|
|
|
|
|
ПОКАЯНИЕ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
церковное, исповедь, христианское таинство (магически-культовый обряд). См. в ст. Таинства.
|
Мультимедийная энциклопедия |
в христианстве, выражение раскаяния в совершенных грехах, позволяющее
грешнику надеяться на прощение, даруемое ему в акте отпущения грехов. В
католическом и православном богословии покаяние рассматривается как одно
из семи таинств.
В древней церкви существовала практика публичного покаяния перед общиной и
тайного - перед пресвитером. Во 2-3 вв. была разработана торжественная
процедура возвращения в лоно церкви т.н. падших (lapsi) - христиан,
отпавших от церкви во время гонений императора Деция (250-251).
Раскаявшиеся грешники получали при этом отпущение грехов, однако такое
отпущение могло быть получено только раз в жизни. Сложность процедуры
публичного покаяния постепенно привела к отказу от нее (подобное покаяние
совершалось только в случаях тяжелых прегрешений). Со временем эту
практику заменил монашеский обычай "открытия своей совести" настоятелю или
духовному наставнику, и в раннесредневековую эпоху на Западе возникает
практика покаяния перед священником; на согрешившего могли налагаться
суровые епитимьи, сам же акт покаяния допускал повторение.
IV Латеранский собор (1215) обязал верующих ежегодно исповедываться, был
сформулирован принцип тайны исповеди. Налагаемые наказания (епитимьи) со
временем свелись к духовным упражнениям и делам благочестия, совершаемым
под наблюдением священника. Позднее возникло представление, что за
прегрешение человек непременно должен подвергнуться временному наказанию
либо в этой жизни, либо в чистилище, если он не получил отпущения грехов.
В средневековой Европе бытовало мнение, что в случае необходимости
покаяние может быть принято и мирянином (например, когда солдаты
исповедуются друг другу накануне сражения), а на православном Востоке
покаянную исповедь предпочитали приносить монаху, даже если он не был
священником.
Три главных акта, совершаемых кающимся и сформулированных католическими
теологами, восходят к практике покаяния, принятой в древней церкви; это
сожаление (сокрушение) о содеянных грехах, исповедание грехов перед
священником и удовлетворение - исполнение наложенных епитимий. При этом
исповедник (священник-духовник) обладает властью давать душеспасительные
советы, назначать наказания и даровать отпущение грехов. В восточном
православии таинство покаяния (исповедь) носит менее формализованный
характер, и основной акцент здесь делается на совет исповедника. В эпоху
Реформации Лютер сохранил таинство покаяния как одно из средств,
позволяющих снискать дар благодати, в качестве индивидуального или
публичного акта (аналогичного тем, которые закреплены в литургических
формах Римско-католической церкви). Реформатские церкви отказались от
индивидуальной исповеди. В Англиканской церкви священник при рукоположении
получает власть давать отпущение грехов, решение же о необходимости
покаяния принимает сам верующий.
Современное католическое учение. После II Ватиканского собора чин
таинства покаяния был пересмотрен, и в 1973 папа Павел VI утвердил новый
Чин покаяния (Ordo penitentiae) Римско-католической церкви, в котором при
сохранении церковного учения о покаянии была реформирована обрядная
сторона таинства примирения с церковью.
См. также <<ИСПОВЕДЬ>>.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
ПОКАЯНИЕ — исповедь, таинство, этикорелиг. акт признания, связанный с чувством содеян. греха. В античности П. не было известно, однако оно встречалось в иуд. эллинизме и вост. культах. Корни этого таинства уходят к верованиям в магич. силу т.н. очистит. обрядов. В ранней христ. церкви наряду с таинством крещения существовало публич. П. перед общиной со строго установл. системой наказаний и их длительности за содеянный грех, первонач. исключая тяжкие грехи (убийство, измена вере, распутство). В рим. церкви вместо публичного П. (исповеди) в 11 в. утвердилось тайное П. (в присутствии исповедника-священника). |
Русская цивилизация |
или исповедь, церковное таинство, в котором кающийся, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается самим Иисусом Христом. Таинство это, предуказанное в Ветхом Завете обрядами очищения, проповеданное Иоанном Предтечей, установлено Иисусом Христом, который дал Апостолам власть вязать и решить грехи. В древней церкви покаяние было публичное, а тайная исповедь ввелась уже впоследствии.
Л. П. |
Орфографический словарь Лопатина |
пока`яние, пока`яние, -я |
Словарь Ожегова |
ПОКА’ЯНИЕ, -я, ср.
1. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке (книжн.). Принести п.
2. То же, что исповедь (в 1 знач.). Церковное п. П. в грехах.
• Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) оставить кого-н. в покое, перестать донимать чем-н. |
Словарь синонимов Абрамова |
|| отпустить душу на покаяние, принести покаяние |
Словарь Ушакова |
ПОКА’ЯНИЕ, покаяния, ср.
1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (·книж. ).
2. Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником (церк.).
3. Налагавшееся дореволюционным судом за некоторые преступления наказание, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве (·дорев. ). Приговорить к церковному покаянию.
• Отпустить душу на покаяние (·разг. ·шутл.) - оставить кого-нибудь в покое, перестать донимать кого-нибудь перестать приставать к кому-нибудь. |
Толковый словарь Ефремовой |
[покаяние]
ср.
1)
а) Добровольное признание в совершенном проступке.
б) Признание своей вины в чем-л., какой-л. ошибки.
2) Признание в своих грехах перед священником; исповедь.
3) разг. Раскаяние в чем-л. |
Энциклопедия афоризмов |
РАСКАЯНИЕ, ПОКАЯНИЕ
см.также ГРЕХ, ИСПОВЕДЬ, СОВЕСТЬ, СТЫД
Наше раскаяние - это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.
•Франсуа Ларошфуко
Только плохой человек нуждается в покаянии; только хороший человек может покаяться по-настоящему. Только совершенный человек может прийти к совершенному покаянию. Но такой человек в покаянии не нуждается.
•Клайв Льюис
Наименьшие грешники приносят наибольшее покаяние.
•Мария Эбнер-Эшенбах
Покаяние, возможно, спасает душу, но губит репутацию.
•Томас Дьюар
В будние дни мы не очень удачно используем свою нравственность. К воскресенью она всегда требует ремонта.
•Марк Твен
Настоящий христианин в воскресенье искренне раскаивается в том, что делал в пятницу и будет делать в понедельник.
•Томас Ибарра
Весьма нетактично предаваться покаянию, когда другие уже озираются в поисках новых грехов.
•Веслав Брудзиньский |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ПОКАЯНИЕ
будет выглядеть так: Что такое ПОКАЯНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|