Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПЕТЁФИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Petofi)
        Шандор (1.1.1823, Кишкёрёш,— 31.7.1849, Фехередьхаза), венгерский поэт, революционный демократ. Один из активных деятелей Революции 1848—49 в Венгрии. Отец его (И. Петрович, родом серб) был торговцем скота, мать из бедной словацкой семьи. В 1839 П. из-за нужды записался в солдаты. По болезни в 1841 был уволен из армии, стал странствующим актёром; зарабатывал переводами и перепиской. Первое стихотворение П. «Пьющий» опубликовано в 1842. В 1844 по рекомендации М. Вёрёшмарти был издан сборник П. «Стихи». Уже в нём проявились народное мироощущение, согретый юмором реализм. Многие стихи П.—«Раз на кухню залетел я...», «Торг» и др. превратились в народные песни. Бунтарский протест в поэзии П. рано принял демократическую окраску: «Против королей», «Дикий цветок». Ироикомическая поэма «Сельский молот» (1844) и фольклорно-сказочная «Витязь Янош» (1844) знаменовали отход от царивших тогда консервативных лжеромантических канонов, утверждение подлинно народного содержания и формы. Любовные разочарования, нападки критики за «грубость» и «безвкусицу», тревога за страну— всё это привело П. к душевному кризису. Цикл «Тучи» (1845—46) проникнут ощущением дисгармонии бытия; поэмы «Пишта Силай» (1846), «Шалго» (1846) содержат трагические мотивы. В 1846 П. предпринял попытку создать революционную организацию из радикальной молодёжи Пешта — «Общество десяти», для борьбы за демократическую литературу. Большое значение для П. имела его дружба с Я. Аранем (См. Арань) и брак с Юлией Сендреи (1847). С усилением общественной борьбы поэзия П. становится как бы «календарём» её событий, выражением чувства гражданской ответственности и жажды революционного действия: «Одно меня тревожит», «Дворец и хижина», «Поэтам XIX века», «От имени народа», «Герои в дерюге». В любовной лирике П. воспевается женщина, в которой поэт видит товарища по революционно-патриотической борьбе. Единство социально-аналитического реализма и действенно-революционной романтики, пластической простоты выражения и напряжённой интеллектуальности («Человек», «Света!») поднимает творчество П. на большую гуманистическую и художественную высоту.
         В 1847 П. возглавил организацию «Молодая Венгрия». Участвовал в разработке программы буржуазно-демократической революции («12 пунктов»). Вместе с П. Вашвари руководил революционным восстанием 15 марта (848 в Пеште и Буде. П. выступал за полную ликвидацию феодализма, призывал к углублению революции, к созданию независимой демократической республики Венгрии. Поэт-трибун требовал полного осуществления народных прав: «Национальная песня», «На виселицу королей!», «К нации» и др. Проваленный дворянами на выборах в Национальное собрание, П. в сентябре 1848 вступил в революционную армию, с января 1849 — адъютант Ю. Бема; писал боевые песни, прославляющие солдат. Лирику его по-прежнему характеризует полное внутреннее слияние с делом революции, но в ней возникают и трагические ноты, вызванные трудностями в стране, военным превосходством врага, отсутствием др. революционных очагов в Европе: «Ужаснейшие времена», «Жизнь или смерть», поэма «Апостол» (1848, полностью опубликована 1874), герой которой отдал жизнь за освобождение народа. П. погиб в стычке с казаками царской армии. На русский язык произведения П. (в переводах В. Бенедиктова, Ф. Корша, М. Михайлова, А. Михайлова и др.) появляются с 50-х гг. 19 в.; в советское время П. переводили В. Левик, Г. Абашидзе, А. Луначарский, Л. Мартынов, Б. Пастернак, Л. Первомайский, Н. Тихонов и др. Его стихи переведены на языки большинства народов СССР.
         Соч.: Osszes muvei, 1—3 kot., Bdpst, 1955; Osszes kotemenyei, I—2 kot., Bdpst, 1966; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1—4, М., 1952—53; Тигр и гиена, М., 1957; Избранное, М., 1958; Стихотворения. Поэмы, М., 1971; Витязь Янош. Избр. стихотворения, М., 1972.
         Лит.: П-ов С., Александр Петефи, венгерский поэт, «Русское слово», 1861, № 3; Михайлов А., Александр Петефи, «Живописное обозрение», 1878, № 21; Н-в Н., Александр Петефи, там же, 1899, № 32; Кун Б., Шандор Петефи — поэт мировой свободы, «Иностранная литература», 1958, № 3; Гидаш А., Шандор Петефи, М., 1960; Луначарский А. В., Александр Петефи, Собр. соч., т. 5, М., 1965; Шахова К. О., Шандор Петефi спiвець угорської революцiї, К., 1969; Гершкович А. А., Поэтический театр Петефи, М., 1970; Ийеш Д., Шандор Петефи, М., 1972; Россиянов О. К., Современность Петефи, «Иностранная литература», 1973, №1; Ferenczi Z., Petofi eletrajza, 1—3 kot, Bdpst, 1896; Hatvany L., lgy elt Petofi, 1—5 kot, Bdpst, 1955—57; Ady E., lfju szivekben elek, Bdpst; 1958; Pandi P., Petofi, Bdpst, 1961; Petofi tuze. Tanulmanyok Petofi Sandorrol, [Bdpst], 1972 (лит. с. 565—77).
         О. К. Россиянов.
        Ш. Петёфи.
Современная Энциклопедия
ПЕТЁФИ (Petofi) Шандор (1823 - 1849), венгерский поэт. Возглавил восстание в Пеште во время Революции 1848 - 49. Призыв к национально-освободительной борьбе - в сборнике "Стихи" (1844). Фольклорно-сказочная поэма "Витязь Янош" (1844), драма "Тигрица и гиена" (1845), роман "Веревка палача" (1846), поэма "Апостол" (1848), лирика, публицистика.
Литературная энциклопедия
Сандор [Petofi, 1823—1849] — венгерский поэт. Отец П., овенгерившийся серб, был деревенским мясником, мать, словачка по происхождению, в молодости служила домашней работницей. Еще мальчиком, бросив школу, Петёфи поступил в труппу странствующих актеров, с к-рой обошел чуть ли не полстраны. Очень скоро разочаровавшись в примитивном провинциальном лицедействе, он поступил на военную службу. Солдатская жизнь также оказалась не по душе семнадцатилетнему П. Он попытался было продолжать свое оставленное на полпути образование, но гордому юноше никак не удавалось подчиниться тогдашней школьной дисциплине. Снова П. пытается стать актером, но безуспешно. Лишь в поэзии находит он свое призвание. В то же время П. с необыкновенным упорством продолжал свое образование — овладел немецким яз., изучил французский и английский. Одно время занимался переводами иностранных романов (впоследствии сделался одним из лучших венгерских переводчиков Шекспира). С увлечением изучал историю Великой французской революции и произведения утопистов. Наконец в 1844 знаменитый венгерский поэт Михаил Верешмарти, признав огромное дарование юноши, издает сборник
607 его стихов. Песни П. облетают всю страну, повсюду их поют или декламируют, с жадным интересом читают его «Путевые очерки», описывающие разные области Венгрии и напоминающие гейневские «Reisebilder». Он пишет сельский юмористический эпос «Деревенский молот», в к-ром подвергает осмеянию напыщенный и многословный стиль тогдашней лит-ры, затем «Богатыря Яношу» — поэму, в к-рой буйная фантазия венгерского крестьянина все же не в силах порвать узду реальности. Под влиянием «Богатыря Яноши» Арань (см.) пишет своего «Гольди», который встречает восторженный прием со стороны Петёфи. Между обоими поэтами завязывается глубокая душевная дружба. Громадный толчок литературно-политической деятельности П. дала революция 1848. В Венгрии буржуазная революция теснейшим образом переплеталась с национально-освободительной борьбой, направленной против полуколониальной эксплоатации страны со стороны полуфеодальной Австрии. Борьба эта была национальной, поскольку Венгрия стремилась к отделению от Австрии, к независимому государственному существованию, к созданию и развитию собственной нац. культуры и в то же время демократической, поскольку была направлена против тормозивших капиталистич. развитие весьма значительных остатков феодализма. Лит-pa, служившая этим целям, тоже должна была стать национальной, но вместе с тем и народной, поскольку она сделалась выразительницей стремлений широчайших общественных слоев — оппозиционной мелкой буржуазии и крестьянства. П. был словно призван стать вождем нового движения. Его поэзия была могучим оружием и благодаря ей он, с одной стороны, завоевал себе неслыханную популярность, а, с другой — вступил в конфликт с консервативными элементами как в лит-ре, так и в политике. Характерно, что, когда вспыхнула революция, умеренное национальное правительство поверг в панику слух о том, что с «Ракошского поля идет Петёфи с 40.000 крестьян». Под предводительством П. будапештская — учащаяся и рабочая — революционная
608 молодежь завоевала штурмом 15 марта 1848 свободу печати, и первым, что вышло из захваченной революционным путем типографии, была его «Национальная песнь». П. стремился раздуть революционный огонь до предельного жара. Он был революционером-плебеем, ненавидевшим всякого рода соглашения, понимавшим и изобличавшим неискреннюю политику Кошута по отношению к эксплоатируемому крестьянству и вообще трудящимся. В его стихах все более разгорались ненависть и гнев к династии и к феодальному строю, он все энергичнее требовал республики (напр. «На виселицу королей» или: »У меня в руке стрела, куда пустить ее? Передо мной королевский трон, пущу в его бархат... Да здравствует республика!»). В страстных, подчас беспощадно бичующих сатирических стихах П. нападает на феодальную аристократию за ее высокомерие и презрение к народу, на сытое безразличие помещиков, на филистерство «благородного» чиновничества, на лицемерие попов (к-рых особенно ненавидит). Его поэзия — мощный призыв к крестьянской революции, о герое к-рой Георге Доцци, вожде венгерского крестьянства XVI в., он написал ряд революционных стихотворений. Петёфи часто разрабатывал такие темы, как восстания, как месть народа, расправляющегося со своими угнетателями. Его насквозь радикальные, не знающие компромиссов убеждения вооружили против него влиятельные буржуазно-дворянские группировки, так что ему не удалось пройти в депутаты. Тогда он уходит в армию, чтобы бороться за свои убеждения в революционной войне против австрийской реакции. В то же время, не покладая пера, он писал зажигающие революционные стихи и статьи, в к-рых подчас подвергал резкой критике умеренную политику правительства. В августе 1848, в то время, когда популярность Кошута была в зените, П. писал Араню: «Я верю, что мы накануне грандиозной революции, а ты знаешь, что предчувствия меня не обманывают. Тогда нашим первым долгом будет поставить виселицу и отправить на нее десятерых» (членов правительства — Ц.-Л.). Когда русский царизм, этот «жандарм Европы», задушил венгерскую революцию, пуля пресекла жизнь пламенного поэта и революционера. Ему еще не было 27 лет, когда 30 июля 1849 он пал в битве при Шегеншвере. Такую смерть Петёфи не раз предрекал себе в стихах. Политическая направленность поэзии Петёфи сближает его с Беранже, Гейне, Гервегом и Фрейлигратом. Петёфи культивировал поэзию Беранже, ценя ее радикально-плебейскую сущность, при случае переводил его, но все же Петёфи превосходит Беранже своим подлинным пафосом и многогранностью. Он, может быть, примитивнее, чем Гейне, но зато искреннее его, свежее, оптимистичнее; к Гервегу и Фрейлиграту он относится так, как венгерская революция 1848 к немецкой: он значительнее и того и другого. Напрашивается сравнение П. с Некрасовым, близким ему своей социальной тематикой и той риторической интонацией, к-рая одинаково характерна
609 для обоих революционно-демократических поэтов. Такое сопоставление будет вполне правомерно, если мы учтем социально-исторические различия домартовской Венгрии и некрасовской России и не забудем также, что П. не был ничем связан с дворянством и его культурой. Кроме того в творчестве Петёфи, несмотря на его короткую жизнь, отразилось все богатство идейного содержания тогдашней Европы, наследие Великой французской революции. Он был пожалуй самым философским и всеобъемлющим поэтом из всех певцов буржуазно-демократических революций и несомненно самым непримиримым из них. Официальная историография превозносит П. гл. обр. как поэта любви, певца семейных чувств и виртуоза в искусстве пейзажа. Несомненно П. велик и в этих областях. Страстность и вместе с тем здоровая мужественность его любовной лирики, идиллическая непосредственность и задушевный юмор стихотворений, посвященных родителям и друзьям, полные неподражаемой прелести описания природы — все это производит неотразимое действие на читателя. Но это лишь одна из сторон многогранного дарования П. Кроме упомянутых уже эпопей П. писал элегии, рапсодии, оды, сатиры. Ему принадлежит много эпиграмм, громадное количество песен и мелких повествовательных стихотворений. Он использовал так. обр. различнейшие поэтические жанры в разных формах (чисто венгерская метрика и классический или зап.-европейский стих). Особенно характерна для П. так наз. pointe — тонкая, острая концовка, внезапно завершающая стихотворения. Все его поэтическое мышление реалистично. У него нет избитых метафор и образов — они всегда у него свежи и пережиты, как у поэта, глубоко связанного с природой и творчеством близких этой природе крестьянских масс. С самого детства П. сросся с жизнью и мыслью бедноты, особенно крестьянской, и это дало его поэзии ясный, можно сказать, материалистический фон. Став радикальным интеллигентом, он требует ускоренного экономического и культурного развития страны (капитализации, урбанизации, цивилизации), но все же остается крепко связанным с бедным крестьянством, из к-рого вышел. Ему не надо было маскироваться или «снисходить», когда он заставлял звучать в своих стихах «голос народа», — это был его собственный голос, но одновременно — новый тон в венгерской лит-ре, тон лирической непосредственности, простоты, народности. Вопреки утверждению реакционных венгерских историков П. прежде всего — политический поэт, поэт революционной демократии. Он являлся представителем того крыла революционной интеллигенции, которое было очень тесно связано с крестьянством. Во время революции он боролся за доведение революционной войны до конца, за расширение крестьянской революции, за якобинский метод революционной борьбы. Верность традициям Великой французской революции он запечатлел своей безвременной героической смертью. Библиография: I. На русск. яз.: Листки из дневника, «Вестник Европы», 1911, IV; Избранные стихотворения,
610 перев. и вступит. статья А. В. Луначарского, Гиз, М. — Л., 1925; Versei 1842—1844, Budapest, 1844; Tigris es hyzena (драма), Budapest, 1846; A hoher kotele (роман), Budapest, 1846; Hangok a multbol (революционные стихи), Lpz., 1850; критическое издание собр. сочин. A. Haras, 6 B-de, Budapest, 1892—1896; перев. на немецк. яз.: Werke. Deutsch v. J. Schnitzer, 6 B-de, Wien, 1915; Gedichte, Ausw. u. Nachw. v. R. Grogger, Lpz., 1923. II. Ferenczi Z., A. Petofi, 3 B-de, Budapest, 1886; Его же, Petofi. Poete de la liberte, Pest, 1912; Fischer A., Petofis Leben und Werke, Leipzig, 1888; Szinnyei J., Petofi Sandor, Budapest, 1905; Terbe L., Petofi es a nep, Budapest, 1930; Isoz K., Petofi dalok, Budapest, 1931. Ш. Цобель-Лани
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПЕТЁФИ


будет выглядеть так: Что такое ПЕТЁФИ