ПАТРИЦИ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Patrizi, Patrizzi)
Франческо (1529, Керсо, — февраль 1597, Рим), итальянский гуманист и философ, представитель Неоплатонизма эпохи Возрождения. Служил в венецианском флоте. Учился в Падуе. Преподавал философию в университетах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном сочинении «Новая философия универсума» (1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органической целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органической связи и «родственности» всех вещей — свет, излучаемый божественным всеединством и пронизывающий весь мир. В «Поэтике» (1582) П. в противовес аристотелевской концепции поэзии как подражания (См. Подражание) развил представление о художнике-творце; состояние творчества описывается как одержимость «божественным безумием» — вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемических соч. против аристотеликов и др.
Соч.: L'amorosa filosofia, Firenze, 1963; Delia poetica, v. 1—2, Firenze, 1969.
Лит.: Голенищев-Кутузов И. Н., Итальянское Возрождение и славянские литературы XV—XVI вв., М., 1963; Arcari P. М., Il pensiero politico di F. Patrizio da Cherso, Roma, 1935; Crespi L. A., La vita e le opere di F. Patricio, Milano, 1941; Saitta A., Il pensiero italiano nell' umanesimo e nel rinascimento, v. 2, Bologna, 1950; p.,521— 67; Kristeller P. О., Eight philosophers of the Italian renaissance, Stanford (Calif.), 1964.
Н. В. Котрелев.
|
Философский энциклопедический словарь 2 |
(Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco,— февраль 1597, Рим), итал. гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Преподавал философию в университетах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном соч. «Новая философия универсума» («Nova de Universis philosophia», 1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и «родственности» всех вещей — свет, излучаемый божеств. всеединством и пронизывающий весь мир. В «Поэтике» («Delia poetica», v. l—2, 1582, новое изд. 1969) П. в противовес аристотелевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце; состояние творчества описывается как одержимость «божеств. безумием» — вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др.
L'amorosa filosotia, Firenze, 1963; Lettere et opuscoli inediti, Firenze, 1975.
Горфункель А.Х., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Crespi L. ?., La vita e le opere di F. Patricio, Mil., 1941; Kristeller P. p., Eight philosophers of the Italian Renaissance, Stanford (Calif.), 1964. |
|
|