Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОРИГЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(греч. Origenes)
        (около 185, Александрия, — 253 или 254, Тир), христианский теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики (См. Патристика). Родился в семье христианина, позднее казнённого за свои убеждения. В молодости преподавал грамматику и риторику, изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония Саккаса, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 подвергнут осуждению со стороны александрийской и др. церквей, после чего перенес свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
         В сочинениях О. христианская мысль впервые достигает высшего философского и научного уровня языческой культуры того времени. Перечень сочинений О. включал около 2000 названий. В работе по критике текста Библии О. выступил как наследник александрийской филологической традиции и одновременно как основатель библейской филологии; его «Гексапла» (не дошедшая до нас) сопоставляла выправленный европейский подлинник Библии и четыре различных греческих перевода. Философия О. — стоически окрашенный Платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, О. вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии — «телесном» (буквальном) «душевном» (моральном) и «духовном» (философско-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира богом О. толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира и после него были и будут др. миры. Эсхатологический оптимизм О. отразился в учении о т. н. апокатастасисе, т. е. о неизбежности полного «спасения», просветления и соединения с богом всех душ и духов (как бы независимо от их воли), включая дьявола, и о временном характере адских мук. Доктрина О. об аскетическом самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в 4—6 вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у О., например, впервые встречается термин «богочеловек»). В эпоху расцвета патристики приверженцами О. были Евсевий Кесарийский, Григорий Назианзин и особенно Григорий Нисский. Др. теологи резко осуждали О. за «еретические» мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христианской догмы несовместимых с ней тезисов античной философии (в частности, платоновского учения о предсуществовании душ). В 543 О. был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей испытали многие мыслители средневековья.
         Соч.: Творения Оригена, в. 1 — О началах, Каз., 1899; Против Цельса, ч. 1, Каз, 1912.
         Лит.: Болотов В., Учение Оригена о св. Троице, СПБ, 1879; История философии, т. 1, М., 1940, с. 390—91; Volker W., Das Vollkommenheitsideal des Origenes, Tubingen, 1931; Danielou J., Origene, P., 1948.
         С. С. Аверинцев.
Мультимедийная энциклопедия
(ок. 185 - ок. 254), раннехристианский богослов и писатель, сын мученика Леонида. Родился в Александрии в Египте. Учился у Климента Александрийского, которого он, будучи 18 лет от роду, сменил в качестве главы Александрийской катехетической школы. Мучимый юношескими плотскими вожделениями, он, восприняв буквально слова евангелиста (Мф 19:12), оскопил себя. Около 231 Ориген вступил в конфликт с Димитрием, епископом Александрийским, приняв без его разрешения рукоположение во пресвитера в Кесарии Палестинской. Впоследствии Ориген жил и трудился в Кесарии. Во время гонений Деция был брошен в темницу и подвергнут пыткам. Вскоре после этого скончался в Тире. Ориген был блестящим педагогом и плодовитым писателем. Его трактат О началах посвящен основам христианского вероучения и методу богословия. Знаменитые Гексаплы (названные так потому, что текст в них располагался в шести столбцах) представляли собой критическое издание еврейской Библии параллельно с основными ее греческими переводами. Обширный трактат Против Цельса - один из самых внушительных опытов защиты христианства перед лицом языческих оппонентов-философов. Он написал также сочинения О молитве и Увещание к мученичеству. К числу значительных сочинений Оригена принадлежат многочисленные толкования на библейские книги, многие из которых дошли лишь во фрагментах или в переводах на латинский язык. Ориген дал мощный импульс развитию богословия древней церкви (в этом смысле с ним может сравниться разве что Августин). Он был в высшей степени оригинальным мыслителем, верным апостольской традиции, однако при этом отличался чрезмерной склонностью к аллегоризму в толкованиях Св. Писания и философствованию в "неоплатоническом" духе. Его методы, в особенности в сфере библейской экзегезы, оказали глубокое влияние на последующих христианских мыслителей. После смерти Оригена связанная с его именем традиция, получившая название оригенизма, вызывала множество споров. В конце 4 в. вспыхнула ожесточенная полемика об ортодоксальности оригеновского учения, в которой Иероним занял враждебную Оригену позицию, а Руфин, некогда друг Иеронима, выступил в защиту оригенизма. В 543 император Юстиниан издал эдикт против "оригенизма", по его же инициативе был созван II Константинопольский собор (553), осудивший Оригена как еретика. Еретическим было признано прежде всего учение Оригена о предсуществовании душ и об "апокатастасисе", то есть о всеобщем "восстановлении", в котором души всех разумных существ после предварительного "очищения" (подобного тому, которое постулировалось в позднейшем католическом учении о "чистилище") непременно попадут на небеса. Усилия Юстиниана привели к полной или частичной утрате оригеновских сочинений. В 20 в. историки и теологи вновь проявили значительный интерес к Оригену, и неоднократно высказывалось мнение, что осуждение его учения как еретического было необоснованным. ЛИТЕРАТУРА Ориген. О Началах. Новосибирск, 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994 Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. СПб, 1998
Современная Энциклопедия
ОРИГЕН (около 185 - 253/254), христианский теолог, философ, филолог, представитель ранней патристики. Жил в Александрии. Оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики. Соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания, что привело впоследствии (543) к осуждению Оригена как еретика.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ОРИГЕН из Александрии (ок. 185 — 254) — раннехрист. богослов и философ, руководитель христ. школы в Александрии (до 231), а затем в Кесарии (Палестина). Автор многочисл. богослов. и философских работ (сохран. око-ло 100).
Античные писатели
    Ориген, Origenes, ок. 185-ок 254 гг. н. э., греческий философ и теолог. Прекрасный знаток Библии и греческой философии. Родился в Александрии, учился в катехистической школе под руководством Климента Александрийского, слушал лекции неоплатоника Аммония Сакка. После смерти отца и конфискации имущества содержал себя и свою семью читая лекции. В 202 г. был назначен руководителем школы в Александрии. В этой должности он оставался до 215 г. Много путешествовал, посетил Рим, Аравию, Грецию; в Антиохии его слушала Юлия Маммея, мать будущего императора Александра Севера. В 231 г. получил сан из рук епископов Кесарии и Иерусалима. Епископ Александрийский на признал этого посвящения, а синод, созванный в Александрии приговорил О. к изгнанию. О. осел в Кесарии Палестинской, где основал свою школу катехизы и посвятил себя литературной и проповеднической деятельности. Во время гонений при Деции был заключен в тюрьму; умер под пыткой. — Теологические воззрения О. были официально осуждены в Риме в 399 г., затем Константинопольским Синодом в 543 г.; V Всемирный Собор (Константинопольский II) в 553 г. признал О. еретиком. О. был плодовитым писателем, он написал около 6000 книг; сохранилось лишь небольшое их число, преимущественно в латинских переводах Иеронима или в свободном переложении Руфина из Аквилеи; на греческом языке нам известна антология сочинений О., изданная Василием Великим и Григорием Богословом под названием Филокалия (Благодать) и выдержки и отрывки в Катенах. Литературное наследие О. включает догматические, аскетические, апологетические сочинения, толкования и комментарии к Библии и теологические письма. Догматические труды это: О началах (Peri archon; после 220 г., в 4 кн.) представляет собой первое систематическое изложение христианской догматики. От оригинала сохранились отдельные фрагменты в Филокалии, а полностью до нас дошел латинский перевод Руфина, очищенный, однако, от противоречащих взглядов. Вокруг этого сочинения развернулись теологические споры, а содержащиеся в нем взгляды, отличные от официальной доктрины Церкви, стали причиной объявления О. еретиком. Другие догматические сочинения сохранились в отрывках: О воскресении (Peri anastaseos; 218 г.) и Узоры (Stromateis) — в этом произведении автор пытался примирить христианские догматы с философскими взглядами Платона, Аристотеля и Нумения. Аскетические труды: О молитве (Peri euches; ок. 233 г.) содержит рассуждения на тему молитвы вообще и комментарий к Отче наш в частности; Призвание к мученичеству (Eis martyrion protremptikos; 235 г.) было написано во времена преследования христиан при императоре Максимине Траке. Самым громким успехом в древности пользовалось апологетическое произведение О. Против Кельса (Kata Kelsu; 245-248 гг., в 8 кн.; сохранилось полностью); это полемика с написанной в 178 г. книгой Кельса Слово истины. О. отбивает, предложение за предложением, выпады Кельса против христианства, выдвигая в качестве главных доводов то, что Церковь еще жива после стольких преследований, и тот факт, что христианство распространилось во всем мире. Это сочинение, свидетельствующее об огромной эрудиции автора, является самой основательной и самой развернутой древней апологией христианства. Эпохальное значение имел анализ текста Ветхого Завета, носивший название Шестикнижие (Heksapla; после 212 г.; сохр. фр.); издание включало шесть приведенных параллельно текстов Священного писания: древнееврейский оригинал, еврейский текст в греческой транскрипции, Септуагинту и переводы Аквила (II в. н. э.), Симмаха (III в. н. э), Феодосиона (II в. н. э.). О. сопоставил еврейский текст с текстом Септуагинты, выявил добавления и опущения и в некоторых местах исправил неверный перевод. Этот труд О. сократил до Четверокнижия (Tetrapla), а Псалмам посвятил Девятикнижие (Enneapla). Ветхий и Новый Завет О. комментировал в троякой форме: 1. краткие заметки (схолии) с языковыми и историческими пояснениями к наиболее трудным словам и оборотам (сохранились фрагменты); 2. проповеди (гомилии), в которых рассматривались вопросы, связанные с отдельными частями Священного Писания и вытекающие из них моральные заповеди; 3. комментарии (tomoi) научного характера, включающие языковые и предметные пояснения, теологические и философские примечания. От более чем 600 гомилий сохранились довольно большие отрывки в Филокалии и Катенах, а также в латинских переводах Иеронима и Руфина (всего 173); от 291 комментария сохранилось 16. Из 100 теологических писем О. до нас дошло только 2: к Юлию Африканскому по поводу Книги Даниила и к Григорию Чудотворцу, в котором автор призываетиспользовать богатства греческой культуры. Форму письма имело также не сохранившееся сочинение (в 2 кн.), адресованное епископу Римскому Фабиану, где О. защищается от обвинений в инакомыслии. В 1941 г. на Тирском папирусе был найден отчет о дискуссии О. с Гераклидом на тему единства Бога, бессмертия души и воскресения из мертвых. О. имел в своем распоряжении штат стенографов и копировальщиков, записывавших его мысли. Он работал очень быстро, что отразилось на форме его сочинений; на его стиле лежит отпечаток необработанного устного выступления. О. не заботился о литературных и стилистических украшениях, форма его писаний небрежна, стиль тяжелый и растянутый, перегруженный повторениями. О. не сыграл значительной роли в истории литературы; область его заслуг ограничивается комментированием текстов и теологией. Огромное значение имело комментированное издание текста Септуагинты, а комментарии к Библии стали образцом для будущих толкователей Священного Писания. Как теолог О. впервые изложил христианскую догматику на чрезвычайно высоком научном уровне. Он оказал большое влияние на последующие поколения: все позднейшие системы греческой патристики основывались на сочинениях О., а все то, что христианская философия почерпнула из неоплатонизма, было только вариациями его взглядов.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней
    См. <<Климент>>.
История философии. Энциклопедия
ОРИГЕН, (ок. 185-254) - христианский теолог, философ, ученый, представитель ранней патристики. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Автор термина "богочеловек". Учился в Александрийском христианском училище Климента Александрийского. После бегства Климента преподавал в училище (с 203) философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. Возглавлял училище (217-232). Рукоположен ок. 230 епископами Александром Иерусалимским и Феоктистом Кесарийским. Немедленно отлучен от Александрийской церкви Собором, созванным епископом Александрии Деметрием (на основании того, что в юности О. осуществил самооскопление). В 231 рукоположение О. было аннулировано следующим Собором. Позже О. основывает школу в Кесарии (Палестина) при поддержке местного епископа. Умер после пыток и пребывания в заключении (250-252) во время очередного гонения христиан. Основные труды: "Трактат о началах" (220- 225), "Против Цельса", "Трактат о демонах" и др. (Всего перечень работ О. насчитывает ок. 2000 "книг" в античном смысле слова - комментариев, гомилий, схолий, фрагментов и пр.). Восприняв ряд системных идей из учения Платона (бессмертие и пресуществование душ, "не-тварный" Бог, постижение Бога через созерцание), О. использовал подходы аристотелевской диалектики, а также - применительно к исследованию психологических проблем - вокабуляр стоицизма. При этом О. счел необходимым отказаться от ряда существенных тезисов ортодоксального платонизма (в частности, теории идей и диалектики). Критиковал Платона за осуществленное им описание армии богов и демонов в диалоге "Федр", полагая, что оно было внушено ему "самим диаволом". Запрещал своим ученикам чтение трудов киников, эпикурейцев и скептиков, опасаясь, "чтобы их душа не загрязнилась от слушания речей, которые, вместо того чтобы приводить их к благочестию, являются противоположными божественному культу". Считая себя толкователем Священного Писания, О. посвятил свою деятельность раскрытию аллегорического "измерения" текстов Библии. О. подчеркивал, что "если тщательно изучить Евангелие во многих отношениях, рассматривая его с точки зрения противоречии, связанных с историческим значением слова... то охватывает головокружение и после этого или перестанешь выступать за истинность Евангелий и вычитывать из них то, чему привержен, так как не осмеливаешься полностью отказаться от веры в Господа, или признаешь четыре Евангелия и связываешь их истинность не с телесными знаками". Не хотеть подняться над буквой, а показывать себя ненасытным в ее отношении, по идее О., есть признак жизни во лжи. Поскольку, утверждал О., Бог является автором Священного Писания как такового, постольку ничто в этом тексте не выступает не имеющим сакрального значения. (Ср. Иисус Христос о Законе: "доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все".) Все слово Божие, но версии О., - тайна: "Дело в том, что образами притчей являются все вещи, которые записаны и отражают определенные тайны, являются отражением божественных вещей. Относительно этого - во всей церкви одно мнение, что весь Закон духовен". О. выступил автором примечаний и комментариев ко всем книгам Ветхого и Нового Заветов, делая особый акцент на проблеме провиденциализма. О. рекомендовал ученикам изучать самые разнообразные поэтические и философские сочинения, написанные как греками, так и варварами, за исключением "произведений атеистов и тех, кто отрицал Провидение". По мысли О., путь к постижению смысла Священного Писания ("совершенного и гармоничного средства выражения Бога", "единого совершенного тела Слова") изоморфен познанию как таковому. Познание же заложено в самой душе человеческой как одно из ее устремлений: "Как только душу поразила огненная стрела знания, она уже не может предаться праздности и успокоиться, но будет всегда стремиться от хорошего к лучшему и от него вновь к более высокому". Предмет людского познания, с точки зрения О., бесконечен (у О. человек, познавая, "находит все более глубокое и тем неизъяснимее и непонятнее оно для него") и организован в соответствии с тем, что человек соприкасается с видимым материальным миром и лишь на этом фундаменте способен постигать мир невидимый: "Бог создал две природы - видимую природу, т.е. телесную, и невидимую, каковая является бестелесной... Одно было создано в собственном смысле и ради себя, а другое лишь сопутствует и было создано ради другого". Истинное, согласно О., суть небесное и оно - цель познания: "...если кто-то дарит нам какой-то вещественный предмет, то мы не говорим, что он подарил нам и тень предмета, потому что вещь он нам подарил, не имея намерения подарить предмет и тень. При передаче же предмета одновременно происходит и сопередача тени". "Посюсторонняя", конкретная вещь, по версии О., имеет определенное подобие соответствующей вещи небесной, да и всему "потустороннему" миру: "может быть... она является не просто образом какой-то небесной вещи, а Царства Небесного целиком". Тяга к познанию, по мнению О., - основа для овладения христианским учением, при этом предпочтительнее ученики, разделяющие истины веры после их "разумного и мудрого" исследования, а не те, юга усваивает их "простой верой". (О. ссылается на апостола Павла, сказавшего: "...ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих".) О. ставил целью опровергнуть мысль, согласно которой христианство отрицательно относится к образованным людям: "...кто держится такого мнения, тот пусть обратит свое внимание на то, что Апостол /Павел. - А.Г./...укоряет простых людей, которые отвергают созерцание духовных, невидимых и вечных истин и занимаются только чувственными вещами и на них сосредоточивают все свое помышление и стремление". Только образованные люди, по убеждению О., способны рассуждать о "тех высочайших важнейших вопросах, которые в каждом отдельном случае свидетельствуют и обнаруживают существование философского обсуждения их у пророков Божиих и Апостолов Иисуса", только они "в состоянии проникать в смысл образов и прикровенных мест в законе, у пророков и в Евангелиях". Квинтэссенцией христианского образования О. полагал, чтобы "юноши, после предварительной подготовки, полученной ими от занятия общеобразовательными науками и философией, могли достигнуть славного и возвышенного состояния велеречия христианского, недоступного для большинства народной массы". Как учил О., "...Слово, стоящее перед учениками, призывает слушателей поднять очи к нолям Писаний и к полю, где в каждом отдельном существе присутствует Слово, чтобы они увидели белизну и сияющий блеск света истины, присутствующий везде". Главное философское сочинение О. - "Трактат о началах" - включает четыре книги, посвященные Богу, миру, человечеству и Священному Писанию. О. подчеркивал, что учит о Боге "только то, что составляет "непреложную" истину, - то, что может понять даже простой человек, хотя и не так ясно и вразумительно, как это могут делать только немногие, старающиеся более глубоко понять тайны веры". Записавшие Евангелие, согласно мнению О., скрыли объяснение соответствующих притч, ибо откровение, данное о них, превосходило природу и свойство букв, а толкование и прояснение этих притч таково, что "весь мир не смог бы вместить книг, которые нужно написать об этих притчах". Бог-Отец, действующее провидение (см. Провиденциализм), согласно О., "неизмерим и непостижим", принципиально нематериален и абсолютно един. (По мысли О., "...следует толковать "сердце Божие" как силу Его разума и Его силы в управлении вселенной, а его Слово как выражение того, что присутствует в этом сердце".) Бог-Отец как Основа Бытия или "Первый Бог" может быть познан только Богом-Сыном (Логосом), а также Святым Духом, вечно порождаемыми Первым Богом. Бог-Отец, по О., открывает себя через Бога-Сына суть вечно сущего Слова Бога, совечного Отцу. Бог-Сын (у О. не столько избавитель, сколько образец) - Иисус Христос - воплощается также в Моисее и пророках, и - в некоторой мере - в "великих мужах" античной Греции. Святой Дух, по мнению О., также совечный Отцу и Сыну, вдохновляет Писания. Последние - ибо каждая буква в них боговдохновенна - суть ключ к пониманию загадок жизни. Бог у О. "создал Писание как тело, душу и дух - как тело для тех, кто был до нас, как душу для нас, но как дух для тех, кто "в будущем унаследует жизнь вечную" и дойдет до вещей небесных". С точки зрения О., "Сын, будучи менее Отца, стоит выше только разумных созданий (ибо Он - второй после Отца), а Святой Дух - еще меньше и живет только в душах святых". О. отрицал мнение, достаточно распространенное во 2-3 вв., согласно которому Бог Ветхого Завета, будучи справедлив, но не благ, не идентичен Богу - Отцу Иисуса, несправедливому, но благому. Святой Дух же, по мысли О., до боговоплощения доступный лишь пророкам, ныне и во веки веков будет дан всем верующим во Христа. Неоднократно используя понятие "свободной воли", О. полагал ее присущей не только всем "разумным тварям", но даже (до некоторой степени) и природному порядку. Все, имеющие свободную волю, ответственны перед Богом: именно Божественная максима о праведной жизни и доказывает, согласно О., возможность выбора между добром и злом. (Зло, по О., - нежелательное следствие доброго намерения.) Все мироздание, по мнению О., со временем восстановит первоначальное единство со всем сотворенным, поколебленное "грехопадением". Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (см. Апокатастасис). О. отвергал просветительский потенциал буквального истолкования сакральных христианских текстов: подлинная их интерпретация, по О., предполагает наличие разных смысловых уровней ("телесного" - буквального, "душевного" - морального, "духовного" - философско-мистического) для различных категорий верующих и посвященных. (С точки зрения О., "идти по следам стад" - означает последовать учению тех, кто сам остался грешником и не смог найти снадобья для излечения грешников. Кто пойдет за этими "козлищами" (грешниками), тот будет бродить "у кущей пастырских", т.е. будет стремиться ко все новым философским школам. Вдумайся поглубже, сколь ужасно то, что скрывается за этим образом".) Посвященные же, согласно О., и осуществляют Божий промысел по просвещению людей и эволюции мира: "Люди Божий есть "соль", которая держит мирские взаимосвязи на земле, и вещи земные сохранятся в совокупности, пока "соль" не изменится". О. полагал оправданным наличие "тайной" христианской традиции, сопряженной с задачей "сохранения учения от болтовни и насмешек не понимающих христианских таинств". (Ср. "водораздел" у Филона Александрийского: ученики, которые, "обучаясь и преуспевая в учении, достигают совершенства", и более избранная категория - "удалившихся от поучений и ставших одаренными учениками Бога"; согласно Филону Александрийскому, "дается как явное изложение для многих, так и как прикровенное для немногих, которые изучают пути души, а не формы тел".) Как отмечал О. по поводу христианского мировоззрения, "если наряду с общедоступным учением и есть в нем нечто такое, что не сообщается многим, то это составляет особенность не только учения христиан, но и учения философов; у этих последних точно так же были некоторые всем доступные учения и учения сокровенные". Люди-подвижники, приобщаемые к подлинным глубинам Учения, согласно О., должны отвечать определенным социальным и нравственным характеристикам: "...к таинствам и к участию в мудрости тайной, сокровенной, которую предназначил Бог прежде веков к славе (1 Кор. 2:7) своих праведников, мы не призываем ни негодяев, ни воров, ни разрушителей стен, ни осквернителей могил, вообще никого из подобных людей... Мы призываем всех этих людей только к исцелению". Иисус, по мысли О., "готовит своим больным не отвары из трав, а лекарства из тайн, заключающихся в словах. Если видеть эти лекарства Слова, рассеянными как дикие растения, и не знать силу каждого высказывания, ты пройдешь мимо них, как мимо бесплодной травы, потому что не найдешь там того, что обычно присуще красивому языку". Эдиктом императора Юстиниана (543) О. был объявлен еретиком. Учение О., явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Назианского, Григория Нисского, Василия Великого и др. Избранные произведения О. издавались во Франции (де ла Ру) в 1733-1759 (в 4 томах) и в Германии (Ломматцш) в 1831-1848 (в 25 томах).
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
(ок. 185—254) — христианский теолог, философ, ученый, представитель ранней патристики. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библейской филологии. Автор термина ‘богочеловек’. Учился в Александрийском христианском училище Климента Александрийского. После бегства Климента преподавал в училище (с 203) философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. Возглавлял училище (217—232). Рукоположен ок. 230 епископами Александром Иерусалимским и Феоктистом Кесарийским. Немедленно отлучен от Александрийской церкви Собором, созванным епископом Александрии Деметрием (на основании того, что в юности О. осуществил самооскопление). В 231 рукоположение О. было аннулировано следующим Собором. Позже О. основывает школу в Кесарии (Палестина) при поддержке местного епископа. Умер после пыток и пребывания в заключении (250—252) во время очередного гонения христиан. Основные труды: ‘Трактат о началах’ (220— 225), ‘Против Цельса’, ‘Трактат о демонах’ и др. (Всего перечень работ О. насчитывает ок. 2000 ‘книг’ в античном смысле слова — комментариев, гомилий, схолий, фрагментов и пр.). Восприняв ряд системных идей из учения Платона (бессмертие и пресуществование душ, ‘не-тварный’ Бог, постижение Бога через созерцание), О. использовал подходы аристотелевской диалектики, а также — применительно к исследованию психологических проблем — вокабуляр стоицизма. При этом О. счел необходимым отказаться от ряда существенных тезисов ортодоксального платонизма (в частности, теории идей и диалектики). Критиковал Платона за осуществленное им описание армии богов и демонов в диалоге ‘Федр’, полагая, что оно было внушено ему ‘самим диаволом’. Запрещал своим ученикам чтение трудов киников, эпикурейцев и скептиков, опасаясь, ‘чтобы их душа не загрязнилась от слушания речей, которые, вместо того чтобы приводить их к благочестию, являются противоположными божественному культу’. Считая себя толкователем Священного Писания, О. посвятил свою деятельность раскрытию аллегорического ‘измерения’ текстов Библии. О. подчеркивал, что ‘если тщательно изучить Евангелие во многих отношениях, рассматривая его с точки зрения противоречии, связанных с историческим значением слова... то охватывает головокружение и после этого или перестанешь выступать за истинность Евангелий и вычитывать из них то, чему привержен, так как не осмеливаешься полностью отказаться от веры в Господа, или признаешь четыре Евангелия и связываешь их истинность не с телесными знаками’. Не хотеть подняться над буквой, а показывать себя ненасытным в ее отношении, по идее О., есть признак жизни во лжи. Поскольку, утверждал О., Бог является автором Священного Писания как такового, постольку ничто в этом тексте не выступает не имеющим сакрального значения. (Ср. Иисус Христос о Законе: ‘доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все’.) Все слово Божие, но версии О., — тайна: ‘Дело в том, что образами притчей являются все вещи, которые записаны и отражают определенные тайны, являются отражением божественных вещей. Относительно этого — во всей церкви одно мнение, что весь Закон духовен’. О. выступил автором примечаний и комментариев ко всем книгам Ветхого и Нового Заветов, делая особый акцент на проблеме провиденциализма. О. рекомендовал ученикам изучать самые разнообразные поэтические и философские сочинения, написанные как греками, так и варварами, за исключением ‘произведений атеистов и тех, кто отрицал Провидение’. По мысли О., путь к постижению смысла Священного Писания (‘совершенного и гармоничного средства выражения Бога’, ‘единого совершенного тела Слова’) изоморфен познанию как таковому. Познание же заложено в самой душе человеческой как одно из ее устремлений: ‘Как только душу поразила огненная стрела знания, она уже не может предаться праздности и успокоиться, но будет всегда стремиться от хорошего к лучшему и от него вновь к более высокому’. Предмет людского познания, с точки зрения О., бесконечен (у О. человек, познавая, ‘находит все более глубокое и тем неизъяснимее и непонятнее оно для него’) и организован в соответствии с тем, что человек соприкасается с видимым материальным миром и лишь на этом фундаменте способен постигать мир невидимый: ‘Бог создал две природы — видимую природу, т.е. телесную, и невидимую, каковая является бестелесной... Одно было создано в собственном смысле и ради себя, а другое лишь сопутствует и было создано ради другого’. Истинное, согласно О., суть небесное и оно — цель познания: ‘...если кто-то дарит нам какой-то вещественный предмет, то мы не говорим, что он подарил нам и тень предмета, потому что вещь он нам подарил, не имея намерения подарить предмет и тень. При передаче же предмета одновременно происходит и сопередача тени’. ‘Посюсторонняя’, конкретная вещь, по версии О., имеет определенное подобие соответствующей вещи небесной, да и всему ‘потустороннему’ миру: ‘может быть... она является не просто образом какой-то небесной вещи, а Царства Небесного целиком’. Тяга к познанию, по мнению О., — основа для овладения христианским учением, при этом предпочтительнее ученики, разделяющие истины веры после их ‘разумного и мудрого’ исследования, а не те, юга усваивает их ‘простой верой’. (О. ссылается на апостола Павла, сказавшего: ‘...ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих’.) О. ставил целью опровергнуть мысль, согласно которой христианство отрицательно относится к образованным людям: ‘...кто держится такого мнения, тот пусть обратит свое внимание на то, что Апостол /Павел. — А.Г./...укоряет простых людей, которые отвергают созерцание духовных, невидимых и вечных истин и занимаются только чувственными вещами и на них сосредоточивают все свое помышление и стремление’. Только образованные люди, по убеждению О., способны рассуждать о ‘тех высочайших важнейших вопросах, которые в каждом отдельном случае свидетельствуют и обнаруживают существование философского обсуждения их у пророков Божиих и Апостолов Иисуса’, только они ‘в состоянии проникать в смысл образов и прикровенных мест в законе, у пророков и в Евангелиях’. Квинтэссенцией христианского образования О. полагал, чтобы ‘юноши, после предварительной подготовки, полученной ими от занятия общеобразовательными науками и философией, могли достигнуть славного и возвышенного состояния велеречия христианского, недоступного для большинства народной массы’. Как учил О., ‘...Слово, стоящее перед учениками, призывает слушателей поднять очи к нолям Писаний и к полю, где в каждом отдельном существе присутствует Слово, чтобы они увидели белизну и сияющий блеск света истины, присутствующий везде’. Главное философское сочинение О. — ‘Трактат о началах’ — включает четыре книги, посвященные Богу, миру, человечеству и Священному Писанию. О. подчеркивал, что учит о Боге ‘только то, что составляет ‘непреложную’ истину, — то, что может понять даже простой человек, хотя и не так ясно и вразумительно, как это могут делать только немногие, старающиеся более глубоко понять тайны веры’. Записавшие Евангелие, согласно мнению О., скрыли объяснение соответствующих притч, ибо откровение, данное о них, превосходило природу и свойство букв, а толкование и прояснение этих притч таково, что ‘весь мир не смог бы вместить книг, которые нужно написать об этих притчах’. Бог-Отец, действующее провидение (см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ), согласно О., ‘неизмерим и непостижим’, принципиально нематериален и абсолютно един. (По мысли О., ‘...следует толковать ‘сердце Божие’ как силу Его разума и Его силы в управлении вселенной, а его Слово как выражение того, что присутствует в этом сердце’.) Бог-Отец как Основа Бытия или ‘Первый Бог’ может быть познан только Богом-Сыном (Логосом), а также Святым Духом, вечно порождаемыми Первым Богом. Бог-Отец, по О., открывает себя через Бога-Сына суть вечно сущего Слова Бога, совечного Отцу. Бог-Сын (у О. не столько избавитель, сколько образец) — Иисус Христос — воплощается также в Моисее и пророках, и — в некоторой мере — в ‘великих мужах’ античной Греции. Святой Дух, по мнению О., также совечный Отцу и Сыну, вдохновляет Писания. Последние — ибо каждая буква в них боговдохновенна — суть ключ к пониманию загадок жизни. Бог у О. ‘создал Писание как тело, душу и дух — как тело для тех, кто был до нас, как душу для нас, но как дух для тех, кто ‘в будущем унаследует жизнь вечную’ и дойдет до вещей небесных’. С точки зрения О., ‘Сын, будучи менее Отца, стоит выше только разумных созданий (ибо Он — второй после Отца), а Святой Дух — еще меньше и живет только в душах святых’. О. отрицал мнение, достаточно распространенное во 2—3 вв., согласно которому Бог Ветхого Завета, будучи справедлив, но не благ, не идентичен Богу — Отцу Иисуса, несправедливому, но благому. Святой Дух же, по мысли О., до боговоплощения доступный лишь пророкам, ныне и во веки веков будет дан всем верующим во Христа. Неоднократно используя понятие ‘свободной воли’, О. полагал ее присущей не только всем ‘разумным тварям’, но даже (до некоторой степени) и природному порядку. Все, имеющие свободную волю, ответственны перед Богом: именно Божественная максима о праведной жизни и доказывает, согласно О., возможность выбора между добром и злом. (Зло, по О., — нежелательное следствие доброго намерения.) Все мироздание, по мнению О., со временем восстановит первоначальное единство со всем сотворенным, поколебленное ‘грехопадением’. Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (см. АПОКАТАСТАСИС). О. отвергал просветительский потенциал буквального истолкования сакральных христианских текстов: подлинная их интерпретация, по О., предполагает наличие разных смысловых уровней (‘телесного’ — буквального, ‘душевного’ — морального, ‘духовного’ — философско-мистического) для различных категорий верующих и посвященных. (С точки зрения О., ‘идти по следам стад’ — означает последовать учению тех, кто сам остался грешником и не смог найти снадобья для излечения грешников. Кто пойдет за этими ‘козлищами’ (грешниками), тот будет бродить ‘у кущей пастырских’, т.е. будет стремиться ко все новым философским школам. Вдумайся поглубже, сколь ужасно то, что скрывается за этим образом’.) Посвященные же, согласно О., и осуществляют Божий промысел по просвещению людей и эволюции мира: ‘Люди Божий есть ‘соль’, которая держит мирские взаимосвязи на земле, и вещи земные сохранятся в совокупности, пока ‘соль’ не изменится’. О. полагал оправданным наличие ‘тайной’ христианской традиции, сопряженной с задачей ‘сохранения учения от болтовни и насмешек не понимающих христианских таинств’. (Ср. ‘водораздел’ у Филона Александрийского: ученики, которые, ‘обучаясь и преуспевая в учении, достигают совершенства’, и более избранная категория — ‘удалившихся от поучений и ставших одаренными учениками Бога’; согласно Филону Александрийскому, ‘дается как явное изложение для многих, так и как прикровенное для немногих, которые изучают пути души, а не формы тел’.) Как отмечал О. по поводу христианского мировоззрения, ‘если наряду с общедоступным учением и есть в нем нечто такое, что не сообщается многим, то это составляет особенность не только учения христиан, но и учения философов; у этих последних точно так же были некоторые всем доступные учения и учения сокровенные’. Люди-подвижники, приобщаемые к подлинным глубинам Учения, согласно О., должны отвечать определенным социальным и нравственным характеристикам: ‘...к таинствам и к участию в мудрости тайной, сокровенной, которую предназначил Бог прежде веков к славе (1 Кор. 2:7) своих праведников, мы не призываем ни негодяев, ни воров, ни разрушителей стен, ни осквернителей могил, вообще никого из подобных людей... Мы призываем всех этих людей только к исцелению’. Иисус, по мысли О., ‘готовит своим больным не отвары из трав, а лекарства из тайн, заключающихся в словах. Если видеть эти лекарства Слова, рассеянными как дикие растения, и не знать силу каждого высказывания, ты пройдешь мимо них, как мимо бесплодной травы, потому что не найдешь там того, что обычно присуще красивому языку’. Эдиктом императора Юстиниана (543) О. был объявлен еретиком. Учение О., явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Назианского, Григория Нисского, Василия Великого и др. Избранные произведения О. издавались во Франции (де ла Ру) в 1733—1759 (в 4 томах) и в Германии (Ломматцш) в 1831—1848 (в 25 томах).
Философский энциклопедический словарь
ОРИГЕН (Origenes) (род. 185, Александрия – ум. 254, Тир) – древнегреч. отец церкви и философ; сначала (203 – 231) был наставником древней христ. теологической школы в Александрии (см. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ), а затем настоятелем основанного им в 232 монастыря в Кесарее (Палестина); был обвинен ортодоксами в ереси. Завершает раннее сравнительное, апологетическое христ. богословие, выступавшее уже как система, – это выражается в его полемическом труде, направленном против Цельса, в изучении Библии, в толковании им религиозных памятников с использованием учения гностиков и неоплатоников, особенно учения о логосе. Бог – это действующее провидение; Христос не избавитель, а образец; Святой Дух является своеобразным посредником между Христом и миром, человечеством, осуществляющим новое превращение Святого Духа в Бога. Избр. произв. изданы де ла Ру (4 т., 1733-1759) и Ломматцшем (25 т., 1831-1848).
Философский энциклопедический словарь 2
        (-) (ок. 185, Александрия, — 253 или 254, Тир), христ. теолог, философ и учёный, представитель ранней патристики. Изучал антич. философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христ. школу в Александрии, но в 231 подвергнут осуждению со стороны александрийской и др. церквей, после чего перенёс свою преподават. деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихрист. репрессий был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
        Перечень соч. О. включал ок. 2000 «книг» (в антич. смысле слова). В работе по критике текста Библии О. выступил как наследник александрийской филологич. традиции и одновременно как основатель библейской филологии. Философия О. — стоически окрашенный платонизм. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, О. вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии — «телесном» (буквальном), «душевном» (моральном) и «духовном» (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение. Сотворение мира богом О. толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира и после него были и будут др. миры, Эсхатологич. оптимизм О. отразился в учении о т. н. апокатастасисе, т. е. о неизбежности полного «спасения», просветления и соединения с богом всех душ и духов (как бы независимо от их воли), включая дьявола, и о временном характере адских мук. Доктрина О. об аскетич. самопознании и борьбе со страстями оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в 4— 6 вв., а выработанная им система понятий широко использовалась при построении церк. догматики (у О., напр., впервые встречается термин «богочеловек»). В эпоху расцвета патристики приверженцами О. были Евсевий Кесарийский, Григорий Назианзин и особенно Григорий Нисский. Др. теологи резко осуждали О. за «еретич.» мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христ. догмы несовместимых с ней тезисов антич. философии (в частности, платоновского учения о предсуществовачии душ). В 543 О. был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей испытали многие мыслители средневековья.
        в рус. пер.: Творения О., в. 1 — О началах, Каз., 1899; Против Цельса, ч. 1, Каз., 1912.
        Болотов В., Учение О. о св. Троице, СПБ, 1879; История философии, т. 1, М., 1940, с. 390—81; Volker W., Das Vollkommenheitsideal des Origenes, Tub., 1931; DanielouJ., Origene, P., 1948.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОРИГЕН


будет выглядеть так: Что такое ОРИГЕН