|
|
|
|
|
ПИЗАНЕЛЛО |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Pisanello; собственно Антонио ди Пуччо ди Черрето, Antonio di Puccio di Cerreto)
[1395, Пиза (),— 1455, Рим ()], итальянский живописец, рисовальщик и медальер. Сформировался под влиянием веронской и ломбардской живописи рубежа 14—15 вв. В живописных произведений П. (фреска «Св. Георгий и принцесса» в церкви Сант-Анастазия в Вероне, около 1435—38; «Видение св. Евстафия», около 1420—25, Национальная галерея, Лондон) готические традиции постепенно вытесняются новыми ренессансными исканиями. С наибольшей яркостью процесс этот отражён в рисунках П. (зарисовки животных, костюмов, штудии фигур, в том числе обнажённых; преимущественно перо, тушь; см. илл.), обнаруживающих его настойчивое стремление к познанию натуры. Один из первых итальянских портретистов (портреты Джиневры д'Эсте, 1430-е гг., Лувр, Париж), П. является и основоположником ренессансного медальерного искусства; в его медалях (в честь Лионелло д'Эсте, 1444, бронза, литьё, и др.) лаконическая чёткость индивидуальной характеристики сочетается с пластической тонкостью моделировки.
Лит.: Майская М. И., Живопись Пизанелло и особенности развития Возрождения в Северной Италии, в сборнике: Классическое искусство Запада, М., 1973, с. 19—54; Fossi Todorow M., I disegni del Pisanello e della sua cerchia, Firenze, 1966; Paccagnini G., Pisanello, N. Y., 1973.
М. И. Майская.
Пизанелло. «Борзая собака». Рисунок пером и акварелью. 1-я пол. 15 в. Лувр. Париж.
Пизанелло. «Мадонна со святыми Антонием и Георгием». 1430—40-е гг. Национальная галерея. Лондон.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(Pisanello)
(1395-1455), итальянский живописец, рисовальщик и медальер. Пизанелло был
одним из главных представителей искусства поздней готики в Северной
Италии, а также непревзойденным мастером портретных медалей.
Антонио Пизанелло родился близ Вероны в 1395, учился в северной Италии и
испытал влияние Стефано да Дзевио, Альтикьеро и Джентиле да Фабриано.
Работал при дворах Гонзага, д'Эсте, Висконти и Сфорца - от Милана до
Неаполя. Получал заказы от папской курии и неаполитанского короля Альфонса
V. К сожалению, все выполненные им росписи залов и капелл во дворцах его
заказчиков погибли. Сейчас Пизанелло известен по шести или семи
сохранившимся живописным композициям, миниатюрным портретам на медалях и
ярким, очень детальным рисункам. Пизанелло умер в Риме в 1455.
Фреска Св. Георгий и принцесса (1435-1438, Верона, церковь Санта
Анастазиа) является прекрасным образцом стиля Пизанелло. Сцена трактована
скорее как пышное шествие придворных, а не как драматический эпизод.
Персонажи одеты в богато расшитые костюмы и помещены на фоне пейзажа с
животными, городом с чудесными дворцами, величественной процессией конных
рыцарей, виселицей и морем. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как
в натурных зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и
фигур. В отличие от таких тосканских художников, как Мазаччо и Андреа дель
Кастаньо, Пизанелло мало интересовался недавно изобретенными приемами
перспективных построений, ценя точность в передаче деталей более, чем их
согласованность в рамках единой композиции. Его живопись близка к
изображениям с готических гобеленов.
Сохранившиеся портреты кисти Пизанелло - профильные, выполненные с легкой
светотеневой моделировкой, например, портреты Джиневры д'Эсте (1436-1438,
Лувр) и Лионелло д'Эсте (1441, Бергамо). В композицию портрета включены
такие детали, как бабочки и цветы; благодаря этому создается чисто
декоративное изображение, не осложненное психологическими нюансами.
Медали Пизанелло представляют большую ценность прежде всего благодаря
точному портретному сходству с изображенными на них людьми - знаменитыми
современниками художника. В основе этих портретов лежат произведения
древнеримского медальерного искусства. Обычно с одной стороны медали (на
аверсе) помещали профильное изображение головы заказчика в окружении
девиза, а с другой (на реверсе) - сцену, прославляющую одну из
добродетелей или демонстрирующую одно из его славных деяний. После
Пизанелло ни один другой мастер медальерного искусства не достигал такого
мастерства в построении композиции и столь блестящей лаконичности и
ясности.
ЛИТЕРАТУРА
Майская М.И. Пизанелло. М., 1981 |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ПИЗАНЕЛЛО
будет выглядеть так: Что такое ПИЗАНЕЛЛО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|