (этот текст и поныне обычно предпосылают «Категориям» Аристотеля); исследовал предикабилии. Полемическое соч. Порфирия «Против Христа» (448) было уничтожено Теодозием II, и оно было утрачено; очень мало сохранилось и от истории античной философии, написанной Порфирием.
Философский энциклопедический словарь 2
         (234, Тир,— между 301 и 305, Рим), антич. философнеоплатоник. Ученик и издатель соч. Плотина; в старости руководил филос. школой в Риме. Комментатор соч. Платона («Кратила», «Парме-нида», «Федона», «Филеба», «Государства», «Софиста» и «Тимея») и Аристотеля («Категорий», «Герменевтики», «Физики», «Метафизики», «Этики», «Первой Аналитики», «О душе»); трактат П. «Введение в „Категории" Аристотеля» (или «О пяти общих понятиях», т. е. о роде, виде, отличит. признаке, существ. признаке и случайном признаке) был в ср. века осн. логич. компендием и гл. источником знакомства с логикой Аристотеля. Автор жизнеописания Плотина («Жизнь Плотина и порядок его сочинений»), комментариев к некоторым из его книг, а также многочисл. соч. по риторике, грамматике, астрономии и математике. Соч. П. «Против христиан» — один из ранних образцов библейской критики (сожжено в 448). В логике с именем П. связано т. н. древо П., иллюстрирующее многоступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.
        Собств. философия П. представлена в виде ряда тезисов в соч. «Подступы к умопостигаемому». Здесь, как и в трактате «Воздержание от животной пищи», видна этич. направленность философии П.: спасение души достижимо путём отвращения от тела, очищения души, возвращения к уму (нусу) и уподобления божеству. Это возвращение обеспечено тем, что приобщение к божеству происходит не пространственно и телесно, но в «гносисе», в знании. Для «знающего» бог рядом, а для «незнающего» он, присутствуя во всём, отсутствует. Это знание бога тождественно самопознанию, поэтому восхождение к знанию своей сущности начинается с любви к себе самому. Сохраняя схему плотиновского универсума (три «целостные и совершенные ипостаси» ума, души и космоса и т. п.), П. приписывает, однако, демиургич. функции не уму, но высшей части души. В иерархии бытия человеч. душа занимает срединное место между богом и телом; тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в выборе пути. Душа связана с телом не непосредственно, но в ряде частичных воплощений, первым из которых является «дух воображения», занимающего среднее место между чувством и умом.
        П. оказал большое влияние на позднейший неоплатонизм, особенно западный (Макробий, а также Августин, Марий Викторин, Боэций). Важное значение имел предложенный П. метод толкования отд. платоновских диалогов, хотя приёмы комментирования были существенно модифицированы Ямвлихом.
        Opuscula selecta, ed. A. Nauck, Lipsiae, 1886; Lettera ad Anebo. A cura di A. R. Sodano, Napoli, 1958; , ed. H. Dorrie, Munch., 1959; Sententiae ad intellig. ducentes, ed. E. Laraberz, Lpz., 1975; De l'abstinence, t. l, livre l, texte et trad., introd. par I. Bouffartique, P., 1977.
        Bidez I., Vie de Porphyre, le philosophe neOplatonicien, Gand, 1913; Theiler W., Porphyrios und Augustin, в его кн.: Forschungen zum Neoplatonismus, B., 1966, S. 160—248; Hadot P., Porphyre et Victormus, v. 1—2, P., 1968.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПОРФИРИЙ


будет выглядеть так: Что такое ПОРФИРИЙ