Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПЕТРОНИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Гай Петроний Арбитр (Gaius Petronius Arbiter) (г. рождения неизвестен — умер 66 н. э., Кумы), римский писатель. При дворе Нерона назван «арбитром изящества». Опутанный дворцовыми интригами, покончил с собой. П.— наиболее вероятный автор написанных в форме «Менипповой сатиры» (См. Мениппова сатира) «Сатур», или «Сатирикона», правдиво отражавших моральное вырождение римского общества. Жанровые сценки на площадях, в тавернах, притонах дают реалистическую картину быта средних и низших его слоев. Сюжетную канву образуют любовные и плутовские похождения героев социального «дна»; эротическая тема трактуется в низменно-комическом плане. Большой интерес представляет так называемый «Пир Трималхиона» — часть романа, описывающая быт и нравы вольноотпущенников. С позиций аристократа и эстета автор создал сатирические типы претенциозных выскочек. Повествовательная манера «Сатирикона» сочетает изящество словесного выражения и бурлескный стиль. Особый литературный и лингвистический интерес представляют образцы народного латинского языка персонажей. Текст плохо сохранился, найденные рукописи составляют лишь незначительную часть романа.
         Соч.: Satyricon. Cum apparatu critico ed. К. Muller, Munch., 1961; в рус. пер.— Сатирикон, пер. Б. Ярхо, в кн.: Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт..., М., 1969.
         Лит.: История римской литературы, т, 2, М., 1962; Paratore Е., Il Satyrycon di Petronio, pt 1—2, Firenze, 1933: SuIIivan J. P., The Satyricon of Petronius, L., [1968].
         Н. М. Сантросян.
        «Сатирикон». Илл. к амстердамскому изданию 1756. Гравюра на меди.
Современная Энциклопедия
ПЕТРОНИЙ (Petronius) Гай (? - 66 нашей эры), римский писатель (имел прозвище "арбитр изящества"). Заподозренный в заговоре, по приказу Нерона (Петроний состоял при дворе императора) покончил с собой. В духе "менипповой сатиры" роман "Сатирикон" ("Сатуры"), в иронически сниженном плане рисующий нравы римского общества.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ПЕТРОНИЙ, Гай Петроний Арбитр (ум. 66 н.э.) — законодатель изящества, приближенный имп. Нерона, к-рому приписывают сохранивш. в отрывках роман «Сатирикон». Это иронич. описание любовных плутовских похождений неск. беспутных юношей, в образах к-рых воплощены духовное оскудение, развращенность, авантюризм совр. П. общества. Изображ. в романе быта и х-ва вольноотпущ. представляет интерес при изучении соц.-экономич. истории Др. Рима 1 в. н.э.
Античные писатели
    Петроний, Гай; Petronius, Gaius, прозванный Арбитром, ум. в 66 г., римский писатель и поэт. Жизнь П., его характер, а также смерть по приказу Нерона описывает Тацит в Анналах. Прекрасно образованный, он умел пользоваться жизнью и был в Риме авторитетом в области хорошего вкуса (поэтому его называли арбитром изящества — arbiter elegantiarum — отсюда и его прозвище), но он также хорошо исполнял свои обязанности консула (62 г.) и проконсула в Вифинии. В качестве знатока придворного этикета и отношений снискал симпатию и доверие Нерона в самых интимных делах. Обвиненный в участии в заговоре Пизона вынужден был совершить самоубийство. Как свидетельствует Тацит, он принял смерть посредством вскрытия вен так же легко, как воспринимал жизнь. Перед смертью прислал Нерону письмо, в котором содержался перечень постыдных деяний императора. Сохранившееся под именем П. произведение Сатирикон (Satyricon libri; фр.) некоторые ученые склонны были приписывать автору, жившему при Августе или Тиберии, основываясь на некоторых указаниях на время действия, но, по-видимому, оно было написано Гаем Петронием по прозвищу Арбитр. Это сочинение до XVII в. было известно только в разрозненных отрывках из XV и XVI книг; лишь в 1650 г. в Траве в Далмации нашли рукопись XV в., в которой находился неизвестный до того времени обширный фрагмент, названный Пир Тримальхиона (Cena Trymalchionis). С точки зрения формы Сатирикон можно считать менипповой сатирой, то есть это произведение написано прозой со стихотворными вставками, всегда великолепными. Это первый и единственный в своем роде римский приключенческий роман, отличающийся по характеру от известного нам из греческой литературы любовного романа, хотя и в произведении П. присутствует пара влюбленных. Это молодой Энколпий и прелестный мальчик Гитон (из-за этого Сатирикон считали пародией на роман), которых разлучает и толкает навстречу новым приключениям оскорбленный Энколпием божок Приап, подобно тому, как виновником приключений Одиссея был разгневанный Посейдон. Энколпий, главный герой и рассказчик, вместе с Гитоном и Асцилтом, тоже влюбленным в Гитона, ведут беспокойную жизнь, странствуя с места на место, ввязываясь в авантюры и сцены ревности, не гнушаясь также краж и разврата. В один из дней их приглашают на пир к Тримальхиону; они оказываются там вместе с ритором Агамемноном, с которым Энколпий вступает в спор о причинах упадка красноречия. Хозяин дома Тримальхион, вольноотпущенник и выскочка, пригласил также множество гостей из своего круга, которых он старался поразить роскошью и ученостью. Герои повествования сбегают с пира и с поэтом Эвмолпом пускаются в морское путешествие. П. вложил в уста Эвмолпа две поэмы: о гражданской войне и о взятии Трои. Обе содержали скрытые аллюзии. Первая пародировала Фарсалии Лукана, вторая намекала на поэтические амбиции императора Нерона. Сатирикон, как и греческие романы, включал множество эпизодов и экскурсов, к которым принадлежит, например, знаменитая история об эфесской вдове, признанная милезийской новеллой (см. <<Милетийские повести>>), или рассказ об оборотне. В произведении П., как обычно в романе, действие переносится с места на место довольно быстро, герои переживают свои приключения в разной обстановке: на суше, на море, мы видим их в Кампании, в Кротоне и Массилии, вероятно, в Кумах. На основе приключенческой фабулы П. нарисовал образ римского мира. С подлинным реализмом и тонкой иронией он рисует картину нравов и характерные для деморализованного общества времен Нерона типы. Он клеймит моральную испорченность, бесправие женщин, высмеивает вычурность речи. В образе Тримальхиона, который сам себя характеризует каждым своим словом и действием, П. с саркастическим юмором представил часто встречающийся тип выскочки. О высоком писательском мастерстве говорит его манера представления различных событий и образов героев и чрезвычайно богатый язык: мы находим здесь как правильный разговорный язык образованных классов, например, в дискуссии Энколпия и Агамемнона, так и язык мира Тримальхиона, родившегося в маленьком провинциальном городе в Южной Италии, возможно, в Кумах. Это так называемая народная латынь, вульгарная, с жаргонизмами вольноотпущенников и грецизмами. Таким образом, язык Сатирикона тоже является образом эпохи.
Литературная энциклопедия
(в рукописях П. Арбитр) — римский писатель I в. нашей эры, автор лишь частично сохранившегося (отрывки из XIV—XVI книг) комико-реалистического романа «Сатуры» (или «Сатирикон»); повидимому тождествен с тем П., к-рый был «арбитром изящества» и законодателем вкусов и развлечений при дворе Нерона и вскрыл себе жилы, будучи заподозрен в заговоре против императора. Как лит-ое явление роман П. стоит в античной лит-ре изолированно. Автор — законченный представитель аристократического эстетства — с презрительно-небрежной иронией обнажает перед читателем изнанку римского быта, жестоко высмеивая при этом подымающиеся средние классы — вольноотпущенников, муниципальных землевладельцев и торговцев — и афишируя беспощадную откровенность своих зачастую порнографических описаний. По сюжетной схеме роман П. может рассматриваться как пародия на эротический роман: главные герои «Сатирикона» — скитающийся искатель сомнительных приключений, преследуемый «гневом Приапа», бога половой силы, и его возлюбленный, мальчик (в античном эротическом романе влюбленную пару преследует «гнев» Афродиты). Герои эти попадают во всевозможные переделки, в к-рых фигурируют лупанары, оргии тайных культов, колдуньи, дамы, жаждущие приключений, искатели наследств, бродячие поэты-неудачники — пестрый калейдоскоп персонажей и ситуаций, являвшихся обычным уделом «низших» жанров античной лит-ры — новеллы и мима. Центральный
624 эпизод сохранившейся части романа, «Пир Тримальхиона», содержит блестящие зарисовки новобогачей-вольноотпущенников и их быта. По внешней форме «Сатирикон» представляет собой «мениппову сатиру» — чередование прозы со стихами — и содержит многочисленные вставные новеллы и стихотворения, но от обычной менипповой сатиры отличается как объемом и широтой захвата, так и отсутствием каких бы то ни было обличительных или морализующих установок. Петроний проповедует «откровенность», и художественные достоинства романа не могут скрыть идеологического разложения той верхушки правящего класса, к которой принадлежит утонченный эстет-автор. Роман откликается и на злободневные литературные споры: вкрапленная поэма «О гражданской войне» пародирует Лукана; много места занимает полемика против модного риторического стиля. Реалистической установке «Сатирикона» соответствует и чуждый всякой вычурности яз., приближающийся к обыденной речи; П. иногда прибегает и к языковой характеристике персонажей, уснащая их речь диалектизмами. Благодаря своеобразной литературной позиции П. роман исключительно ценен как источник для знакомства с римским бытом и живым латинским яз. Объем романа в целом неизвестен: много читавшийся в древности, он пострадал в средние века от ряда последовательных сокращений. Даже в дошедшей до нас части только эпизод «Пира Тримальхиона» сохранен полностью: от прочих эпизодов остались лишь извлечения, позволяющие в общих чертах судить о ходе действия. В XVII в. Нодо (Nodot) попытался заполнить пробелы романа якобы на основании новонайденной рукописи, и хотя фальсификация была немедленно обнаружена, «дополнения» Нодо продолжают фигурировать во многих, в том числе и русских переводах «Сатирикона». Библиография: I. Издания текста: Buecheler-Heraeus, Berlin, 1922; Ernout, Paris, 1922; комментарий к «Пиру Тримальхиона», Friedlander, Lpz., 1891 (русск. перев., под ред. Б. И. Ярхо, Л., 1924). II. Потемкин В., Петроний и его роман, «Русская мысль», 1900, VII; Клингер В., Петроний и его роман, Киев, 1908; Boissier G., L’Opposition sous les Cesars, P., 1875 (русск. перев.: «Общественное настроение времен римских цезарей», П., 1915; Collignon A., Etude sur Petrone, P., 1892; Его же, Petrone au moyen age et dans la litterature francaise, P., 1893; Thomas E., L’envers de la societe romaine-Petrone, 2-me ed., P., 1901; Collignon A., Petrone en France, P., 1905; Rosenbluth M., Beitrage zu Quellenkunde v. Petronien Satiren, Diss., Киев, 1909. И. Троцкий
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПЕТРОНИЙ


будет выглядеть так: Что такое ПЕТРОНИЙ