Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПОЛАГАНИЕ

Философский энциклопедический словарь
ПОЛАГАНИЕ – в древней философии (тогда оно называлось doxa) обозначение для познания, обращенного на чистую видимость и проходящего мимо истины или бытия. Кант считал, что полагание есть недостаточное, «как субъективно, так и объективно, стремление сознания придерживаться истины»; подобные мысли высказывали Гегель и Гете. Напротив, со времени Лотце (который часто говорит о «полагаемом») полагание обозначает особую в пределах общих усилий познания ориентацию на действительное, которая вкладывала значение полагания в средневековое понятие «intentio» (см. ГНОСЕОЛОГИЯ).
Философский энциклопедический словарь 2
        (нем. Setzen), филос. понятие, используемое в спекулятивных построениях классич. нем. идеализма, означающее, с одной стороны, мысленное допущение, утверждение («положение»), суждение о чём-нибудь, с другой — утверждение, создание чего-то как реального, т. е. реальное порождение бытия в том или ином его аспекте. Согласно Канту, П. может быть логическим, а может быть и реальным. В понятиях мы полагаем, утверждаем вещи лишь как возможные. Между тем существование есть «абс. полагание вещи», это не мысленный предикат, а само реальное бытие. Т. о., понятие П. «тождественно понятию о бытии вообще». Именно на эти доводы опирается кантовская критика онтологич. доказательства бытия бога, его тезис, согласно которому бытие вообще не есть область логич. вывода и доказательства.
        По Фихте, исходный принцип филос. системы выражает абс. действенный акт, который лежит в основе всякого бытия и сознания. Формулой такого акта является след. основоположение: «Я» первоначально полагает безусловно своё собственное бытие. Под этим «Я» подразумевается абс., верховная реальность, включающая в себя изначальное тождество субъекта и объекта, которое есть не что иное, как самополагание «абс. субъекта» (т. е. его абс. бытие, состоящее в творч. самоутверждении).
        Шеллинг утверждал, что «абсолютное» (бог) есть «бесконечное полагание самого себя» (т. е., в конце концов, бесконечное П. своих бесконечных П.). Каждое из этих П. есть самостоят. сущность, божеств. идея. Их совокупность образует «мир идей», которые в развёрнутой, видимой форме дают систему мировых тел, или Вселенную.
        Согласно Гегелю, П. есть самоутверждение духовной сущности, её «выход в существование», благодаря которому бытие раскрывает свою действит. основу. При этом основание развития как бы предвосхищает, предполагает самоё себя, а его осуществление выступает равным образом и как снятие, преодоление всех положенных определений. Т. о., П. у Гегеля есть действие, посредством крото дух или понятие постепенно реализуют себя в последовательности этапов своей эволюции.
        В марксистской философии понятие «П.» не употребляется.
        Кант И., Соч., т. 1, М., 1963, с. 401—05; т. 3, М., 1964, с 517—24; Фихте И. Г., Избр. соч., т. 1, [М.], 1916, с. 67— 99 102—203; Гегель Г., Наука Логики, т. 2, М., 1971, о. 20, 71, 106 — 109, 217 — 18; т. 3, М., 1972, с. 10 — 12, 195—96; Ильин И. А., Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего, «Вопросы философии и психологии», 1912, кн. 111 (I) — 112(11); Линьков Е. С., К генезису проблемы субъекта и объекта в философии Шеллинга, «Вестник Ленингр. университета», 1969, № 11.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПОЛАГАНИЕ


будет выглядеть так: Что такое ПОЛАГАНИЕ