Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПЕТРАШЕВЦЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        общество петрашевцев, кружок петрашевцев, группа молодёжи, собиравшаяся во 2-й половине 40-х гг. 19 в. в Петербурге у М. В. Петрашевского (См. Петрашевский); утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнической России. П. стояли в самом начале процесса формирования революционного демократического лагеря, идеологами которого в то время были В. Г. Белинский и А. И. Герцен; с П. начинается, по словам В. И. Ленина, история социалистической интеллигенции в России (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 438, прим.).
         Собрания у Петрашевского начались в 1844, с осени 1845 — стали еженедельными («пятницы»). Их посещали чиновники, учителя, писатели, художники, студенты, офицеры (Д. Д. Ахшарумов, А. П. Баласогло, В. А. Головинский, И. П. Григорьев, И. М. и К. М. Дебу, М. М. и Ф. М. Достоевские, С. Ф. Дуров, А. И. Европеус, Н. С. Кашкин, Ф. Н. Львов, В. Н. Майков, А. П. Милюков, В. А. Милютин, Н. А. Момбелли, А. И. Пальм, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, Н. А. Спешнев, Ф. Г. Толь, П. Н. Филиппов, А. В. Ханыков, И. Л. Ястржембский и др.). Социальный состав и идеология П. отражали особенности переходного периода русского освободительного движения, когда в условиях обострения кризиса крепостничества дворянская революционность уступала место разночинской. П. не имели оформленной организации и разработанной программы. Первоначально задачи кружка ограничивались самообразованием, знакомством с теориями материализма и утопического социализма. Обширная библиотека запрещенной литературы, собранная Петрашевским, привлекала П. Особенным успехом пользовались сочинения Ш. Фурье и Л. Фейербаха. Первой попыткой пропаганды идей демократизма и утопического социализма в широких кругах стало издание Карманного словаря иностранных слов (См. Карманный словарь иностранных слов) (в. 1—2, 1845—46), предпринятое Петрашевским при участии В. Н. Майкова, Р. Р. Штрандмана и др. В 1848—49 под влиянием Революции 1848 во Франции и обострения внутреннего положения в России в среде П. начали созревать революционные настроения. Наряду с теоретическими проблемами (атеистические доклады Спешнева и Толя, лекции Ястржембского по политической экономии и др.) на «пятницах» стали обсуждаться политические вопросы. На собраниях в более узком составе (в кабинете Петрашевского, на квартирах братьев Дебу, Кашкина, Дурова) П. определяли своё отношение к ожидаемой крестьянской революции. Осенью 1848 Петрашевский и Спешнев пытались разработать план руководства крестьянским восстанием, которое должно было начаться в Сибири, оттуда — перекинуться в районы с давними традициями народных движений (Урал, Волга, Дон) и закончиться свержением царя. В деабре 1848 — января 1849 на «совещаниях пяти» (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, Львов, К. Дебу) обсуждался вопрос о создании тайного общества, о его программе и тактике. Выявились разногласия по поводу ближайших целей общества между сторонниками подготовительной пропагандистской работы и Спешневым, стоявшим за немедленное восстание. Мысль о необходимости нелегальной организации разделялась многими П. Поднимался вопрос о создании пропагандистских произведений для народа, критикующих социально-политический строй России. С этой целью Милюков написал переложение из «Слов верующего» Ф. Ламенне, обличающее духовенство, Григорьев — «Солдатскую беседу» о бесправном положении солдат, Филиппов — «Десять заповедей» о положении крепостного крестьянства. Спешнев и Филиппов готовили оборудование для подпольной типографии. К печати предназначалось и «Письмо Белинского к Гоголю», впервые прочитанное публично в кружке П. на торжественном обеде в честь Фурье, устроенном 7 апреля 1849. П. провозгласили себя борцами за социалистическое общество, подчёркивая необходимость для России соединения социалистической пропаганды с борьбой против самодержавия.
         По доносу провокатора П. были арестованы 23 апреля 1849. Из 123 чел., привлечённых к следствию, 22 были судимы военным судом, 21 из них приговорён к расстрелу. После обряда приготовления к смертной казни 22 декабря 1849 на Семёновском плацу в Петербурге, по конфирмации Николая I, П. были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска. В 1856 П. были амнистированы и к началу 60-х гг. все (кроме Петрашевского) восстановлены в гражданских правах. Некоторые П. вернулись к общественной борьбе: стали публицистами сибирских газет (Петрашевский, Спешнев, Львов), отстаивали интересы крестьян при проведении Крестьянской реформы 1861 (См. Крестьянская реформа 1861) (Европеус, Кашкин, Спешнев, Головинский), работали в области педагогики (Толь).
         Общие предпосылки мировоззрения П. (утопический социализм, демократизм, просветительство) не исключали сложности, пестроты и противоречивости их философских, социально-политических и литературных исканий. В области философии многие П. испытали влияние Белинского и Герцена, некоторые из них стали материалистами и атеистами. Экономические требования П. не выходили за рамки задач буржуазного развития России. Выступая за промышленное развитие и ликвидацию крепостного права, П. расходились в определении условий и методов освобождения крестьян. Основному революционному ядру П., связывавшему будущее страны с развитием крестьянского хозяйства (Петрашевский, Спешнев, Ханыков, Момбелли и др.), противостояли либеральные попутчики (Н. Я. Данилевский, А. П. Беклемишев и др.), ориентировавшиеся на развитие помещичьего хозяйства. Наиболее радикальными были взгляды Спешнева, считавшего себя коммунистом и требовавшего национализации земли и важнейших отраслей промышленности. Выступая с критикой западноевропейского капитализма, П. признавали его относительную прогрессивность и видели в нём «преддверие» социализма. Вслед за Фурье, П. считали, что социалистический строй соответствует природе человека, но в отличие от западноевропейских утопических социалистов надеялись достичь его революционным путём. Большинство П. не разделяли теории некапиталистического развития, выдвинутой Герценом, и только некоторые (Ханыков, Головинский и др.) придавали особое значение крестьянской общине. Социализм П. сливался с демократизмом, был идейной оболочкой их антикрепостнической борьбы. П. понимали, что коренная перестройка общественных отношений в России невозможна без политических преобразований. Они мечтали о республике или, как минимум,— о конституционной монархии. В отличие от декабристов, П. считали народ главной силой революции.
         Идеи П. отразились в поэтическом творчестве Плещеева, Пальма, Ахшарумова, Дурова, в ранней прозе Достоевского («Бедные люди» и др.), первых повестях Салтыкова («Противоречия» и др.), журнальных статьях В. Н. Майкова и В. А. Милютина. Влияние идей П. коснулось молодого Л. Н. Толстого, А. А. Григорьева, А. Н. Майкова.
         Источн.: Петрашевцы. Сб. материалов, т. 1—3, М.— Л., 1926—28; Дело петрашевцев, т. 1—3, М.— Л., 1937—51; Философские и общественно-политические произведения петрашевцев, М., 1953; Поэты-петрашевцы, 2 изд., Л., 1957.
         Лит.: Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, М., 1922; Нифонтов А. С., Россия в 1848 г., М., 1949; Федосов И. А., Революционное движение в России во второй четверти XIX в., М., 1958; История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958; Лейкина-Свирская В. Ф., Петрашевцы, М., 1965; Усакина Т. И., Петрашевцы и литературно-общественное движение сороковых годов XIX в., [Саратов], 1965; История философии в СССР, т. 2, М., 1968.
         В. Ф. Лейкина-Свирская, Е. М. Филатова.
Современная Энциклопедия
ПЕТРАШЕВЦЫ, название в исторической и мемуарной литературе лиц, посещавших "пятницы" М.В. Петрашевского (конец 1844 - начало 1849), на которых обсуждались проблемы внутреннего положения России, теории западноевропейских социалистов (Ш. Фурье и др.). В кружках братья И.М. и К.М. Дебу, Н.С. Кашкина, С.Ф. Дурова, Н.А. Момбелли и др. рассматривались планы создания тайного общества, нелегальной типографии, агитационной литературы для народа и др. Все петрашевцы арестованы по доносу провокатора 23.4.1849 (под следствием 123 человека). 22 человека преданы военному суду, 21 (в их числе Ф.М. Достоевский) приговорен к расстрелу (заменен каторгой или арестантскими ротами). В 1856 все петрашевцы амнистированы.
Энциклопедия Отечеcтво
ПЕТРАШЕВЦЫ, общее название членов кружков молодёжи в Санкт-Петербурге (конец 1844 - начало 1849). На общедоступных "пятницах" у М. В. Петрашевского обсуждали вопросы текущей политики, труды французских социалистов, в кружках братьев Дебу, Н. С. Кашкина, С. Ф. Дурова, Н. А. Момбелли и др. - планы организации тайного общества, создания подпольной типографии, пропаганды в народе. Арестованы по доносу 23.4.1849. Под следствием 123 человека, из них 22 преданы военному суду. 21 человек приговорён к расстрелу (заменён всем различными сроками каторги и арестантских рот). В 1856 все П. амнистированы.
Философский словарь
участники политического и теоретического движения рус. интеллигенции 2-й половины 40-х гг. 19 в., оппозиционного самодержавию. Деятельность П. проходила в кружках: центральным был кружок Петрашевского, главы и вдохновителя движения. Оно не было единым, в нем было два крыла: революционное и либеральное. К числу наиболее активных П. принадлежали Н. А. Спешнев, Н. А. Момбелли, И. М. Дебу, Д. Д. Ах-шарумов, В. А. Головинский, А. В. Ха-ныков, П. Н. Филиппов, Н. С. Каш-кин, Н. П. Григорьев, а также Достоевский и др. Движение было разгромлено в 1849, и царские власти жестоко расправились с его участниками. Из вопросов, обсуждавшихся в кружках П., гл. был вопрос о ликвидации крепостничества и монархии. Мн. П. были сторонниками наделения крестьян землей и установления революционным путем республики. Они резко осуждали эксплуатацию трудящихся, несправедливость властей и помещиков, жандармский произвол и отсутствие в России элементарных демократических свобод. П. критиковали буржуазный строй, отмечали, что капитализм несет народам новые страдания. П.-революционеры были социалистами-утопистами, подчеркивали, что социализм — закономерный продукт развития об-ва. Они были сторонниками крестьянского общинного социализма, пропагандистами идей Фурье в России, видели путь к социализму в народной революции. В философии П. стояли на материалистических позициях. Решающее влияние на них оказали Белинский. Герцен и Фейербах. В библиотеке П. было много книг, запрещенных к ввозу в Россию, среди к-рых осн. место занимали соч. по философии, социологии, социализму, политэкономии, в т. ч. истории революционных движений, “Нищета философии” Маркса и “Положение рабочего класса в Англии” Энгельса. В трудах П. излагаются осн. принципы материалистической онтологии и гносеологии, критикуются различные формы идеализма и религии:Канта, Гегеля, Шеллинга, Фихте, религиозные наслоения во взглядах Фурье и Фейербаха. П.-материалисты были пропагандистами научного знания. Они высказали ряд ценных мыслей о роли личности и народных масс в истории, о законах развития об-ва, о роли знания и науки. Движение П. — важный этап на пути укрепления идеологии революционного демократизма в России.
Философский энциклопедический словарь 2
        общее название участников собраний кружков разночинной рус. интеллигенции 2й пол. 40-х гг. 19 в. Наиболее многочисл. собрания («пятницы») с осени 1845 по весну 1849 проходили у М. В, Буташевича-Петрашевского. Состав И. не был постоянным, организационно и идейно оформленным. На собраниях П. заслушивались сообщения на различные темы: Н. Я. Данилевского, А. В. Ханыкова и К. И. Тимков-ского — об идеях Фурье, Ф. Г, Толя — о происхождении религии, Ф. II. Львова — о спец. и энцикло-педич. образовании, И. Л. Ястржембского — о политэкономии, Петрашевского — о социально-иолитич. проблемах рус. общества. Полиция раагромила движение. По делу П. было привлечено 123 чел., осуждено 22 чел., из них 21 чел.— к смертной казни, заменённой ссылкой на каторгу, в арестантские роты и т, д.
        Идейно-теоретич. лицо движения П, определялось его «левым», наиболее активным в политич. отношении крылом во главе с Петрашевским, к которому ближе всех были В. Н. Майков, Н. А, Спешнев и Н. А. Момбелли.
        Как просветители, «левые» П. апеллировали к разуму, науке, философии, обличали обскурантизм, невежество, отстаивали свободомыслие, веротерпимость, права и свободы человека, находящиеся в гармонии с «общим благом» и др. Социализм «левого» крыла движения «П.» возник в рамках антифеод., антикрепостнич. просветит. мировоззрения. Сам Петрашевский считал себя фурьеристом. По его мнению, система Фурм есть попытка разрешить поставленные 18 в. проблемы «быта общественного» не посредством бурж. либерализма, который приносит личность «в жертву капиталу», а на пути соединения выгод частного и общего хозяйства (см. Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, 1953, с. 428— 429, 345, 346, 406). Это должно искоренить неисчислимое зло, источником которого стал «свободный ход пром-сти», т. е. капиталистич. путь развития. В отличие от др. П., Спешнев, подобно франц. просветителям Мабли и Морелли, отстаивал идею ликвидации частной собственности.
        «Правое» крыло П. (Данилевский, Тимковский, Ха-ныков, Н. С. Кашкин и др.) занимало по преимуществу аполитичную позицию, ограничивая свою деятельность пропагандой консервативноромантически толкуемого социализма Фурье, подчёркивая его «мирный» и «безвредный» характер, отличие от учений о равенстве философов 18 в. и коммунистов, совместимость с политич. порядками России.
        Всех участников движения П. объединяла та или иная степень критич. отношения к крепостнич. действительности. В движении П. участвовал Ф. М. Достоевский.
        Выдающимся результатом деятельности Петрашевского и его единомышленников (Майкова и др.) явился «Карманный словарь иностр. слов» (в. 1—2, 1845—46). который по своему духу напоминал «Филос. словарь» Вольтера. Словарь П. «удивил всю Россию» (А. И. Герцен); он «составлен умно, с знанием дела» (В. Г. Белинский).
        Обществ.-политич, и филос.-историч. концепция «левого» крыла П. выражена в просветит. категориях («общее благо», «естеств. право», «природа человека», «естеств.» и «искусств.» обществ. отношения и т. д.). П. учитывали новый опыт пром. развития Зап. Европы, сравнительно с просветителями 18 в. глубже понимали направление обществ. развития, неумолимость законов историч. прогресса, роль индустрии в жизни общества и т, д., но в целом не вышли за рамки идеологии Просвещения. Перестройку форм обществ. жизни они ставили в зависимость в первую очередь от сознат. деятельности человека, а обществ.-политич. идеал обосновывали антропологич. аргументами,
        В сфере философии «левые» П.— убеждённые противники схоластич. систем («антиметафизики»), сторонники тесной связи философии с естествознанием. Не соглашаясь равно и с «неразвитым и грубым материализмом», отрицающим существование духовных явлений, а также со всяким «разъединением духа и материи», авторы «Карманного словаря» предложили материалистическую по сути, но пантеистически окрашенную филос. концепцию. Они признавали подчинённость всех явлений в природе определ. законам, истинность «атомистич. системы» и «общего закона противодействия сил»; отрицали покой в природе и считали беспрерывные перерождения и преобразования проявлениями её жизни; полагали постоянной «от вечности» «массу действующих сил в природе»; в ней не может быть ничего совершенно нового, чего прежде не существовало в др. формах.
        Человек, по П., является «высшим существом» (принцип «антропотеизма», «гуманитаризма», «обожествления человечества или человека»), ничтожным перед лицом природы как индивидуум, но могучим как род. Человек — новатор, приводящий в движение действующие силы (предметы) в природе или в нём самом, доступные его владычеству и управлению, вносящий в жизнь новый ряд явлений.
        Спешнев шёл неск. дальше антропотеизма, оформившегося под влиянием Фейербаха, в направлении к более последоват. материализму и атеизму.
        «Правые» П. также критиковали «слепую веру» и спекулятивные «метафизич. учения», апеллировали к естествознанию, однако склонялись к теистич. позиции. Они заимствовали ряд принципов фурьеристской «теории всемирного единства» и «теории четырёх движений». Земля с человечеством — лишь частный орган в общей жизни Вселенной, человеч. род — составная часть гармонии элементов и царств. Опираясь на теорию страстей Фурье, П. апеллировали к инстинктам и страстям человека, а также к божеств. разуму, якобы начертавшему в природе свою волю, которую человеку надлежит воплотить в обществ. устройство. В целом их социальная философия отличалась консервативно-романтич. характером.
        Движение П. временно объединило своих членов на антикрепостнич. платформе, в дальнейшем бывшие П. примкнули к различным направлениям рус. обществ. и филос. мысли. Деятельность П. внесла вклад в становление рус. просветительства 19 в., утопическо-социалистич. и революц.демократич. мысли.
        Герцен А. И., Петрашевский, ПСС, т. 6, П., 1919; Семевский В. И., Собр. соч., т. 2, ч. 1, М., 1922; П., Сб. материалов, т. 1 — 3, М.— Л., 1926—28; Дело П., т. 1—3, М.—Л., 1937—51; Лейкииа-Свирская В. Р., П., М., 1965; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Рус. философия 11—19 вв., Л., 1970.
        В. Ф. Пустарнаков.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПЕТРАШЕВЦЫ


будет выглядеть так: Что такое ПЕТРАШЕВЦЫ