Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОВИДИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н. э.— около 18 н. э.), римский поэт. Культивируя индивидуалистическую, главным образом эротическую, поэзию, О. в ранних поэмах «Наука любви» и «Средства от любви» даёт наставления в области любовных отношений, вводит сценки из римской жизни. Переход к большим произведениям в духе эллинистической «учёной» поэзии отмечен созданием поэмы «Метаморфозы» (рус. пер. 1874—76), которая задумана как эпос и содержит около 250 мифологических и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. В последний период жизни написаны «Скорбные элегии» и «Понтийские послания». В конце 8 н. э. сослан Августом в г. Томы (ныне порт Констанца в Румынии), где и умер. В ссылке О. создал новый жанр римской поэзии — субъективную элегию, не связанную с любовной темой. О. высоко ценил А. С. Пушкин, интерес к поэту-изгнаннику сказался в стихотворении «В стране, где Юлией венчанный», «К Овидию», в поэме «Цыганы».
         Соч.: Opera, ed. R. Ehwald, V. Levy, t. 1—3, Lipsiae, 1915—32; Carmina selecta, M., 1946; в рус. пер. — Баллады-послания, М., 1913; Метаморфозы, [вступ. ст. А. Белецкого], [М,], 1937; Любовные элегии, [вступ. ст. и пер. С. Шервинского], М., 1963; Элегии и малые поэмы, М., 1973.
         Лит.: Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; История римской литературы, т. 1, М., 1959; Francel Н., Ovid. A poet between two worlds, Berk.,. 1945; Paratore E., Bibliografia Ovidiana, Sulmona, 1958.
         К. П. Полонская.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ОВИДИЙ, Публий Овидий Назон (20.03.43 до н.э. — 18 н.э.) — рим. поэт эпохи принципата Августа. В творчестве О. можно наметить три этапа: любовная поэзия (примерно до нач. н.э.; сб. «Любовные элегии», сб. «Герои-ды», или «Послания», поэма «Наука любви»); поэзия на учено-миф. темы (2 — 8 н.э.; поэма «Метаморфозы», содержащая ок. 250 миф. сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и т.д., и поэма «Фасты», посвящ. сказаниям, связанным с рим. календарем) и стихи времени изгнания (после 8 н.э.; «Тристии», или «Скорбные стихотворения», «Понтийские послания»). О. — блестящий мастер стиха и занимат. рассказчик; его поэзия лишена больших идейных проблем, однако за насмешливым тоном О. по отношению к богам, героям и современникам скрывалась оппозиция идеологич. политике. В кон. 8 н.э. О. был сослан на берег Черного м. в г. Томы (совр. Констанца), где и умер.
Орфографический словарь Лопатина
Ов`идий, Ов`идий, -я
Античные писатели
    Овидий Назон, Публий; Ovidius Naso, Publius, 43 г. до н. э.-18 (или 17) г. н. э., римский поэт. Родился в Сульмоне у подножия Аппенин. Происходил из состоятельной всаднической семьи. В соответствии с желанием отца, он был послан учиться в Рим, чтобы посвятить себя карьере политика и юриста. В дополнение к учебе совершил путешествие в Афины, Малую Азию и на Сицилию. После возвращения в Рим быстро отказался от карьеры чиновника и целиком посвятил себя поэзии. — Первые произведения сразу принесли О. громкую славу. Он был связан с поэтическим кружком Мессалы. Знал Горация, восхищался Вергилием, дружил с Проперцием, а памяти Тибулла посвятил одну из прекраснейших своих элегий. О. был трижды женат, имел дочь. В 8 г. н. э., на вершине известности и славы, О. неожиданно был приговорен Августом к изгнанию на Черное море в Тому (совр. Констанца). Причина высылки неизвестна. Сам О. говорит, что единственной его виной были кармины (песни) (Наука любви?) и ошибка. Но нам неизвестно, в чем эта ошибка заключалась. Однако Август был сильно задет, ибо несмотря на многочисленные просьбы о помиловании, которые поэт слал в Рим, приговор так и не был отменен. О. умер в Томе после 10 лет изгнания. Все произведения О., кроме Метаморфоз и не сохранившейся трагедии Медея, были написаны элегическим дистихом. Ранний период творчества О. посвящен произведениям на любовные темы. Ок. 20 г. до н. э. О. издал первый сборник Любовные элегии (Amores) в 5 книгах. Сохранилось только 3 книги из второго издания. Это любовные произведения (исключение составляет одна элегия, описывающая процессию в честь Юноны и упомянутая ранее элегия на смерть Тибулла), посвященные Коринне. Коринна — вымышленный образ, фикцией являются и описываемые чувства и переживания поэта. Черпая из архаической и эллинистической греческой лирики, а также используя упражнения, которые он выполнял в риторической школе, О. представил известные из литературы любовные сюжеты, ситуации, переживания: ожидание у дверей возлюбленной, ссоры, радость, измены, ревность. Стихи О. исполнены очарования и юмора, а порой — цинизма и иронии. Между первым и вторым изданием любовных элегий появилась на свет первая часть сборника Героиды (Heroides или Epistulae Heroidum) — 15 посланий мифических героинь: Пенелопы, Медеи, Дидоны, Ариадны и др., адресованных неверным мужьям или возлюбленным. Вторая часть, по-видимому, была создана позднее, она включает три пары писем, написанных любовниками друг другу. В этих элегиях чувствуется влияние риторической школы, они скорее напоминают монологи, иллюстрирующие переживания героинь. Из дидактических поэм, представляющих собой как бы пародийный вариант эллинистических дидактических поэм (Арат, Никандр) самой старой является поэма О раскрашивании женщинами лица (De medicamine faciei femineae), от которой сохранилось 50 дистихов; в ней О. рассказывал девушкам о том, как надо заботиться о своей внешности. В Науке любви (Ars amatoria), изданной, видимо, в 1 г. до н. э., О. изложил науку соблазнения. Вначале он составил только 2 книги советов мужчинам, потом добавил кн. III, предназначенную для девушек. О. дал точные указания, где нужно искать прекрасных девушек, как их обольщать (кн. I), как продлить связь (кн. II). Часть, адресованная женщинам, тоже содержит подобные советы. Поэма исполнена юмора, полна забавных оборотов и сентенций, комических ситуаций. Ее реализм отличают изысканность и культура, чувствительность и утонченность. Прекрасно написанная картина римского общества эпохи Августа иллюстрируется многочисленными примерами из мифологии, в поэме множество сравнений и отступлений. Продолжением Науки любви стала поэма Лекарство от любви (Remedia amoris) в 1 книге, изданная ок. 2 г. н. э.. Она выдержана в том же тоне, что и Наука любви, и учит читателя, как нужно поступать, чтобы излечиться от несчастной любви. Зрелое творчество О. представлено двумя большими поэмами: Метаморфозы (Metamorphoseon libri XV) в 15 книгах и Фасты (Fasti); оба написаны после 1 г. н. э. В Метаморфозах О. ориентировался на греческих поэтов: Каллимаха, Эратосфена, Никандра, Парфения Никейского, а также на римских — Катулла, Цинну, Мацера. Сюжеты он взял из неисчерпаемой сокровищницы греко-римских мифов, выбирая прежде всего те, что рассказывали о каких-либо превращениях. О. замыслил представить мифы в хронологическом порядке от начала мира до своей эпохи. Поэма начинается рождением мира из Хаоса и заканчивается апофеозом Цезаря. Книги I-V включают самые древние мифы о потопе, о четырех веках человечества, о мировом пожаре — до эпохи Фив; кн. VI-X содержат предания, касающиеся Геркулеса, с кн. XI начинаются легенды троянские, италийские и римские. В пределах всей эпопеи О. рассказывает или упоминает 250 мифов о превращениях. Стремясь придать повествованию связность, он использует принцип хронологической и генеалогической последовательности, группирует локальные мифы, предания, связанные единой темой или контрастирующие между собой, включает множество эпизодов. Разнообразие содержания порождает разнообразие стиля и настроения: начало и конец Метаморфоз написаны в философском тоне, а, например, ухаживания Циклопа напоминают идиллию. Целое, однако, выдержано в эпическом стиле, что подчеркивают многочисленные гомеровские сравнения, описания природы и произведений искусства, большие эпические сцены, каталоги, а прежде всего размер — гекзаметр. В то же время, что Метаморфозы, О. создает Фасты (dies fasti — это дни, в которые были дозволены публичные выступления и деятельность, в отличие от запретных дней — dies nefasti) При создании этого поэтического календаря, рассказывающего об учреждении римских праздников, рождении обычаев и обрядов, О. вдохновлялся произведениями Арата и Каллимаха, а по некоторым сведениям, также сочинениями Варрона, Катона, Веррия, Флакка. Изгнание помешало О. закончить произведение. Ему удалось написать только 6 книг, каждая из которых посвящена одному месяцу, от января до июня. Изгнание надломило О. Произведения, созданные в этот период, характеризует монотонность содержания и интонации. Тристии (Скорбные элегии) в 5 книгах включают элегии к жене, друзьям и императору с просьбой о заступничестве и помиловании. Они дышат тоской по Риму, полны воспоминаний, рисуют грустную картину жизни изгнанника. Вторую книгу составляет только одна элегия, адресованная Августу, в которой поэт объясняется по поводу обвинений в адрес Науки любви. Элегия 10 в книге IV представляет собой автобиографию поэта. Письма с Понта (Epistulae ex Ponto) в 4 книгах были изданы позднее, кн. IV, по-видимому, уже после смерти поэта. Их содержание напоминает Тристии, но каждое послание адресовано конкретному человеку. В изгнании О., вероятно, выучил язык гетов и на нем написал хвалебную песнь в честь Августа. К этому же периоду принадлежат: ориентированный на произведение Каллимаха Ибис, полный проклятий врагам О., поэма о рыбах Halieutica (фр.) и элегия Орех (Nux), в которой звучат жалобы дерева. В отличие от Вергилия и Горация, О. не принял провозглашенной Августом программы оздоровления римского общества. О любви и о богах он всегда говорил свободно. Однако он восхвалял свое время, воспевал Рим и его красоту. Римская действительность просвечивает даже сквозь миф: Зевс в поэмах О. напоминает Августа, Олимп — Палатин, нимфы и богини — римских красавиц. О. — блестящий знаток человеческой психологии, в особенности женской. Его советы влюбленным удивляют своей меткостью, письма героинь дышат подлинным чувством. О. является также мастером повествования. Он захватывает живостью и красочностью описаний, фантазией, разнообразием настроений, чувством юмора. Влияние риторики проявляется в многочисленных сентенциях, шутливых оборотах, игре слов. Язык и стих О. совершенны, полны очарования и изысканной простоты. О. пользовался популярностью уже у своих современников. В средневековье читали прежде всего его любовные стихотворения, трактуя их аллегорически. Метаморфозы называли «Библией язычников» и «Библией поэтов». О. оказал огромное влияние не только на литературу: он предоставил материал для создания драм и опер, а также произведений живописи.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Назон Публий О. (43 до н. э. - 18 н. э.) - рим. поэт; тж в знач. нариц.) Привратник, царственно ленив, Встал, и звериная зевота Напомнила твой образ, скиф! Когда с дряхлеющей любовью Мешая в песнях Рим и снег, Овидий пел арбу воловью В походе варварских телег. ОМ914 (94.2); Плевать, что нет / у Гомеров и Овидиев / людей, как мы, / от копоти в оспе. / Я знаю - / солнце померкло б, увидев / наших душ золотые россыпи! М914-15 (393); Рядом - женщина, в любовной науке И Овидия и Сафо мудрей. Бриллиантами обрызганы руки, Два сапфира - из-под пепла кудрей. Цв915 (I,242.1); Мне синь небес и глаз любимых синь Слепят глаза. - Поэт, не будь в обиде, Что времени мне нету на латынь! Любовницы читают ли, Овидий?! Цв915 (I,243.2)
Литературная энциклопедия
[полное имя Публий Овидий Назон, 43 до нашей эры — 17 нашей эры] — римский поэт. Согласно данным автобиографии («Тристии», IV, стихотв. 10), О. родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. О., поэт светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в эпоху О. высокой степени своего экономического развития. О. чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего лит-ого поколения, пережившего крушение республики (Вергилий, Гораций), — в его творчестве решительно преобладают эротические темы, притом с упором не на глубину
219 Иллюстрация: Страница итальянского изд. «Метаморфоз» Овидия
[XVI в.] Иллюстрация: Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия
(из русского изд. конца XVIII в.)
220 Иллюстрация: Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия (из
изд. 1558) Иллюстрация: Титульный лист франц. изд. «Метаморфоз» Овидия
[XVIII в.]
221 или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными лит-ыми мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения О. отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве. Тенденции самодовлеющего орнаментализма не случайны в поэзии О. В его лице лит-ый стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости, уже таившей в себе семена загнивания и упадка. О. дебютировал в области эротической элегии («Любовные песни» — «Amores»), систематически снижая традиционно-условную топику этого жанра и перенося ее в атмосферу римской улицы; иногда элегии О. получали политическую заостренность: поэт полемизировал против тенденций Августа воскресить законодательным путем строгость семейных нравов. Новую форму для вариации мотивов эротической элегии О. создал в «Героинях» (Heroides) — сборнике посланий мифологических героинь к покинувшим их мужьям или возлюбленным, где при кажущемся однообразии тематики искусно нюансирована психология отдельных героинь. О. черпает материал из трагедий Еврипида и произведений эллинистической лит-ры и искусства, но мифологические образы О. полностью модернизирует, сохраняя лишь традиционные имена и ситуации. Обычная в римской элегии маска поэта — «учителя любви» — находит свое завершение в дидактических поэмах О.: «Наука любви» (Ars amatoria) и «Средство от любви» (Remedia amoris), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощренной риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями. Дидактическими поэмами (к к-рым относится и фрагментарно сохранившаяся «О средствах красоты лица» — «De medicamine faciei») О. подвел итог своей деятельности как поэта любви и перешел к более серьезным темам по образцу «ученой» поэзии эпохи эллинизма, которая особенно охотно разрабатывала этнологические мифы — о происхождении предметов, их свойств, обычаев, праздников и т. п. В «Метаморфозах» О. развертывает свыше 200 сказаний о чудесных «превращениях» в виде связной поэмы, начиная от сотворения мира как первого «превращения» хаоса в космос и кончая самоновейшим официальным мифом о превращении Юлия Цезаря в звезду. В «Фастах» (Календарь) Овидий излагает сказания, связанные с праздниками римского календаря, выступая в роли охранителя официальной идеологии, с к-рой он не раз полемизировал в более ранних своих произведениях; впрочем эта полемика никогда не имела значения глубокого социального протеста — О. всегда оставался идеологом
222 класса, заинтересованного в крепости императорского режима. Осенью 8 нашей эры О. был по приказу Августа сослан в отдаленные Томы на берегу Черного моря (совр. Констанца). Непосредственный повод к ссылке О. не известен. Вдали от Рима О. не мог продолжать своих занятий «ученой» поэзией: «Метаморфозы» остались законченными вчерне, а «Фасты» и совсем недоделанными. Творчество О. в ссылке имело по преимуществу лирический характер: «Скорбные элегии» (Tristia) и «Письма с Понта» содержат главным образом сетования на судьбу изгнанника; «Ибис» — гневная инвектива в «ученом» стиле против какого-то недоброжелателя; дидактическая поэма о «рыбной ловле» (Halieutica) повидимому не была закончена О., который не дождался облегчения участи ни от Августа ни от его преемника Тиберия и ум. в Томах в 17 нашей эры. Из несохранившихся произведений О. высоко ценилась в древности трагедия «Медея». Популярность О. в античности и в средние века была огромна. «Метаморфозы» рассматривались как языческая Библия, подлежавшая переводу и аллегорическому толкованию («Ovide moralise»). Для светской поэзии (трубадуры, «Roman de la Rose») О. оставался «учителем любви»; вокруг жизни О. творились легенды. Эпоха Возрождения принесла с собой многочисленные новеллистические переработки рассказанных у О. мифов, а в XVII—XVIII вв. эти мифы служили неисчерпаемым источником оперных и балетных тем. В XIX в. лит-ая действенность О. ослабела, но образ поэта-изгнанника неоднократно привлекал к себе внимание Пушкина, к-рый сопоставлял свою ссылку на юг с ссылкой О. Несколько стихотворений посвятил О. и Майков. Библиография: I. Русск. перев.: Heroides, перев. Ф. Зелинского (Баллады. Послания, М., 1913), и Д. П. Шестакова (Казань, 1902); Ars amatoria, перев. прозой В. Алексеева (Наука любви, изд 2-е, СПБ, 1914) и А. И. Манна (СПБ, 1905); Искусство любви и Средство от любви, перев. в стихах, под ред. проф. Г. С. Фельдштейна, М., 1926; Метаморфозы, перев. А. Фета (М., 1887) и Ф. Матвеева (2 тт., М., 1874—1876); Тристии, перев. А. Фета, М., 1893; Opera, hrsg. v. R. Ehwald u. W. Levy, B-de I—III, Lpz., 1915—1924; L’art d’aimer (лат. текст), H. Bornecque, P., 1924. Комментированные издания: Ibis, ed. by P. Ellis, Oxford, 1882; Heroides, ed. by A. Palmer, L., 1898; De arte amatoria libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1902; Metamorphosen, erkl. v. O. Korn, 3 Aufl. v. R. Ehwald, Buch I, Berlin, 1903, Buch II, Berlin, 1898; Fastorum libri sex, fur die Schule, erkl. v. H. Peter, Lpz., 1907; Id., ed. by J. G. Frazer, 1929; Amorum libri tres, erkl. v. P. Brandt, Lpz., 1911; Tristia, ed. G. Nemethy, Budapest, 1913. II. Покровский М. М., Материалы для характеристики Овидия, «ЖМНП», 1901, кн. VII; Его же, «ЖМНП», 1907, кн. II—IV; Зелинский Ф. Ф., П. Овидий Назон (вступ. очерк к перев. «Баллад-посланий»); Малеин А. И., Овидий и Пушкин, П., 1915; Соболевский С. И., Жизнь и труды Овидия (вступ. очерк к перев. «Средства от любви»), М., 1926; Lafaye G., Les Metamorphoses d’Ovide et leurs modeles grecs, P., 1904; Schrotter W., Ovid und die Troubadours, Halle, 1908; Ripert E., Ovide..., P., 1922; Pansa G., Ovidio nel medio evo e nella tradizione popolare, Sulmona, 1924; Rand E. K., Ovid and his Influence, L., 1926; Martini E., Ovid u. seine Bedeutung fur die romische Poesie, в кн. «Epitymbion», v. H. Swoboda dargebracht, Reichenberg, 1927; Slater D. A., Towards a Text of the «Metamorphoses» of Ovid, L., 1927. И. Троцкий
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОВИДИЙ


будет выглядеть так: Что такое ОВИДИЙ