Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПЛЕОНАЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от греч. pleonasmos — излишество)
        многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но обычно и для стилистической выразительности. Причисляется к стилистическим «фигурам прибавления» (см. Фигуры стилистические), но рассматривается как крайность, переходящая в «порок стиля»; граница этого перехода зыбка и определяется чувством меры и вкусом эпохи. П. обычен в разговорной речи («своими глазами видел»), где он, как и др. фигуры прибавления, служит одной из форм естественной избыточности речи. В фольклоре П. приобретает стилистическую выразительность («путь-дорога», «море-океан», «грусть-тоска»); в литературе некоторые стили культивируют П. («пышный стиль» античные риторики), некоторые избегают его («простой стиль»). Усиленная форма П. — повторение однокоренных слов («шутки шутить», «огород городить») — называется парегменон или figura etimologica. Иногда крайнюю форму П. (повторение одних и тех же слов) называют тавтологией (См. Тавтология). Однако в современной стилистике понятие тавтологии нередко отождествляют с П.
Современная Энциклопедия
ПЛЕОНАЗМ (от греческого pleonasmos - излишество), употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности, например "своя автобиография" (в слове "автобиография" уже содержится понятие "своя").
Орфографический словарь Лопатина
плеон`азм, плеон`азм, -а
Словарь Даля
муж., ·*греч. многословие, лишек речей, повторенье.
Словарь Ожегова
ПЛЕОН’АЗМ, -а, муж. (спец.). Оборот речи, в к-ром без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям (напр., человек двадцать людей) или такие, в к-рых значение одного слова уже входит в состав другого (напр., своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе).
прил. плеонастический, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ПЛЕОН’АЗМ, плеоназма, ·муж. (·греч. pleonasmos - излишество) (лит.). Оборот речи, содержащий однозначные слова, выражения, напр.: спор был долгий и продолжительный, я его расцеловал и облобызал, надо докончить, завершить, выполнить начатую работу.
Толковый словарь Ефремовой
[плеоназм]
м.
Оборот речи, содержащий однозначные, часто излишние слова (иногда применяющийся как стилистический прием для придания речи выразительности).
Литературная энциклопедия
[греч. «pleonasmos» — «излишество»] — термин античной стилистики, означающий накопление в речи слов, имеющих то же значение и потому излишних: «старый старик», «юный юноша». К П. следует отнести также некоторые стилистические фигуры, выделявшиеся античной стилистикой под особыми названиями: эпаналепсис, т. е. повторение уже названного раньше («The nobles they are fled, the commons they are cold» — Шекспир), figura etymologica и annominatio, т. е. повторение при глаголе дополнения, образованного от той же основы с определением или без него («спать мертвым сном», «горьким смехом смеяться»). Близкими к плеоназму стилистическими фигурами являются тавтология (см.) и отчасти перифраз (см.). В античной стилистике и грамматике П. даются различные оценки: Квинтилиан, Донат, Диомед определяют П. как перегруженность речи излишними словами, следовательно как стилистический порок; напротив, Дионисий Галикарнасский определяет П. как обогащение речи словами, на первый взгляд излишними, но в действительности придающими ей ясность, силу, ритмичность, убедительность, пафос, неосуществимые в речи лаконической (brachylogia). В действительности стилевая функция П. определяется характером стиля и жанра. В речи риторической различные формы П. не только допустимы, но и приобретают положительное значение, выделяя и подчеркивая, те или иные оттенки мысли и ее переходы. Значение П. как риторического приема вскрывается и в пародиях на судебное и церковное красноречие, обычно подчеркивающих П. как наиболее характерный момент последнего. Плеоназм в художественной речи типичен
691 для классов и эпох, тяготеющих к риторизму, по причинам весьма различным: как в результате отмирания живого идейного содержания поэзии и сосредоточивания внимания на формальных достижениях (поэзия барокко, прециозная поэзия), так и вследствие малой литературной культурности класса (фаблио городского сословия в средние века) и остроты политической ситуации, побуждающей классы-антагонисты прибегать к риторическим жанрам (ораторской речи, проповеди, эпистолии и т. п.) как орудию прямого воздействия и самозащиты (лит-pa реформации и контрреформации). Библиография: См. «Риторика», «Стилистика». R. S.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПЛЕОНАЗМ


будет выглядеть так: Что такое ПЛЕОНАЗМ