ПЬЕРО ДИ КОЗИМО |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Piero di Cosimo; собственно Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo)
(1462, Флоренция, — 1521, там же), итальянский живописец флорентийской школы (См. Флорентийская школа). Испытал влияние Филиппино Липпи, Леонардо да Винчи и Хуго ван дер Гуса. Тонкое ощущение поэтической красоты мира сочетается в произведениях П. ди К. с элементами сказочности и утончённой стилизации, отражающими влияния придворной культуры («Персей и Андромеда», Галерея Уффици, Флоренция). Пристальное внимание художника к натуре и вместе с тем манерность образов свойственны и портретам П. ди К. («Симонетта Веспуччи», Музей Конде, Шантийи).
Лит.: Bacci М., Piero di Cosimo, Mil., [1966].
Пьеро ди Козимо.«Смерть Прокриды». Национальная галерея. Лондон.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(Piero di Cosimo; Piero di Lorenzo)
(1462-1521), флорентийский живописец. Годы его творчества пришлись на
период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо
Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в
Рим, куда тот был приглашен в 1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и
Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы. К 1486 Пьеро ди
Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского
купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами
на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и
Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490-1500-е годы,
являются аллегорическими изображениями древней истории человечества,
перехода от каменного века к железному, от первобытного состояния к
цивилизации, творчеству и созидательному труду. Пьеро ди Козимо черпал
вдохновение в произведениях, обладавших внутренней энергией и мощным
натурализмом, таких, как работы Синьорелли и Поллайоло.
При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог
соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось
достичь такого же изящества линий. В картине Венера и Марс (1490-е годы,
Берлин - Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению
Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному и одухотворенному.
Примерно с 1500, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после
семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро
ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и сфумато
(туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники -
темперой и маслом - к работе одним только маслом. В этой технике художник
создал одно из самых знаменитых своих произведений - Портрет Симонетты
Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде).
Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода
творчества - Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее
настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам
тела умирающей нимфы. Даже в старости, когда силы начали оставлять
художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин - Персей и
Андромеда (ок. 1515-1520, Флоренция, галерея Уффици). |
|
|