Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОЩУЩЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О. — исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества как главный момент в О., В. И. Ленин писал, что «самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 29, с. 301). Существуют многообразные виды О.: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, О. равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Особенность тех или иных О. называется их модальностью; О. различных модальностей не сравнимы между собой.
         В процессе эволюции жизни О. возникает на базе раздражимости (См. Раздражимость) в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфические органы чувств (см. Чувств органы). О. многих других свойств объективного мира, например формы, величины, отдалённости предметов друг от друга и от наблюдателя, возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.
         У человека ведущую роль в чувственном познании действительности играют зрительные О., которые тесно связаны с осязательными. «Осязание и зрение до такой степени взаимно дополняют друг друга, что мы часто на основании зрительного облика какой-нибудь вещи можем предсказать ее тактильные свойства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 548). Осязательные О. расчленяются на кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные. С помощью тактильных О. отражаются прикосновение, давление, свойство поверхности (фактура вещи) — гладкость или шероховатость, протяжённость, твёрдость, упругость, непроницаемость и др.
         Периодическое изменение давления в виде механических колебаний среды (движущихся тел) отражается в форме вибрационных О., особенно острых у слепых.
         Слух представляет собой комплекс разнородных О.: высоты звука, громкости и тембра. Развитие человеческого слуха связано прежде всего со звуковым языком как основным средством общения, а также с музыкой. Важную роль играют хеморецепторы: обоняние и вкус. Характерная особенность О. — пространственная локализация объекта О. Так, ощущая цвет, человек относит его к определённой поверхности освещенного тела, занимающего определённое место в пространстве. Ощущая звук, человек локализует источник этого звука.
         В отличие от О. животных, О. человека опосредованы его предметно-практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры. По словам Маркса, «... человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо — иначе, чем грубое неразвитое ухо, и т. д.» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 592). О. человека имеют в принципе осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О.
         Многообразие О. отображает качественное многообразие мира. Ленинская теория отражения рассматривает О. как копию, снимок с действительности, как субъективный образ свойств объективного мира. Она противостоит как взглядам сторонников «физиологического» идеализма, утверждающих, что О. суть условные знаки, иероглифы свойств вещей, так и механическому разграничению первичных и вторичных качеств (См. Первичные и вторичные качества), ведущему к агностицизму и субъективному идеализму, к взгляду на вещи как комплексы ощущений. Подвергая критике представителей Махизма, Ленин подчёркивал, что О. дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные О. обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.
         Будучи источником знаний человека об окружающем мире, О. входят в качестве элемента в целостный процесс человеческого познания, включающий восприятия, представления, понятия.
         Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; Мах Э., Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908; Ананьев Б. Г., Теория ощущений, Л., 1961; Boring Е. G., Sensation and perception in the history of experimental psychology, N. Y.— L., [1942]; Pieron H., La sensation, P., 1953.
         А. Г. Спиркин.
Медицинская энциклопедия
отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
Идеографический словарь
^ информация
^ для (чего), психика
ощущения - информация для психической системы;
сигнал об изменении состояния органа; сигналы местных воздействий на организм;
физиологическое отображение действительности;
простейшие восприятия; психический процесс отражения отдельных свойств предметов;
отражение отдельных свойств объектов действительности, непосредственно
действующих на анализаторы;
ощущения служат для получения элементарных сигналов от окружающей среды, играющих
роль знаков в сознании;
через тело осуществляют связь сознания с окружающей средой и самим телом.
доноситься. доносить (ветер доносил запахи цветов).
органолептический (# свойства).
сенсибельный. сенсуальный.
сенсорный.
чувство (# голода).
перцепция - внутренние индивидные объекты:обонятельные и осязательные ощущения, зрительные
и слуховые образы.
анестезия. терманестезия.
парестезия.
вестибулометрия. вестибулярный.
заложить (уши заложило).
телепатия.
чувствительность. чувствовать. чуять. чувственный (# восприятие).
чувствительный. чуткий (# слух).
острый. тонкий. изощренный. обостренный.
обострить, -ся (обострился слух).
раздражитель. раздражить.
модальность ощущений - восприятие цвета, тона звука.
Ў чувство голода
v ЦВЕТ, восприятие
см. воздействие, действительный, нервная система, распространение
способность сознания, принимать, новый
Орфографический словарь Лопатина
ощущ`ение, ощущ`ение, -я
Словарь Ожегова
ОЩУЩ’ЕНИЕ, -я, ср.
1. Непосредственное чувственное восприятие свойств объективной реальности, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры. Осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения.
2. Переживание, чувство. О. страха. Острое о. обиды. Такое о., будто я падаю (кажется, будто...).
Словарь синонимов Абрамова
см. чувство
Словарь Ушакова
ОЩУЩ’ЕНИЕ, ощущения, ср. (·книж. ).
1. только ед. Действие по гл. ощутить-ощущать.
2. Состояние сознания, восприятие, вызываемое раздражением органов чувств (псих., физиол.). «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира...» Ленин. «...Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение...» Ленин. Вкусовые ощущения. Мускульные ощущения. Укол вызывает ощущение боли.
3. Переживание, чувство. «Жуткое ощущение опасности ударило в сердце.» М.Горький. Его присутствие всегда вызывает во мне неприятные ощущения.
Толковый словарь Ефремовой
[ощущение]
ср.
1)
а) Процесс действия по знач. глаг.: ощущать (1).
б) Результат такого действия.
2)
а) Психический процесс, заключающийся в отражении органами чувств человека отдельных свойств или сторон материального мира.
б) Образ, отражение, след, оставляемые в сознании человека предметами материального мира в результате их воздействия на органы чувств.
3) Переживание, впечатление от виденного, слышанного, испытанного и т.п.
Большой психологический словарь
(англ. sensation) — 1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор), а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).
Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.
В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева) утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия), причем совершенно очевидно, что подобное активное «уподобление» есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальт-психологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.
Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может иметь разные основания. 1. Широко распространено разделение О. по модальности, в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр. пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий. 2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса О.: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (см. Проприоцепторы); 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Ощущения органические). В свою очередь экстероцептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн, Дж. Гибсон). 3. Попытку создания генетической классификации О. предпринял англ. невролог Х. Хэд (1918) выделивший более древнюю протопатическую чувствительность и более молодую эпикритическую.
О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных, О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как «продукта развития всей всемирной истории» (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания. От истинных О. следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства. См. также Длительность ощущения, Интенсивность ощущения.
Краткий психологический словарь
— отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам О. является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Английский физиолог Ч. Шеррингтон выделил три основных класса О.:
1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;
3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
В свою очередь, экстероцептивные О. делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами. Данная классификация не учитывает, однако, известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. Так, зрительные О. могут выполнять важную проприоцептивную функцию. Попытку создания генетической классификации О. предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю — протопатическую и более молодую — эпикритическую чувствительность. Протопатические О., в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характеризуются постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Категория.
Построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними.
Виды.
В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно-физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию Г.Хэд (1918) выделил более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.
Словарь практического психолога
— построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. С позиций материализма, согласно теории отражения, ощущения — действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания — в информацию. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира. Отражение в ощущении — результат не просто воздействия объекта на живое существо, но результат их взаимодействия — взаимодействия процессов, идущих навстречу друг другу и рождающих акт познания; результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами среды при их непосредственном воздействии на рецепторы.
В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущения и сохранение их следов — природная основа психики в филогенезе и онтогенезе.
Центральная закономерность ощущений — существование порога восприятия.
В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий связями прямыми и обратными периферические и центральные отделы анализатора.
Проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира.
Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям. Их, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация — например, пространственные и цветовые ощущения зрительные. Известные трудности для подобной классификации представляют интермодальные ощущения, или синестезии.
Можно разделить ощущения на контактные и дистантные.
Одна из классификаций выделяет три основных класса ощущений:
1) ощущения экстероцептивные, возникающие при воздействии раздражителей внешних на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они в свою очередь делятся на два подкласса:
а) дистантные — зрительные, слуховые;
b) контактные — осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.
2) ощущения проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках);
3) ощущения интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализованных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
Но эта классификация не учитывает известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, ощущения зрительные могут выполнять важную проприоцептивную функцию.
Известны попытки создания генетической классификации ощущений (Г. Хэд, 1918). Так, выделяются более древняя — яротопатическая и более молодая — эпикритическая чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характерны постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы.
Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости — как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды.
В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества. С позиций материализма, в пользу понимания ощущения как продукта развития всей всемирной истории говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств (как система фонем родного языка, шкалы тонов музыкальных или цветовых).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ОЩУЩЕНИЕ - англ. sensation/"feeling; нем. Empfindung. 1. Отражение в сознании отдельных сторон действительности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. 2. Псих, процесс, являющийся результатом воздействия к.-л. раздражителей на органы чувств (напр., О. зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное).
Новый философский словарь
простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо-физиологической основой О. выступают анализаторы - нервные структуры, состоящие из рецепторов, проводящих афферентных нервных путей и нервного центра. Классификация О. может осуществляться по разным основаниям: по модальности (зрительные, слуховые, осязательные и др.), по анатомическому положению рецепторов и выполняемой ими функции (экстерорецептивные, про-приорецептивные, интерорецептивные). Проблема О. всегда принадлежала к числу традиционных философских проблем. Демокрит, например, считал О. единственным источником истины. Школа стоиков толковала О. как непосредственное "принятие" предмета с помощью органа чувств. Эпикурейцы утверждали, что фундаментальной способностью души, от которой происходят все остальные, является О. Остро артикулированная в новоевропейской философии дилемма эмпиризма и рационализма выдвинула проблему интерпретации О. на передний план философской проблематики, инспирировав обогащение содержания сенсуализма (Гоббс, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеции и др.).
Т.В. Самущик
Философский словарь
элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира. возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств (анализаторы). Самые разнообразные факторы внешней среды (световые и звуковые волны, молекулы химических веществ и т. п.) воздействуют на периферическую часть анализатора — рецептор (датчик), кодируются им и в виде дискретных электрохимических импульсов передаются по нервным путям в центральную часть анализатора — кору головного мозга, где и возникает О. Наиболее развитым у человека является зрительный анализатор и соответствующая ему система О. Далее идут осязательные, слуховые, вкусовые и прочие О. Каждая группа О. обладает специфической модальностью — совокупностью непрерывно переходящих друг в друга качеств, несравнимых с качествами других групп О.: цвета не похожи на звуки, вкусы или запахи. О. обладает также интенсивностью. В процессе познания О. выполняют следующие функции: 1) в качестве субстрата восприятия дают последнему возможность отобразить структуру внешних предметов, 2) выступают в роли признаков объективных свойств внешних предметов при условии, что взаимосвязь между качеством О. и свойством предмета заранее известна: по цвету раскаленного металла можно судить о его температуре, по цвету индикатора можно определить характер химического раствора и т. п., 3) являются основой для формирования элементарных представлений.
Философский энциклопедический словарь
ОЩУЩЕНИЕ – в обычном употреблении то же, что и чувство, в физиологии и психологии – результат возбуждения нервных центров коры головного мозга (см. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ), которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва (см. ОРГАНЫ ЧУВСТВ). Чаще всего единичное ощущение выступает как часть сложного комплекса ощущений; так, напр., вместе с ощущением звука возникают ощущения, которые указывают на то, громкий это звук или тихий, высокий или низкий, гармоничный или дисгармоничный, в каком направлении он слышится и т. д. Как только сложное ощущение переступает порог сознания, оно становится (в соответствии с индивидуальной структурой сознания) частью образа и частью восприятия. Интенсивность (сила) сложного ощущения зависит от интенсивности раздражения и от чувствительности нервного аппарата; качество его – различаются осязательные, температурные, вкусовые, обонятельные, звуковые, зрительные, органические, а также ощущения движения и позы – обусловливается раздражителем, воспринимаемым соответствующим органом чувств (см. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ) и гл. о. состоянием сознания в данный момент (см. также МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА). В процессе развития организмов органы чувств зарождались в результате специализированного приспособления к определенным раздражителям, причем воспринимающие аппараты, как и центральный трансформирующий аппарат (мозг), в ходе эволюции становились дифференцированнее (как и сами ощущения) в соответствии с многообразием возбуждений; в то же время ощущения делались более адекватными характеру возбуждения.
Философский энциклопедический словарь 2
        отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О.— исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества как главный момент в О., В. И. Ленин писал, что «самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в н е м неизбежно и к а ч е с т в о...» (ПСС, т. 29, с. 301). Существуют многообразные виды О.: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, О. равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Особенность тех или иных О. наз. их модальностью; О. различных модальностей не сравнимы между собой.
        В процессе эволюции жизни О. возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфич. органы чувств. О. многих др. свойств объективного мира (напр., формы, величины, отдалённости предметов друг от друга и от наблюдателя) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.
        У человека ведущую роль в чувств. познании действительности играют зрительные О., тесно связанные с осязательными О., которые расчленяются на кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные. Периодич. изменение давления отражается в форме вибрационных О. Слух представляет собой комплекс разнородных О.: высоты звука, громкости и тембра. Важную роль играют хеморецепторы: обоняние и вкус. Характерная особенность О.— пространств. локализация объекта О.
        В отличие от О. животных, О. человека опосредованы его предметно-практич. деятельностью, всем процессом общественно-историч. развития культуры. По словам Маркса, «...человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо — иначе, чем грубое неразвитое ухо, и т. д.» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 121). О. человека имеют в принципе осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О.
        Многообразие О. отображает качеств. многообразие мира. Ленинская теория отражения рассматривает О. как копию, снимок с действительности, как субъективный образ свойств объективного мира. Она противостоит как взглядам сторонников «физиология.» идеализма, утверждающих, что О. суть условные знаки, иероглифы свойств вещей, так и механич. разграничению первичных и вторичных качеств. ведущему к агностицизму и субъективному идеализму, к взгляду на вещи как комплексы ощущений. Подвергая критике представителей махизма, Ленин подчёркивал, что О. дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные О. обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.
        Будучи источником знаний человека об окружающем мире, О. входят в качестве элемента в целостный процесс человеч. познания, включающий восприятия, представления, ионятия.
        Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т, 18; Ананьев Б. Г., Теория ощущений, Л., 1961; Чувств. познание, М., 1905; Михайлова Н. Б., Чувств. отражение в coup. науч. познании, М., 1972;
        см. также лит. к ст. Отражение.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОЩУЩЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое ОЩУЩЕНИЕ