Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПЕСНЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения). В некоторых языках термин «П.» (немецкое Lied, французское Шансон, английское song) применяется и к Романсу. П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. При этом мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений — строф или Куплетов (часто с рефреном — Припевом). Внутреннее музыкальное членение также соответствует членению поэтической строфы. Благодаря этому мелодия песни может исполняться и с др. словами — при условии сохранения строфического строения и размера первоначального текста.
         Народная П. существует у всех народов мира. Её происхождение тесно связано с трудовыми процессами. В глубокой древности возникли обрядовые П.: календарные (новогодние, весенние, купальские, жнивные и др.) и семейно-бытовые (родильные, свадебные, похоронные). Необрядовая лирическая П. получила широкое развитие. Для большинства жанров народной П. характерно строфическое строение. Повествовательная П. заключают в себе многообразные сюжетные ситуации, повествование зачастую объединяется с монологом и диалогом; наиболее распространённая форма — П.-монологи. Внутренний мир героя, эмоционально-психологическое содержание П. часто иносказательно раскрывается посредством различных видов параллелизма и символики. Народная П. оказала влияние на формирование литературной П. Как жанр профессионального искусства П. в настоящее время существует одновременно с народной.
         Многовековую историю имеет профессиональная П. Творчество античных поэтов-лириков, создававших и стихи, и мелодии, творчество трубадуров (См. Трубадуры) и труверов (См. Труверы), миннезингеров (См. Миннезингеры) и мейстерзингеров (См. Мейстерзингеры), светская хоровая полифоническая П. (шансон), различные формы бытовой сольной и ансамблевой П., Гуситские песни, гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы (См. Протестантский хорал) — таковы важнейшие этапы развития профессиональной П. в европейских странах.
         Во 2-й половине 18 в. складывается камерная П.-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. В годы Великой французской революции большого развития достигла массовая революционная песня, служившая пропаганде новых идей, призывавшая к борьбе с врагами революции. Возникшие в эту пору песни «Марсельеза» и «Са ира» («Cа ira») сохранили значение и в последующее время в качестве художественных символов освободительной борьбы народа. В 19 в. песенные жанры занимают видное место, разветвляясь на романс и собственно П., грань между которыми не всегда легко установить. В тесной связи с ростом рабочего класса и активизацией его борьбы за своё освобождение развивается рабочая революционная П., исполнявшаяся на демонстрациях, митингах, в условиях подполья, каторги и ссылки. В числе наиболее известных революционных песен и гимнов, получивших распространение во всех странах мира, — французские «Интернационалы», польская «Варшавянка», итальянский «Гимн Гарибальди», испанский «Гимн Риего». Важную организующую и воспитательную функцию рабочая революционная П. неизменно выполняла в России; большой известностью пользовались такие П., как «Смело, товарищи, в ногу», «Беснуйтесь, тираны», «Отречёмся от старого мира» («Рабочая марсельеза»). Особый подъём русской революционной П. начался с 20 в., в предреволюционные годы и во время Великой Октябрьской социалистической революции. Наряду с народной П. революционная П. послужила одним из истоков советской массовой П. (термин «массовая П.» возник в послереволюционные годы). Массовая П. чутко отражала важнейшие черты духовной жизни трудящихся на различных этапах истории страны. Она стала одним из ведущих жанров советского музыкального творчества, особенно в 30-е гг. и в период Великой Отечественной войны 1941—45, привлекла к себе внимание многих советских поэтов (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, М. Светлов, А. Сурков, А. Фатьянов и др.), оказала большое влияние и на др. жанры — романс, оперу, кантату, киномузыку. Широкую известность приобрели «Песня о Родине» и «Каховка» Дунаевского, «Орлёнок» Белого, «Катюша» Блантера, «Священная война» А. В. Александрова, «Гимн демократической молодёжи мира» Новикова, «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого, «Песня о тревожной молодости» Пахмутовой, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» Островского и др. Многие массовые П. получили распространение и за рубежом.
         С 20-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в др. европейских странах; он был вызван развитием общественного и революционного движения после Октябрьской революции 1917 (песни Х. Эйслера в Германии, Э. Шульгофа в Чехословакии и др.).
         Большого развития в 20 в. достигла эстрадная П., которая зачастую связана с Джазом.
         С конца 40-х гг. в ряде стран возрождаются традиции «шансонье» — певцов, которые сами создают мелодии, а зачастую и слова своих песен (Ж. Брассенс, Ш. Азнавур во Франции, Б. Окуджава в СССР и др.). Современная зарубежная песня — эстрадная и массовая — очень неоднородна в идейном и художественном отношении. Испытывая отрицательное влияние «массовой культуры» («поп-музыки» и др.), она в то же время в лучших своих образцах отражает прогрессивные общественные устремления, например движение молодёжи за мир и социальный прогресс, выдвинувшее ряд популярных исполнителей П. (Пит Сигер, Джоан Баэз в США и др.). Общественная, организующая роль П. особенно ярко выступает на фестивалях демократической молодёжи.
         Тексты: Чулков М. Д., Собрание разных песен, ч. 1—4, СПБ, 1770—74; Песни, собранные П. В. Киреевским, в. 1—10, М., 1860—74; то же, новая серия, в. 1, М., 1911, в. 2, ч. 1—2, М., 1917—29; Соболевский А. И., Великорусские народные песни, т. 1—7, СПБ, 1895—1902; Песни русских рабочих, М.— Л., 1962; Русский героический эпос (былины), М., 1970; Поэзия крестьянских праздников, [сб. песен], Л., 1970.
         Лит.: Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1—2, СПБ, 1903—05; Лафарг П., Свадебные песни и обычаи, в его кн.: Очерки по истории культуры, 2 изд., М.— Л., 1928; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Чернышевский Н. Г., Песни разных народов, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949; Белинский В. Г., [Статьи о народной поэзии], Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Бочаров А. Г., Советская массовая песня, М., 1956; Корев Ю. С., Советская массовая песня, М., 1956; Попова Т. В., Русское народное музыкальное творчество, в. 3, М., 1957, гл. 4; Пропп Я., Русский героический эпос, М., 1958; Друскин М. С., Русская революционная песня, Л., 1959; Сохор А. Н., Русская советская песня, Л., 1959; Гердер И. Г., Избр. соч., М.— Л., 1959; Васина-Гроссман В. А., Вокальные формы, 2 изд., М., 1963; Кулаковский Л. В., Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962; Колпакова Н. П., Русская народная бытовая песня, М.— Л., 1962; Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735-1945, М., 1962; Sydow A., Das Lied, Ursprung, Wesen und Wandel, Gott., [1962]; Лазутин С. Г., Русские народные песни, М., 1965; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 523-26.
         В. А. Васина-Гроссман, И. К. Галкина.
Орфографический словарь Лопатина
п`есня, п`есня, -и, р. мн. п`есен
Словарь Ожегова
П’ЕСНЯ, -и, род. мн. песен, жен.
1. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами. Русские народные песни. Хоровые, плясовые песни. Песни военных лет. Авторы популярных песен. П. без слов (напев, напоминающий песню).
2. Звуки птичьего пения. Соловьиная п. Песни жаворонка.
• Стара песня или старая (знакомая) песня (разг.) о повторении чего-н. старого, давно известного, о надоевшей, избитой теме.
Долгая песня (разг.) о длинном, скучном деле, разговоре.
Лебединая песня последнее проявление таланта.
Песня (песенка) спета чья (разг.) чья-н. жизнь, успехи, деятельность кончаются, кончились.
уменьш. песенка, -и, жен.
прил. песенный, -ая, -ое (к 1 знач.). Песенная музыка.
Словарь синонимов Абрамова
см. песнь || затягивать песню, пропеть лебединую песню, старая песня
Словарь Ушакова
П’ЕСНЯ, песни, род. мн. песен и (·прост., ·обл.) песней, ·жен.
1. Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором и первоначально связанное с обрядовым действом. Хоровая песня. Плясовые песни. «Из песни слова не выкинешь.» (посл.) «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила, спой мне песню, как девица за водой поутру шла.» Пушкин.
Такое произведение в звучании, в момент исполнения; звуки песни. Издали слышится песня. «Песня русская, живая разносится по глади вод.» Языков.
2. перен. Поэтическое произведение, преим. лирическое; поэзия (·поэт. ). «Имел он (Овидий) песен дивный дар и голос, шуму вод подобный.» Пушкин. «Ах! песнею моей прощальной та песня первая была.» Некрасов.
3. Название некоторых небольших музыкальных произведений (муз.). "Песни без слов" Мендельсона.
Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения (лит.). Песни Дельвига, Кольцова. "Книга песен" Гейне.
4. То же, что песнь во 2 ·знач. (лит.) «Тогда-то я начну писать поэму песен в двадцать пять.» Пушкин.
• Старая песня или стара песня (·разг. ·неод.) - о неубедительном повторении чего-нибудь старого, уже всем известного, о давно надоевшей теме. Тянуть (или петь) одну и ту же (или всё ту же) песню (·разг. ·фам. ). - нудно, надоедливо твердить одно и то же. Долгая песня - перен. см. долгий. Лебединая песня - см. лебединый. Песня спета чья (·разг. ). - то же, что песенка спета (см. песенка). «Глубоко верит, что песня его далеко не спета.» Салтыков-Щедрин.
Словарь эпитетов
Стихотворное произведение для пения; песенные звуки.
О стройности пения; о громкости, характере звучания, продолжительности песни.
Бесконечная, беспредельная, благозвучная, бурная, быстрая, взвизгивающая, визгливая, визжащая, гармоническая, гармоничная, гикающая (разг.), глухая, голосистая, горластая (разг.), громкая, гулкая, дикая (разг.), долгая, дрожащая, дружная, заглушенная, задорно-звонкая, зазвонистая (простореч.), заливистая, заливчатая, звонкая, звучная, крикливая, ладная, летучая, медленная, мелодическая, мелодичная, мерная, многоголосая, могучая, монотонная, мощная, набатная, надсадная (разг.), напевная, невнятная, негромкая, неслышная, нестройная, неуклюжая, оглушительная, однообразная, однотонная, певучая, приглушенная, пронзительная, пронзительно-крикливая, протяжная, пьяная, разливная, ритмичная, ровная, рокочущая, сильная, сиплая, складная, слабая, сладкогласная (устар.), сладконапевная (устар.), слаженная, согласная, спокойная, стройная, тихая, тягучая, тявучая (разг.), хрипатая (простореч.), хриплая, шумная, энергичная, яркая.
О впечатлении, психологическом восприятии; об оценке песни.
Беззаботная, беспечальная, беспечная, бесстрастная, бесхитростная, бесшабашная, бодрая, боевая, бойкая, бравая, бравурная, буйная, вакхическая, великолепная, величавая, величественная, веселая, волнующая, вольная, выразительная, горемычная, горькая, гривуазная (устар.), грозная, грустная, дерзкая, дивная, дикая (разг.), душещипательная (разг.), жалобная, жалостливая, жалостная (разг.), живая, жизнерадостная, забубенная (разг.), заветная, задорная, задорно-веселая, задумчивая, задушевная, зазорная (разг.), залихватская (разг.), замашистая (разг.), заунывная, идейная, изумительная, кабацкая, кафешантанная, крамольная, красивая, кроткая, кручинная (простореч.), ласковая, легкая, легкомысленная, ликующая, лихая, меланхолическая, меланхоличная, могучая, молодецкая, мрачная, мучительно-грустная, наивная, невеселая, нежная, неприличная, непристойная, нескромная, обворожительная, озорная, отрадная, очаровательная, печальная, пламенная, подковыристая (простореч.), победная, постыдная, похабная (простореч.), приветная, призывная, пустая, радостная, развеселая (разг.), разгульная, раздольная (нар.-поэт.), раздумчивая, размашистая, разухабистая (простореч.), самобытная, самозабвенная, сердечная, сладкая, сладостная, срамная (простореч.), страстная, томительная, томная, торжественная, тоскливая, тоскующая, трактирная, тревожная, трогательная, тяжелая, удалая (удалая, устар.), удивительная, унывная (простореч.), унылая, упоительная, усыпляющая, хвалебная, хвастливая, циничная, чарующая, чувствительная, чудесная, чудная, шутливая. Дубовая, кукушечья, лиховая, печально-веселая, свадебно-ликующая, светлая, сердцещипательная, хватская. Буколическая, бурлацкая, бытовая, варнацкая, величальная, военная, восточная, девичья, застольная, карнавальная, колыбельная, комсомольская, концертная, крестьянская, лирическая, массовая, народная, обрядовая, пионерская, плясовая, популярная, походная, похоронная, простонародная, революционная, русская, сатирическая, свадебная, старая, трудовая, туристская, украинская, фестивальная, фронтовая, хорическая (устар.), хоровая, хороводная, цыганская, чумацкая, школьная, шуточная, эпическая, эстрадная и т. п.
Толковый словарь Ефремовой
[песня]
ж.
1)
а) Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором.
б) Такое произведение в звучании, в момент исполнения.
2) перен. Поэтическое произведение (обычно лирического характера).
3)
а) Название некоторых небольших музыкальных произведений.
б) Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения.
4) То же, что: песнь (2).
Рус. арго (Елистратов)
см.:
петь;
Этот стон у нас песней зовётся
Словарь пословиц Даля
СКАЗКА - ПЕСНЯ
Сказка - складка, а песня - быль.
Сказка - ложь, а песня - правда.
Сказка складом, песня ладом красна.
Не всяк весел, кто поет. И за песней плачется.
И без песен кадык тесен. Не до песен: кадык тесен.
Не от радости и пташка в клетке поет.
Соловья за песни кормят. Песнею коня не накормишь.
Кто умеет петь, тот умеет и пить.
Поется там, где и воля, и холя, и доля. Где пьется, там и поется.
Бедный песни поет, а богатый только слушает.
Голосу нет - душа поет. Не я пою, душа поет.
Пой песню тот, у кого голос хорош.
Петь было еще, да на животе тощо.
Весело поется, весело и прядется.
Никого не было, а полпесни пропало (когда вдруг умолкнет песенник).
Беседа дорогу коротает, а песня - работу.
Песня (Сказка), вся, больше петь (сказывать) нельзя.
Энциклопедия афоризмов
ПЕСНЯ, ШЛЯГЕР
см.также ПЕВЦЫ, РОК-, ПОП-МУЗЫКА
Исполнитель плохой песни всегда начинает аплодировать первым.
•Бинг Кросби
Из песни слова не выкинешь, но можно выкинуть песню.
•Эмиль Кроткий
Шлягер: песня, которая позволяет вам думать, что и вы умеете петь.
•Арнолд Глазгоу
Старые шлягеры лучше новых, потому что их слышишь реже.
•Автор неизветен
К счастью, популярные песенки недолго остаются популярными.
•Янина Ипохорская
Музыканта можно убить чем попало, но мелодию - только мелодией.
•Станислав Ежи Лец
Шлягер живет недолго. Вы бы жили не дольше, если бы вас истязали с таким же остервенением.
•Дмитрий Пашков
«Что тебе напоминает этот старый шлягер?» - спросил я Икса. - «Мой первый визит к венерологу».
•Станислав Ежи Лец
Если бы знать шлягер иерихонских труб!
•Станислав Ежи Лец
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПЕСНЯ


будет выглядеть так: Что такое ПЕСНЯ