Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

Мультимедийная энциклопедия
(1840-1868), русский литературный критик, публицист. Родился 2 октября 1840 в с.Знаменское Орловской губернии в дворянской семье. В 1861 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1861-1866 - сотрудник журнала "Русское слово". Оппозиционность статей Писарева вызвала резкую реакцию властей, и молодой журналист более четырех лет провел в Петропавловской крепости (1862-1866). Жизнь Писарева оборвалась очень рано, 4 июля 1868: он утонул, купаясь в море в Дубулты, близ Риги. Достаточно традиционен взгляд на Писарева как на ключевую фигуру в истории российского нигилизма. В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии даже сближает Писарева с Ф.Ницше. Юному Писареву не был чужд эстетизм, но это увлечение оказалось кратковременным и он стал еще более радикальным, чем Чернышевский, критиком идеи "чистого искусства". "Чистое искусство есть чужеядное растение, которое постоянно питается соками человеческой роскоши", - писал он в статье Разрушение эстетики. Отрицал Писарев, однако, не только эстетизм как тип мировоззрения, но и в значительной степени ценность художественного творчества и культуру в целом. Левый радикализм молодого критика действительно нередко носил откровенно нигилистический характер. Так, считая, что в русской литературе не было и нет "замечательных поэтов", он объявил поэтическое творчество В.А.Жуковского и А.С.Пушкина "пародией" на подлинную поэзию. Такие эстетические оценки неудивительны, если учесть, что Писарев был поклонником вульгарных материалистов К.Фохта и Я.Молешотта и непримиримым борцом с "узколобым мистицизмом" (в частности Платона). Испытал он, как практически все российские "шестидесятники", и влияние позитивизма. Писарев характеризовал О.Конта как "одного из величайших мыслителей нашего века" и посвятил его историческим воззрениям большую статью. В ранней юности он был религиозен, с увлечением читал гоголевские Выбранные места из переписки с друзьями. Впоследствии критик выступал против любых форм религиозных исканий на российской почве, полагая, что "ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм". Писарев воспринял характерную для российской революционной идеологии концепцию "критически мыслящих личностей", призванных просвещать народные массы и готовить их к революции. Материалист и нигилист, он презирал моральный идеализм, называя стремление к идеалу "стремлением к призраку". В то же время, совершенно в духе учения Чернышевского о "разумном эгоизме", он заявлял, что "расчетливый эгоизм совпадает с результатами самого сознательного человеколюбия". ЛИТЕРАТУРА Писарев Д.И. Полное собрание сочинений, тт. 1-6. 5-е изд. СПб., 1909-1913 Переверзев В.Ф. Д.И.Писарев. М., 1929 Писарев Д.И. Сочинения, тт. 1-4. М., 1955-1956
Новый философский словарь
(1840-1868)
русский публицист и литературный критик, популяризатор естественнонаучных теорий (в т.ч. дарвинизма), по политическим убеждениям принадлежал к революционно-демократическому направлению (хотя и отстаивал в нем особую позицию). Сын помещика Орловской губернии, дворянин. Писал в журналах демократической направленности "Русское слово", "Дело", "Отечественные записки". За радикализм П. был заключен в Петропавловскую крепость на 4 года, выпушен по амнистии. Утонул во время купания в море близ Риги. П. был плодовитым писателем и, несмотря на раннюю гибель, признается главным идеологом русского нигилизма 60-х 19 в. (Добролюбов, Чернышевский и др.). Сам П. не любил термин "нигилизм" и называл свою идеологию "реализмом", главная целью которого была эмансипация человека (личности) от традиционных предрассудков, условностей быта, суеверий, религиозных страхов и иллюзий: "Надо эмансипировать человеческую личность от тех разнообразных стеснений, которые на нее налагает робость собственной мысли, авторитет предания, стремление к общему идеалу и весь тот отживший хлам, который мешает живому человеку свободно дышать и развиваться во все стороны". Просвещение и разум, приобщение к естественно-научному знанию, по П., способны произвести умственную эмансипацию человека через популяризацию материализма (П. был приверженцем вульгарного материализма К. Фогта, Я. Молешотта, Л. Бюхне-ра). Среда, которая создает личность, по мнению П., отбирает у нее свободу путем навязывания понятий долга, страха перед властью, веры в Бога и т.п. Эту среду следует уничтожить: "Что может быть сломано, то и должно быть сломано. Стоит любить то, что выдержит удар. Что разбивается вдребезги, то хлам. В любом случае бей направо и налево. Это не принесет... вреда" ("Схоластика XIX века"). Эту среду следует заменить условиями для вызревания "мыслящих реалистов", которые являются врагами идеализма, романтизма, религии, чистого искусства, рафинированной эстетики (П. утверждал, что "сапоги выше Шекспира", в контексте апологии прагматизма и аскетизма). "Мыслящий реалист" проповедует культ труда и дела, он прагматик (П. критиковал лень и мечтательность как идеологию тунеядцев и "социальных трутней"), придерживается разумного эгоизма (П. был уверен - параллели с Руссо и Толстым - что человек от природы "добрый эгоист"). Философия П. (хотя он так и не отзывался о своих теориях) доведена до крайностей материализма. В той же "Схоластике XIX века" он признается, что внимания заслуживают только те проблемы и те науки, которые вызываются "непосредственной потребностью жизни", связаны с реальными программами человеческого действия. Идеализм он называл хламом и беспочвенной спекуляцией, диалектику всегда уравнивал со схоластикой: "Что за наука, которая по самой сущности своей недоступна массе? Что за искусство, которого произведениями могут наслаждаться только немногие специалисты?". Его предпочтения были строго на стороне естественно-научного материализма. Впрочем, вульгарный материализм П. иногда доводил до крайностей редукционизма: например, - бурную интеллектуальную деятельность 18 в. он считал результатом потребления возбуждающих напитков - чая и кофе. Бердяев называл П. "главным выразителем русского нигилизма". Дополняя Бердяева, можно утверждать, что П. был своеобычным русским изданием Ницше (см., например, у Зеньковского), предвосхитившим многие идеи европейского нигилизма. Полное собрание сочинений П. (пятое издание, 1909-1913) состоит из шести томов.
Д.К. Безнюк
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ


будет выглядеть так: Что такое ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ