Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПАРЕТО

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Парето (Pareto) Вильфредо (15.07.1848, Париж-20.08.1923, Селиньи, Швейцария) - итальянский социолог и экономист, изложивший свою теоретическую социологическую концепцию в "Трактате всеобщей социологии". Пафос позитивистской по своей сущности методологии Парето состоял в критике априорных, метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об обществе, базирующемуся на описании фактов, и формулированию законов, выражающих функциональные зависимости между фактами.
Парето постулировал также математическое выражение этих зависимостей. Исходным пунктом социологической теории Парето была концепция нелогического действия. Отказавшись от рационализма философии Просвещения, Парето подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения, отчетливо проявляющийся, по его мнению, в ходе истории. Врожденные психические предиспозиции толкают индивида к определенного рода поведению, истинные мотивы которого он маскирует при помощи псевдоаргументов, составляющих сущность всех без исключения общественных теорий. Любые теоретические построения, любые идеологии являются, по Парето, оправданием действия и имеют целью придать последнему внешне логический характер, скрыв его истинные мотивы.
Парето назвал идеологические системы, обладающие ложным содержанием, деривациями, т. е. производными от чувств (названных им "остатками"), коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики. Они являются внутренними биологическими импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. На основе шести главных классов "остатков", подразделенных на множество подгрупп, Парето пытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. К классам "остатков" Парето относит: инстинкт комбинаций, лежащий в основе всех социальных изменений; постоянство агрегатов, выражающее тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи; стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках; чувства социальности, собственности и, наконец, половой инстинкт. "Нелогические" действия, совершаемые на основе "остатков", рассматривались им как главная клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений и возвращений к прошлому.
В основе концепции действия социального Парето лежала определенная концепция человека. Подчеркивая иррациональную природу человека, он считал, что специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. В проблеме соотношения чувств и разума Парето отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами истории. Исторические закономерности он сводил к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называл "языками чувств". Поскольку психика человека, ее черты и особенности истолковывались вне и независимо от социально-экономического контекста, а эмоции полагались основой динамизма социальной системы, под последнюю подводился биологический фундамент. Утвердив основополагающую роль сфер человеческой психики, Парето выводил из них теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Противопоставляя деривации (идеологии) истине, Парето вместе с тем подчеркивал, что их логическая несостоятельность вовсе не уменьшает их социального значения, их ценности для общества в целом и для отдельных действующих лиц. Так, он подчеркивал активную роль идеологий в обществе, их мобилизующую силу, раскрывал механизм манипулирования массовым сознанием. Подчеркивая роль неосознанных элементов человеческой психики, Парето сформулировал некоторые идеи психологии подсознания, хотя и не был знаком с трудами Фрейда.
Разоблачая, демистифицируя различные деривации, Парето показывает, что юридические теории являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные деривации служат сокрытию аморальных целей, религиозные - прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. В разоблачительном пафосе Парето чувствуется влияние борьбы Маркса с идеалистическими идеологическими конструкциями, деформирующими действительность. Но у Парето нет объяснения, в силу каких причин ненаучные идеологии искажают действительность.
Парето рассматривает общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия, придает детерминирующее значение "остаткам", лежащим в основе как дериваций, так и деления общества на элиту ("лучшие") и неэлиту. Социальная гетерогенность обосновывается биологически, т. е. наличием определенных биопсихологических качеств индивидов. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту Парето считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, т. е. их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т. е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия ("львы"), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, по Парето, заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества.
В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе "рантье" - свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической жизни. Чередование экономических и политических циклов связано в концепции социального равновесия Парето с циклами духовного производства - интеллектуального, религиозного, художественного и т. п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат "остатки" первого и второго классов.
Теория "круговорота элит" строится Парето на основе исследования врожденных биопсихологических свойств индивидов. Однако политические, идеологические и экономические изменения не являются простым следствием изменений в личном составе правящего меньшинства. Процесс циркуляции элит выражает глубокие общественные процессы, прежде всего социально-экономического характера. Политические изменения происходят тогда, когда правящие группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, возникающие в ходе общественной практики, и вынуждены прибегнуть к политическому маневрированию. Парето ценил некоторые социологические концепции Маркса, в частности деления общества на классы, ведущей роли классовой борьбы в истории. Однако в целом он был противником научного социализма и резко критиковал исторический материализм, неправомерно отождествляя его с "экономическим материализмом". Он ставил перед собой задачу "превзойти" марксизм при помощи "более широкой" социологической концепции, построенной не на экономическом, а на психологическом фундаменте, который казался Парето более универсальным. Многие идеи Парето заимствованы структурным функционализмом. Среди западных политологов популярна его концепция идеологий как теоретических построений, призванных маскировать эмоции и предрассудки. Большое влияние имеет и его теория элит, послужившая отправным пунктом для исследований механизмов власти с различных теоретических позиций.
Соч.: 1) Trattato di sociologia generale. Mil., 1964. V. 1-2. 2) Scritti sociologici. Torino, 1966. 3) Complendio di sociologia generale. Torino, 1978.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Pareto)
        Вильфредо (15.7.1848, Париж,— 20.8.1923, Селиньи, близ Женевы), итальянский экономист и социолог. Представитель математической школы (См. Математическая школа) в буржуазной политической экономии. Получил математическое и инженерное образование в Туринском университете, работал инженером на итальянских железных дорогах, преподавал экономическую логику. В 1893—1906 профессор политической экономии Лозаннского университета. П. отрицал монистическую причинность в общественных науках, считая, что социология и политическая экономия выясняют функциональную зависимость между равнозначными общественными явлениями. Общество, по П., является системой, которая, подобно механической, находится в равновесии в результате взаимодействия парализующихся антагонистических интересов отдельных слоев и классов. Согласно П., социальное развитие определяется поступками людей, которые делятся им на логические (целесообразные) и нелогические (неосознанные). В основе нелогических поступков лежит комплекс инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку. П. назвал его остатком (residue). Человеку как существу веры, чувства задана также потребность и в логическом (вернее, псевдологическом) обосновании задним числом своего иррационального поведения. Поэтому каждый нелогический поступок содержит и изменчивые интерпретации остатков (их П. назвал производными — derivazioni), которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Возрастая и охватывая массы, производные, по П., могут достигать уровня идеологий, религиозных учений, философских теорий. Комбинации остатков и производных определяют тот или иной социальный процесс, а их неравномерное распределение среди людей обусловливает социальное неравенство и антагонизм между ними. Эта искусственная, ненаучная схема лежит в основе объяснения П. механизма общественной жизни. Творческая сила, борьба и смена с помощью насилия немногочисленных элит, по П., — движущая сила и закон общества.
         П. считал, что политическая экономия должна изучать механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными средствами их удовлетворения, для чего необходимо применение математического метода анализа. Стремился теоретически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая и цену. П. пытался усовершенствовать теорию общего экономического равновесия Л. Вальраса. В отличие от последнего, он рассматривал ряд состояний равновесия во времени, а также допускал варьирование коэффициентов производственной функции в зависимости от размеров выпуска продукции. Широкую известность получил «закон Парето» о распределении доходов. П. занимался также проблемами экономических кризисов, ренты, денег и процента.
         Резко враждебно относясь к марксизму и революционному движению, П. отвергал и идеалы буржуазной демократии, что впоследствии было использовано идеологами итальянского фашизма (сам П. отрицательно относился к фашизму).
         Соч.: uvres completes, v. 1—13, Gen., 1964—70; Cours d'economie politique, v. 1—2, Lausanne — P., 1896—97; Trattato di sociologia generate, v. 1—2, Firenze, 1916.
         Лит.: Блюмин И. Г., Критика буржуазной политической экономии, М., 1962, т. 1; Беккер Г., Бесков А., Современная социологическая теория..., пер. с англ., М., 1961; Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., М., 1968; Roll E., A history of economic thought, 3 ed., Englewood Cliffs, [N. Y.], 1956; Schumpeter J. A., Ten great economists. From Marx to Keynes, N. Y., 1965.
         И. С. Добронравов, И. Т. Латинский.
Современная Энциклопедия
ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (1848 - 1923), итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии. Пытался математически обосновать взаимозависимость экономических факторов, включая цену. Парето рассматривал общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодаренные люди, составляющие элиту. История, по Парето, арена постоянной борьбы элит за власть, в ходе которой осуществляется их смена ("циркуляция элит").
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Парето (Pareto) Вильфредо (15.07.1848, Париж-20.08.1923, Селиньи, Швейцария) - итальянский социолог и экономист, изложивший свою теоретическую социологическую концепцию в "Трактате всеобщей социологии". Пафос позитивистской по своей сущности методологии Парето состоял в критике априорных, метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об обществе, базирующемуся на описании фактов, и формулированию законов, выражающих функциональные зависимости между фактами.
Парето постулировал также математическое выражение этих зависимостей. Исходным пунктом социологической теории Парето была концепция нелогического действия. Отказавшись от рационализма философии Просвещения, Парето подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения, отчетливо проявляющийся, по его мнению, в ходе истории. Врожденные психические предиспозиции толкают индивида к определенного рода поведению, истинные мотивы которого он маскирует при помощи псевдоаргументов, составляющих сущность всех без исключения общественных теорий. Любые теоретические построения, любые идеологии являются, по Парето, оправданием действия и имеют целью придать последнему внешне логический характер, скрыв его истинные мотивы.
Парето назвал идеологические системы, обладающие ложным содержанием, деривациями, т. е. производными от чувств (названных им "остатками"), коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики. Они являются внутренними биологическими импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. На основе шести главных классов "остатков", подразделенных на множество подгрупп, Парето пытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. К классам "остатков" Парето относит: инстинкт комбинаций, лежащий в основе всех социальных изменений; постоянство агрегатов, выражающее тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи; стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках; чувства социальности, собственности и, наконец, половой инстинкт. "Нелогические" действия, совершаемые на основе "остатков", рассматривались им как главная клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений и возвращений к прошлому.
В основе концепции действия социального Парето лежала определенная концепция человека. Подчеркивая иррациональную природу человека, он считал, что специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. В проблеме соотношения чувств и разума Парето отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами истории. Исторические закономерности он сводил к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называл "языками чувств". Поскольку психика человека, ее черты и особенности истолковывались вне и независимо от социально-экономического контекста, а эмоции полагались основой динамизма социальной системы, под последнюю подводился биологический фундамент. Утвердив основополагающую роль сфер человеческой психики, Парето выводил из них теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Противопоставляя деривации (идеологии) истине, Парето вместе с тем подчеркивал, что их логическая несостоятельность вовсе не уменьшает их социального значения, их ценности для общества в целом и для отдельных действующих лиц. Так, он подчеркивал активную роль идеологий в обществе, их мобилизующую силу, раскрывал механизм манипулирования массовым сознанием. Подчеркивая роль неосознанных элементов человеческой психики, Парето сформулировал некоторые идеи психологии подсознания, хотя и не был знаком с трудами Фрейда.
Разоблачая, демистифицируя различные деривации, Парето показывает, что юридические теории являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные деривации служат сокрытию аморальных целей, религиозные - прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. В разоблачительном пафосе Парето чувствуется влияние борьбы Маркса с идеалистическими идеологическими конструкциями, деформирующими действительность. Но у Парето нет объяснения, в силу каких причин ненаучные идеологии искажают действительность.
Парето рассматривает общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия, придает детерминирующее значение "остаткам", лежащим в основе как дериваций, так и деления общества на элиту ("лучшие") и неэлиту. Социальная гетерогенность обосновывается биологически, т. е. наличием определенных биопсихологических качеств индивидов. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту Парето считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, т. е. их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т. е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия ("львы"), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, по Парето, заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества.
В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе "рантье" - свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической жизни. Чередование экономических и политических циклов связано в концепции социального равновесия Парето с циклами духовного производства - интеллектуального, религиозного, художественного и т. п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат "остатки" первого и второго классов.
Теория "круговорота элит" строится Парето на основе исследования врожденных биопсихологических свойств индивидов. Однако политические, идеологические и экономические изменения не являются простым следствием изменений в личном составе правящего меньшинства. Процесс циркуляции элит выражает глубокие общественные процессы, прежде всего социально-экономического характера. Политические изменения происходят тогда, когда правящие группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, возникающие в ходе общественной практики, и вынуждены прибегнуть к политическому маневрированию. Парето ценил некоторые социологические концепции Маркса, в частности деления общества на классы, ведущей роли классовой борьбы в истории. Однако в целом он был противником научного социализма и резко критиковал исторический материализм, неправомерно отождествляя его с "экономическим материализмом". Он ставил перед собой задачу "превзойти" марксизм при помощи "более широкой" социологической концепции, построенной не на экономическом, а на психологическом фундаменте, который казался Парето более универсальным. Многие идеи Парето заимствованы структурным функционализмом. Среди западных политологов популярна его концепция идеологий как теоретических построений, призванных маскировать эмоции и предрассудки. Большое влияние имеет и его теория элит, послужившая отправным пунктом для исследований механизмов власти с различных теоретических позиций.
Соч.: 1) Trattato di sociologia generale. Mil., 1964. V. 1-2. 2) Scritti sociologici. Torino, 1966. 3) Complendio di sociologia generale. Torino, 1978.
Новый философский словарь
(Pareto)
Вильфредо (1848-1923) - итальянский мыслитель, социолог и экономист, внесший оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку. Профессор в Лозанне (с 1894). Основные сочинения: "Трактат всеобщей социологии" (1916), "Экономика и социология" (1907) и др. Член т.наз. "Лозанской экономической школы", занял в ней особое место своими разработками проблем потребностей, обосновав понятие "полезность" как критерий потребностей человека, разработал экономическую модель "кривых безразличия", по которой можно абстрактно рассчитать пропорции между количеством двух различных товаров по определенным ценам таким образом, что при данном уровне доходов потребитель наконец найдет такую комбинацию, которая может считаться наиболее благоприятной для удовлетворения его потребностей. Своими графически изображенными конструкциями П. связывал представления возможных производителей и потребителей. По П., эта модель применима для любого общества. В социологии П. известен прежде всего своей теорией "циркулирующей элиты" и концепцией "нелогического действия". Подвергнув критике "гуманитарные", "позитивистские", "механистические" социологии, П. ставил задачу разработки "исключительно экспериментальной" социологии, подобно химии, физике и другим аналогичным наукам. Предметом социологии, по П., является поведение людей. Он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения. Все поступки людей П. разделил на логические и нелогические. Первые - это целесообразные, руководимые осознанными целями, поступки. Вторые - это неосознанные, инстинктивные поступки. В самой жизни оба типа выступают всегда в смешанной форме. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психическую константу любого нелогического действия. Этот комплекс П. назвал "остатком" (residue). Но человеку изначально задана и потребность в логическом, вернее, псевдологическом, обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации "остатков", которые объясняют, но и в то же время маскируют их. Эти элементы П. назвал "прозводными" (derivazioni). "Остатки" П. разделил на шесть следующих классов: 1) инстинкт комбинаций, он чаще всего встречается у добивающихся успеха политиков; 2) постоянство агрегатов, которое обусловливает, например, длительное существование династий, опирающихся на "законность" и устойчивость религиозных взглядов; 3) потребность в демонстрации собственных чувств, скажем, через ритуальные или культовые действия или сохранение форм проявления почтения при иерархическом строе; 4) инстинкт общительности, с которым связана, например, потребность в признании социальной группой; 5) инстинкт целостности индивида, направленный на обеспечение безопасности собственности и личности, стремящейся к тому же получить предпочтение со стороны общества; 6) инстинкт сексуальности, на который накладывается табу с помощью мифов или требования публично демонстрировать добродетели. "Производные" П. тоже классифицировал на четыре группы: 1) простые утверждения; 2) утверждения, подкрепленные каким-либо авторитетом; 3) утверждения, опирающиеся на манипулятив-ное использование чувств, например, заигрывание с народом в личных или партийных интересах; 4) утверждения, зависящие исключительно от словесных доказательств. Каждый класс "остатков" состоит из многих элементов, а четыре класса "производных" состоят из семнадцати различных форм. Пятьдесят два "остатка" (П. перечислил именно столько) могут вступать в различные сочетания друг с другом и с семнадцатью формами "производных". Следовательно, вполне логичны упреки критиков П. о "неустойчивости", "противоречивости" и "несовместимости компонентов" его системы логических и нелогических мотивов, всей его теории "социального равновесия". Классификацию "остатков" и "производных" П. положил в основу объяснения всех общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Так, разрабатывая и демистифицируя различные "производные", П. показывает, что юридические теории являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные "производные" служат сокрытию аморальных целей, религиозные - прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. Методологическую основу его теории "циркулирующей элиты" тоже составляет парадигма "остатков" и "производных". Именно они лежат в основе объяснения классовых отношений, социальных противоречий, общественного неравенства, смены политической власти, эволюции ее форм, государства и т.п. Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением "остатков" среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие - те, кто составляет элиту. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту П. считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, их стабилизацию и иерархию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т.е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия ("львы"), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчезновения соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, согласно П., заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества. В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствует типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе "рантье" - свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической жизни, чреватое катаклизмами. Стабильность достигается именно за счет их последовательной смены - "круговорота элит". В концепции П. политические и экономические изменения связаны с циклами духовного производства - интеллектуального, религиозного, художественного и т.п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат "остатки" первого и второго классов. Идеи социологической теории П. ныне широко используются политологами, сторонниками структурно-функционального анализа, исследователями средств массовой коммуникации и др.
Г.П. Давидюк
Философский энциклопедический словарь
ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (род. 15 июля 1848, Париж – ум. 20 авг. 1923, Селиньи, близ Женевы) – итал. социолог и политэконом, профессор в Лозанне с 1894. Отклонив исторический материализм, Парето пытался применять строгий и точный метод, заимствованный у математики или физики, для исследования экономических и социальных сил и положений экономического равновесия. Мышление человека определяется его деятельностью, структура общества и структура действия являются «производным» (итал. derivazioni), и именно от разлитого всюду инстинкта. Мыслительные системы такого «выведения» являются «скрыто-идеологическими». Специфический динамический фактор социального организма – «элита», богатая инстинктами, создающая и усовершенствующая идеологию. Осн. произ.: «Les systemes socialistes», 2 vol. 1902; «L'economie et la sociologies, 1907; «Manuel d'economie politique», 1909; «Fatti e teorie», 1920; «Compendio di soziologia generate», 1920; «Transformazione della democrazia», 1921.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Pareto) Вильфредо (15.7.1848, Париж,— 20.8.1923, Селиньи, близ Женевы), итал. социолог и политэконом, представитель математич. школы в бурж. политэкономии.
        Социологич. концепция П. соединяет В себе противоречащие друг другу моменты — логическиэкспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочнопсихологич. и умозрит. подхода к обществ. явлениям, и тезис о том, что основу обществ. процессов составляют человеч. поступки, определяемые преим. иррациональным, инстинктивным, т. е. тем, что в принципе невозможно точно описать и рационально объяснить.
        Являясь одним из лидеров психологич. направления в социологии, П. утверждал, что социальное развитие определяется поступками людей, которые делятся на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т. е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой обществ. развития служат нелогич. поступки, в основе которых лежит комплекс побудит. инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устой' чивую психологич. константу любого нелогич. поступка. Этот комплекс П. назвал «остатком» (residue), Имея в виду то, что остаётся, если из всей Совокупности социальных действий и мыслей удалить всё несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логич., вернее псевдологич., обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогич. поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы П. назвал «производными» (deriva-zioni). Их наличие не говорит о сознат. лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религ. доктрины. Классификацию «остатков» и «производных» П. положил в основу объяснения всех обществ. явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Исходя из этой искусств. схемы, П. строил объяснение механизмов обществ. жизни. Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистич. интересы, отд. слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие — те, кто составляет элиту. П. мыслит общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодарённые люди — вожди. История, по П.,— арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным законом обществ. жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь огранич. преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. «Производные» — в форме социальных теорий и филос.историч. учений — являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по П., принуждению масс к повиновению. Резко враждебно относясь к марксизму и революц. движению рабочего класса, упрекая марксизм за переоценку экономич. факторов, П. в то же время враждебно относился к идеалам бурж. демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам П. отрицательно отнёсся к фашизму. Наивысшим принципом политич. жизни П. считал власть безотносительно к этич. оценке тех приёмов, с помощью которых она достигается.
        Oeuvres completes, publ. sous la direction de G.Busino, t. 1—20, Geneve, 1964—75; Trattato di sociologia generate, v. 1—2, Mil 1964; Carteggi paretianl (18Я2—1923), Roma, 1964; Scritti sociologici, Torino, 1968; The ruling class in Italy before 1900, N. Y. 1974; Scritti politici, t. 1—2, Torino, 1974; Compendio di sociologia generale, Torino, 1978.
        Совр. социологич. теория, сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Селигмен Б., Осн. течения совр. экономич. мысли, пер. с англ., М., 1968; История бурж. социологии 19 — нач. 20 вв., М., 1979, с, 309—32; Schumpeter J. ?.,
        Ten great economists, ?. ?., 1965; ?uslno G., GH studt su V. Pareto oggi. Dall 'agiografia alia critica (1923—1973), Rotna.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПАРЕТО


будет выглядеть так: Что такое ПАРЕТО