Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПЛУТАРХ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Plutarchos)
        (около 46, Херонея, Беотия, — около 127), древнегреческий писатель, историк и философ-моралист. Получил энциклопедическое образование в Афинах, где впоследствии был удостоен почётного гражданства. Объездил Грецию, бывал в Риме и Александрии, однако большую часть жизни провёл в захолустном родном городке, занимаясь там общественной и просветительской деятельностью и сознательно демонстрируя почти безнадёжную верность отжившему идеалу местного полисного патриотизма. По не вполне ясным сведениям, в конце жизни П. получил от императора Траяна и Адриана какие-то особые полномочия, позволявшие ему ограничивать произвол римских наместников в Греции.
         Как философ П. примыкал к традиции Платонизма, отдавая дань стоическим, перипатетическим и особенно пифагорейским влияниям в духе позднеантичного эклектизма. Он видел в философии не столько систематическую дисциплину, сколько орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит его с современным ему морализмом; но если для моралистов эпикурейского и особенно стоико-кинического типа характерно резкое противопоставление бессмысленной житейской практики и спасительной доктрины, то П. часто берёт под защиту исторически сложившуюся данность человеческих отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, узости взглядов (например, в полемике против стоиков), отсюда же его обывательское почтение ко всему общепринятому. Этическая норма для П. — не абстрактная теория, а скорее идеализированная жизнь старой полисной Греции с её гражданским духом, с её открытостью, общительностью, тактом в житейских мелочах. Поэтому его рассуждения обильно оснащены анекдотами, историческими примерами, литературными цитатами, автобиографическими признаниями. Поэтому же, наряду с трактатами и диалогами, он создал цикл биографий, в которых дан тот же этический идеал. Небиографические сочинения П. принято по традиции объединять условным названием «Моралии» («Моralia»); это название не точно, но отражает преобладающий интерес П. к моральной проблематике. Биографический цикл П. объединён названием «Параллельные жизнеописания», отражающим его структуру: в «параллель» каждому знаменитому греку подобран знаменитый римлянин (например, Александру Македонскому — Юлий Цезарь, Демосфену — Цицерон), и пара биографий завершается «синкрисисом» (сопоставлением), в котором их характеры и судьбы соотносятся с единой этикопсихологической схемой. В целом сборник рисует монументальную картину греко-римского прошлого; в противоположность моральному безразличию, характерному для тематики биографических сборников эллинистической эпохи, подбор героев П. основан на морально-оценочных критериях. Перечень персонажей «Параллельных жизнеописаний» имеет характер некоего канона образцовых героев старины. Разработанный П. идеал эллинской гуманности и гражданственности широко усваивался в эпохи Возрождения и Просвещения. М. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринерству, Ж. Ж. Руссо — внимание П. к «естественным» чёрточкам человеческой психологии; гражданственность П. создаёт ему огромную популярность среди передовых мыслителей 18—19 вв. от деятелей Великой французской революции до русских дворянских революционеров — декабристов.
         Соч.: Moralia, rec. С. Hubert, М. Pohlenz, К. Ziegler [е. a.], v. 1—7, Lipsiae, 1925—67; Vitae parallelae, v. 1—4, rec. Cl. Lindskog et K. Ziegler, Lipsiae, 1914—39; в рус. пер.— Сравнительные жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64.
         Лит.: Аверинцев С. С., Плутарх и античная биография, К вопросу о месте классика жанра в истории жанра, М., 1973; Ziegler К., Plutarchos von Chaironeia, в кн.: Paulys Real-Encyclopadie der Classischen Alterturnswissenschatt, Hbd, 41, Stuttg., 1951, col..636-962; Dihle A., Studien zur griechischen Biographic, Gottingen, 1956.
         С. С. Аверинцев.
        
        Плутарх.
Мультимедийная энциклопедия
(до 50 - после 120 н.э.), греческий философ и биограф, прославившийся Сравнительными жизнеописаниями выдающихся греков и римлян. Плутарх родился и умер в небольшом городке Херонея (область Беотия), к которому всю жизнь испытывал нежную привязанность, в пользовавшейся почетом и уважением семье. Указания, содержащиеся в многочисленных сочинениях Плутарха, позволяют составить представление о широком круге родных, друзей и знакомых. Плутарх учился в Афинах у платоника Аммония и уже молодым человеком исполнял дипломатические поручения родного города. Он путешествовал по Египту и Азии, дважды на длительный срок приезжал в Рим, где свел дружбу с такими влиятельными людьми, как Луций Местрий Флор, добившийся для Плутарха римского гражданства, и Квинт Сосий Сенецион, которому он посвятил ряд своих трудов. Сообщения о том, что Траян сделал Плутарха почетным консулом, а Адриан назначил его прокуратором Ахайи (как называлась при римлянах провинция, охватывавшая большую часть Греции), не заслуживают доверия, но по ним можно судить, какое уважение окружало его на родине. Несмотря на возможности, открывавшиеся в столице, Плутарх вернулся в маленькую провинциальную Херонею, "дабы не сделать ее своим отсутствием еще меньше" (Демосфен, 2), и служил здесь в разных должностях - был смотрителем за постройками, архонтом и беотархом (членом совета Беотийского союза). В течение последних 30 лет жизни Плутарх занимал должность жреца в близлежащих Дельфах, которые к тому времени пришли в упадок, но некогда были духовным центром эллинского мира, и собрал вокруг себя группу учеников. Такой стиль поведения указывает на предпринимавшиеся Плутархом сознательные попытки поддержать классический греческий образ жизни и под властью римлян. Как в биографиях, так и в философских трактатах Плутарха интересует прежде всего этика. В философии он последовательный платоник: провозглашаемая эпикурейцами идея самодостаточности вызывает у Плутарха неприятие, и он в большей степени сочувствует стоической морали. Плутарх вносит в свои сочинения новую, явно гуманистическую интонацию: человеческая кротость вызывает в нем восхищение, он обнаруживает нежность, говоря о женщинах, детях и животных. В трактате О любви Плутарх следует Пиру Платона, хотя явно испытывает при этом неловкость, и по ходу дела доказывает, что супружеская любовь лучше и возвышеннее гомосексуальной. О христианах Плутарх ничего не знает или же путает их с евреями, которых он отвергает, равно как и карфагенян, поскольку они совершенно глухи к греческой религии. Другие культы, например Исиды и Осириса, он уподобляет греческим. ПРОИЗВЕДЕНИЯ Нравственные сочинения (Moralia). Судя по списку произведений Плутарха (227 заглавий), данному в каталоге Ламприя (который приписывают иногда сыну Плутарха, но на самом деле он составлен позднее, хотя точной датировки не имеет), сохранилась лишь треть его наследия. С другой стороны, имеется целый ряд бесспорно сомнительных в смысле подлинности трактатов, дошедших под именем Плутарха. Из двух основных групп произведений Плутарха большая, которую объединяют под собирательным названием Нравственные сочинения, состоит из 78 произведений (часть из которых, безусловно, подложны). Разнообразие авторских интересов легко продемонстрировать простым перечислением заглавий (цифры в скобках означают традиционные порядковые номера, не имеющие содержательного значения). Риторические упражнения. В этой группе произведений, создававшихся, по-видимому, в молодости, незрелость содержания меркнет ввиду изящества формы. Сюда относятся: О судьбе (8), Об удаче римлян (20), О счастье или доблести Александра (21), Можно ли научиться добродетели (28), О любви к детям (32), Вызывает ли порок несчастье (33), Что хуже, неудовлетворенность тела или неудовлетворенность души (34), Что полезнее, вода или огонь (62). Философия. Платонизм Плутарха не имеет скептической окраски, характерной для современной ему Новой Академии, и во многом ближе к учению самого Платона, как показывают Платоновские изыскания (67). В определенном смысле Плутарх является предшественником неоплатонизма, что подтверждают его трактаты, посвященные Тимею (68-69). Он написал по три трактата против стоиков (70-72) и эпикурейцев (73-75), в которых содержится ценная информация об учениях отдельных представителей этих школ. В более популярном ключе написаны О равновесии духа (3), О том, как отличить друга от льстеца (4), О совершенствовании в добродетели (5), О получении пользы от врагов (6), О количестве друзей (7). Существуют также трактаты О болтливости (35), О жадности (37), О зависти (39), О сдерживании гнева (29) и О братской любви (31). Этические вопросы обсуждаются в трактатах О любви (47) и О супружеском согласии (12), в Гигиенических наставлениях (11), О мясоядении (65-66) и О разумности животных (63-64). Религия. Наиболее характерная и вызывающая уважение черта Плутарха - его усилия по приданию традиционной религии формы, приемлемой для разумных людей. Он отстаивает необходимость следовать старине, но в трактате О суеверии (14) предостерегает против крайностей, которые ввергают разумных людей в атеизм. Плутарх сохраняет древний политеизм, хотя его Зевс приближается к монотеистическому идеалу, а остальные боги становятся лишь его помощниками и посредниками. Три замечательных трактата о Дельфах объясняют мистический смысл букв EI над входом в храм (24), а также причины, по которым оракул больше не прорицает стихами (25) и вообще приходит в упадок (26). Трактат Об Исиде и Осирисе (23) ценен описанием египетского культа, причем многие детали, кажущиеся наивными или грубыми, получают духовное истолкование, и при этом высказывается предположение, что данный культ представляет собой форму поклонения Аполлону. Трактат Почему божество медлит с воздаянием (41) интересен всем, кого занимает эта вечная проблема. Образование. О воспитании детей (1) - наиболее подробный из дошедших до нас античных трактатов на данную тему, и, несмотря на наивную риторику (наводившую многих ученых на мысль, что эта работа не принадлежит Плутарху), в ней немало здравых рассуждений. По вопросам образования более высокого уровня у Плутарха имеются трактаты Об изучении поэзии (2) и О слушании лекций (3). Элементы литературного критицизма, наряду с педагогическими принципами, рассыпаны по всем произведениям Плутарха, в особенности надо отметить трактаты Сравнение Аристофана и Менандра (56) и О злокозненности Геродота (57), где разбирается предвзятость знаменитого историка в отношении Беотии. Естественнонаучные вопросы рассматриваются в трактате О лице на диске Луны (60) и О первичном холоде (61). Греческие и римские вопросы (18) представляют собой штудии по реалиям древности. Политика. Кроме сомнительного в смысле подлинности трактата о трех формах управления (53), здесь имеются Наставления по управлению государством (52), трактаты о подготовке правителей (49-50) и Следует ли старикам управлять государством (51). Извлечения. Наряду со сборниками различных случаев и изречений под разными заглавиями (15-17), возможно, предназначавшимися для использования в Жизнеописаниях, Плутарх оставил 9 книг Застольных бесед, где затрагивается множество проблем. Сравнительные жизнеописания. Широко известны Сравнительные жизнеописания, которые на протяжении столетий служили европейцам основным источником сведений о греческом и римском мире. Как указывает в предисловии к жизнеописанию Эмилия Павла сам Плутарх, здесь он намечал себе прежде всего нравственные задачи: знакомство с достопамятными событиями прошлого обогащает и дает примеры для подражания или, напротив, указывает, чего следует избегать. Сохранились 50 написанных Плутархом биографий, известно, что существовали и другие, ныне утраченные. Они распределены по 22 парам, объединяющим вместе греческого и римского героя, которые схожи по характеру или по судьбе, с небольшим, скорее формальным сопоставлением в конце. Еще в одной паре (фактически 4 биографии) Агис и Клеомен, спартанские цари- реформаторы, сопоставляются с Тиберием и Гаем Гракхами, римскими реформаторами. Четыре биографии пары не имеют. В большинстве случаев (но не всегда) биографии из одной пары дополняют и взаимно освещают друг друга, так что формальное сопоставление мало что к этому добавляет, а является скорее риторической условностью. В современных греческих изданиях Жизнеописания даются в следующем порядке: Тесей - Ромул; Солон - Попликола; Фемистокл - Камилл; Аристид - Катон Старший; Кимон - Лукулл; Перикл - Фабий Максим; Никий - Красс; Гай Марций (Кориолан) - Алкивиад; Демосфен - Цицерон; Фокион - Катон Младший; Дион - Брут; Эмилий Павел - Тимолеонт; Серторий - Эвмен; Филопемен - Тит (Фламинин); Пелопид - Марцелл; Александр - Цезарь; Деметрий - Антоний; Пирр - Гай Марий; Арат; Артаксеркс; Агис и Клеомен - Тиберий и Гай Гракхи; Ликург - Нума; Лисандр - Сулла; Агесилай - Помпей; Гальба; Отон. ЛИТЕРАТУРА Плутарх. Сравнительные жизнеописания, тт. 1-3. М., 1961-1964 Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973 Плутарх. Моралии. Изречения царей и полководцев. - Вестник древней истории, 1976-1980 Плутарх. Сочинения. М., 1983 Плутарх. Застольные беседы. М., 1990 Плутарх. Об Исиде и Осирисе. Киев, 1996
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ПЛУТАРХ (ок. 46 — 126) — др.-греч. писатель-моралист. Родился в беотийском г. Херонее в богатой и знатной семье. Получил всесторон. образование в Афинах, впослед. пополнен. в Александрии. Неоднократно избирался архонтом Херонеи. Неск. раз был в Риме, где пользовался расположением имп. Траяна. При имп. Адриане П. был прокуратором провинции Ахайя. Афины дали ему почетное гражданство. П. написал большое кол-во соч. из к-рых 150 дошло до нашего времени.
Античные писатели
    Плутарх, Plutarchos, из Херонеи, до 50-после 120 гг. н. э., греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. В Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония, но также значительное влияние на него оказали Перипат и Стоя. По философским воззрениям был эклектиком, в философии его интересовало ее практическое приложение. В молодости много путешествовал. Посетил Грецию, Малую Азию, Египет, был в Риме, где встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу с многими выдающимися людьми, в том числе с Луцием Местрием Флором, близким соратником императора Веспасиана, который помог П. получить римское гражданство. Однако в скором времени П. возвратился в Херонею. Он верно служил своему городу, исполняя общественные должности. Он собирал в своем доме молодежь, а обучая собственных сыновей, создал своего рода «частную академию», в которой играл роль наставника и лектора. На пятидесятом году жизни стал жрецом Аполлона в Дельфах, старался вернуть святилищу и оракулу былое значение. — П. не был оригинальным писателем. В основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители, написали до него. Но в обработке П. целая традиция, отмеченная знаком его личности, обрела новый облик и именно в таком виде она определяла в течение многих веков европейскую мысль и литературу. Богатству интересов П. (в основном они вращались вокруг семейной жизни, жизни греческих городов-государств, религиозных проблем и вопросов дружбы) соответствовало значительное число его сочинений, от которых сохранилось меньше половины. Чрезвычайно трудно установить их хронологию. Тематически мы можем разделить их на 2 группы: первая, очень разнородная, охватывает созданные в разные периоды сочинения, в основном философские и дидактические, объединяя их под общим названием Этика (Moralia); вторую составляют биографии. (Все названия обычно цитируются по-латыни.) В Этике мы находим примерно 80 сочинений. Самыми ранними из них являются те, которые носят риторический характер, как например, похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне (гр. Тихе) и ее роли в жизни Александра Македонского или в истории Рима. Большую группу составляют также популярно-философские трактаты; из них, возможно, самым характерным для П. является небольшое сочинение О состоянии духа. В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, О чрезмерном любопытстве, О болтливости, Об излишней робости). По этим же причинам П. занимался вопросами любви и брака. Во всех этих сочинениях находят отражение педагогические интересы П., неудивительно, что он поднимал подобные вопросы также в работах Как нужно молодому человеку слушать поэтов, Как пользоваться лекциями и т.д. Тематически приближаются к ним политические сочинения П., особенно те из них, что содержат рекомендации для правителей и государственных деятелей. К сочинениям на темы семей ной жизни относится и консоляция (то есть утешительное сочинение после тяжкой утраты), обращенная к жене П. Тимоксене, потерявшей единственную дочь. Наряду с наиболее популярными работами в диалогической форме, в Этику входили и другие — приближенные по своему характеру к научному докладу, в которых П., не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, тем не менее приводит множество ценных сведений по истории философии. К ним следует причислить сочинения об учении Платона, как например, Платоновские вопросы или О сотворении души в «Тимее», а также полемические произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков. П. писал и о человеческой душе, интересовался психологией, возможно, даже психологией животных, если сочинения о сообразительности и разумности зверей действительно вышли из-под его пера. Вопросам религии П. посвятил многочисленные произведения, среди них так называемые «пифийские» диалоги, касающиеся оракула Аполлона в Дельфах. Наиболее интересным в этой группе представляется произведение Об Исиде и Осирисе, в котором П., сам посвященный в мистерии Диониса, изложил самые разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий Осириса. Об интересе П. к древностям свидетельствуют два сочинения: Греческие дела (Aitia Hellenika; лат. Quaestiones Graecae) и Римские дела (Aitia Romaika; лат. Ouaestiones Romanae), в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). Сочинение П. О лике на лунном диске представляет различные теории относительно этого небесного тела, в конце П. обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ), усматривая в Луне родину демонов. Пристрастия П., столь ярко проявившиеся в его биографиях, нашли отражение также в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений Апофтегматы, вероятно, большей частью не является подлинным). Самые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведения, как Пир семи мудрецов или Беседы на пиру (в 9 книгах). В Этике П. включены и не аутентичные произведения неизвестных авторов. К важнейшим из них принадлежат: О музыке, представляющее один из главных источников наших знаний об античной музыке (Аристоксен, Гераклеид Понтийский), и О воспитании детей, произведение чрезвычайно известное и переведенное в эпоху Возрождения на многие языки. Однако своей славой П. обязан не Этике, а биографиям. Во вступлении к жизнеописанию Эмилия Паула (Aemilius Paulus) сам П. очерчивает преследуемые им цели: общение с великими людьми древности несет в себе воспитательные функции, а если не все жизнеописания привлекательны, то ведь отрицательный пример тоже может воздействовать устрашающе и обратить на путь праведной жизни. В биографиях П. следует учению перипатетиков (см. <<Аристотель>>), которые в области этики решающее значение приписывали действиям человека, утверждая, что каждое действие порождает добродетель. П. выстраивает их согласно схеме перипатетических биографий, описывая поочередно рождение, юность, характер, деятельность, смерть героя и ее обстоятельства. Желая обрисовать деяния своих героев, П. использовал доступный ему исторический материал, с которым обходился довольно свободно, поскольку полагал, что пишет биографию, а не историю. Его прежде всего интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, П. охотно привлекал анекдоты. Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм. Однако биографии П. имеют представляют также большую историческую ценность, ибо он неоднократно обращался к недоступным для нас сегодня источникам. Писать биографии П. начал еще в юности. Вначале он обратил свое внимание на знаменитых людей Беотии: Гесиода, Пиндара. Эпаминонда — впоследствии стал писать и о представителях других областей Греции: о Леониде, Аристомене, Арате Сикионском, и даже о персидском царе Артаксерксе II. Во время пребывания в Риме П. создавал биографии римских императоров, предназначенные для греков. И лишь в поздний период он написал свое важнейшее произведение Сравнительные жизнеописания (Bioi paralleloi; лат. Vitae parallelae). Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. Некоторые их этих пар составлены удачно, как например, мифические основатели Афин и Рима — Тесей и Ромул, первые законодатели — Ликург и Нума Помпилий, величайшие вожди — Александр и Цезарь. Другие сопоставлены более произвольно: «дети счастья» — Тимолеон и Эмилий Паул, или пара, иллюстрирующая превратности человеческих судеб — Алкивиад и Кориолан. После биографий П. давал общую характеристику, сравнение двух образов (synkrisis). Лишь у нескольких пар это сопоставление отсутствует, в частности, у Александра и Цезаря. Всего было 23 пары, представленные в хронологическом порядке. Сохранилось 22 пары (утрачены жизнеописания Эпаминонда и Сципиона) и четыре единичных жизнеописания более раннего периода: Арата Сикионского, Артаксеркса II, Гальбы и Отона. Всю свою жизнь П. посвятил общественной и политической деятельности, а прежде всего — педагогике. Изо всех сил он старался показать культурную роль Греции. До конца античности и в Византии П. пользовался громкой славой величайшего воспитателя и философа. В эпоху Ренессанса (XV в.) найденные сочинения П., переведенные на латинский язык, вновь стали основой европейской педагогики. Чаще всего читали трактат О воспитании детей, до начала XIX в. считавшийся аутентичным.
Литературная энциклопедия
[ок. 40—120 нашей эры] — греческий писатель, историк и философ; жил в эпоху стабилизации Римской империи, когда хозяйство, политическая жизнь и идеология античного общества вступили в период, длительного застоя и загнивания. Идеологическим следствием этого регресса античного рабовладельческого хозяйства был поворот господствующих классов от сравнительно рационалистического стоицизма, к-рый устанавливал известный компромисс между верой и знанием и являлся ведущей философией римской аристократии, к религиозной и мистической философии, в первую очередь к пифагореизму и платонизму, к более интенсивному включению традиционных верований в миросозерцание культурных верхов. Социальная проблематика суживается до проповеди малых дел, полезной деятельности в замкнутом кругу. П. — типичный представитель греческой городской аристократии этого времени: выступая иногда на более широкой политической арене, он старался оставаться по преимуществу местным деятелем родной Херонеи (Беотия) и работал в узком кругу друзей и учеников, к-рые образовали вокруг него небольшую академию. Философия П. эклектична: религиозно-консервативная устремленность влечет П. к позднему Платону, и формально он является платоником, по преимуществу однако интересуясь религиозными и этическими вопросами. Диалектика и физика Платона подменяются у него более примитивными представлениями народной религии, в к-рых значительную роль играет демонология и вера в провидение. Для того чтобы ввести в свое миросозерцание этот
735 элемент, П. пользуется учением скептиков о недостаточности знания, а в вопросах прикладной морали заимствует многое у стоиков, устраняя радикальные моменты их учения, и даже у ненавистных ему эпикурейцев. Высшей этической ценностью для П. является «благодушие», душевное спокойствие, достигнуть к-рого можно лишь добрыми делами, дружественным отношением к людям («филантропия»), строгим выполнением обязанностей по отношению к окружающим. Требуя введения этического содержания во все области жизненной деятельности, П. по существу не выходит за пределы обыденного морализирования: типичный эпигон, он вполне удовлетворен своей культурой. Реакционная установка толкает его к идеализации греческого прошлого, что не мешает ему однако оставаться лойяльным гражданином Римской империи; тирады против деспотизма и угнетения остаются политически безобидной фразеологией, тем более, что и официальная стоическая теория трактовала государя как слугу граждан, воодушевленного стремлением к общему благу. Многочисленные произведения П., не представляя собою сколько-нибудь оригинального творчества, являются плодом огромной начитанности. Список сочинений П. содержит 207 названий; из них сохранилось свыше 150 (в том числе несколько неподлинных), которые принято разделять на две группы: 1) популярно-философские (так наз. «моральные») трактаты на самые различные темы — религиозные, философские, естественно-научные, антикварные, но чаще всего этические (напр. о любопытстве, о лести, о корыстолюбии, о болтливости, о добродетели и пороке, супружеские наставления и т. п.) и 2) биографии. В сочинениях первой группы обычно применяется форма диалога, послания или диатрибы, занимательного доклада на философские темы и широко используется в выписках и пересказах философская продукция прошлых веков. Вопросы лит-ры интересовали П. гл. обр. в связи с моральными и педагогическими проблемами, напр. «как молодому человеку читать поэтов» в «Сравнении Аристофана с Менандром». П. отдает предпочтение беззлобной комедии Менандра с ее этической проблематикой перед беспощадностью аристофановской насмешки. Ценные исторические сведения содержатся в трактате «О музыке». Биографии — это гл. обр. «Параллельные биографии» греческих и римских государственных деятелей. Исторические события являются у П. лишь материалом для воссоздания образов великих людей прошлого как объектов подражания; мелкие личные черты привлекают к себе особое внимание моралиста-характеролога, не брезгающего и анекдотами. В смысле критического отношения к источникам и понимания причин исторических событий П. не стоит уже на высоте античной науки. Для современного историка его «биографии» ценны лишь как богатое собрание материалов
736 из не дошедшей до нас историографической литературы. Занимательное и благодушное изложение, не заостряющее спорных проблем, собирание культурного наследия эллинизма в примирительной эклектике «филантропического» миросозерцания позволяли представителям различных эпох и направлений находить у П. ценный для них материал и обеспечили ему такой интерес со стороны позднейших веков, каким пользовались лишь очень немногие древние авторы. Отцы церкви находили в религиозности и этике П. много черт, родственных христианскому учению, и называли его «полухристианином»; византийцы ценили его как эрудита, сохранившего огромное количество сведений (отсюда и сравнительная сохранность объемистого наследия Плутарха). Враждебная всяким крайностям, в том числе и аскетизму, этика П. привлекала внимание вождей Реформации (Меланхтон, Цвингли); в Германии его популяризировали Г. Сакс и Фишарт, во Франции — Рабле и Монтень. П. становится любимым чтением господствующего класса эпохи зап.-европейского абсолютизма. Шекспир («Юлий Цезарь», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра»), Корнель («Серторий», «Агезилай»), Расин («Митридат») заимствуют у П. сюжеты своих драм. Стремление аристократии к показу своих героев породило в XVII в. многочисленные «жизнеописания» знаменитых людей по образцу П. Но особенно близок был П. веку Просвещения своей «филантропией» (Ж. Ж. Руссо, Мирабо-отец, Бернарден де Сен Пьер, Ж. П. Рихтер), а драпировавшаяся в античный костюм идеология французской революции находила в «Биографиях» П. прославление республиканских добродетелей и ненависть к тиранам (в России П. интересовал с этой стороны декабристов). Следы увлечения П. заметны в немецком Sturm und Drang’e, у Шиллера, в Италии — у Альфьери. В XIX в. интерес к П. падает. Идеологи реакции стремятся развенчать П. как вдохновителя революции; укрепляющая свое господство буржуазия отходит от того культа «героического», к-рый лежал в основе популярности П.-биографа, а для социальной и философской проблематики XIX в. наивный эклектизм Плутарха-мыслителя не мог представить сколько-нибудь актуального интереса. Библиография: I. Сравнительные жизнеописания, пер. В. А. Алексеева, 9 тт., изд. А. Суворина, СПБ, 1891—1895; О музыке, перев. Н. Н. Томасова, с пояснительными примеч. и вступ. ст. Е. Браудо и с приложением биографии Плутарха А. И. Малеина, П., 1922; некоторые из «Moralia» имеются в старинных латинских переводах. Vitae parallelae H. Sintenis, B-de I—IV, Lpz., 1839—1846; в серии «Loeb Classical Library», 11 vv., L., 1914—1926; Moralia, hrsg. v. Bernardakis, Lpz., 1888—1896. II. Martha C., Les moralistes sous l’empire Romain, 5 ed., P., 1886 (русск. перев.: «Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи», М., 1880); Hirzel R., Plutarch, Lpz., 1912; Бузескул В., Введение в историю Греции, изд. 3-е, П., 1915. III. Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии..., СПБ, 1898, стр. 67—96, 284—285. И. Троцкий
Философский энциклопедический словарь
ПЛУТАРХ из Херонеи (Греция) (Plutarch) (род. ок. 45 – ум. 120 после Р.Х.) – древнегреч. философ, биограф, моралист. На своей родине был облечен полномочиями правителя; был священником в Дельфах. Его философские соч. и произв. по различным отраслям науки объединены под общим заголовком «Moralia». Плутарх призывал, размежевавшись со Стоей и эпикуреизмом, сделать частную и общественную жизнь разумно-гармонической. Его сравнительное жизнеописание греч. и рим. полководцев и государственных деятелей служит, в частности, также и ярким примером образцовой нравственности («Сравнительные жизнеописания». СПБ, 1891). Личность и произв. Плутарха оказывали влияние на последующее развитие вплоть до наших дней.
Философский энциклопедический словарь 2
         из Херонеи (ок. 45— ок. 127), греч. писатель и философморалист. Принадлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисл. стоич., пери-патетич. и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоич. натурализмом и пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космич. начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцендентному богу. Посредники между миром и богом — демоны (гении). Философия для П. — не систематич. дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с совр. ему антич. вульгарной философией; однако если для моралистов стоич., кинич. и эпикурейского типа характерен пафос резкого противоположения критикуемой действительности и спасит. проповеди, то П. постоянно апеллировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеч. отношений. Отсюда его отвращение к доктринёрству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против стоиков) и в то же время обывательское почтение ко всему общепринятому. Этич. норма для П. — не утопич. теория, а идеализиров. практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным трактатам и диалогам дополняющий их цикл «Параллельных жизнеописаний» знаменитых греков и римлян прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историч. материале. Историч. повествование в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. В центре морали П. стояли понятия («образования», «просвещения», т. е. эллинской духовной культуры) и («человеколюбия», т. е. эллинской гуманности).
        Разработанный П. идеал антич. гуманности и гражданственности широко использовался в новое время. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринёрству, Руссо — его внимание к «естеств.» чёрточкам человеч. психологии и свободолюбие; гражданственность создала П. огромную популярность у идеологов Великой франц. революции. Морализм П. пытался реставрировать Эмерсон.
        Moralin, v. 1-3. N. Y.— L., 1928—31, v. 5, fasc. l, Lipsiae, 19572 (над. продолжается); Vitae parallelae, rer. Cl. Linciskog et K. Zitier, v. l - 4, Lpz., 1914—39; в рус. пер. - О происхождении мировой души по «Тимею» Платона..., в кн.: Бpаш М., Классики философии, т. 1, [СПБ, 1907], с. 378—422; О музыки, П., 1922; Сравнит. жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64.
        Аверинцев С.С., П. и антич. биография, М., 1973; Hirzеl R., Plutarch, Lp/.., 1912; Geigenmuller P., Plutardms Stellung zur Heligion und Philosophie seiner Zeit, «Neue Jahrbucher fur das klassische Altertum», 1921, Bd 47; Ziegler K., Phitarchos von Chaironeia, StnUg., 1949; Weber II., Die Staats- und Tiochtslehre Plutarclis von Chaironeia, Bonn, 1959.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПЛУТАРХ


будет выглядеть так: Что такое ПЛУТАРХ