Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОСОБЕННОЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        философская категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного (См. Единичное) и общего (всеобщего (См. Всеобщее)). Обычно О. рассматривается лишь как нечто, что лишь опосредствует отношение между единичным и общим. Например, понятие «русский» выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению к понятию «славянин». Последнее выступает как общее к понятию «русский» и как О. по отношению к понятию «человек». Но это лишь объёмное, количественное отношение. Оно верно, но недостаточно для понимания сути категории О. При более глубоком рассмотрении О. выступает не просто как только промежуточное звено между единичным и общим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках какого-либо целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное — в его единстве с общим. Следовательно, О. выступает как реализованное общее, например Великая Октябрьская социалистическая революция, когда она рассматривается как конкретная, единичная форма проявления закономерностей социалистической революции. О. мыслится как отличное от всего иного и имеющее нечто, чего нет у др. объектов, а вместе с тем как такое, что находится в многообразных связях и закономерных отношениях с ними.
         Категория О. относительна, подвижна, текуча. В одном отношении О. может больше или меньше «приближаться» к общему и выступать и мыслиться как нечто общее в его связи со своим единичным, а в др. случаях — как нечто единичное в его связи со своим общим. О. как бы стоит посредине между общим и единичным, одновременно включая их «в себя». Категория О. — важнейший момент движения познания в глубь объекта, восхождения от абстрактного к конкретному (См. Восхождение от абстрактного к конкретному).
         А. Г. Спиркин.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ОБЩЕЕ- ОСОБЕННОЕ- ЕДИНИЧНОЕ - англ. general - particular-singular; нем. Allgemeines - Besonderes - Einzelnes. чешскоЪеспё - zvlaetni - jedineun ё. Философские категории, обозначающие объективные связи мира и уровни их познания. ОБЩЕЕ - сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании к-рого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род; ОСОБЕННОЕ - предмет как целое, выступающий в единстве и соотнесении единичного и общего; ЕДИНИЧНОЕ - отдельный предмет или явление в уникальности свойств и проявлений.
Философский словарь
ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ
философские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания. Эти категории формируются в ходе развития практически-познавательной деятельности. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто Е. Однако уже элементарная практика обнаруживает повторяющиеся признаки ряда объектов, позволяет объединять их в определенные классы. Общие черты,.. присущие нек-рым объектам, относящимся к определенному классу, выступают как О. Др., обнаруживающиеся у всех без исключения представителей этого класса, рассматриваются как В. Решение вопроса о соотношении Е., о. и в. в сознании и в объективном мире, особенно проблема соотношения общих понятий и единичных реальных объектов, к-рые обозначаются такими понятиями, вызывало большие трудности в истории философии. При наивно-наглядном представлении об объективном аналоге В. в мышлении как о сходном, повторяющемся в мире явлений еще не ставится вопрос об источниках, причине этого сходства, как и вопрос о том, в какой мере В. в понятиях отражает реально существующие характеристики бытия, а в какой коренится в особенностях познавательного процесса. Такой позиции придерживались древнегреч. материалисты. Так, Фалес основу всех вещей, В., видит в воде, Гераклит — в огне, Демокрит — в атомах. Понимание В. как объективного свойственно и большинству идеалистов этого периода, но В. у них отрывается от материальной действительности и превращается в особый мир идеальных сущностей (Платон). Аристотель не считал В. особой сущностью, отделенной от Е., от объектов реального мира. В. для него — это прежде всего абстракции, используемые человеческим разумом, но одновременно и сущность единичных объектов, цель, ради к-рой существуют последние (здесь Аристотель близок к платоновской трактовке В.). Учение Аристотеля стало базой для враждующих течений номинализма и реализма (Реализм средневековый). Опытная наука нового времени, развивавшаяся в борьбе против богословия и схоластики, породила протест против идеалистической трактовки В. Выражая эту. тенденцию, Локк понимает В. только как абстрактное, словесное выражение сходства явлений. Такое толкование согласовывалось с практикой тогдашнего естествознания, особенно с попытками классификации явлений. Дальнейшее развитие теоретической науки демонстрирует односторонность лок-ковского понимания В. Критику такого понимания предпринимают Кант и в особенности Гегель, к-рыи различает “абстрактно В.” как фиксированное в словах тождество явлений (их простое сходство) и подлинное, “конкретно В.”, понимаемое, как внутренняя сущность, закон существования и изменения явлений. В то же время подлинно В., по Гегелю, предстает как нечто духовное — идея, понятие. В марксизме категории Е., о и в. рассматриваются как средство отражения объективных связей бытия. “Форма всеобщности в природе, — пишет Энгельс, — это закон... Форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное” (Т. 20. С. 548 — 549). Раскрывая объективную связь вещей и явлений мира с помощью категорий Е., о. и в., материалистическая диалектика говорит, что В. воплощает в себе все богатство индивидуального, отдельного, что Е. не существует без В., а последнее без Е., что в известных условиях Е. не только связано с В., но и переходит в него. Объективная связь явлений, существующая независимо от нашего знания о ней, вместе с тем находит свое выражение в языке и формах исследования объектов, поскольку они формируются в ходе практической, материальной деятельности в объективном мире и несут на себе черты этого мира. Теоретический анализ и реконструкция с помощью понятий этих связей имеют огромное значение для практики, к-рая, имея дело с единичными объектами в специфических условиях, направляется знанием всеобщих законов, действующих в этих объектах как тенденция, и учитывает особенности, определяемые конкретными условиями. Так, в ходе мирового общественного развития необходимо выявлять всеобщие закономерности этого процесса и те особенности в отдельных странах, к-рые определяются спецификой их исторического развития, их экономики и культуры.
Философский энциклопедический словарь 2
        филос. категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и общего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и общим. Напр., понятие «русский» выступает как общее по отношению к каждому рус. человеку и как О. по отношению к понятию «славянин». Последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как О. по отношению к понятию «человек». При более глубоком рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и общим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное — в его единстве с общим. О. выступает как реализованное общее. Категория О.— важный момент движения познания в глубь объекта.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОСОБЕННОЕ


будет выглядеть так: Что такое ОСОБЕННОЕ