Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПЕТРОВ-ВОДКИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области — 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905—08). Посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Член объединений «Мир искусства» (с 1911) и «Четыре искусства» (с 1924). Испытав в 1900-е гг. сильное влияние немецких и французских мастеров Символизма и «Модерна» (Ф. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, П.-В. стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. С начала 10-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ («Берег», 1908, «Сон», 1910) сменяются в творчестве П.-В. эмоциональной напряжённостью и пластической ясностью образов, остроритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов («Играющие мальчики», 1911; все три — в Русском музее, Ленинград). Картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному целому. Ощутимый в этом произведении П.-В. интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветлённость и отточенную пластику его работ 10-х гг.; одновременно намечается отход П.-В. от классической перспективы в пользу так называемой сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство («Полдень», 1917, «Утренний натюрморт», 1918, см. илл.; оба произведения — в Русском музее). В 20-е гг. П.-В. продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трёх основных цветов — красного, жёлтого и синего). В советское время П.-В. стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с «космическим», «планетарным» осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагических и героических жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей. Он создаёт пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематической композиции («1918 год в Петрограде», 1920, Третьяковская галерея; «После боя», 1923, Центальный музей Советской Армии, Москва; «Смерть комиссара», 1928, см. илл.), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции («Девушка в сарафане», 1928), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты («Черёмуха в стакане», 1932; все три произведения — в Русском музее). В 20—30-е гг. П.-В. много работает как график и театральный художник. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическая «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930; 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932; вместе с очерками «Самаркандия» переиздана, Л., 1970). С первых лет Советской власти П.-В. был одним из реорганизаторов системы художественного образования [в 1918—1933 преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских — институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)].
        
         Лит.: Костин В. И., К. С. Петров-Водкин, [М., 1966]; К. С. Петров-Водкин. 1878—1939. Каталог выставки, М.— Л., 1966; К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. ст. Л. Мочалова], Л., [1971].
         Т. И. Алабина.
        К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Мать». 1913. Третьяковская галерея. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. «После боя». 1923. Центральный музей Советской Армии. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. Этюд. 1932. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.
        К. С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Третьяковская галерея. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Русский музей. Ленинград.
Современная Энциклопедия
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878 - 1939), российский живописец. С начала 1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911). Разработал так называемую сферическую перспективу, создал драматические тематические картины ("1918 год в Петрограде", 1920), аналитически строгие портреты ("А.А. Ахматова", 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира ("Черемуха в стакане", 1932). Работал как график и театральный художник.
Русская цивилизация
Кузьма Сергеевич (24.10/5.11.1878-15.02.1939), русский художник. Учился в Петербургском Центральном училище графики (1896 — 97) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897 — 1905) у В. А. Серова. Брал уроки в Мюнхене и в частных академиях Парижа, посетил Италию и Северную Африку. В начале века был под влиянием символизма и модернизма. Широкую известность принесла ему картина «Купание красного коня» (1912). Входил в объединение «Мир искусства». Среди лучших работ художника романтико-патетические картины на революционные темы «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), «После боя» и «Смерть комиссара». Участвовал в выставках «Золотое Руно» (1909—10), «Мир искусства» (1910 — 24), общества «Жар-Цвет» (1924), «Четыре искусства» (1925 — 29). Среди литературных работ Петрова-Водкина (рассказы, повести, очерки, теоретические статьи) наибольший интерес представляет автобиографическая книга «Моя повесть».
Энциклопедия Отечеcтво
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930), писатель. С начала 1910-х гг. перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911). Разработал т. н. сферическую перспективу, создал драматические тематические картины ("1918 год в Петрограде", 1920), аналитически строгие портреты ("А. А. Ахматова", 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира ("Черёмуха в стакане", 1932). Работал как график и театральный художник. Пьеса "Жертвенные (Художники)" (постановка 1906). Автобиографическая проза "Хлыновск" (1930), "Пространство Эвклида" (1931). Путевые очерки.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПЕТРОВ-ВОДКИН


будет выглядеть так: Что такое ПЕТРОВ-ВОДКИН