Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПАЛЕСТИНА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(греч. Palaistine)
        историческая область в Западной (Передней) Азии.
         Историческая справка. Территория П., согласно данным археологии, была заселена в эпоху палеолита. К периоду мезолита относится Натуфийская культура (10—8-е тыс. до н. э.). В 3-м тыс. до н. э. на территории П. осели племена ханаанеев (См. Ханаанеи). В 18 в. до н. э. П. была завоёвана гиксосами (См. Гиксосы), которые в 16 в. были разбиты египтянами, установившими своё политическое влияние в П., что не исключало культурного влияния Вавилона. С 13 в. до н. э. началось завоевание территории П. древнееврейскими племенами. В 12 в. побережье П. было завоёвано филистимлянами (название «П.» происходит от древнееврейскими пелиштим — филистимляне). В 11 в. до н. э. на остальной территории П. было основано древнееврейскими племенами Израильско-иудейское царство во главе с Саулом (затем Давидом и Соломоном). Около 928 оно распалось на два — Израильское царство (около 928—722 до н. э.) — в Северной П. и Иудейское царство (около 928—586 до н. э.) — в Южной П. В 722 территория Израильского царства была завоёвана ассирийским царём Саргоном II, столица Самария разрушена, большая часть населения переселена в отдалённые провинции Ассирии. В 587—586 до н. э. Иудейское царство было завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II и превращено в провинцию Иудею; Иерусалим был сожжён, многие жители уведены в плен. После завоевания Вавилонии (539) персами территория П. вошла в состав государства Ахеменидов, в 332 — державы Александра Македонского, в 3—2 вв. находилась под властью сначала египетских Птолемеев (См. Птолемеи) (с 301), потом (с 200) сирийских Селевкидов (См. Селевкиды). В 167 до н. э. в Иудее вспыхнуло народное восстание во главе с Маккавеем Иудой (См. Маккавей Иуда), направленное против политического, налогового и религиозного гнёта Селевкидов, в конечном итоге завершившееся в 142 до н. э. образованием на этой территории самостоятельного государства Хасмонеев (от названия династии Хасмонеев). В 63 до н. э. был установлен протекторат Рима, в 6 н. э. территория П. была превращена в римскую провинцию с прокураторским управлением. Против римского владычества неоднократно вспыхивали крупные и ожесточённые народные восстания (Иудейская война 66—73 (См. Иудейская война 66-73), восстание Бар-Кохбы (См. Бар-Кохба) 132—135, восстания в середине 2 в., в 3 в.). С 395 — в составе Византии (См. Византия). К 640 П. была завоёвана арабами. При Омейядах П.— одна из наиболее привилегированных провинций. В период распада халифата Аббасидов (См. Аббасиды) П. стала объектом завоеваний египетских династий (Тулунидов (См. Тулуниды), Ихшидидов, Фатимидов (См. Фатимиды)). В результате 1-го крестового похода (1096—99) П. была завоёвана крестоносцами, образовавшими на её территории Иерусалимское королевство. В 1187 крестоносцы были разгромлены египетским султаном Салах-ад-дином; основная часть П. была включена в состав айюбидского (см. Айюбиды), а позже — мамлюкского Египта. Под управлением мамлюков П. оставалась до турецкого завоевания в 1516. В 1750—75 значительная часть П., находившаяся под властью шейха Дагира, фактически была независимым от Османской империи владением. В 19 в. в П. усилилось освободительное антитурецкое движение (восстания 1825 в Иерусалиме, Наблусе, Вифлееме, 1830 в Наблусе и др.). В 1832—41 П. находилась под властью египетского паши Мухаммеда Али (См. Мухаммед Али). Централизация управления, ограничение феодального произвола и набегов бедуинов, осуществленные египетским правительством, благоприятствовали экономическому развитию П. Но усиление налогового гнёта, введение рекрутской повинности вызывали антиегипетские восстания (1834, 1840—41). С середины 19 в., особенно в связи с открытием Суэцкого канала (1869), возрастает стратегическое и экономическое значение П. и обостряется соперничество европейских держав за установление своего влияния в этом районе. С конца 19 — начала 20 вв. империалистические державы в борьбе за П. использовали реакционную шовинистическую идеологию и практику еврейской буржуазии — Сионизм, одной из главных целей которого было создание в П. еврейского государства и переселение туда евреев из различных стран. В ходе 1-й мировой войны 1914—18 П. оккупировали английские войска. 2 ноября 1917 английское правительство опубликовало так называемую декларацию Бальфура, в которой содержалось обещание содействовать созданию в П. «национального очага для еврейского народа». В апреле 1920 на конференции в Сан-Ремо Великобритания добилась мандата на управление территорией П. (был утвержден Лигой Наций в июле 1922). В сентябре 1922 Великобритания выделила из территории П. подмандатную территорию Трансиорданию (см. в ст. Иордания), на которую не распространялась декларация Бальфура.
         Великобритания, захватив ключевые позиции в экономике и политической жизни П., поощряла еврейскую колонизацию П., деятельность сионистов в П., проникновение туда еврейского капитала, связанного с империалистическими монополиями, содействовала в этих целях еврейской иммиграции в П. (с 1919 по май 1948 в П. иммигрировало 452 тыс. евреев). Сионистские организации при покровительстве английских властей получали в П. различные концессии, скупали лучшие земли, а затем силой сгоняли с них арабских крестьян (феллахов). Вся полнота власти в П. была сосредоточена в руках английского верховного комиссара, при котором действовало так называемое Палестинское правительство, состоявшее из английских чиновников. Кроме того, в П. действовало «Еврейское агентство», формально являвшееся совещательным органом при верховном британском комиссаре в П., но фактически наделённое широкими полномочиями в вопросах колонизации, иммиграции, а также в хозяйственной и политической деятельности еврейской общины. По мере укрепления сионистских организаций, они всё настойчивее стремились освободиться от английской опеки. Английская колониальная политика в П., строившаяся на сотрудничестве с сионистами, вызывала растущее недовольство арабов, неоднократно выливавшееся в вооруженные восстания (1920, 1929, 1933, 1936—39) против английских колонизаторов и сионистской колонизации П. В 1919 в П. была создана Социалистическая рабочая партия П. (в 1921 переименована в Коммунистическую партию П., КПП), выступавшая за совместную борьбу трудящихся масс евреев и арабов против британского империализма, за освобождение П. от английского колониального господства, создание в П. двунационального арабо-еврейского независимого государства.
         Стремясь ослабить национально-освободительную борьбу палестинских арабов и не допустить утраты контроля над политикой сионизма в П., Великобритания была вынуждена заявить в конце 30-х гг. о том, что она ограничит, а затем прекратит еврейскую иммиграцию в П. и введёт ограничения на скупку земель сионистскими организациями в П. Недовольные политикой Великобритании, сионисты, используя англо-американские противоречия и стремление американских нефтяных монополий закрепиться на Ближнем Востоке, всё более стали ориентироваться на союз с США. После 2-й мировой войны 1939—45 усилилась борьба народов П. за ликвидацию английского мандата. Английское правительство было вынуждено в 1947 передать вопрос о П. в ООН. 29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации английского мандата, выводе английских вооруженных сил из П. и о создании на её территории двух независимых государств — арабского и еврейского, экономически связанных между собой; Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу со специальным международным режимом под управлением ООН. Исходя из реального положения, сложившегося в П., Советский Союз голосовал за это решение. 14 мая 1948 на части территории П. было провозглашено государство Израиль. Арабский народ П. не смог реализовать своего права на создание арабского государства в П., так как сионисты, империалистические круги Запада, а также реакционные силы в арабских странах спровоцировали арабо-израильскую войну 1948—49 (См. Арабо-израильская война 1948-49). Соглашениями о перемирии 1949 между Израилем и соседними арабскими государствами были установлены демаркационные линии. В итоге войны более половины (6,7 тыс. км2) территории П., предназначавшейся Генеральной Ассамблеей ООН для арабского государства, а также западная часть Иерусалима были захвачены Израилем. Восточные районы П. (Западный берег р. Иордан) и восточная часть Иерусалима были в 1950 присоединены Иорданией, а район Газы отошёл под контроль Египта. Вооруженные силы Израиля изгнали с захваченных арабами территории свыше 900 тыс. арабов. Возник вопрос о палестинских беженцах, как одна из сторон палестинской проблемы, сущность которой — обеспечение законных национальных прав всего арабского народа П. В июне 1967 Израиль совершил новую агрессию против соседних арабских стран (см. Израильская агрессия против арабских стран 1967) и оккупировал не только всю территорию бывшей подмандатной П., но также принадлежащие Египту Синайский полуостров и принадлежащие Сирии Голанские высоты. Ещё более обострилась проблема палестинских беженцев; по данным ООН, численность их в 1974 составила свыше 1,5 млн. чел. Палестинские арабы в рядах Палестинского движения сопротивления под руководством Организации освобождения Палестины (См. Организация освобождения Палестины) включились в борьбу за ликвидацию последствий израильской агрессии 1967 и справедливое решение палестинской проблемы в рамках политического урегулирования Ближневосточного кризиса, на основе удовлетворения законных прав арабского народа П.
         Лит.: Медников Н. А., Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов..., [т. 1—4], СПБ. 1897—1903; Базили К. М., Сирия и Палестина под турецким правительством..., М., 1962; Новейшая история арабских стран,. М., 1968, с. 113—33; Abel F. М., Histoire de la Palestine depuis la conquete d’Alexandre jusqu’a l’invasion arabe, P., 1952; Albright W. F., The archaeology of Palestine, 2 ed., [L., 1960]; Parkes J. W., A history of Palestine, L., 1949; Joseph B., British rule in Palestine, Wash., [1948]; Great Britain and Palestine. 1915—1945, L.— N. Y., [1946]; Hadawi Sami, Bitter harvest; Palestine between 1914—1967, N. Y., 1967.
         М. А. Коростовцев (до 4 в.), И. М. Смилянская (4 в.—1914), Е. А. Лебедев (с 1914).
         Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Истоки искусства П. восходят к мезолиту (см. Натуфийская культура). К докерамическому неолиту (7—6-е тыс. до н. э.) относится искусство древнейшего поселения Иерихона. От 5-го тыс. до н. э. сохранилась керамика с гравированным или нанесённым краской геометрическим орнаментом. К эпохе халколита (4-е тыс. дон. э.) восходят городища в Бейсане, Мегиддо с остатками так называемых апсидальных жилищ, а также подземные жилища в районе Беершебы. Найдены расписная и лощёная (красная и серая) керамика, статуэтки из слоновой кости, ювелирные изделия. Примечательны стенные росписи (в зданиях Телей-лат-Гассула). В 3—2-м тыс. до н. э., когда П. была заселена ханаанеями, развивались поселения городского типа — Иерусалим, Иерихон, Бейсан, Мегиддо, Лахиш (Тель-эд-Дувейр) с оборонительными сооружениями из камня или сырцового кирпича, каменными храмами (сходными по планировке с храмами Сирии и финикии) и водопроводными тоннелями. Сохранились рельефы, круглая скульптура, сходная с сирийскими образцами, мелкая пластика, зооморфные керамические сосуды (в виде птиц и др.). Важнейшим сооружением периода Израильского и Иудейского царств (2-я половина 10—6 вв. до н. э.) был храм Соломона в Иерусалиме (10 в. до н. э.), известный по описаниям в Библии. Значительное развитие получила глиптика (печати с изображениями птиц, зверей). К эллинистическому и более позднему времени (до 4 в. н. э.) относятся гробницы с росписями в погребальных помещениях (например, в Марисе). От периода римского владычества уцелели остатки храмов (например, Диониса в Бейсане), театров (в Бейсане, Цезарее), акведуков, жилых домов, нередко украшенных мозаиками и скульптурой. Сохранились также мраморные саркофаги с надгробными бюстами и рельефами. Ко 2—4 вв. н. э. относятся синагоги, сочетающие черты местной, римской и сирийской архитектуры [синагога в Капернауме (Кфар-Нахуме)]. От византийского времени дошли базилики, монастыри, храмы, укрепления. Арабы, завоевавшие П. в 7 в., принесли новые типы зданий — мечети, медресе и др. К важнейшим памятникам арабского искусства относятся мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса в Иерусалиме, а также замок-резиденция Хирбет Аль-Мафджар (см. илл.). От времени господства крестоносцев (11—13 вв.) сохранились преимущественно замки (в Цезарее и др.), крепости. Из памятников архитектуры 16 — начала 20 вв. (период турецкого владычества) выделяются синагога в Сафеде (середина 16 в.), мечеть в Яффе (1810). С притоком в П. переселенцев-евреев (начавшимся в конце 19 в.) в местную культуру стали проникать художественные традиции различных стран. Первоначально жилые и общественные здания сооружались в духе эклектики, а позже в формах современных западноевропейских стилей (архитектор Э. Мендельзон, Р. Кауфман). В профессиональном искусстве этого периода проявляется тенденция к созданию так называемого еврейского стиля (сюжеты из еврейской истории или литературы и т.д.). Постепенно приток художников, получивших образование в различных странах, обусловил сосуществование в искусстве разнообразных течений (от реализма академического толка до абстракционизма). См. также статьи Израиль, Иордания.
         Лит.: Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, Л.— М., 1958; Титов В. С., Архитектура Палестины и Финикии, в кн.: Всеобщая история архитектуры, 2 изд., т. 1, М., 1970; Reifenberg А., Ancient Hebrew seals, L., 1950; Anati Е., Palestine before the Hebrews, N. Y., 1963.
        Дворец халифа Хишама Хирбет аль-Мафджар близ Иерихона. 1-я пол. 8 в.
         0222847455.tif
        Палестина в 1947 году.
Мультимедийная энциклопедия
историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Она охватывала земли, составлявшие в конце 20 в. территорию Израиля, оккупированных Израилем Западного берега реки Иордан (Самарию и Иудею) и сектора Газа, Южного Ливана и Северо-Западной Иордании к востоку от Иордана. Древняя Палестина представляла собой Святую Землю библейской традиции, родину иудаизма. Древняя Палестина включала пять географических зон. Четыре из них протянулись параллельно друг другу с севера на юг. По побережью Средиземного моря проходит узкая прибрежная равнина. К востоку от нее расположена гористая область, охватывающая Галилею, Самарию и Иудею. Еще восточнее находятся долина реки Иордан и Мертвое море - участок древней тектонической впадины. Далее на восток располагается Заиорданское нагорье. От холмистых районов Иудеи на юг, к заливу Акаба, простирается пустыня Негев. Древнейшее из имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о языковой и этнической принадлежности населения Палестины относится ко II тысячелетию до н.э. Тогда, как и позже, область была населена многочисленными племенами, говоривших на языках преимущественно семитской группы. Переселившиеся сюда евреи называли эту область Ханааном, а ее обитателей ханаанеями. У египтян основным наименованием этой земли было Рецену (Ретену), прилагали они к ней и названия Пуенет (Пунт) и Тонетер (Божья земля). По-гречески страна называлась Келесирия (Южная Сирия). Современное название Палестина, происходящее от греческого звучания Филистия (южное побережье Средиземного моря), было введено после восстания Бар-Кохбы (132- 135 н.э.) римлянами, когда они уничтожили или выселили большую часть еврейского населения страны, прежде численно преобладавшего в этом регионе. Каменный век. Каменный век был временем медленного развития, когда была заложена основа всей экономической и социальной жизни последующих эпох. В период палеолита (ранее 20 000 до н.э.) население этой области проживало на сезонных стоянках и в пещерных укрытиях, добывая пропитание охотой и собирательством. В период мезолита (примерно 20 000-8000 до н.э.) появились более обширные и постоянные поселения. Эпоха неолита (ок. 8500- 4500 до н.э.) была ознаменована появлением первых полностью окультуренных растений и одомашненных животных. Одно из древнейших известных поселений городского типа с кирпичными жилыми домами и каменной городской стеной находилось в Иерихоне, оно датируется примерно 6850 до н.э. Около 6000 до н.э. в Палестине появилась керамика. К неолитической эпохе относятся и первые опыты использования металла (меди). Период халколита, или медно- каменного века (примерно 4500-3300 до н.э.), характеризуется дальнейшим развитием хозяйства. В это время начали выращивать зерновые культуры, возможно, с применением примитивных методов орошения. Продукты земледелия - такие, как маслины и виноград, - из горных районов доставляли в долину Нижнего Иордана. Развивалось производство изделий из камня, глины, меди, а также плетение и ткачество. Ранний бронзовый век. Раннебронзовый период (примерно 3300-2000 до н.э.) был ознаменован развитием, расцветом и упадком первой истинно городской цивилизации Палестины. Раннебронзовый I период (около 3300-3200 до н.э.) представлял собой непродолжительный переходный этап, известный преимущественно по материалам удаленных друг от друга поселений и нескольких обширных могильников. По сравнению с эпохой халколита это было время упадка. Тем не менее уже тогда существовала торговля с Египтом позднего додинастического периода. К началу раннебронзового II периода (примерно 3200-2600 до н.э.) число поселений значительно увеличилось, причем большинство из них разрослось до размеров городов, а наиболее крупные из них были обнесены массивными стенами. Жители Палестины вели торговлю с Египтом и основали колонии на юге Синая, возможно, с целью добычи меди и других полезных ископаемых. Еще до окончания этого периода торговля с Египтом пришла в упадок. Раннебронзовый III период (примерно 2600-2400 до н.э.) был временем возрождения, а быть может и дальнейшего развития городской культуры, главным образом в центральных и южных областях региона. Были возведены гигантские городские стены, храмы и дворцы. Контакты с Египтом были незначительны, зато существовали связи с Месопотамией, а найденные образцы великолепной керамики с блестящей поверхностью из Хирбет-Керака свидетельствуют о влиянии и со стороны северной Сирии и Анатолии. Ближе к концу этого периода некоторые города были разрушены, а большинство других пришло в упадок. Примерно к 2400 до н.э. все поселения, относящиеся к раннебронзовым II и III периодам, были заброшены. Раннебронзовый IV период (примерно 2400-2000 до н.э.) характеризуется появлением сотен новых поселений и стоянок, многие из которых располагаются на окраинах региона - в таких районах, как долина Иордана, Заиорданье, Негев и Синай. Большинство крупных теллей (жилых холмов), возникших в предшествующие периоды урбанизации, были покинуты обитателями или заселялись только в определенный сезон; некоторые были превращены в могильники кочевых скотоводческих племен. Среднебронзовый век. Среднебронзовый век (примерно 2000-1500 до н.э.) принес с собой наивысший расцвет "ханаанейской" цивилизации. На протяжении среднебронзового I периода (около 2000-1800 до н.э.) происходило постепенное возрождение городов, чему, возможно, способствовали связи с Египтом и продвижение на территорию региона амореев - западносемитских племен из Сирии. Почти все городские поселения предшествующих эпох в окраинных районах были заброшены, а на побережье и во внутренних областях возникли новые города, возобновилась жизнь и на территории старых жилых холмов, где были возведены оборонительные стены. В среднебронзовый II период (около 1800-1650 до н.э.) все эти процессы в совокупности привели к формированию полноценной системы городов- государств. Заключительный этап - среднебронзовый III период (ок. 1650-1500 до н.э.) - совпадает с эпохой наивысшего расцвета второй урбанистической эпохи в Палестине, во многих отношениях бывшей пиком развития региона в доримский период. Так, Сихем, обнесенный массивными укреплениями с двумя городскими воротами, представлял собой тщательно спланированное городское поселение с жилыми кварталами, административным центром дворцового типа, общественной площадью и двумя храмами. Цитадель Гезера, к примеру, имела на своей территории крепость примерно 17 м в поперечнике. Почти все поселения имели сложнейшие фортификационные системы. Приблизительно в это время азиатские вожди, получившие название гиксосов ("правителей чужеземных стран"), захватили власть в Египте, но около 1550 до н.э. были изгнаны обратно в Палестину основателями XVIII династии. Затем на протяжении половины или трех четвертей столетия в Палестине были разрушены практически все поселения. Наиболее значительным и сыгравшим важную роль культурным достижением жителей Палестины среднебронзовой эпохи явилось создание протосинайской письменности - древнейшей из известных нам алфавитных систем письма. Выполненные этим простым и эффективным письмом надписи обнаружены как на Синае, так и в Палестине. В последующие столетия алфавитное письмо распространилось из этого региона по всему свету. К числу технологических новшеств среднебронзового века относится появление керамики, изготовленной на гончарном круге быстрого вращения, и первое в истории широкое распространение изделий из настоящей бронзы, что сделало возможным появление новых типов орудий и предметов вооружения. Олово, необходимое для получения такой бронзы, доставляли из Верхней Месопотамии на расстояние ок. 800 км. Позднебронзовый век. Позднебронзовый век (примерно 1500-1200 до н.э.) был периодом возрождения, но политически Палестина находилась под властью Египта эпохи Нового царства. После некоторого перерыва, вызванного произошедшим в позднебронзовом I периоде (ок. 1500-1400 до н.э.) разрушением, большинство крупных городов среднебронзовой эпохи были вновь заселены в позднебронзовом II периоде (примерно 1400-1200 до н.э.). Многие из них стали центрами египетской администрации в Палестине, о чем свидетельствуют письма различных палестинских правителей 14 в. до н.э. к фараону Эхнатону. К числу городов, упомянутых в этих письмах (на глиняных табличках из т.н. амарнского архива), относятся Мегиддо, Таанах, Сихем, Гезер, Иерусалим, Хеврон, Лахиш, Аскалон и Газа. Каждый правитель старается представить фараону своих соперников как предателей и льстецов, одновременно всячески демонстрируя собственную верность и преданность. В одних письмах содержатся просьбы о военной защите, в других - жалобы на продажность египетских должностных лиц, на высокие налоги или на каких-то местных нарушителей порядка, именуемых в этих текстах "хапиру". В 13 в. до н.э. палестинские города-государства постепенно пришли в упадок. Хотя предметы роскоши, найденные в дворцах и гробницах, свидетельствуют об относительном богатстве и изысканных вкусах знати, большинство населения влачило жалкое существование. Позднебронзовый век в Палестине был ознаменован активностью в религиозной сфере. Во многих местах найдены храмы и предметы культового назначения, а в Угарите на побережье Сирии близ Латакии обнаружены таблички, содержащие мифологические тексты и повествующие о военных и любовных подвигах ханаанских богов и богинь. К их числу относятся Балл Эль (Балу) - верховное божество, его супруга Ашера - главная богиня-мать; молодая пара богов - Баал (Ваал), бог бури, и его возлюбленная Анат; божество смерти Мот; бог хлебных злаков Дагон. Железный век. Бронзовый век завершился ок. 1200 до н.э. целым рядом социальных сдвигов не только в Палестине, но на всем пространстве Восточного Средиземноморья. Первичным толчком для начала этих процессов послужило вторжение на побережье Леванта с запада, с островов Эгейского моря, загадочных "народов моря". Среди этих завоевателей были и филистимляне, осевшие в прибрежных областях Палестины после того, как Рамзес III примерно в 1180 до н.э. отразил их нашествие на Египет. Они, возможно, заимствовали в Анатолии секрет выплавки железа, и с собой принесли также новые погребальные обычаи, расписную керамику микенского стиля и развитую технологию строительства из камня. К 11 в. до н.э., в ранний период железного века I (ок. 1200-900 до н.э.), филистимляне господствовали на всем побережье. Другой новой для Палестины этнической группой в это же время стали евреи. Впервые упомянутые в надписи на стеле, повествующей о победах фараона Мернептаха (ок. 1210 до н.э.), они первоначально расселились в небольших поселениях в центральных гористых областях. Здесь обнаружены остатки 250 еврейских поселений, относящихся к 12-11 вв. до н.э. Почти все они были основаны на прежде незаселенных возвышенных местах, а не на развалинах разрушенных ханаанейских городов, как утверждается в библейской Книге Иисуса Навина. Судя по всему, евреи были кочевниками, которые прежде занимались земледелием, а позднее покинули поселения позднебронзовой эпохи (подобно упомянутым хапиру) и освоили более отдаленные нагорья. К концу периода железного века I филистимляне и евреи оказались соперниками в борьбе за владычество над Палестиной. Эта борьба привела к созданию единого израильского царства, которым правили последовательно Саул (примерно 1020-1000 до н.э.), Давид (примерно 1000-960 до н.э.) и Соломон (около 960-920 до н.э.). Наивысшего расцвета оно достигло при царе Соломоне, который в своей столице Иерусалиме возвел знаменитый Храм. После его смерти царство распалось на два государства, но филистимляне к этому времени были вытеснены на прибрежную равнину. О достижениях израильтян той поры свидетельствуют такие археологические материалы, как укрепления, технология изготовления керамики и обработки железа, резные изделия из слоновой кости и печати, а также сохранившиеся литературные памятники, самым значительным из которых является, конечно, еврейское Священное Писание. См. также <<БИБЛИЯ>>. Период железный век II (ок. 900-538 до н.э.) был эпохой борьбы между двумя еврейскими царствами - Израилем на севере и Иудеей на юге. Израиль раздирали династические конфликты, кроме того, он испытывал постоянную угрозу со стороны северных соседей - арамеев и финикийцев. Культ национального бога Яхве был потеснен почитанием божеств неизраильского происхождения - таких, как Ваал и Ашера. Еврейские пророки, подобные Илии или Осии, обвиняли властителей Израиля в обращении к религиозному синкретизму, подрывавшему культурное единство нации. В конечном счете северное царство оказалось завоеванным Ассирией. С падением в 722/721 до н.э. его столицы Самарии многие жители Израиля были угнаны в рабство. Яркое описание этих событий содержится в Библии (4 Цар 17) и в ассирийских летописях. О них свидетельствуют также слои со следами разрушений, обнаруженные практически в каждом археологическом памятнике в северных областях. Южное царство Иудея уцелело. Последние полтора столетия его истории явились "золотым веком" еврейской пророческой литературы; именно на это время приходится расцвет деятельности Исайи, Михея, Иеремии. К числу иудейских царей-реформаторов относятся Езекия (примерно 716-687 до н.э.) и Иосия (примерно 640-609 до н.э.). Иосия находился под влиянием книжников, принадлежавших к школе Второзакония и призывавших к соблюдению Закона Моисеева. Однако нравственный пыл не мог противостоять военной мощи вавилонян, которые в 586 до н.э. захватили Иерусалим. Значительная часть Иудеи опустела. Вавилон, в свою очередь, в 539 до н.э. был завоеван персами под предводительством Кира Великого. Персидский период. На протяжении двух столетий Палестина являлась частью Персидской державы, простиравшейся от Египта до Индии. Между различными провинциями империи установились тесные торговые связи. Политика Персии по отношению к подвластным народам была достаточно мягкой. В 538 до н.э. Кир издал эдикт, разрешавший некоторым из еврейских изгнанников вернуться в Палестину и восстановить иерусалимский Храм. В 5 в. до н.э., при Эзре (Ездре) и Неемии, палестинские евреи пережили религиозное и социальное возрождение, однако столкнулись с противодействием других народов Палестины, особенно самарян (потомков жителей северного еврейского царства, Израиля). Персидское владычество в Палестине завершилось, когда Александр Великий в 332 до н. э. захватил ее в период войны с персами. Эллинистическая эпоха. После смерти Александра в 323 до н. э. Палестина оказалась под властью египетских царей из династии Птолемеев, а позже - царей Сирии Селевкидов. В селевкидский период в Палестине быстро распространилась греческая культура, применительно к этой эпохе называемая современными историками "эллинистической". Разговорным языком вместо древнееврейского стал греческий и арамейский. Синагога - помещение, служившее местом обучения и молитвы, - превратилась теперь в главный социальный институт еврейского общества. Селевкиды пытались искоренить еврейские обычаи и внедрить поклонение греческим богам, что привело ок. 167 до н.э. к восстанию евреев, которое возглавили Маккавеи, в результате было создано управляемое их преемниками Хасмонеями государство (142-63 до н.э.). Хасмонейские правители, сочетавшие функций царя и верховного жреца (первосвященника), постепенно завоевали большую часть Палестины и обратили большинство населения в иудаизм. В иудаизме в это время разгорелся религиозный конфликт между различными течениями, особенно между саддукеями, фарисеями и ессеями. Одной из важнейших археологических находок, относящихся к этому периоду, является поселение на вершине скалы в Кумране, на западном берегу Мертвого моря. Оно было основано ок. 150 до н.э. членами неортодоксальной еврейской секты - возможно, ессеями. Римская и византийская эпохи. Палестина попала под власть Рима в 63 до н.э. В течение некоторого времени на иерусалимском престоле находились в качестве подданных Рима иудейские цари из династии Иродиадов. При Ироде Великом (ок. 37-4 до н.э.) Иерусалим украсили многочисленные монументальные сооружения; в частности, был обновлен Храм. Это был Иерусалим Иисуса и апостола Павла. Однако после 6 н.э. резиденцией римских правителей стала Кесария на средиземноморском побережье. Многие иудеи возмущались римскими порядками, и сформировалось тайное антиримское движение зилотов. В 66 н.э. вспыхнуло великое восстание иудеев против Рима. Имеются наглядные археологические свидетельства разрушения Иерусалима римлянами в 70 н.э. Разрушения прослеживаются также в Кумране, где именно в это время в пещерах была спрятана библиотека членов секты, именуемая свитками Мертвого моря. Второе восстание под предводительством Бар-Кохбы (132-135 н.э.) было жестоко подавлено римлянами, основавшими на развалинах Иерусалима римский город Элия Капитолина и изгнавшими из него всех иудеев. Завершающий период римской эпохи был ознаменован сохранением пережившей потрясения иудейской общины и постепенным усилением христианских групп, отделившихся от иудаизма в конце 1 в. н.э. В это время регион приобрел славу выдающегося центра религиозной учености. Около 200 н.э. Иудой га- Наси и другими богословами была составлена Мишна - авторитетный свод правил и установлений иудаизма. В Кесарии в первой половине 3 в. н.э. жил Ориген - величайший представитель греческой христианской учености того времени. В Вифлееме в конце 4 - начале 5 в. жил Иероним - крупнейший латинский христианский автор своей эпохи. После того, как Константин в 313 н.э. узаконил христианство, повсеместно стали возникать христианские храмы и монастыри. В Палестину стекались паломники со всего Средиземноморья. Известно более 450 храмов, относящихся к периоду с 4 до начала 7 вв. н.э. Особенно хорошо сохранились византийские памятники - такие, как Авдат, Курнуб, Ниссана, Шивта и Реховот. Известны также десятки синагог, многие из которых украшены великолепными мозаиками. Но испытанием для Позднеримской, или Византийской, империи стало возвышение на востоке Сасанидской (Новоперсидской) державы. Сасанидский правитель Хосров II в 614 н. э. захватил Иерусалим, и византийская власть над ним была восстановлена лишь после длительной войны. Борьба привела к ослаблению восточных провинций Византийской империи. Когда на юге у нее появился новый энергичный соперник - раннеисламское арабское государство, у нее уже не было сил противостоять ему. В 638 н. э. арабы-мусульмане завоевали Иерусалим, что означало конец древней истории Палестины.
Современная Энциклопедия
ПАЛЕСТИНА (от древнееврейского пелиштим - филистимляне), историческая область в Западной Азии. В 3-м тысячелетии до нашей эры здесь осели племена ханаанеев. В 12 в. побережье Палестины завоевано филистимлянами; на остальной территории в 11 в. древнееврейские племена основали Израильско-Иудейское царство, распавшееся около 928 на два: Израильское (существовало до 722) и Иудейское (до 586). Впоследствии Палестина входила в состав государств Ахеменидов (после 539), Птолемеев и Селевкидов (в 3 - 2 вв.), Рима (с 63 до нашей эры), Византии (с 395 нашей эры). В 7 в. Палестину завоевали арабы, в 11 в. - крестоносцы, в 12 в. - египетские султаны, с 1516 в составе Османской империи. В 1917 оккупирована английскими войсками, в 1920 - 47 мандатная территория Великобритании. 29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании на территории Палестины двух независимых государств - еврейского и арабского. В итоге войны 1948 - 49 между государством Израиль и соседними арабскими государствами большую часть территории Палестины, которая предназначалась для арабского государства, присоединил Израиль, другую часть - Иордания, район Газы отошел под контроль Египта. В июне 1967 Израиль оккупировал всю территорию бывшей подмандатной Палестины. В 1988 на сессии Национального совета Палестины - высшего органа Организации освобождения Палестины (ООП) провозглашено создание независимого Государства Палестина. В сентябре 1993 между Израилем и ООП подписана Декларация о принципах урегулирования, на основе которой в секторе Газа и в зоне города Иерихон (западный берег реки Иордан) в мае 1994 создана Временная палестинская автономия; установлен переходный период (до 5 лет) для урегулирования палестинской проблемы. В сентябре 1993 сформировано Временное переходное правительство во главе с председателем Исполкома ООП Я. Арафатом.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ПАЛЕСТИНА — страна между побережьем Средиземного м. и Иорданским оз., т.е. Мертвым м., к-рая получила назв. по филистимлянам, пришедшим в П. в кон. 2-го тыс. до н.э. и принадлежавшим к т.н. народам моря. Назв. «П.» встреч. уже у Геродота и становится очень употребительным с раннехрист. времени в связи с общепринятым назв. рим. пров. П. (с 135 н.э.) для «святой земли», арены действия народа израиль и иудеев. В наши дни П. назыв. лишь земля к 3. от Иордана, в то время как в древности какое-то время так именовалась и Трансиордания. Осн. части П. с С. на Ю.: Галилея, Самария, Иудея и Идумея; страна к В. от Иордана ко времени Иисуса называлась Перэйя («страна по ту сторону Иордана»). Люди жили в П. уже в эпоху палеолита. На эпоху ранней бронзы падает расцвет Иерихона (ок. 3000 до н.э.). В нач. 2-го тыс. до н.э. сюда пришли зап.-семит. степняки-кочевники. Тель-Эль-Амарнский архив позволяет говорить о том, что в П. во времена егип. владычества существовало большое кол-во малых гор.-госуд., среди них — Иерусалим. К этому времени уже произошло «завоев. земли» др.-евр. племенами, переживавш. процесс перехода к оседлости, к-рый ок. 1100 до н.э. был завершен (согл. традиции, это были 12 колен, чьи предки считались родственниками человека по им. Израиль). Ок. 1200 до н.э. филистимляне осели на побережье; борьба против них ускорила переход народа израиль от союза племен к госуд. Давид из колена Иуды (ок. 1010 — 971 до н.э.) победил филистимлян, покорил часть Юж. Сирии и сделал Иерусалим столицей. Его сын Соломон (ок. 971 — 932 до н.э.) занялся прежде всего внутр. устройством своей державы, приказал соорудить в Иерусалиме храм богу Яхве и способствовал тому, чтобы торговля стала царской монополией. После его смерти царство распалось на Израиль (на С.) и Иуду (на Ю). В 721 до н.э. Израиль был уничтожен ассирийцами, а Иуда стала от них зависимой. В 598 до н.э. Навуходоносор II захватил Иерусалим. После восстания 587 до н.э. город вновь был осажден и взят. Часть населения подверглась «вавилонскому пленению».     Позднее П. попала под власть персов, с 332 до н.э. — принадлежала госуд. Александра Македонского, с 320 до н.э. она находилась под властью Птолемеев, с 198 до н.э. — Селевкидов. В 166 до н.э. Иуда Маккавей («Молот») восстал против Селевкидов. После подавл. восстания в 160 до н.э. была основана династия Хасмонеев, подчин. селевкидскому верхов. владычеству. В 63 до н.э. Помпей присоед. госуд. Хасмонеев к Рим. республике. Попытка покор. народа вновь обрести независимость привела к Иудейской войне (66 — 70).     При Веспасиане и Тите, к-рый стоял во главе рим. армии, был разрушен храм и г. Иерусалим. После пораж. восстания Бар-Кохбы (132 — 135) имп. Адриан запретил иудеям проживать в пров. Иудея. В 395 П. отошла к Византии, в 634 — к Арабскому халифату.
Топонимический словарь
истор. обл. на 3. Азии, между Средиземным морем и р. Иордан, Мертвым морем. Первоначально название Палестина относилось к небольшой территории в юж. части вост. побережья Средиземного моря. Образовано от этнонима пелиштим или филиштин, русск. филистимляне, упоминаемого в источниках с XIII в. до н. э. Позже название Палестина распространилось на побережье между Ливаном и Синайским п-овом. Совр. араб, название Филистин. См. также <<Израиль>>.
Орфографический словарь Лопатина
Палест`ина, Палест`ина, -ы (страна)
Словарь Даля
(Иудея, земля Ханаанская, вероятно искажен. Филистимляне), говорят в народе значении: отечество, отчизна, родина, родные, домашние места. В нашей палестине или в наших палестинах. у нас на родине. Он отвечал (говор. Лепехин), что в их палестине конский падеж.
·*влад. равнина
Словарь Ушакова
ПАЛЕСТ’ИНА, палестины, ·чаще мн. палестины, ин, ·жен. (·разг. ). Местность, край (преим. о своем, родном). «Поздравить любезного гостя с прибытием в родные палестины.» А.Тургенев. «Одно горе: в наших палестинах учителя сыскать довольно затруднительно.» А.Тургенев.
Обширное, далекое и глухое место. «Леса там большущие - такая палестина, что верст по пятидесяти ни жила, ни дорог нету.» Мельников-Печерский. (По названию страны в Азии; ·срн. обетованный.)
Толковый словарь Ефремовой
[палестина]
ж. устар.
1) Большое пространство (земли, леса, и т.п.).
2) Большое количество чего-л.
Энциклопедический словарь конституционного права
(Государство Палестина)
государственное образование в Азии, на Ближнем Востоке. Провозглашено 15 ноября 1988 г. на сессии Национального совета Палестины в г. Алжире.
Согласно резолюции ¦ 181 Генеральной Ассамблеи ООН, 29 ноября 1947 г. прекратился мандат Великобритании на П. и образовались еврейское и арабское государства. Однако вскоре после одностороннего образования Государства Израиль началась арабо-израильская война, которая привела к захвату основной части территории арабского государства Израилем и переходу сектора Газа под контроль Египта и Западного берега реки Иордан - Иордании (впоследствии также оккупированного Израилем).
В результате подписания 13 сентября 1993 г. в Вашингтоне "Декларации о принципах промежуточного урегулирования" между Израилем и Организацией Освобождения Палестины (ООП) началось создание предусмотренного в ней ограниченного самоуправления палестинцев в секторе Газа и в районе г. Иерихон (Западный берег р. Иордан). Создается Палестинская промежуточная администрация самоуправления на переходный период до окончательного урегулирования палестинской проблемы.
Высшим органом ООП является Национальный совет П. (около 400 членов), в котором представлены все ведущие политические и религиозные организации, известные общественные деятели. Консультативным органом ООП является Центральный совет (около 100 членов). Практическое руководство деятельностью ООП осуществляет Исполком (18 членов) во главе с Председателем.
Председатель ООП Ясир Арафат назначен Исполкомом ООП 29 марта 1989 г. (решение утверждено Центральным советом ООП 2 апреля 1989 г.) президентом П.
Высшим законодательным и исполнительным органом палестинского самоуправления является сформированная в мае 1994 г. Палестинская национальная администрация.Глава администрации (правительства) председатель Исполкома ООП Я. Арафат курирует также министерство внутренних дел и безопасности.(А. К.)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПАЛЕСТИНА


будет выглядеть так: Что такое ПАЛЕСТИНА