Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПАРМЕНИД

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Parmenides)
        из Элеи, в Южной Италии (родился около 540 до н. э.), древнегреческий философ, представитель элейской школы (См. Элейская школа). Был идейно связан через Ксенофана с Анаксимандром и через пифагорейца Аминия с Пифагореизмом. Помимо философии, занимался законодательством. Существо философской позиции П. заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием П. Мышление и соответствующий ему мыслимый (умопостигаемый) мир есть для П. прежде всего «единое», которое он характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести; для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее. П. даёт одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по П., никогда не может быть небытием, поскольку последнее — это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.
         Вопреки сложившемуся ещё в древности мнению, П. вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности. Чувственный мир П. трактовал в духе ранней греческой натурфилософии как смешение огня и земли, светлого и тёмного, тёплого и холодного, тонкого и плотного, лёгкого и тяжёлого.
         Соч. в кн.: Diels Н., der Vorsokratiker, 9 Aufl., 1960; в рус. пер., в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 2, Каз., 1915, с. 33—49.
         Лит.: Мандес М. И., Элеаты. Филологические разыскания в области истории греческой философии, Од., 1911; Fraenkel Н., Parmenides-Studien. B., 1930; Reinhardt К., Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophic, 2 Aufl., B., 1959; Verdenins W. J., Parmenides. Some comments on his poem, 2 ed., B., 1964; Cornford F. М., Plato and Parmenides, 5 ed., L., 1964.
         А. Ф. Лосев.
Мультимедийная энциклопедия
(р. ок. 515 до н.э.), греческий философ, уроженец Элеи (другое название - Велия). В названном по имени Парменида диалоге Платона он беседует с Сократом, тогда (ок. 450 до н.э.) еще совсем юным. Парменид был современником Гераклита, Эмпедокла и Зенона Элейского. Он был воспитан на пифагорейских традициях и образе жизни и несомненно испытал влияние Ксенофана, основателя элейской школы. Как и Ксенофан, Парменид изложил свои философские идеи в дидактическом, написанном гекзаметром эпосе О природе. Значительные отрывки из него сохранились в трудах Секста Эмпирика и Симплиция, а также у других авторов. Поэма открывается вступлением, где Парменид описывает, как девы-гелиады (дочери Солнца) вели его от тьмы к свету, к богине Дике (Правде), которая указала философу два пути познания, один к истине, а второй - к уяснению людских мнений. Тем самым поэма естественным образом распадается на две части: Об истине и О мнении. В первой части содержится метафизическое учение самого Парменида, который демонстрирует, что логическое рассуждение, или разум, принуждают нас понимать под бытием неизменное и неподвижное единство. С другой стороны, чувственные ощущения открывают нам множественный, изменчивый мир, однако то, что кажется нам здесь существованием, - лишь иллюзия, создающая ложные мнения. Во второй части эпоса, О мнении, фрагменты которой более скудны, излагаются физические гипотезы, космология того, что открывается зрению, и здесь Парменид пытается объяснить иллюзию существования мира с помощью детально разработанной физической теории движения и изменения, которые он считает результатом смешения теплого и светлого с холодным и темным, причем первый элемент соответствует бытию, а второй - небытию. См. также <<ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА>>. ЛИТЕРАТУРА Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. М., 1989
Современная Энциклопедия
ПАРМЕНИД из Элеи (расцвет жизни и творчества в 504 - 501 до нашей эры), древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым ввел различие между умопостигаемым неизменным и вечным ("единым") бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера "мнения"); сформулировал идею тождества бытия и мышления.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ПАРМЕНИД из Элеи (кон. 6 в. — 5 в. до н.э.) — др.-греч. философ, виднейший представитель элейской школы. Учение П., изложенное им в философской поэме «О природе», было направлено против диалектич. взглядов Гераклита.
Античные писатели
    Парменид, Parmenides, из Элеи в Южной Италии, род. ок. 540 или ок. 515 г. до н. э., греческий философ. Происходил из знатной и богатой семьи. По-видимому, составил законы для жителей Элеи. На 65 году жизни посетил Афины. Вопреки господствовавшему в древности мнению, П. не был учеником Ксенофана, хотя концепция Бога у последнего и оказала влияние на его взгляды. П. основал Элейскую школу, его учеником был Зенон Элейский. Философские взгляды П. отразил в поэме О природе (Peri physeos; ок. 480 г. до н. э.), которую читали еще в IV в. н. э. Во вступлении к поэме П. описал свое путешествие в сопровождении дочерей Солнца из дома Ночи к жилищу Света, где его встретила Справедливость (Dike) и открыла истину (aletheia; это первая часть поэмы) и причины человеческих заблуждений (это ее вторая часть). От произведения сохранилось примерно 150 гекзаметров. По мнению П., существует единое, вечное, неподвижное сущее в образе шара. Поскольку сущее не может не существовать, а небытие не может существовать, то ничего не появляется из ничего и в ничто не возвращается. Бытие можно познать только разумом, «ибо бытие и мышление одно и то же». Небытие невозможно понять. П. отбрасывает чувственное восприятие как ложное и признает орудием познания разум. П. был сторонником дедуктивного метода в философии. Причина человеческих заблуждений кроется в представлении о существовании двух различных и противоположных мировых принципов: света и тьмы. Во второй части своей поэмы П. критикует Гераклита (признающего существование бытия и небытия во всех вещах), пифагорейцев, говорящих о существовании 10 пар противоположностей, а возможно, и ионийских натурфилософов (Анаксимандра, Анаксимена и Фалеса). Философия П. нашла невероятный отклик. Системы Эмпедокла, Анаксагора и впоследствии Демокрита пытались разрешить поставленный П. вопрос о возможности сосуществования рождения и гибели, движения и множественности. Онтология Платона вытекает из философии П. Благодаря Платону, Плотину и Проклу онтология П. господствовала в европейской философии до начала нового времени. Сущность этой онтологии понимают по-разному. Одни считают его «отцом материализма», а другие — «отцом идеализма», поскольку в его произведениях можно найти подтверждение как одного, так и другого. П. является одним из героев, давших имена диалогам Платона.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
    Слушателем Ксенофана был Парменид Элейский, сын Пирета (а сам Ксенофан – слушателем Анаксимандра, как сказано в "Обзоре" Феофраста). Однако хотя он и учился у Ксенофана, но последователем его не стал, а примкнул к пифагорейцу Аминию, сыну Диохета (так говорит Сотион), человеку бедному, но прекрасному и благородному; и ему он следовал гораздо ближе, а по смерти его воздвиг ему святилище, так как сам был родом знатен и богат: Аминий, а не Ксенофан обратил его к душевному миру.
    Он первый заявил, что земля шаровидна и что место ее в середине. Существуют две основы, огонь и земля, и первый служит творцом, вторая веществом. Род человеческий первое начало свое имеет от солнца, но жар и холод, из которых все состоит, сильнее и солнца. Душа и ум – одно и то же (об этом упоминает и Феофраст в "Физике", где у него изложены мнения едва ли не всех философов). Философию он разделил надвое – на философию истины и философию мнения. Поэтому он и говорит в одном месте:
        ...Все тебе должно уведать:
        Истины твердое сердце в круге ее совершенном,
        Мнение смертного люда, в котором нет истинной правды9-12.
    Философию он излагал в стихах, подобно Гесиоду, Ксенофану и Эмпедоклу. Критерием истины называл он разум, в чувствах же, – говорил он, – точности нет. Вот его слова:
        Да не постигнет тебя на стезе твоей опыт привычный
        Правиться глазом бесцельным и слухом, отгулами звучным,
        И языком, – будь лишь разум судьей многоспорному слову!
    Потому и Тимон говорит о нем:
        Высокоумную мощь Парменида, чуждателя мнений,
        Освободившего мысль из обманного воображенья.
    Это о нем написал Платон диалог, озаглавленный "Парменид, или Об идеях".
    Расцвет его приходится на 69-ю олимпиаду. По-видимому, он первый открыл, что вечерняя звезда и утренняя звезда одно и то же светило (так говорит Фаворин в V книге "Записок"; иные приписывают это Пифагору, но Каллимах утверждает, что стихотворение это не Пифагорово9-13). Говорят, что он и законы дал для сограждан (так сообщает Спевсипп в книге "О философах"), и первый стал предлагать рассуждение об Ахиллесе9-14 (так сообщает Фаворин в "Разнообразном повествовании").
    Был также и другой Парменид – ритор, сочинитель учебника.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Парменид и его поэма о бытии
    Парменид родился в Элее (сейчас Велиа), во второй половине VI в. и умер в середине V в. до н.э. В Элее он основал свою школу, которой было суждено оказать значительное влияние на греческую мысль. К философии приобщился не без помощи пифагорейца Аминия. Говорят о нем, что он был активным политиком, давшим законы своему городу. От его поэмы "О природе" дошли до нас пролог, почти вся первая часть и фрагменты второй. Лишь недавно стал известен бюст, его изображающий.
    Парменид выступает, хотя и в рамках философии физиса, радикальным новатором, в определенном смысле, революционным мыслителем. Космология у него обретает глубокий концептуальный характер и трансформируется, хотя и частично, в онтологию (теорию бытия).
    Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, которая его радушно принимает. Он изображает себя, влекомым ею в карете, запряженной рысаками, переступает порог суровой богини Справедливости, и в компании дочерей Солнца, Ночи и Дня, достигает заветной цели. Богиня, символизирующая Истину, торжественно провозглашает: "Необходимо, чтобы ты Единое изучил". К нему богиня указывает три пути: 1) путь абсолютной истины; 2) путь изменчивых мнений, ошибок и фальши; наконец, 3) путь мнений, достойных похвалы.
    1) Наиважнейший принцип Парменида есть принцип истины ("незыблемое сердце истины, правильно округлой"): бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть.
    "Я тебе скажу - и ты услышь мое слово -
    Какие есть пути, чтобы мыслью цель достигнуть:
    Один, что бытие есть и что невозможно, чтоб не было его..."
    "Это необходимо говорить и думать, что должно быть бытие:
    есть лишь бытие, ничто - его нет";
    "Один лишь путь нам остается: есть бытие".
    Бытие и небытие в контексте размышлений Парменида несут в себе интегральный и однозначный смысл; бытие есть чистая позитивность, небытие - чистая негативность, первое есть абсолютная противоположность второго.
    Как Парменид обосновывает свой великий принцип? Аргументация очень проста: все, о чем говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит, и говорить), иначе, как думая (значит, говоря) о чем-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а говорить о ничто, значит ни о чем не говорить. Именно поэтому ничто немыслимо и невыразимо. Стало быть, "думать" и "быть" соединяются, совпадая: "одно и то же думать и быть".
    Одно и то же думать и быть функцией того, что есть мышление,
    Ибо вне бытия, в рамках которого все выражено,
    Никогда не найдешь мышления: есть или будет, значит,
    Что нет ничего вне бытия..."
    Интерпретаторы указывали на этот принцип Парменида как на формулировку принципа непротиворечия, согласно которому невозможно сосуществование во времени противоречащих друг другу суждений: если есть бытие, необходимо, чтобы не было небытия. Парменид вскрывает онтологический смысл этого принципа, впоследствии получившего гносеологический и лингвистический смысл, на основе чего конституируется западная логика в ее высших достижениях. Именно это недвусмыленное понимание принципа бытия и непротиворечивости очаровало Платона, который нашел нашего философа "восхитительным и грозным" с его железной логикой.
    Бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо. Ибо, если бы оно происходило, то из небытия, что абсурдно, ибо установлено, что небытия нет. В случае происхождения из бытия, это не менее абсурдно, ибо мы должны были бы признать, что оно уже есть. По тем же причинам нет небытия, поскольку двигаться к бытию значило бы, что бытие уже есть, и стало быть, останется.
    Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое - то, чего уже нет, не имеет и будущего, ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее без начала и без конца.
    Бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность и изменчивость предполагают небытие, по отношению к которому бытие двигается или во что бытие трансформируется. Парменидово бытие во всем равно; немыслимо "более бытия" или "менее бытия", ибо это сразу означает вторжение небытия.
    Парменид также не раз обозначает бытие как ограниченное в значении "законченного" и "совершенного". Абсолютное равенство и завершенность воплощались в идее сферы, которую уже пифагорейцы понимали как совершенную фигуру, как цельность.
    Единственная истина, следовательно, состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Все прочее суть пустые имена.
    2) Путь правды есть путь разума (тропа дня), путь ошибок есть неизбежно данные чувств (тропа ночи). В самом деле, от чувств мы знаем о существовании рождения и смерти, становления и движения, именно их богиня советует Пармениду остерегаться:
    "Этот путь поиска да удалит тебя от мысли,
    Привычка рождается от многого человеческого опыта и вынудит тебя
    Употреблять око, что не видит, ухо, что не слышит в грохоте,
    И язык: но лишь мыслью суди и проверяй ошибки,
    Ведь для того она тебе дана. Один лишь путь приемлем: бытие".
    Здесь мы видим, что путь заблуждений объемлет все позиции, осмысляющие и применяющие небытие хотя бы как момент, ибо мы видели, что небытия нет, ибо оно немыслимо и неразрешимо.
    3) Богиня также говорит о третьем пути, пути "приемлемых видимостей". Парменид, стало быть, склонен признать приличествующим некий тип рассуждения, который считается с феноменами и видимостями, не вступающими в противоречие с основным принципом. Речь идет о второй части поэмы (в основном, к сожалению, утраченной), где богиня рассуждает о "порядке являющегося мира".
    Традиционно космологические теории базировались на динамике оппозиций, одно начало (позитивное) мыслилось как бытие, другое (негативное) мыслилось как небытие. Согласно же Пармениду, ошибка состояла в непонимании того, что сами оппозиции могут быть поняты лишь будучи включенными в высшее единство бытия: обе противоположности принадлежат бытию. Отсюда дедукция явлений из пары ночь-день, ни одна из которых не есть небытие. Фрагменты, дошедшие до нас, слишком убоги, чтобы реконструировать мир явлений. И все же ясно, что в мире, где элимировано небытие, нет места смерти, как форме небытия. Известно, что Парменид приписывал трупам чувствительность, например, восприимчивость к холоду, к молчанию и к элементам противоположным. Мрак ночи (холод), в который погружается труп, не есть небытие, т.е. ничто, но, каким-то образом, труп продолжает чувствовать, а, стало быть, и жить.
    Как бы то ни было, очевидно, что эта попытка была направлена на преодоление апорий, ибо, признав свет и ночь формами бытия, мы утрачиваем возможность их дифференцировать. Парменидово бытие не признает ни количественных дифференциаций, ни качественных. Феномены, впечатанные в постоянство бытия, становились не только приравненными, но и неподвижными. Значит, великий принцип Парменида спасал бытие, но не феномены. А это станет еще более ясно из выводов его учеников.
Философский словарь
древнегреч. философ (ок. 540 — ок. 470 до н. э.) из Элеи (Южн. Италия), основатель элейской школы (Элеаты). Мир П. представлял себе в виде неподвижного и сплошь заполненного шара. П. резко противопоставлял “учение истины” (о том, что истинное бытие едино, вечно, неподвижно, неизменно, неделимо, не содержит пустоты) “учению мнения” (о том, что существует множество вещей — возникающих и преходящих, движущихся, делимых на части, отделенных друг от друга пустотой). “Учение истины” достоверно, “учение мнения” лишь правдоподобно. “Учение истины” П. сознательно направлял против диалектики Гераклита и его последователей. В “учении мнения” П. излагал свои астрономические, физические и физиологические гипотезы. Наивно-материалистическая “физика” П. исходит из допущения двух начал: активного — огненного, светлого и инертного — темного. Недоверие к показаниям чувств, высокая оценка умозрительного знания вносят в учение П. элемент рационализма, а отрицание движения делает П. родоначальником метафизики как антидиалектики.
Философский энциклопедический словарь
ПАРМЕНИД (Parmenides) из Элей (род. ок. 540 – ум. 480 до Р. X.) – древнегреч. философ из Элей (Южная Италия). После Ксенофана, который был скорее поэтом, чем философом, Парменида можно считать первым подлинным философом среди элеатов. В центр своей философии Парменид ставит понятие неизменной и непреходящей субстанции, «сущего». Все изменения только субъективны, это лишь вызванные чувственным восприятием видимость и обман. Истина, сущее раскрываются только при помощи мышления, в то время как чувственное восприятие порождает только мнение (doxa). Согласно Пармениду, мир разлагается на две первоматерии, из смешения которых он возник: на светлый и деятельный огонь и темную и пассивную массу.
Философский энциклопедический словарь 2
         из Элеи, в Юж. Италии (р. ок. 515 до н. э.— согласно Платону, ок. 544— согласно Аполлодору), др.-греч. философ, основатель элейской школы. Автор филос. поэмы «О природе», от которой до нас дошли довольно большие отрывки. Дожил до глубокой старости. Очевидно, испытал влияние идей Ксенофана, учившего о единстве сущего и неподвижности божества, а также влияние пифагорейцев (Диоген Лаэртий IX 21). Возможно, был знаком с учением Гераклита — систему взглядов П. легко представить себе как реакцию на учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости сущего.
        П. первым из др.-греч. философов стал оперировать понятиями макс. общности, говоря о бытия (или сущем) и небытии (или не-сущем). Он стремился доказать, что бытие существует, а небытия не существует (В 2 DK), а следовательно, не может существовать и пустота. Во вступлении к поэме П. изображает своё путешествие на колеснице, управляемой солнечными девами, из царства ночи к свету, а своё учение преподносит как откровение, полученное от богини (В l DK). Однако содержание поэмы находится в резком контрасте с её ми-фологич. обрамлением: поэма представляет собой попытку рационально представить в категориях мышления противоречивый движущийся мир. П. провозглашает тождество сущего и мыслимого. Бытие для П. едино и неподвижно — всякая множественность и всякое изменение представляются ему противоречивыми, а поэтому невозможными. Вселенная имеет Для него вид однородного плотного шара: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.
        Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти. И нет и не будет иного, Сверх бытия, ничего; судьба как его приковала,— Цело, недвижно оно. Все вещи, в чем смертные видят Истину, веря в нее, все это — лишь имя пустое: Быть, а также не быть, рождаться, а также и гибнуть, Место на место менять, обменивать цвет и окраску. Есть же последний предел, и все бытие отовсюду Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара, С правильным центром внутри» (В 8 D К).
        П. был убеждён в том, что истинное знание даёт нам только разум, а на чувствах основываются лить недостоверные и противоречивые мнения людей (В 7 D К). Нарисовав в 1-й ч. поэмы картину мира, представлявшуюся ему истинной, П. во 2-й ч. описывал мир, как он существует во мнениях людей. В частности, возникновение мира он описывал, используя идеи милетской школы; в основе мироздания, согласно «мнению людей», лежит у П. противостояние света-огня и тьмы (В 8 и 9 D К) и смешение элементов (В 12 D К). П., по-видимому, первый пришёл к выводу о шарообразности Земли (А 44 DK), разделил Землю на кли-матич. зоны (А 44а D К) и установил, что утренняя и вечерняя звезда являются на самом деле одной и той же планетой — Венерой (Диоген Лаэртий IX 23). Учеником П. был Зенон Элейский.
        Фрагменты: DK I; Parmenides, a text with transl., («mm. and critical essays, by L. Taran, Princeton, 1965.
        Сornford F. M., Plato and Parmenides ..., transl. with an introd. and a running comm., L., 1939; Reinhard! K., Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophie, Fr.M., 19592; Verdenius W. J., Parmenides. Some comments on his poem, В., 19642; Merlan Ph., Neues Licht auf Parmenides, в сб.: Archiv fur Geschichte der Philosophie, B., 1966, S. 267—76; Bormann K., Parmenides, Hamb., 1971.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПАРМЕНИД


будет выглядеть так: Что такое ПАРМЕНИД