Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПАВЛОВА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Павлова
        Анна Павловна (Матвеевна) [31.1 (12.2).1881, Петербург, —23.1.1931, Гаага], русская артистка балета. Дочь солдата и прачки. В 1899 окончила Петербургское театральное училище по классу П. А. Гердта и была принята в Мариинский театр. В 1906 получила звание балерины. В 1910 перешла на положение гастролёрши. Последнее выступление в Мариинском театре в 1913 — партия Никии («Баядерка» Минкуса), последняя гастроль в России — концерт в Зеркальном театре сада «Эрмитаж» в 1914 в Москве. Искусство П., выдающейся классической танцовщицы, подготовленное всем развитием русского балета начала 20 в., во многом определило его дальнейший рост и утвердило за пределами Родины мировую славу русского балетного театра. Искусству П. были присущи музыкальность и психологическая содержательность танца, эмоциональность, жанровое многообразие. В репертуаре П. выделялись трагическая партия Никии (1902) и поэтически просветлённая Жизель («Жизель» Адана, 1903), а также партии, где классическая основа танца имела национально-характерную окраску: Пахита («Пахита» Дельдевеза), Китри («Дон Кихот» Минкуса) и др. Её творчество имело большое значение для реформ М. М. Фокина. П. исполняла центральные партии на премьерах поставленных им балетов «Виноградная лоза» Рубинштейна, «Эвника» Щербачёва, «Шопениана» на музыку Шопена, «Павильон Армиды» Черепнина, «Египетские ночи» Аренского. Фокин поставил для П. концертный номер «Лебедь» на музыку Сен-Санса (позднее «Умирающий лебедь», 1907). С 1908 П. выступала за рубежом, с 1909 участвовала в «Русских сезонах» в Париже, в 1910 создала собственную труппу, с которой гастролировала по странам Европы, Америки, Азии.
         Соч.: Несколько страничек из жизни, «Солнце России», 1912, № 23.
         Лит.: Дандре В., Анна Павлова, Берлин, 1933; Анна Павлова. 1881—1931. [Сб. воспоминаний], пер. с англ., предисл. и примеч. Е. Я. Суриц, М., 1956; Красовская В., Анна Павлова, [Л. — М., 1964]; Stier Т., With Pavlova round the world, [L., 1927]; Pavlova, ed. P. D. Magriel, N. Y., 1947; Algeranoff H., My years with Pavlova, L.— [a. o.], 1957.
         В. М. Красовская.
        
        А. П. Павлова в концертном номере «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса.
        А. П. Павлова.
II
Павлова
        Каролина Карловна (урожденная — Яниш) [10 (22).7.1807, Ярославль, —2 (14).12.1893, Дрезден], русская поэтесса. Получила домашнее образование. Была знакома с А. Мицкевичем, который посвящал ей стихи. Жена Н. Ф. Павлова. В 1833 П. опубликовала сборник переводных и оригинальных произведений на немецком языке «Das Nordlicht», включавший переводы из А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. Автор романа в стихах и прозе «Двойная жизнь» (опубликован 1848), поэм «Разговор в Трианоне» (1848), «Разговор в Кремле» (1854), лирических стихов (сборник «Стихотворения», 1863). Перевела на немецкий язык трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович». В ранней поэзии Павловой В. Г. Белинский ценил «благородную простоту» (см. Полное собрание сочинений, т. 3, 1953, с. 191). Демонстративный политический индифферентизм поэзии П. 60-х гг. вызвал резкую оценку М. Е. Салтыкова-Щедрина.
         Соч.: Собр. соч. [Ред. и вступ. ст. В. Брюсова], т. 1—2, М., 1915; Полн. собр. стихотворений. [Вступ. ст. П. П. Громова], М. — Л., 1964.
         Лит.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
III
Павлова
        Мария Васильевна [15 (27).6. 1854, Козельск, ныне Калужской области,— 23.12.1938, Москва], советский палеонтолог, почётный член АН СССР (1930; член-корреспондент 1925), академик АН УССР (1921). Специализировалась в естественных науках в Париже (в Сорбонне и Музее естественной истории). Ученица французского палеонтолога А. Годри. В 1919—30 профессор Московского университета, заведующая кафедрой палеонтологии. Основные труды по истории копытных. Исследования П. ископаемых позвоночных — прямое продолжение работ В. О. Ковалевского (См. Ковалевский). Описала многочисленные остатки ископаемых млекопитающих, собранные на территории СССР. Совместно с мужем А. П. Павловым создала при Московском университете геологический музей с большим палеонтологическим отделом, в котором работала с 1885 (ныне музей Московского геологоразведочного института им. А. П. и М. В. Павловых).
         Соч.: Причины вымирания животных в прошедшие геологические эпохи..., М. — П., 1924; Палеозоология, ч. 1—2, М. — Л., 1927—29.
         Лит.: Борисяк А. А., Меннер В. В., Мария Васильевна Павлова, «Вестник АН СССР», 1939, № 6, с. 78—80.
Современная Энциклопедия
ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) (1881 - 1931), артистка балета. С 1899 в Мариинском театре (Никия - "Баядерка" Л.Ф. Минкуса, 1902; Жизель - "Жизель" А. Адана, 1903; Бинт-Анта - "Дочь фараона" Ч. Пуньи, 1906, и др.; прославилась также в хореографическом этюде "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса). В 1909 участвовала в "Русских сезонах", с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (1913 - 14 в России), утверждая традиции русской танцевальной школы. Искусство Павловой отличалось музыкальностью, эмоциональной действенностью танца, широтой жанрового диапазона. Ее артистическая деятельность возродила интерес к балетному искусству во всем мире.
Русская цивилизация
Анна Павловна (Матвеевна) (31.01.1881-23.01.1931), русская балерина. С 1899 артистка балета Мариинского театра в Петербурге. В 1909 участвует в «Русских сезонах» С. П. Дягилева. С 1910 гастролируя во многих странах мира с собственной труппой (в 1913—14 в России), утверждала за рубежом классические традиции русской танцевальной школы.
Исполнительница центральных партий в постановках балетмейстера-реформатора М. М. Фокина.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) (1881-1931), артистка балета. С 1899 в Мариинском театре, в 1909 участвовала в "Русских сезонах" С. П. Дягилева (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во мн. странах мира (в 1913-14 в России). Утверждала за рубежом классические традиции русской танцевальной школы. Выступала в гл. партиях классического репертуара. Сыграла важную роль в реформах балетмейстера М. М. Фокина как исполнительница центральных партий поставленных им балетов: "Виноградная лоза" А. Г. Рубинштейна, "Павильон Армиды" Н. Н. Череп-нина, "Египетские ночи" А. С. Арен-ского, "Шопениана" на музыку Ф. Шопена, хореографического этюда "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса.
2.
ПАВЛОВА (урождённая Яниш) Каролина Карловна (1807-93), русская поэтесса, переводчица. Лирика ("Стихотворения", 1863), роман в стихах и прозе "Двойная жизнь" (1848).
3.
ПАВЛОВА Надежда Васильевна (род. 1956), артистка балета, народная артистка СССР (1984). С 1974 в Пермском театре оперы и балета, с 1975 в Большом театре. Ведущие партии в балетах "Жизель" А. Адана, "Дон Кихот" Л. Ф. Минкуса, "Спящая красавица" П. И. Чайковского, "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева и др. Для Павловой, балерины лирико-драматического плана, характерны одухотворённость и грациозность пластики, безупречная танцевальная техника.
Литературная энциклопедия
Каролина Карловна [1807—1893] — поэтесса. Дочь профессора Яниш. Получила прекрасное домашнее образование. В начале своей лит-ой деятельности П. писала по-французски и по-немецки и гл. обр. переводила на французский и немецкий яз. произведения русских поэтов (Пушкина, Вяземского, Баратынского, Языкова). В 1833 переводы П. вышли в Германии отдельным изданием. Начало оригинального творчества П. на русском яз. относится к концу 30-х гг. Стихи ее печатались в большинстве современных ей журналов: «Москвитянине», «Отечественных записках», «Современнике» (Плетнева), «Пантеоне», «Русском вестнике» и др. В последний период жизни П. оригинальное творчество ее иссякло, и она посвятила себя переводам. Ею переведен в этот период на немецкий яз. ряд произведений А. К. Толстого («Дон-Жуан», «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного», а также его баллады), а на русский яз. — «Смерть Валленштейна» Шиллера. Поэзия П. при значительном формальном мастерстве характеризуется скудостью идейного содержания. Не имея прочных социальных корней в среде феодально-поместного дворянства, П. тем не менее по своей идеологии является представительницей того слоя родовой аристократии, к-рый в процессе внедрения в экономику России капиталистических начал оказался выбитым из своей колеи и отброшенным от активного участия в общественной жизни. Отчужденность от общественной жизни, характерная для деградирующего дворянства той поры, предопределила тяготение П. к «чистой поэзии»: поэты «идут средь потрясений, Бросая в мир свой громкий стих, Им песнь важней людских стремлений, Им сны нужней даров земных». Подавляющее большинство ее стихотворений представляет собой образцы интимной лирики, плод углубления поэтессы в свой внутренний мир элегических раздумий и воспоминаний: будущее — «немая даль», «простор грядущего мне пуст»; в настоящем полное отречение; лишь прошлое — «сквозь лет прожитых тени ребяческий великолепный мир». Противопоставление действительной жизни, знакомой и близкой П. лишь в ее светской оболочке, «подлинной жизни души» составляет идею «Двойной жизни» [1848]. Мотив двойной жизни, мотив сна как подлинной жизни, встречается в ряде лирических стихотворений П. Из всего написанного П. лишь два произведения непосредственно затрагивают общественные вопросы и созданы в связи с политическими событиями ее времени — это поэмы «Разговор в Трианоне» [1848] и «Разговор в Кремле» [1854]. Первая поэма построена в форме диалога между сторонником свободы (Мирабо) и представителем умудренного тысячелетним опытом здравого смысла (Калиостро) на тему о начинающейся французской революции. Хотя поэма и была запрещена николаевской цензурой, основная мысль ее реакционна; одним из наиболее ярких ее выражений является следующая строфа: «И нынешнего поколения Утихнут грозные броженья, Людской толпе, поверьте, граф, Опять понадобятся узы, И бросят эти же французы Наследство
397 вырученных прав». Написанное в том же году стихотворение «К С. Н. К.», могущее служить как бы комментарием к поэме, свидетельствует о глубоком общественном индиферентизме автора. Перед лицом крупных политических событий поэтесса преисполнена лишь одного желания: «Нашедши уголок уютный, Где можно грезам дать простор, Годины этой многосмутной Хочу не слушать крик и спор.» Общественный индиферентизм П. есть конечно не что иное, как форма, прикрывающая приверженность ее консервативным началам общественной жизни. С этой точки зрения не случаен ее сусально-патриотический отклик на события 1854 поэмой «Разговор в Кремле», в которой она наиболее полно выразила свою близость к славянофильству. Поэма вызвала насмешливый отзыв в «Современнике». Иллюстрация: С рис. Б. Э. Мамонова Так же, как и для всех прочих представителей «чистой поэзии», форма для П. приобретает самодовлеющее значение: «Нужней насущного мне хлеба казалась звучных рифм игра». Отсюда пристрастие поэтессы к необычным, острым рифмам, своеобразие ее поэтического яз. Стих П. сжатый, выразительный, энергичный; в то же время ему свойственна некоторая отвлеченность, делающая его почти внеобразным. Разнообразием жанров поэзия П. не блещет; наиболее культивируются ею лирические жанры — элегии, послания. Общую резко-отрицательную оценку поэзии Каролины Павловой дала критика 60-х гг. Щедрин в своей рецензии на ее стихотворения назвал ее представительницей «мотыльковой
398 поэзии», для которой «действительное блаженство заключается в бестелесности и... истинный comme il faut состоит в том, чтобы питаться эфиром, запивать эту пищу росой и испускать из себя амбре. Где источник этого сплошного лганья? С какой целью допускается такое тунеядское празднословие? — спрашивает критик и отвечает, — это явление странное, но оно не необъяснимо. Это продукт целого строя понятий, того самого строя, который в философии порождает Юркевичей, в драматическом искусстве дает балет, в политической сфере отзывается славянофилами, в воспитании — институтками, сосущими и грызущими карандаши. Тут нет ни одного живого места, тут все фраза, все призрак, тут одна нелепость доказывается посредством другой, и все эти пустяки, склеенные вместе, образуют под конец такую трущобу, которую с трудом пробивают самые смелые попытки здравого смысла» («Современник», 1863, V). Библиография: I. Собр. сочин., в двух томах, под ред. В. Брюсова, изд. К. Некрасова, М., 1915. II. Брюсов В., Материалы для биографии К. Павловой, в «Собрании сочинений»; Грифцов П., К. Павлова, «Русская мысль», 1915, XI; Переверзев В., Салонная поэтесса, «Современный мир», 1915, XII (по поводу «Собрания сочинений» П.); Рапгоф Б., К. Павлова. Материалы для изучения жизни и творчества, П., 1916; Эрнст С., К. Павлова и Евд. Растопчина, «Русский библиофил», 1916, № 6; Белецкий А., Новое издание сочинений К. Павловой, «Известия Академии наук», вып. XXII, П., 1917. III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц, вып. XIII, П., 1916 («Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XCV, № 3); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924. В. Гольдинер
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПАВЛОВА


будет выглядеть так: Что такое ПАВЛОВА