Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПЕЙН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Paine)
        Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания,— 8.6.1809, Нью-Йорк, США), общественный и политический деятель США и Великобритании, представитель революционного крыла просветительства 18 в. В 1774 с рекомендательным письмом Б. Франклина уехал в Северную Америку, где вскоре выдвинулся в первые ряды борцов за независимость английских колоний. В памфлете «Здравый смысл» (1776) П., исходя из рационалистических теорий естественного права и общественного договора, защищал идею суверенитета народа и его право на революцию, доказывал необходимость разрыва североамериканских колоний с Великобританией, образования ими независимой республики; идеи памфлета получили отражение в Декларации независимости 1776 (См. Декларация независимости 1776). Вместе с Т. Джефферсоном П. выступал за отмену рабства. Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775—83 (См. Война за независимость в Северной Америке 1775-83) написал 13 прокламаций под названием «Американский кризис» (1776—83). В 1777—79 П.— секретарь Комитета конгресса по иностранным делам, в 1781 участвовал в Париже в переговорах с французским правительством о помощи североамериканским колониям.
         Великая французская революция, заставшая П. в Великобритании, нашла в нём страстного приверженца. В трактате «Права человека» (1791—92) П. развивал идеи народного суверенитета и республиканизма, защищал революционные принципы французской Декларации прав человека и гражданина. В Великобритании книга П. была запрещена, он был вынужден эмигрировать во Францию, где был избран членом Конвента. П., однако, разошёлся с якобинцами по вопросу о казни Людовика XVI и был в конце 1793 заключён в тюрьму, где находился около года. Итогом деятельности П. во Франции было развитие его социальных взглядов в области критики с мелкобуржуазных позиций буржуазных имущественных отношений. В работе «Аграрная справедливость» (1797) П. осуждал систему распределения собственности и высказал догадку о труде рабочих как источнике капиталистической прибыли. П. развивал утопический проект государственного обеспечения неимущих за счёт налогообложения состоятельных классов общества и национализации земли за выкуп. П. явился также одним из зачинателей атеистических традиций на американской почве. В работе «Век разума» (1794) П. решительно противопоставлял силу разума религиозным заблуждениям. Философские позиции П. можно охарактеризовать как непоследовательный метафизический материализм. После возвращения в США (1802) П. подвергся травле со стороны реакционных политических и религиозных кругов, умер в бедности. Взгляды П., наиболее последовательного представителя радикально-демократического направления в американском общественно-политическом движении конца 18 в., оказали непосредственное влияние на формирование идеологии чартистского движения в Великобритании.
         Соч.: The complete writings, v. 1—2, N. Y., [1945]; в рус. пер.— Избр. соч., М., 1959.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 2, с. 598—99; т. 10, с. 365; Аптекер Г., История американского народа, [т. 2] — Американская революция 1763—1783, М., 1962; Громаков Б. С., Политические и правовые взгляды Пейна, М., 1960; Гольдберг Н. М., Томас Пейн, М., 1969; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, т. 1, М., 1962; Conway М. D., The life of Thomas Paine, v. 1—2, N. Y.— L., 1892; Aldridge A. О., Man of reason. The life of Thomas Paine, Phil., 1959.
         И. П. Дементьев.
Новый философский словарь
(Paine)
Томас (1737-1809) - американский мыслитель, публицист, общественный деятель английского происхождения, один из главных представителей американского Просвещения. В 1774 прибыл в Америку, приняв позднее участие в войне за независимость, необходимость которой обосновал в политическом памфлете "Здравый смысл" (1776), а затем в 16 памфлетах под общим названием "Американский кризис". По возвращению в Англию издал книгу "Права человека" (1791-1792), представляющую резкую критику Э. Берка и защиту Французской революции, а также призывавшую к свержению монархии в Англии и установлению республиканского строя. Бежал во Францию, где был избран в Конвент от жирондистов. После победы якобинцев посажен в Люксембургскую тюрьму (1793-1794), где начал, а, вернувшись в Штаты, окончил и опубликовал главный труд "Век Разума" (1793-1807, тт. 1-3), в котором широко представил свои радикальные и деистические воззрения. Это свод политических и философских идей эпохи Просвещения, рассмотренных сквозь призму американской и французской революцией, история и манифест идеологии Просвещения в практически-политическом проявлении. Основа всей его философии - вера в Разум, Науку и Свободу, преодолевающие предрассудки прошлого, а прежде всего религии. И тем не менее, П. не был атеистом, веруя в бессмертие души, в чем был близок Радищеву. Однако, не понятый и в Штатах, П. был обречен на одиночество. Философские воззрения П. представляют собой форму радикального деизма и метафизического материализма, близкого к французскому, однако без откровенного атеизма. Политическая концепция П. была близка американскому федерализму вкупе с идеями французской Декларации прав человека. Люди, по мнению П., терпят правительство до тех пор, пока оно выражает их волю, в противном случае они обладают правом заменить его. Эти принципы позднее были скорректированы концепцией равновесия властей.
Э.К. Дорошевич
Философский энциклопедический словарь 2
        (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания,— 8.6.1809, Нью-Йорк), англо-амер. политич. мыслитель, философ-просветитель, революц. демократ, представитель радикального крыла амер. Просвещения. Активный участник Великой франц. революции и нац.-освободит. борьбы Сев. Америки против Великобритании. В 1776 П. анонимно издал памфлет «Здравый смысл» (рус. пер. 1959), направленный против англ. монархии и призывавший к борьбе за освобождение Америки от колон, зависимости. В политич. трактате «Права человека» (1791, рус. пер. 1959) П. выступил с обоснованием бурж.-революц. политич. принципов. Для социологич. взглядов П. характерно чёткое различение общества и roc-ва, a также естеств. и гражд. (основанных на обществ. договоре) прав. Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип наро-доправия («суверенности народа»), П. идеализировал бурж. демократию.
        Осн. филос. произв. П. «Век разума» (pt 1—2, 1794— 1795, рус. пер. 1959) — воинственный антирелиг. трактат, признанный «библией амер. Просвещения». П. призывает к «революции в системе религия», решительно противопоставляя силу разума религиозным заблуждениям, знание — вере. Однако П. не был последовательном атеистом и признавал бога и бессмертие души.
        Филос. позиция П. — непоследоват. метафизич. материализм. Допуская божеств. первопричину, он признаёт объективную реальность материального мира и непреложность царящих в нём физич. законов. П. глубоко убеждён в безграничной способности человеч. разума к объективному познанию существующих вещей. За политич. радикализм и антирелиг. деятельность П. подвергался преследованиям.
        The complete writings, v. 1—2, N. ?., [1945]; в рус. пер.— Избр. соч., М., 1959; в кн.: Амер. просветители. Избр. произв., т. 2, М., 1969.
        Баскин М. П., Философия амер. Просвещения, М., 1955; романов Б. С., Политич. и правовые взгляды Т. П., М., I960; Паррлнгтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 1, М., 1962, с. 405—20; Гольдбе ? г ?. ?., Т. П., М., 1969; Pearson H., Tom Paine friend of mankind, ?. ?.—L., 1937; Woodward W. F., Tom Paine, N. Y., 1945; Aldridge A. O., Man of reason, Phil,— N. Y., [1959]; Williamson A., Thomas Paine. His life, work and times, L., [1973l.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПЕЙН


будет выглядеть так: Что такое ПЕЙН