Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Ortega у Gasset)
        Хосе (9.5.1883, Мадрид, — 18.10.1955, там же), испанский философ-идеалист, публицист и общественный деятель. Сын литератора. Окончил Мадридский университет, затем изучал философию в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга. В 1910—36 возглавлял кафедру метафизики Мадридского университета. Активно выступал как журналист: был основателем и сотрудником журнала «Espana» (1915—24), «El Sol» (1916—37) и др.; издававшийся им общественно-политический ежемесячник «Revista de Occidente» (1923—1936) пользовался мировой известностью. Антимонархист; в 1931—33 депутат первых республиканских кортесов; один из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931). С началом гражданской войны (1936) эмигрировал в Латинскую Америку; в 1945 вернулся в Европу, в 1948 — в Испанию, где под его руководством был основан институт гуманитарных наук. До конца жизни оставался открытым противником франкизма.
         Философские взгляды О.-и -Г. складывались под влиянием марбургской школы неокантианства (См. Неокантианство) (Г. Коген). Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он вначале в духе философии жизни (См. Философия жизни) (особенно Г. Зиммеля (См. Зиммель) и М. Шелера) трактовал антропологически, затем под влиянием немецкого Экзистенциализма (М. Хайдеггер) — как духовный опыт непосредственного переживания, как «вслушивание» в жизнь с помощью «жизненного разума» (свой синтез различных философских концепций О.-и-Г. называл «рациовитализмом»).
         В социологии наибольшую известность получило сочинение О.-и-Г. «Восстание масс» (1929—30). Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей культуру, и «массы» людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считает основным политическим феноменом 20 в. идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». В эстетике выступал как теоретик Модернизма («Дегуманизация искусства», 1925). Оказал большое влияние на философскую и общественную мысль Испании, особенно в 1910—1920-е гг., а также на европейскую буржуазную социологию (главным образом в постановке проблем «массового общества» (См. Массовое общество) и «массовой культуры» (См. Массовая культура)).
         Соч.: Obras completas, v. 1—11, Madrid, 1953—70; Obras ineditas, v. 1—7, Madrid, 1957—62; El espectador, v. 1—8, Madrid, 1960—63; в рус. пер. — Дегуманизация искусства, в кн.: Современная книга по эстетике, М., 1957.
         Лит.: Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; Бондаренко Н. Д., Некоторые аспекты проблемы человека в философии Ортега-и-Гассета, в кн.: Историко-философский сборник, М., 1968; Долгов К. М., Философия культуры и эстетика Xoce Ортеги-и-Гассета, в кн.: О современной буржуазной эстетике, в. 3, М., 1972; Ferrater Mora J., Ortega у Gasset: an outline of his philosophy, L., 1956; Abellan J. L., Ortega у Gasset en la filosofia espanola, Madrid, [1966]; Moron A. C., El sistema de Ortega у Gasset, Madrid, 1968; Aguado E., Ortega у Gasset, Madrid, 1970.
         В. С. Муравьев.
Современная Энциклопедия
ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortega y Gasset) Хосе (1883 - 1955), испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философской антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая её в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций "массового общества", "массовой культуры" ("Восстание масс", 1929 - 30) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства", 1925).
Философский словарь
Хосе (1883 — 1955) — исп. философ, субъективный идеалист, занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и совр. экзистенциализмом. В центре внимания О. стояли социальные проблемы. В своих работах “Дегуманизация искусства” (1925) и “Восстание масс” (1929 — 30) О. впервые в зап. философии изложил осн. принципы доктрины “массового общества”, под к-рым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Складывается система общественных связей, внутри к-рой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы. О. критикует данную духовную ситуацию “справа”. Он считает ее неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты. — людей, способных на произвольный “выбор”, руководствующихся только непосредственным “жизненным порывом” (категория, близкая ницшеанской “воле к власти”). Рационализм О. считает своеобразным интеллектуальным стилем “массового об-ва”. Он призывает вернуться к до-научным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной “любви к мудрости”.
Философский энциклопедический словарь
ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortega у Gasset) Хосе (род. 9 мая 1883, Мадрид – ум. 18 окт. 1955, там же) – исп. философ; профессор (1911 – 1954). Находился под влиянием Дильтея и Ницше; осн. задачу современности видел в ориентировке разума на биологию и подчинении его конкретной жизни. Подобно тому как глаз действует относительно колебаний эфира, так и дух каждого индивида и народа, дух любой эпохи избирательно относится к истинам. И именно в этом все народы и эпохи обретают свою полную причастность к истине. Та перспектива, которая выдается за единственно возможную, всегда ложна (см. ПЕРСПЕКТИВИЗМ). Великие философские системы отнюдь не являются общезначимыми картинами мира, а характеризуют индивидуальный горизонт их творцов. И только в том случае, если бы удалось сразу понять эти индивидуальные перспективы, можно было бы, подобно Богу, претендовать на обладание абсолютной истиной в ее бесконечном многообразии. Ортега-и-Гасет с воодушевлением отстаивал идею новой Европы. Осн. произв.: «El tema de nuestro tiempo», 1923; «La rebelion de las masas» («Восстание масс»), 1933; «Obras completas», v. 1-9. Madrid, 1953-1971; «Obras ineditas», v. 1-7. Madrid, 1957-1962; «El espectador», v. 1-8. Madrid, 1960-1963.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Ortega у Gasset) Xoce (9.5.1883, Мадрид, — 18.10.1955, там же), исп. философидеалист, публицист и обществ. деятель. Активно выступал кан журналист. С началом гражд. войны (1936) эмигрировал в Лат. Америку; в 1945 вернулся в Европу, в 1948 — в Испанию, где под его руководством был основан Ин-т гуманитарных наук. До конца живни оставался открытым противником франкизма.
        Филос. взгляды О.-и-Г. складывались под влиянием марбургской школы неокантианства. Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историч. бытии, которое он вначале в духе философии жизни трактовал антропологически, затем под влиянием нем. экзистенциализма (Хайдеггер) — как духовный опыт не-посредств. переживания, как «вслушивание» в жизнь с помощью «жизненного разума» (свой синтез различных филос. концепций О.и-Г. называл «рациовитализмом»).
        В социологии наибольшую известность получило соч. О.-и-Г. «Восстание масс» («La rebelion de las masas», 1930). Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей культуру, и «массы» людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считал осн. поли-тич. феноменом 20 в. идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». В эстетике выступал как теоретик модерниз-ма («Дегуманизация искусства», 1925, в рус. пер. 1957, в кн.: «Совр. книга по эстетике»). Оказал влияние на европ. бурж. социологию (гл. обр. в постановке проблем «массового общества» и «массовой культуры»),
        Obras completes, v. 1—9, Madrid, 1953—7l3; Obras ineditas, ??. 1—7], Madrid, 1957—62; El espectador, v. 1—8, Madrid, 19150—1963.
        Давыдов Ю. H., Искусство и элита, М., 1966; Долгов K.M., Философия культуры и эстетика X. О.-и-Г., в кн.: О совр. бурж. эстетике, в. 3, ?., 1972; Зыкова А. Б.
        Учение о человеке в философии X. О.-и-Г., М., 1978; Fеrrater Mora J., Ortega у Gasset: an outline of his philosophy, L., 1956; Abellan J. L., Ortega у Gasset en la filosofia espaflola, Madrid, 11966]; Moron A. C., El slstema de Ortega у Gasset, Madrid, [1968]; Aguado E., Ortega у Gaaset, Madrid, [1970].
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОРТЕГА-И-ГАСЕТ


будет выглядеть так: Что такое ОРТЕГА-И-ГАСЕТ