ПИАНИЗМ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
[от итальянского piano (сокращение от pianoforte или fortepiano) — фортепьяно], искусство игры на фортепьяно. Зародилось во 2-й половине 18 в. (В. А. Моцарт, М. Клементи, позднее И. Н. Гуммель, Дж. Филд и др.). Расцвет П. начался с середины 19 в. (Ф. Шопен, Ф. Лист). Среди представителей различных школ П. конца 19 — середины 20 вв. Х. Бюлов, К. Таузиг, И. Падеревский, А. Рейзенауэр, Э. д'Альбер, Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман, А. Корто, А. Шнабель, В. Гизекинг, В. Горовиц, А. Бенедетти Микеланджели, Г. Гулд и другие. Выдающаяся роль в П. послелистовского периода принадлежит русской (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, А. Н. Есипова, С. В. Рахманинов) и советской (К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер и др.) школам П. В современных консерваториях ведутся специальные курсы истории, теории и методики П.
Лит.: Коган Г., Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948 (лит.); Алексеев А., История фортепианного искусства, ч. 1—2, М., 1962-67; Schonberg Н., The great pianists, N. Y., 1963.
Г. М. Коган.
|
Орфографический словарь Лопатина |
пиан`изм, пиан`изм, -а |
Словарь Ушакова |
ПИАН’ИЗМ, пианизма, мн. нет, ·муж. (см. пианино) (муз.). Отличительные, характерные черты фортепианной музыки.
Искусство игры на фортепиано, как особый вид музыкальной культуры. Тонкий пианизм молодого виртуоза. |
Толковый словарь Ефремовой |
[пианизм]
м.
1) Отличительные, характерные черты фортепианной музыки.
2) Искусство игры на фортепиано как вид музыкальной культуры. |
|
|