Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПАСКАЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Паскаль (Pascal)
        Блез (19.6.1623, Клермон-Ферран, — 19.8.1662, Париж), французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Родился в семье высокообразованного юриста, занимавшегося математикой и воспитывавшего своих детей под влиянием педагогических идей М. Монтеня (См. Монтень), рано проявил выдающиеся математические способности, войдя в историю науки как классический пример отроческой гениальности.
         Первый математический трактат П. «Опыт теории конических сечений» (1639, издан 1640) являлся развитием трудов Ж. Дезарга, содержал одну из основных теорем проективной геометрии — Паскаля теорему (См. Паскаля теорема). В 1641 (по другим сведениям, в 1642) П. сконструировал суммирующую машину. К 1654 закончил ряд работ по арифметике, теории чисел, алгебре и теории вероятностей (опубликованных в 1665). Круг математических интересов П. был весьма разнообразен. П. нашёл общий алгоритм для нахождения признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число (трактат «О характере делимости чисел»), способ вычисления биномиальных коэффициентов (см. Арифметический треугольник), сформулировал ряд основных положений элементарной теории вероятностей («Трактат об арифметическом треугольнике», опубликованный в 1665, и переписка с П. Ферма). В этих работах П. впервые точно определил и применил для доказательства метод математической индукции. Труды П., содержащие изложенный в геометрической форме интегральный метод решения ряда задач на вычисление площадей фигур, объёмов и площадей поверхностей тел, а также др. задач, связанных с циклоидой, явились существенным шагом в развитии анализа бесконечно малых. Теорема П. о характеристическом треугольнике послужила одним из источников для создания Г. Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.
         Вместе с Г. Галилеем (См. Галилей) и С. Стевином П. считается основоположником классической гидростатики (См. Гидростатика): он установил её основной закон (см. Паскаля закон), принцип действия гидравлического пресса, указал на общность основных законов равновесия жидкостей и газов. Опыт, проведённый под руководством П. (1648), подтвердил предположение Э. Торричелли о существовании атмосферного давления.
         По материалам 2-го издания БСЭ.
         Работа П. над проблематикой точных наук в основном относится к 1640—1650-м гг. Разочаровавшись в «отвлечённости» этих наук, П. обращается к религиозным интересам и философской антропологии. Сблизившись с представителями Янсенизма, он с 1655 ведёт полумонашеский образ жизни в янсенистской обители Пор-Руаяль-де-Шан, вступив в энергичную полемику по вопросам религиозной этики с иезуитами; плодом этой полемики стали «Письма к провинциалу» (1657) — шедевр французской сатирической прозы. В центре занятий П. в последние годы жизни — попытка «оправдания» христианства средствами философской антропологии. Этот труд не был закончен; афористические наброски к нему после смерти П. в «исправленном» виде вышли в свет под заглавием «Мысли г. Паскаля о религии и о некоторых других предметах» (1669). Только текстологическая работа 19—20 вв. восстанавливает подлинный текст «Мыслей».
         Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который прошёл через опыт механистического рационализма 17 в. и со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем предвосхищая последующую иррационалистическую тенденцию в философии (Ф. Г. Якоби, Романтизм и т.д., вплоть до представителей Экзистенциализма). Выведя основные идеи христианства из традиционного синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонического типа, а также с политической идеологией монархизма (так называемый «союз трона и алтаря»), П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологический образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня». П. исходит из образа человека, воспринятого динамически («состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек — «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю её»). Сосредоточенность П. на антропологической проблематике предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркегора и Ф. М. Достоевского.
         П. сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы; его влияние испытали Ф. Ларошфуко и Ж. Лабрюйер, М. Севинье и М. Лафайет.
         Соч.: uvres, v. 1—II, P., 1908—14; Pensees, v. 1—3, P., 1951; в рус. пер.— Письма к провинциалу, СПБ, 1898; Мысли, М., 1905; Начала гидростатики: Архимед, Стэвин, Галилей, Паскаль, М.— Л., 1933; в кн.: Ф. де Ларошфуко, Максимы. — Б. Паскаль, Мысли. — Ж. де Лабрюйер. Характеры, М., 1974.
         Лит.: Филиппов М. М., Паскаль, его жизнь и научно-философская деятельность, СПБ, 1891; Бутру Э., Паскаль, пер. с франц., СПБ. 1901; Коцюбинский С. Д., Литературное наследие Паскаля, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филологических наук», 1941, в. 8; Кляус Е. М., Погребысский И. Б., Франкфурт У. И., Паскаль, М;, 1971; Maire A., Bibliographie generale des uvres de B. Pascal, t.1-5, P.,1925—27; Mesnard J., Pascal. L'homme et l'uvre, P., 1951; Cresson A., Pascal, savie, son oeuvre, P.,1956; Pascal present. 1662—1962 (Recueil d'articles), Clermont-Ferrand, [1962].
         С. С. Аверинцев.
        Б. Паскаль.
II
Паскаль
        наименование единицы давления и механического напряжения в Международной системе единиц (См. Международная система единиц). Названа в честь французского учёного Б. Паскаля (См. Паскаль). П.— давление, вызываемое силой 1 н, равномерно распределённое по поверхности площадью 1 м2. Обозначения: русское na, международное Pa. 1 na = 1 н/м2 = 10 дин/см2 = 0,102 кгс/м2 =10--5 бар = 7,50 10-3 мм рт. ст.= 0,102 мм вод. ст.
Современная Энциклопедия
ПАСКАЛЬ, язык программирования, ориентированный главным образом на обучение программированию, составление трансляторов и других программ. Разработан в 70-х гг. (Швейцария) на основе языка программирования алгол-60. С 1980 широко используется как язык персональных электронных вычислительных машин.
Орфографический словарь Лопатина
Паск`аль, Паск`аль, -я: зак`он Паск`аля, теор`ема Паск`аля, треуг`ольник Паск`аля, ул`итка Паск`аля
Орфографический словарь Лопатина
паск`аль, паск`аль, -я (ед. измер.; язык программирования)
Литературная энциклопедия
Блэз [Blaise Pascal, 1623—1662] — французский писатель, мыслитель и ученый. Р. в семье председателя Клермонтского суда, ученого-математика. В 16 лет уже написал трактат о конических сечениях, изумивший Декарта, впоследствии сделал крупные открытия в области математики и физики; усердно занимался философией. Декарт и Монтень сильно повлияли на него; однако он не был удовлетворен их скептицизмом и рационализмом, т. к. искал истины, отвечающие не только разуму, но и сердцу. Это привело его к религии. Последние годы жизни прожил в янсенистской общине Пор-Рояль, предаваясь аскетическим самоистязаниям. П. был крупнейшим мыслителем и полемистом этой буржуазной секты католиков. Он вступил в жестокую борьбу янсенистов с иезуитами, представлявшими в то время феодально-католическую реакцию против растущей буржуазии. Так появились «Провинциальные письма» (Lettres provinciales, 1656—1657), в к-рых П. перенес полемику с иезуитами из богословской сферы в область нравственных
462 принципов. Представив борьбу янсенистов с иезуитами как борьбу истины с ложью, свободы с насилием и деспотизмом, П. дал под прикрытием религиозной полемики настоящий политический памфлет, привлекший к нему симпатии всех передовых общественных кругов Франции. После П. самое имя иезуита стало синонимом моральной нечистоплотности. Но «Провинциальные письма» не только шедевр религиозно-политической публицистики, но и первоклассное художественное произведение: П. создал здесь комические фигуры иезуитов, к-рые по своей полнокровности и пластичности предвещают персонажей Мольера. Борьбу с феодально-религиозным мышлением он ведет с тех же позиций буржуазного рационализма, с к-рых Мольер и Буало боролись против аристократического вкуса в прециозной лит-ре (см.). Так П. переносил принцип классицизма в область религиозной публицистики. Другая знаменитая книга П. — «Мысли» (Pensees, 1-е изд., 1670) — сборник афоризмов религиозно-философского содержания, точный текст к-рых был восстановлен только в 1843 Виктором Кузеном. Основная задача этих религиозно-философских фрагментов — установив бессилие и одновременно величие разума, сознающего свои слабости и несовершенства, найти выход из этого противоречия в христианском учении о человеке. П. пытался оправдать христианство в его янсенистском понимании и примирить противоречия между разумом и верой. Подобно «Провинциальным письмам», «Мысли» П. — произведение не только философа, но и художника. Верующий христианин и мистик, П. в то же время реалист по своему творческому методу, по своему стремлению постигнуть объективную действительность и природу человека во всей ее противоречивости и конкретности. Этот реализм идеолога восходящей буржуазии еще не преодолевает религии и мистики. В то время протест восходящей буржуазии против духовного и светского феодализма
463 и поиски нового рационалистического мировоззрения принимали религиозные формы. Под религиозной оболочкой вырабатывалось новое миросозерцание. Такой оболочкой был для французской буржуазии XVII в. янсенизм с его борьбой на религиозной же основе против ортодоксального католицизма, с его рационалистической переоценкой унаследованных верований. Вот почему янсенизм нашел в лице П. такого блестящего представителя, а мировоззрение последнего, несмотря на все свои религиозно-мистические элементы, не исключало его во многом реалистической творческой практики. Библиография: I. Лучшее издание сочин. Паскаля — L. Brunschvieg, P. Boutroux, F. Gazier, в серии «Les grands ecrivains de la France», 1908—1914. На русском яз.: Мысли, перев. П. Первова, СПБ, 1892; То же, изд. 3-е, М., 1905; Письма о морали и политике иезуитов, изд. Л. Ф. Пантелеева, СПБ, 1898. II. Лансон Г., История французской литературы XVII в., перев. З. Венгеровой, СПБ, 1899 (есть и др. издания); Дауден Э., История французской литературы, СПБ, 1902; Луначарский А. В., История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, ч. 1, М., 1924; Bertrand J., Blaise Pascal, P., 1890; Boutroux P., Pascal, P., 1900; Giraud V., Pascal, L’homme, l’u0153uvre, l’influence, 3-me ed., P., 1905; Strowski F., Pascal et son temps, 3 vv., P., 1907—1909; Petitot H., Pascal, sa vie religieuse et son apologie du christianisme, P., 1911; Gazier F., Les derniers jours de Blaise Pascal, P., 1911. III. Basse J. H., Monographie des editions des Lettres provinciales, P., 1878, Maire, Essai bibliographique des Pensees de Pascal, P., 1924; Lanson G., Manuel bibliographique de la litterature francaise moderne, Paris, 1925. С. Мокульский
История философии. Энциклопедия
ПАСКАЛЬ, (Pascal) Блес (1623-1662) - французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Основные сочинения: "Мысли" (1669), "Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу" (1656, выдержали свыше 60 изданий), "Об искусстве убеждать" (1655-1657), "Молитва к Богу об обращении во благо болезней" (1659) и др. Драматичный жизненный путь П. неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. "Первое обращение" П., временно прервавшее его чрезвычайно плодотворную научную деятельность, произошло на почве увлечения янсенизмом, после чего он, однако, вернулся к занятиям наукой. Краткий период светской жизни П., внешне благополучный, сопровождался мучительными раздумьями о собственном существовании. Несчастный случай послужил толчком ко "второму обращению" П.: он пережил необыкновенный опыт "боговдохновения", под влиянием которого П. набросал небольшой текст религиозно-экстатического содержания, в котором отрекся от мира и полностью "посвятил" себя Богу. После этого П. поселился в янсенистской общине Пор-Рояля и стал вести уединенный, аскетический образ жизни. Принял участие в борьбе янсенистов с иезуитами, написав знаменитые "Письма к провинциалу" (названные впоследствии так с легкой руки Вольтера). К концу жизни достиг крайней степени самоотречения. Молитва, религиозные размышления, совершенно подорванное здоровье и вспышки самоистязания составляют последний период жизни П., в который и писалась задуманная, но так и не оконченная "Антология христианской религии". После его смерти нашли лишь отдельные отрывки, вошедшие в историю как "Мысли" П. Рассмотрение П. вопросов гносеологии и философской антропологии обосновывает его обращение к религиозной проблематике. Исключительная роль П. в истории философии определяется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый - предвосхищая иррационалистическую традицию в философии - решительно ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения). Если первый род познания, согласно П., осуществляется разумом (доказывающим), то второй - сердцем (чувствующим). С другой стороны, ограниченность разума проистекает, согласно П., из онтологического статуса человека в мире. Все способности и свойства человека определены тем, что он занимает серединное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом). Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уверенность, ибо, как пишет П., ничто не способно "укрепить конечное между двумя бесконечностями". Осмысление неспособности человека к всеобъемлющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы приводит П. к отказу от "самонадеянных исследований" в пользу "безмолвного созерцания". По мнению П., зачеркивать разум так же неприемлемо, как и признавать только разум. Человек, по П., - лишь тростник, слабейшее из творений природы, но "тростник мыслящий". Величие человека, говорит П., в том и заключается, что он сознает свое ничтожество. Отвлеченные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, "что это такое - быть человеком". П. видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем создателе и своем конце, однако вместо этого человек предпочитает развлечение, которое П. усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе и искусством). Развлечение, эта "бедственная особенность" человеческого существования, коренящаяся "в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности человека", отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе. Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека "непостижимым чудовищем". Он оказывается парадоксом для самого себя. "Мы жаждем истины, - пишет П., - а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горечи и смерть". По глубокому убеждению П., человек, осознавший трагизм своего положения, может найти выход только в христианской вере. При этом разум (размышление) играет лишь второстепенную ролы он только доходит до веры, но не приводит к ней. По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его понимание. Вся суть веры, по П., в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом. Будучи "даром Божьим", вера предполагает полное самоуничтожение человека, находящегося одновременно в состоянии радости и страха. Истинность христианской религии, доказываемая, согласно П., пророчествами и чудесами, претворяется в том, что она обязует любить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясняет противоречие между величием и ничтожеством человека, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха - здесь, как говорит П., завязан узел нашего существования. Истинное обращение заключается, по мнению П., в осознании непреодолимой противоположности между нами и Богом: человек может постичь Бога и самого себя только через посредника - Иисуса Христа, в котором и концентрируется спасительная сила веры. Главной темой философских размышлений П. был человек. В своем стремлении определить сущность человеческой природы П. показал себя не только тонким психологом и моралистом, но и талантливым писателем, способным придать своим наблюдениям над жизнью и людьми как художественную выразительность, так и философскую глубину. Единодушное преклонение перед П.-ученым всегда сопровождалось очень противоречивым отношением к П.-философу. В нем видели мизантропа, замаскированного атеиста, психически больного человека. Мировоззрение П. подвергалось критике с самых разных сторон, и прежде всего французскими просветителями, выступившими в защиту человеческой природы. Вместе с тем экзистенциалисты нашли в П. своего духовного предтечу (наряду с Кьеркегором) на основании того, что основные темы экзистенциализма (человеческое существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска, отчаяние, тревога как сущностные определения человека, смерть как ключевая категория человеческого существования) представлены в философии П.
Т. В. Щитцова
История философии. Грицианов
(Pascal) Блес (1623—1662) — французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Основные сочинения: ‘Мысли’ (1669), ‘Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу’ (1656, выдержали свыше 60 изданий), ‘Об искусстве убеждать’ (1655—1657), ‘Молитва к Богу об обращении во благо болезней’ (1659) и др. Драматичный жизненный путь П. неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. ‘Первое обращение’ П., временно прервавшее его чрезвычайно плодотворную научную деятельность, произошло на почве увлечения янсенизмом, после чего он, однако, вернулся к занятиям наукой. Краткий период светской жизни П., внешне благополучный, сопровождался мучительными раздумьями о собственном существовании. Несчастный случай послужил толчком ко ‘второму обращению’ П.: он пережил необыкновенный опыт ‘боговдохновения’, под влиянием которого П. набросал небольшой текст религиозно-экстатического содержания, в котором отрекся от мира и полностью ‘посвятил’ себя Богу. После этого П. поселился в янсенистской общине Пор-Рояля и стал вести уединенный, аскетический образ жизни. Принял участие в борьбе янсенистов с иезуитами, написав знаменитые ‘Письма к провинциалу’ (названные впоследствии так с легкой руки Вольтера). К концу жизни достиг крайней степени самоотречения. Молитва, религиозные размышления, совершенно подорванное здоровье и вспышки самоистязания составляют последний период жизни П., в который и писалась задуманная, но так и не оконченная ‘Антология христианской религии’. После его смерти нашли лишь отдельные отрывки, вошедшие в историю как ‘Мысли’ П. Рассмотрение П. вопросов гносеологии и философской антропологии обосновывает его обращение к религиозной проблематике. Исключительная роль П. в истории философии определяется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый — предвосхищая иррационалистическую традицию в философии — решительно ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения). Если первый род познания, согласно П., осуществляется разумом (доказывающим), то второй — сердцем (чувствующим). С другой стороны, ограниченность разума проистекает, согласно П., из онтологического статуса человека в мире. Все способности и свойства человека определены тем, что он занимает серединное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом). Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уверенность, ибо, как пишет П., ничто не способно ‘укрепить конечное между двумя бесконечностями’. Осмысление неспособности человека к всеобъемлющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы приводит П. к отказу от ‘самонадеянных исследований’ в пользу ‘безмолвного созерцания’. По мнению П., зачеркивать разум так же неприемлемо, как и признавать только разум. Человек, по П., — лишь тростник, слабейшее из творений природы, но ‘тростник мыслящий’. Величие человека, говорит П., в том и заключается, что он сознает свое ничтожество. Отвлеченные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, ‘что это такое — быть человеком’. П. видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем создателе и своем конце, однако вместо этого человек предпочитает развлечение, которое П. усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе и искусством). Развлечение, эта ‘бедственная особенность’ человеческого существования, коренящаяся ‘в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности человека’, отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе. Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека ‘непостижимым чудовищем’. Он оказывается парадоксом для самого себя. ‘Мы жаждем истины, — пишет П., — а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горечи и смерть’. По глубокому убеждению П., человек, осознавший трагизм своего положения, может найти выход только в христианской вере. При этом разум (размышление) играет лишь второстепенную ролы он только доходит до веры, но не приводит к ней. По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его понимание. Вся суть веры, по П., в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом. Будучи ‘даром Божьим’, вера предполагает полное самоуничтожение человека, находящегося одновременно в состоянии радости и страха. Истинность христианской религии, доказываемая, согласно П., пророчествами и чудесами, претворяется в том, что она обязует любить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясняет противоречие между величием и ничтожеством человека, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха — здесь, как говорит П., завязан узел нашего существования. Истинное обращение заключается, по мнению П., в осознании непреодолимой противоположности между нами и Богом: человек может постичь Бога и самого себя только через посредника — Иисуса Христа, в котором и концентрируется спасительная сила веры. Главной темой философских размышлений П. был человек. В своем стремлении определить сущность человеческой природы П. показал себя не только тонким психологом и моралистом, но и талантливым писателем, способным придать своим наблюдениям над жизнью и людьми как художественную выразительность, так и философскую глубину. Единодушное преклонение перед П.-ученым всегда сопровождалось очень противоречивым отношением к П.-философу. В нем видели мизантропа, замаскированного атеиста, психически больного человека. Мировоззрение П. подвергалось критике с самых разных сторон, и прежде всего французскими просветителями, выступившими в защиту человеческой природы. Вместе с тем экзистенциалисты нашли в П. своего духовного предтечу (наряду с Кьеркегором) на основании того, что основные темы экзистенциализма (человеческое существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска, отчаяние, тревога как сущностные определения человека, смерть как ключевая категория человеческого существования) представлены в философии П.
Новый философский словарь
(Pascal)
Блес (1623-1662) - французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Основные сочинения: "Мысли" (1669), "Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу" (1656, выдержали свыше 60 изданий), "Об искусстве убеждать" (1655-1657), "Молитва к Богу об обращении во благо болезней" (1659) и др. Драматичный жизненный путь П. неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. "Первое обращение" П., временно прервавшее его чрезвычайно плодотворную научную деятельность, произошло на почве увлечения янсенизмом, после чего он, однако, вернулся к занятиям наукой. Краткий период светской жизни П., внешне благополучный, сопровождался мучительными раздумьями о собственном существовании. Несчастный случай послужил толчком ко "второму обращению" П.: он пережил необыкновенный опыт "боговдохновения", под влиянием которого П. набросал небольшой текст религиозно-экстатического содержания, в котором отрекся от мира и полностью "посвятил" себя Богу. После этого П. поселился в янсенистской общине Пор-Рояля и стал вести уединенный, аскетический образ жизни. Принял участие в борьбе янсенистов с иезуитами, написав знаменитые "Письма к провинциалу" (названные впоследствии так с легкой руки Вольтера). К концу жизни достиг крайней степени самоотречения. Молитва, религиозные размышления, совершенно подорванное здоровье и вспышки самоистязания составляют последний период жизни П., в который и писалась задуманная, но так и не оконченная "Антология христианской религии". После его смерти нашли лишь отдельные отрывки, вошедшие в историю как "Мысли" П. Рассмотрение П. вопросов гносеологии и философской антропологии обосновывает его обращение и религиозной проблематике. Исключительная роль П. в истории философии определяется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый - предвосхищая иррационалисти-ческую традицию в философии - решительно ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения). Если первый род познания, согласно П., осуществляется разумом (доназывающим), то второй - сердцем (чувствующим). С другой стороны, ограниченность разума проистекает, согласно П., из онтологического статуса человека в мире. Все способности и свойства человека определены тем, что он занимает серединное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом). Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уверенность, ибо, как пишет П., ничто не способно "укрепить конечное между двумя бесконечностями". Осмысление неспособности человека к всеобъемлющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы - приводит П. к отказу от "самонадеянных исследований" в пользу "безмолвного созерцания". По мнению П., зачеркивать разум также неприемлемо, как и признавать только разум. Человек, по П., - лишь тростник, слабейшее из творений природы, но "тростник мыслящий". Величие человека, говорит П., в том и заключается, что он сознает свое ничтожество. Отвлеченные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, "что это такое - быть человеком". П. видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем создателе и своем конце, однако вместо этого человек предпочитает развлечение, которое П. усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе, и искусством). Развлечение, эта "бедственная особенность" человеческого существования, коренящаяся "в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности человека", отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе. Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека "непостижимым чудовищем". Он оказывается парадоксом для самого себя. "Мы жаждем истины, - пишет П., - а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горечи и смерть". По глубокому убеждению П., человек, осознавший трагизм своего положения, может найти выход только в христианской вере. При этом разум (размышление) играет лишь второстепенную роль: он только доходит до веры, но не приводит к ней. По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его понимание. Вся суть веры, по П., в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом. Будучи "даром Божьим", вера предполагает полное самоуничтожение человека, находящегося одновременно в состоянии радости и страха. Истинность христианской религии, доказываемая, согласно П., пророчествами и чудесами, претворяется в том, что она обязует любить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясняет противоречие между величием и ничтожеством человека, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха - здесь, как говорит П., завязан узел нашего существования. Истинное обращение заключается, по мнению П., в осознании непреодолимой противоположности между нами и Богом: человек может постичь Бога и самого себя только через посредника - Иисуса Христа, в котором и концентрируется спасительная сила веры. Главной темой философских размышлений П. был человек. В своем стремлении определить сущность человеческой природы П. показал себя не только тонким психологом и моралистом, но и талантливым писателем, способным придать своим наблюдениям над жизнью и людьми как художественную выразительность, так и философскую глубину. Единодушное преклонение перед П.-ученым всегда сопровождалось очень противоречивым отношением к П.-философу. В нем видели мизантропа, замаскированного атеиста, психически больного человека. Мировоззрение П. подвергалось критике с самых разных сторон, и прежде всего французскими просветителями, выступившими в защиту человеческой природы. Вместе с тем, экзистенциалисты нашли в П. своего духовного предтечу (наряду с Кьеркегором) на основании того, что основные темы экзистенциализма (человеческое существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска, отчаяние, тревога как сущностные определения человека, смерть как ключевая категория человеческого существования) представлены в философии П.
Т.В. Щитцова
Философский словарь
Влез (1623 — 62) — фр. философ, математик и физик, один из основателей вероятностей теории. Философские взгляды П. противоречивы:он колебался между рационализмом и скептицизмом, склоняясь'к признанию превосходства веры над разумом. Логические воззрения П. (учение об индукции и дедукции, о видах достоверного знания и др.) продолжали учение Декарта о методе и оказали влияние на логику Пор-Рояля. В “Письмах к провинциалу” П. остро критиковал иезуитов — опору католической реакции. Борьба П. против духовного засилья иезуитов встретила поддержку передовых слоев фр. об-ва. В то же время нек-рые идеи П. о человеке в мире и его отношении к бесконечному рассматриваются как предвосхищение религиозного экзистенциализма. Осн. философское соч. — “Мысли” (изд. посмертно, в 1669).
Философский энциклопедический словарь
ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (род. 19 июня 1623, Клермон – ум. 19 авг. 1662, Париж) франц. философ, мистик и математик, основоположник теории вероятностей. В своих «Lettres provinciales» он выступал против пробабилизма иезуитов с позиций янсенизма. Ограниченность математики (в разработке которой ему принадлежит выдающаяся роль) и рационализма Паскаль вообще видит в том, что они неспособны ответить на вопрос о положении человека в мире и о выборе пути к его душевной умиротворенности. Поэтому, согласно Паскалю, великие души, даже если они достигли всех знаний, какие только возможны, возвращаются к незнанию, предаются откровению и отдаются на милость Бога, которая сама является тайной. Истина основывается на «логике сердца» («Logique de coeur»; см. ЛЮБОВЬ; ORDE DU COEUR) и на субъективном переживании мистического доказательства Бога. Идеи Паскаля, наиболее отчетливо выраженные в его соч. «Pensees sur la religion», выливаются в мистическое обращение к Богу. Его произв. изданы в: «Oeuvres», v. 1 – 14, 1904 – 1914.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Pascal) Влез (19.6.1623, Клермон-Ферран,— 19.8.1662, Париж), франц. религ. философ, писатель, математик и физик. После чрезвычайно плодотворной деятельности в области точных наук разочаровался в них и обратился к религ. проблемам и филос. антропологии: сблизившись с представителями янсенизма, выступил с энергичной критикой казуистики, насаждавшейся иезуитами («Письма к провинциалу», 1657, рус. пер. 1898). Осн. филос. труд — «Мысли», посмертно изданное в 1669 собрание афоризмов, представляющее собой наброски к незавершённому полемич. труду. Рус. пер.: И. Бутовского, 1843; П. Первова, 1888; С. Долгова, 1892.
        Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который, пройдя через опыт механистич. рационализма 17 в., со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым предвосхищая последующую иррационалистич. тенденцию в философии (Якоби, романтизм и т. д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя осн. идеи христианства из традиц. синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонич. типа, П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «это вечяое молчание безграничных пространств ужасает меня». П. .исходит из образа человека, воспринятого динамически («состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек — «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее»). Сосредоточенность П. на антропологич. проблематике предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркёгора и Ф. М. Достоевского.
        Oeuvres, v. 1—14, P., 1904—14; Pensees, v. 1—3, P., 1951; Oeuvres completes, P., 1976; в рус. пер.— в кн.: Ф. де Ларошфуко, Максимы,— Б. П., Мысли,— Ж. де Лабрюйер, Характеры, М., 1974.
        Филиппов M. M., П., его жизнь и науч.-филос. деятельность, СПБ, 1891; Бутру Э., П., пер. с франц., СПБ, 1901; Кляус В. М., Цогребысский И. Б., Франкфурт У. И., П., М., 1971; Тарасов Б. Н., П., М., 1979; Меsnard J., Pascal. L'homme et l'oeuvre, P., 1951; Gress ? n ?., Pascal, sa vie, son oeuvre, P., 1956.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
• ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (1623-62), французский математик и философ. Был очень одаренным человеком: к 17 годам написал книгу о конических сечениях (см. КОНУС). Позже, наряду с Пьером ФЕРМА, Паскаль положил основу математической теории ВЕРОЯТНОСТИ. Он также внес вклад в развитие ИСЧИСЛЕНИЙ и ГИДРОДИНАМИКУ, сформулировав закон Паскаля (1647). Этот закон гласит, что давление на поверхность ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ (жидкости или газа), производимое внешними силами, передается средой с равной степенью во всех направлениях и во все части ограждающей емкости, если не учитывать изменения давления, вызываемые массой этой среды. В 1655 г. Паскаль оставил науку и посвятил себя писанию религиозных и философских книг, среди которых «Мысли» - самая знаменитая. В честь Паскаля названа одна из единиц СИ.
• ПАСКАЛЬ (обозначение Па), единица давления и механического напряжения СИ. Равна 1 ньютону на м2, а также 10 динам на см2. Названа в честь Блеза ПАСКАЛЯ.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПАСКАЛЬ


будет выглядеть так: Что такое ПАСКАЛЬ