ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ |
Мультимедийная энциклопедия |
экскоммуникация, анафема, форма церковного наказания, в
результате которого член церкви временно исключается из
церковного общества и лишается некоторых прав, привилегий и
духовных благ. В древней церкви анафеме подвергались грешники,
прежде всего еретики. В Средние века епископы время от времени
отлучали друг друга, однако в основном это наказание
распространялось на тех, кто находился под юрисдикцией самого
архиерея. К числу самых знаменитых отлучений, имевших важные
исторические последствия, относятся отлучение папой Римским
патриарха Михаила Керулария (1054), императора Генриха IV
(1076) и короля Генриха VIII Английского (1533).
В настоящее время Римско-католическая церковь опирается на
законы об отлучениях, сформулированные в Кодексе канонического
права (1918). В них различаются vitandi (тех, кого следует
избегать) и tolerati (тех, кого можно терпеть). К vitandi
причисляются те, кого Св. Престол отлучил индивидуально,
публично и с ясной декларацией того, что их следует избегать,
или те, кто поднял руку на самого папу; все прочие отлученные
считаются tolerati. Отлученные обеих категорий лишаются права
участвовать в церковных службах, а первые и присутствовать на
них: если vitandus появится на богослужении, он должен быть
изгнан либо богослужение должно быть прекращено. Все отлученные
лишаются права причащаться и совершать таинства; они не могут
занимать церковные должности, получать индульгенции,
участвовать в выборах епископов или в богослужениях. Отлучению
подвергают только за серьезные преступления, и снимается
отлучение только обладающим соответствующими полномочиями
архиереем через отпущение грехов, на которое раскаявшийся
отлученный сохраняет право. См. также АНАФЕМА.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
Современная Энциклопедия |
ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ, исключение из состава членов данной церкви; практикуется во многих религиях, в том числе в христианстве, иудаизме. В русской православной церкви по "Духовному регламенту" отлучение от церкви подразделялось на великое, или анафему (налагалось на еретиков и отступников), и малое, или запрещение (налагалось епископом за нарушение церковных правил и заповедей и влекло за собой временное лишение отлучённого права на причащение, благословение и др.). |
|
|