Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в социологии, направление в буржуазной социологии конца 19 — начала 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось многими авторами (Платон, Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер).
         В отличие от своих предшественников, представители О. ш. [П. Ф. Лилиенфельд (Россия), А. Шеффле (Германия), Р. Вормс, А. Эспинас (Франция)] утверждали, что «общество и есть организм». Они подыскивали всё новые аналогии, доказывая (в различных вариантах) тождество общества и организма. Лилиенфельд приписывал обществу все черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов. Роль кровообращения, например, выполняет торговля, функции головного мозга — правительство. Шеффле рассматривал экономическую жизнь общества как обмен веществ в организме. Вормс доходил до крайностей, рассуждая о половых различиях общественных организмов, об их органах выделения и т.д. В начале 20 в. концепции О. ш. утратили популярность. По сравнению с попытками рассматривать общество как продукт произвольного соглашения между индивидами органический подход был известным шагом вперёд. Однако в целом концепции О. ш. ненаучны. Их порок в том, что конкретно-историческое изучение социальных явлений заменялось произвольными аналогиями. Вводимые понятия были расплывчатыми, социальные закономерности подменялись биологическими, целый ряд явлений общественной жизни (конфликты, классовая борьба и т.д.) совершенно игнорировался или объявлялся «болезнями организма». Общественное развитие должно, по мнению сторонников О. ш., происходить путём эволюции. Ссылка на организмическую природу общества часто служила апологии капитализма.
         Марксисты употребляют термин «социальный организм». Однако в марксизме эти аналогии не подменяют конкретного изучения специфики и объективных законов общественной жизни.
         Лит.: Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964.
         В. Б. Ольшанский.
Философский энциклопедический словарь 2
        в социологии, направление в бурж. социологии кон. 19 — нач. 20 вв., отождествлявшее общество с организмом и пытавшееся объяснить социальную жизнь биологич. закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось мн. авторами (Платон, Гоббс, Конт, Спенсер).
        В отличие от своих предшественников, представители О. ш. [П. Ф. Лилиенфельд (Россия), А. Шеффле (Германия), Р. Вормс, А. Эснинас (Франция)] утверждали, что «общество и есть организм». Они подыскивали всё новые аналогии, доказывая (в различных вариантах) тождество общества и организма. Лилиенфельд приписывал обществу все черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов. Роль кровообращения, напр., выполняет торговля, функции головного мозга — правительство. Шеффле рассматривал экономич. жизнь общества как обмен веществ в организме. Вормс доходил до крайностей, рассуждая о половых различиях обществ. организмов, об их органах выделения и т. д. В нач. 20 в. концепции О. ш. утратили популярность. По сравнению с попытками рассматривать общество как продукт произвольного соглашения между индивидами органич. подход был известным шагом вперёд. Однако в целом концепции О. ш. ненаучны. Их порок в том, что конкретно-ис-торич. изучение социальных явлений заменялось произвольными аналогиями. Вводимые понятия были расплывчатыми, социальные закономерности подменялись биологическими, целый ряд явлений обществ. жизни (конфликты, классовая борьба и т. д.) совершенно игнорировался или объявлялся «болезнями организма». Обществ. развитие должно, по мнению сторонников О. ш., происходить путём эволюции. Ссылка на организмич. природу общества часто служила апологии капитализма.
        Марксисты употребляют термин «социальный организм». Однако в марксизме эти аналогии не подменяют конкретного изучения специфики и объективных законов обществ. жизни.
        Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социалдемократов?, ПСС, т. 1; его же, Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964.
Энциклопедия Юриста
возникла во второй половине XIX в. в связи с новыми открытиями исследователей в области биологии и зоологии. Ее представители: швейцарский юрист Иоганн Каспар Блюнчли (1808-1881) (основная работа - "Современное международное право цивилизованных народов". 1868): французский социолог Рене Вормс (1869-1926) (важнейшая работа - "Организм и общество", 1896, в
русском переводе - "Общественный организм", 1897). Один из основоположников О.ш. - английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903) еще за несколько лет до опубликования Чарльзом Дар-вином (1809-1882) книги "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь" (1859) самостоятельно вывел "закон выживания наиболее приспособленных" - закон борьбы за существование. Появление книги Ч. Дарвина способствовало тому, что некоторые юристы и социологи стали переносить законы естествознания на процессы, происходящие в обществе ив государстве.
Представители О.ш. считали, что государство - это политический организм, возникающий в результате эволюции животного мира (от низшего состояния к высшему), характерная черта которой - естественный отбор. Постоянная война (борьба племен) - неотъемлемое условие развития политического организма, т.е. государства. Между его частями постоянно происходят изменения, присущие живому существу. Как всякое живое тело, "политический агрегат" включает в себя процессы становления, увеличения в размерах, усложнения строения, т.е. государство рождается, размножается и гибнет. Причем гибель происходит только с "завершением типа" государства, достижением зрелого возраста. "Политическому агрегату" присуща специализация, которая представляет собой объединение граждан в специальные органы, осуществляющие только им свойственные функции. Так создается система органов политического тела, аналогичная частям живого организма: правительственный аппарат - регулятивная система (он подобен нервно-мускульному аппарату в живом теле), господствующий класс осуществляет в основном функции обороны и нападения; класс рабов обеспечивает организм питанием и всем необходимым для полноценнвй-жизне-деятельности.
Видный выразитель идей О.ш,- Г. Спенсер стоял у истоков политической социологии в США. Его идеи о методах системного и структурно-функционального анализа, аналогии послужили отправной точкой для дальнейших научных изысканий.
Лит.: История политических и правовых учений: Учебник для вузов/Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1995; Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., М., 1996.
Арзамасов Ю.Г.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА


будет выглядеть так: Что такое ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА