Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПАНЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
        Петро (псевдоним; настоящее имя и фамилия Петр Иосифович Панченко) [р. 22.6(4.7).1891, г. Валки, ныне Харьковской области], украинский советский писатель. Член КПСС с 1940. Окончил землемерную школу в Полтаве и Одесское артистическое училище (1916). В 1919—21 — в Красной Армии. В 1941—45 ответственный редактор радиостанции «Советская Украина». Печататься начал в 1921. Основная тема творчества П. — становление личности в условиях революции и социалистического строительства: сборники рассказов и повестей «Голубые эшелоны» (1928), «Рождение»(1932),«В пути» (1959); роман «Осада ночи» (1935). П. — автор известного исторического романа «Клокотала Украина» (1954, рус. пер. 1955) о национально-освободительной войне украинского народа 1648—1654. Пишет для детей: сборники рассказов «Будем летать» (1935), «Хорошие ребята» (1959), повесть «Сын Таращанского полка» (1937). За автобиографическую повесть «На калиновом мосту» (1965, рус. пер. 1968) удостоен Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко (1966). Сочинения П. переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран. Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
         Соч.: Твори, т. 1—5, К., 1961—62; в рус. пер. — Избр. произв., М., 1937; Избр. произв., т. 1—2, М., 1959; Клокотала Украина, М., 1961.
         Лит.: История украинской советской литературы, К., 1965; Iсторiя украiнськоi лiтератури, т. 6—8, К., 1970—71; Про Петра Панча, К., 1961; Дончик В., Петро Панч, К., 1971.
         А. А. Ковтуненко.
        П. Панч.
II
(англ. Punch, сокращённо от Punchinello, искажённого итал. Pulcinella — Пульчинелла)
        персонаж английского народного театра кукол. Завезён в Англию итальянскими марионеточниками в 1662. Со временем стал постоянной маской шута в представлениях театра кукол. С конца 18 в. П. — верховая (перчаточная) кукла — становится центральной фигурой спектакля. Как правило, воплощает анархический бунт «низов» против феодально-буржуазных устоев, что создало ему популярность у массового зрителя.
         Лит.: Speaight G., The history of the English puppet theatre, L., 1955.
Литературная энциклопедия
Петро (псевдоним П. Панченко) [1891—] — украинский советский писатель. Р. в Балках, Харьковской губ., сын крестьянина, учился в Полтавском землемерном училище, а затем в одесском Сергиевском артиллерийском училище [1916]. Служил в старой армии артиллерийским офицером, после революции — в Красной армии командиром. Состоял членом лит-ых организаций: «Плуг» [с 1922], «ВАПЛІТЕ» [1925—1927], «Пролитфронт» [1930], «ВУСПП» [1931], украинского «ЛОКАФ». В настоящее время член Оргкомитета Всеукраинского союза советских писателей и Оргкомитета Всесоюзного совета советских писателей. Лит-ую деятельность П. начал с газетных фельетонов и рассказов, перешел затем к более широким полотнам и испробовал свои силы в разных жанрах. Ранние произведения П. не лишены налета народнического сентиментализма.
436 В них он рисовал гл. обр. быт украинского крестьянства и провинциальной интеллигенции после революции («Зеленая трясина», «Мышачьи норы», 1926). Отличительной чертой этого периода является изобличение провинциальной обывательщины. В дальнейшем П. перешел к изображению героики революции («Смерть Янулянса», «Там, где вербы над прудом» и др.). В 1925 писатель пытался создать социально-бытовой роман «Реванш» на тему о деятельности и крахе «бывших людей» — украинской контрреволюции. Роман писателю не удался, но он послужил поворотным пунктом в творчестве П. В последующих произведениях революционная направленность П. получает более яркое выражение. Тематика его значительно расширилась. Она охватывает отдельные события и эпизоды революционной борьбы («С моря» — восстание на броненосце «Потемкин»), империалистическую войну («Без козыря»), крушение украинской националистической контрреволюции («Голубые эшелоны»), гражданскую войну в Донбассе («Право на смерть»), ранний период социалистической реконструкции («Повесть наших дней»), героическую борьбу за новый быт («Рождение», 1932) и др. Наиболее художественно зрелой является повесть «Голубые эшелоны», в к-рой автор исключительно ярко воссоздает ряд типов «самостийной Украины», стремившейся закабалить страну, превратить ее в колонию англо-французского капитала. Полное банкротство идеологии и практики украинского мелкобуржуазного национализма — основная идея всех этих произведений. Преодолев в своем творческом развитии националистические настроения «ВАПЛІТЕ», П. проделал большой путь от антимещанской сатиры к героике социалистического строительства. В настоящее время П. — один из наиболее значительных писателей, развивающихся в направлении социалистического реализма в украинской советской лит-ре. Произведения его переведены на русский, белорусский, польский, грузинский, немецкий и еврейский языки.
437 Библиография: I. Русск. перев.: Земля, Рассказ, изд. «Прибой», Л., 1926; С моря, Повесть, изд. «Прибой», Л., 1927; Выстрел в лесу, Рассказы, изд. «Пролетарий», Харьков, 1928; На седьмом этаже, изд. «Прибой», Л., 1929; Голубые эшелоны, Рассказы, изд. «Федерация», М., 1929; Без козыря, Гиз, М. — Л., 1930; Рождение, Рассказы, ГИХЛ, М. — Л., 1932; Повести, изд. «Советская литература», М., 1933. На укр. яз.: Соломъяний дим, Збірка оповидань, ДВУ, Харків, 1925 (неск. изд.); Мишачі нори, Збірка оповидань, ДВУ, Харків, 1926 (неск. изд.); Голубі ешелони, Збірка повістей, ДВУ, Харків, 1929 (неск. изд.); Нарождення, Збірка, вид-во «Література і мистецтво», Харків, 1932; Моя доповидь, вид-во «Література і мистецтво», Харків, 1932. II. Степовий Т., Творчість Петра Панча, «Критика», 1928, № 1; Заець В., Петро Панч, Харків, 1929; Коваленко Б., В шуканнях стилю, «Критика», 1930, № 1; Его же, Літературні портрети. Петро Панч, Кїев, 1931. Отзывы: Зенкевич М., «Печать и революция», 1929, № 2—3; Селивановский А., «Молодая гвардия», 1929, № 5; Гатовский А., «Молодая гвардия», 1929, № 5; Гатов Ал., «Молодая гвардия», 1929, № 7—8; Пакентрейгер С., «Новый мир», 1929, № 4; Лаврова Кл., «Книга и революция», 1930, № 26, Панаев Н., «Ленинград», 1931, № 2; Чирков Н., «Художественная литература», 1932, №№ 33—34. Д. Галушко
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПАНЧ


будет выглядеть так: Что такое ПАНЧ