ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ |
Мультимедийная энциклопедия |
(Pico della Mirandola, Giovanni) (1463-1494), итальянский философ и
ученый, родился 24 февраля 1463 в Мирандоле, городке в Эмилии близ Модены.
Изучал каноническое право и философию в Болонье и Падуе, жил в Париже и
Флоренции; позднее приступил к изучению греческой, латинской, еврейской и
арабской литературы. Прибыв в Рим в 1486, объявил о публичном диспуте по
900 тезисам, частью сформулированным им самим, а частью заимствованным из
трудов других авторов. 13 из этих тезисов были осуждены папскими властями
как еретические (обвинение было снято лишь в 1492). Когда Пико опубликовал
Апологию (Apologia, 1487) в защиту осужденных тезисов, ему пришлось иметь
дело с церковной цензурой, и обсуждение тезисов было запрещено. Пико бежал
в Париж, где у него были друзья в университете и при королевском дворе; в
1488 по просьбе Лоренцо Медичи папские власти разрешили ему поселиться
близ Флоренции. Пико состоял в дружеских отношениях с М.Фичино и
А.Полициано, а позднее с Савонаролой. Умер Пико во Флоренции 17 ноября
1494, возможно, в результате отравления ядом.
900 тезисов (Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae)
обнаруживают синкретизм взглядов Пико, следствие его убеждения в том, что
различные идеи, высказанные философами, являются теми или иными
приближениями к одной общей истине. Пико также лелеял план большого труда,
посвященного общности главных идей Платона и Аристотеля; значительный
фрагмент этой работы был опубликован в виде трактата О сущем и едином (De
Ente et Uno, 1496). Знаменитая Речь о достоинстве человека (Oratio de
hominis dignitate, 1487), по-видимому, наиболее известный документ раннего
Возрождения, в котором отразился способ мышления эпохи; в нем защищается
тезис о безграничной свободе человека. В написанном позднее трактате
Гептапл (Heptaplus de septiformi sex dierum Geneseos enarratione, 1490)
заметно влияние каббалы. В одном из писем Пико, адресованном Эрмолао
Барбаро (на которое отозвался Меланхтон уже после смерти Барбаро и Пико),
содержится защита средневековой философии. Наиболее обширный труд Пико,
Рассуждения против прорицательной астрологии (Disputationes adversus
astrologiam divinatricem, 1495), имеет целью опровержение астрологии, хотя
мотивы автора носили скорее моральный и религиозный, нежели научный
характер. Впрочем, идеи этого труда оказали влияние на И.Кеплера. Пико был
тесно связан с Фичино и Платоновской академией во Флоренции, однако его
нельзя безоговорочно причислить к неоплатоникам.
ЛИТЕРАТУРА
Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о
любви Дж. Бенивьени. - В кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1. М., 1981 |
Новый философский словарь |
см. ФЛОРЕНТИЙСКИЕ ПЛАТОНИКИ |
|
|