Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОЗИРИС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в древне-египетской мифологии бог. См. Осирис.
Орфографический словарь Лопатина
Оз`ирис, Оз`ирис, -а и Ос`ирис, -а
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(в др.-египетской мифологии - бог плодородия, царь загробного мира) Как много просьб к друзьям встревоженным В глазах, торгующих мороженым! Прекрасен в рубищах их вырез. Но здесь когда-то был Озирис. Тот город, он море стерег! (об Астрахани) Хл913 (245); Поля, полольщица, поли! Дева, полотнища полощи! Изида, Озириса ищи! Куз922 (246); Изида, Озириса ищи! Дева, полотнища полощи! // Куски разрубленные вместе слагает. Адонис, Адонис загробных высот! ib.
Литературная энциклопедия
умирающий и воскресающий бог древнего Египта, олицетворение увядания и возрождения растительности. Культ О. стоял в центре загробных верований древних египтян. Миф об О. в наиболее полном виде сохранился в передаче Плутарха («Об Изиде и Озирисе», §§ 15 и сл.) и включает гибель О. от коварного брата его Сета, поиски его Изидой, рождение Гора от сочетавшейся с трупом О. Изиды-ласточки, осквернение трупа О. Сетом, разрезавшим и разбросавшим его, собирание Изидой тела О. и воскрешение его с помощью других богов. Рассказ Плутарха в основном воспроизводит подлинные верования древних египтян, что подтверждается многочисленными показаниями египетских источников («Тексты пирамид», надписи на саркофагах, «Книга мертвых» и др.), а также памятниками изобразительного искусства. Спор между Гором и Сетом и присуждение престола Гору подробно изложены в папирусе Gardiner (Papyr. Collection, Chester Beatty, № 1), ставшем доступным лишь в 1931. Весьма ценный вариант мифа об О. находим в знаменитой древнеегипетской повести о двух братьях — Анубисе и Бата (русск. перев. с оригинала В. Викентьева, М., 1917). Миф об О. содержит огромное количество фабульных элементов, встречающихся в различных вариантах и комбинациях в мировом сказочном и эпическом фольклоре и частью унаследованных и письменными лит-рами античной и феодальной общественно-исторических формаций. Таковы напр. мотивы братьев-врагов и мести сына за убийство отца, забрасывание невинно гонимого в ларце в море, врастание трупа в дерево, проникание жены под видом служанки в дом, где находится ее муж, превращение женщины в птицу. Связь этих мотивов с родовыми общественными отношениями, с бытом и идеологией древнейших дофеодальных формаций придает мифу об О. огромную ценность для изучения фольклора. Не меньшую ценность миф об Озирисе имеет для сравнительного изучения религий как один из древнейших вариантов мифа об умирающем и воскресающем боге, легшего в основу и христианского мифа о Христе (см. «Евангелие»), а в отдельных своих частях совпадающего и с семитскими мифологиями, в частности древнееврейскими мифами Библии (см.). Библиография: Помимо мифологического словаря «Ausfuhrliches Lexikon der griechischen und romischen Mythologie», hrsg. v. W. N. Roscher, B. IV (Usire), Lpz., 1924—1925: Erman A., Die aegyptische Religion, 2 Aufl., Berlin, 1909; Тураев Б. А., История древнего Востока, ч. 1, изд. 2-е, СПБ, 1913; Морэ А., Цари и боги Египта, М., 1914. Об отношении Озириса к аналогичным божествам Средиземноморья см.: Фрэзер Дж. Дж., Золотая ветвь, вып. III. Умирающие и воскресающие боги растительности, изд. «Атеист», М., 1928. Варианты и отголоски мифа об О. в фольклоре разобраны в статьях Франк-Каменецкого И.:
262 Ueber die Wasser- und Baumnatur des Osiris («Archiv fur Religionswissenschaft», XXIV, 1926, Heft 3—4); Грузинская параллель к древнеегипетской повести о двух братьях, «Яфетический сборник», IV, Л., 1925. См. также «Мифология». И. Ф. -К. и Р. К.
Теософский словарь
    (Егип.) Величайший Бог Египта, Сын Себа (Сатурна), небесного огня, и Неит, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает что он есть самосущий и само-сотворенный бог, первое проявляющееся божество (наш третий Логос), идентичный с Ахура Маздой и другими "Перво-Причинами". Ибо, как Ахура Мазда един с Амшаспентами, или является их синтезом, так и Озирис, коллективное единство, при дифференциации и персонификации, становится Тифоном, своим братом, Изидой и Нефтидой, своими сестрами, Гором, своим сыном, и другими своими аспектами. Он родился на Горе Синай, Ниссе В.З. (См. "Исход", XVII,15), и был погребен в Абидосе, после того, как Тифон убил его, когда ему было только двадцать восемь лет, согласно аллегории. По Еврипиду, он тот же Зевс и Дионис или Дио-Нис, "бог Нисы", ибо, по его словам, Озирис вырос в Нисе, по арабски "Счастливый". Спрашивается: насколько последнее предание повлияло или имеет что-либо общее с утверждением в Библии, что "Моисей воздвиг алтарь и произнес имя Иегова Нисси", или, каббалистически - "Дио-Иао-Нисси" (См. "Раз. Изида", 11,с.191.) Четырьмя главными аспектами Озириса были - Озирис-Птах (Свет), духовный аспект: Озирис-Гор (Разум), умственный манасический аспект; Озирис-Лунус, "Лунный" или психический, астральный аспект; Озирис-Тифон, Демонический, или физический, материальный, потому полный страстей, буйный аспект. В этих четырех аспектах он символизирует двойственное Эго - божественное и человеческое, космически-духовное и земное. Из множества верховных богов, эта египетская концепция является самой многозначительной и величественной, так как включает в себя весь диапазон физической и метафизической мысли. Как солнечное божество он имел двенадцать меньших богов ниже себя - двенадцать знаков Зодиака. Хотя его имя и "Неизрекаемо", сорок два его атрибута носят каждый по одному из его имен, и семь его двойственных аспектов завершают сорок девять, или 7Х7; первые символизированы четырнадцатью членами его тела, или дважды семь, Таким образом, бог исчезает в человеке, а человек обожествляется в бога. Его называли Озирис-Элох. М-р Данбер Т.Хис упоминает финикийскую надпись, которая при прочтении дала следующую надгробную надпись в честь мумии: "Да будет благословенна Та-Бай, дочь Та-Хапи, жреца Озирис-Элоха. Она никому ничего не сделала во гневе. на не произносила лжи ни о ком. Оправданная перед Озирисом, да будешь ты благословенна перед Озирисом! Мир тебе." Затем он добавляет следующее: "Автора этой надписи, я считаю, следовало бы назвать язычником, так как целью его религиозных устремлений служит оправдание перед Озирисом. Все же мы находим, что он называет Озириса - Элох. Элох есть имя, употребляемое Десятью Племенами Израиля по отношению к Элохимам Двух Племен. Иегова-Элох ("Бытие", III, 21) в версии, используемой Ефраимом, соответствует Иегове Элохим в той версии, которой пользуется Иуда и мы сами. Но если так, то неизбежен вопрос, требующий смиренного ответа - какой же смысл должны были раскрыть эти две фразы - соответственно Озирис-Элох и Иегова-Элох. Со своей стороны, мне представляется лишь один ответ, а именно, что Озирис был национальным Богом Египта, Иегова - Израиля, и что Элох есть эквивалентен Deus, Gjtt или Dieu". Что касается его человеческого развития, он, по словам автора "Egyptiah Belief", является "Одним из Спасителей или Освободителей Человечества. Как таковой он рожден в этом мире. Он пришел как благодетель, что-бы освободить человека от забот. В своих усилиях творить добро он сталкивается со злом... и на время терпит поражение. Его убивают... Озирис погребен. Могила его тысячелетиями служит местом паломничества. Но в гробу он не бездействовал. По окончании трех дней, или сорока, он вновь воскрес и взошел на Небо. Это есть история его Человечества." (Egypt. Belief".) Мариетт Бей, говоря о Шестой Династии, указывает, что "имя Озириса... становится все более популярным. Мы сталкиваемся с формулой Оправданного"; и добавляет - "это доказывает, что это имя (Оправданного или Макхеру) давалось не только мертвым". Но это доказывает также и то, что легенду о Христе, почти во всех ее деталях, можно найти за тысячелетия до христианской эры, и что Отцам Церкви осталось не более, чем просто применить ее к новой личности.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОЗИРИС


будет выглядеть так: Что такое ОЗИРИС