Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОРФИКИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Orphikoi)
        представители религиозно-мистического течения в Древней Греции, происхождение которого связано с экстатическими мистериями (См. Мистерии) Диониса-Загрея, проникшими из Фракии в Грецию и Южную Италию, позднее в Рим. О. считали себя последователями Орфея и его ученика Мусея, будто бы оставивших для посвященных тайное предание. литература О. дошла в фрагментах разного времени начиная от 6 в. до н. э. (сюда примыкает ряд стилизованных в духе древнего орфизма гимнов и др. стихотворных текстов времён Римской империи). В центре доктрины О. — миф о возникновении человека. Двуполый Фанет, родившийся из мирового яйца (осколки скорлупы которого — небо и земля), поглощён Зевсом, сосредоточившим полноту божественных потенций; после этого у Зевса рождается наследник, грядущий благой повелитель мира — Дионис-Загрей. Однако титаны растерзывают Загрея и поедают его; Зевс убивает их молнией, и из их пепла рождаются люди, соединяющие в себе злое естество титанов и благое естество пожранного титанами Загрея. Ради освобождения божественной души, заточенной в темнице тела, нужны особые очистительне обряды и аскетические предписания (например, запрет есть мясо), тайну которых знают О. Благочестивых за гробом ожидает блаженство, нечестивых — мука в Тартаре; наряду с этим разрабатывается учение о метемпсихозе (перевоплощении душ). Взаимосвязи между О. и Пифагореизмом несомненны, однако вопрос о приоритете остаётся спорным. В 5—4 вв. до н. э. О. имели особый успех среди народных низов. Многие авторы осмеивали их доктрину и обряды как плебейское шарлатанство; напротив, Неоплатонизм пытался сделать из текстов О. своё «священное писание» в противовес Библии иудеев и христиан.
         Источн.: Kern О., Orphicorum fragmenta, 2 Aufl., В., 1963.
         Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, ч. 1, М., 1957 (гл. 4 и тексты к ней); Guthrie W. К. С., Orpheus and Greek religion, 2 ed, L., 1952; Moulinier L., Orphee et l’orphisme a l'epoque classique, P., 1955.
         С. С. Аверинцев.
Орфографический словарь Лопатина
`орфики, `орфики, -ов, ед. -ик, -а
Античные писатели
    Орфики (гр. orphikoi, лат. orphici) — Орфизм — религиозное направление, создателем которого по традиции считался Орфей, мифический поэт-песнопевец из Фракии. Греки считали его первым греческим поэтом, более древним, чем Гомер. С образом Орфея связаны многочисленные легенды. По легенде, он погиб, разорванный на части фракийскими женщинами, а его голова и лира переплыли через море на берег Лесбоса. Там его погребли, а Лесбос стал с той поры островом поэтов. Орфизм распространился в Греции в VII, а особенно в VI вв. до н. э., но очень малую часть имеющихся у нас сведений относятся к этому периоду. Учение орфиков мы лучше знаем из более поздних источников. Космология (учение о рождении мира) орфиков гласила, что бесконечный и вечный Хронос (Время) породил Хаос и Эфир, а затем вылепил из них серебряное яйцо мира. Из него вылупился гермафродит Фан, бог света и любви, который породил Ночь, а в дальнейшем вместе с ней и другие живые существа и богов. Происхождение людей было связано с Дионисом-Загревсом, сыном Зевса и Персефоны. Враги Зевса, Титаны, разорвали и пожрали Диониса. В отместку Зевс спалил их молнией, а из пепла, в котором находились останки как Титанов, так и Диониса родились люди, отмеченные двойственностью натуры: титанической (тело; то, что низко и подло) и дионисийской (душа; то, что возвышенно и божественно). Предназначение человека — уничтожить в себе титанические начала и развить божественные. К этой цели вела жизнь в соответствии с орфическими принципами, среди которых был воздержание от употребления в пищу мяса и бобов, сохранение ритуальной чистоты и т.п. Жизнь есть наказание за преступление титанов, а тело — могила души. Началом подлинной жизни является смерть. После смерти душа предстает перед судом, и если она отягощена проступками, которые еще можно исправить, она приговаривается к новому телесному воплощению. Освобождение и счастливая жизнь среди благословенных суждены тем, кто троекратно безупречно проживет жизнь. Учение орфиков записано в так называемых «священных писаниях» (hieroi logoi), авторами которых были Орфей и его ученик Мусей. Таких писаний, а также пророчеств и предсказаний, связанных с орфизмом, было очень много. Литературная их обработка принадлежит, по-видимому, Ономакриту, работавшему в Афинах при дворе Писистратидов в VI в. до н. э. Орфизм возродился в эпоху римской Империи. Основным произведением, на которое ссылались все орфики этого периода, были Двадцать четыре священных песни (Hieroi logoi en rapsodias Аd), гекзаметрическое произведение, называвшееся также Большой теогонией, от которого сохранились только фрагменты. Оно представляет собой компиляцию, выказывающую значительное сходство с Теогонией Гесиода. О дате его написания спорят, хотя, несомненно, это довольно позднее произведение. Но в основе его, возможно, лежит какая-нибудь пратеогония VI в. до н. э. Из более чем 50 поэтических произведений, приписываемых Орфею, сохранились: Аргонавтика, эпическая поэма (1384 стиха) IV или V в. н. э., ориентированная на эпопею Аполлония Родосского, и Литика (поэма о камнях), тоже написанная гекзаметром (768 стихов) IV в. н. э., которая рассказывает и силе и воздействии камней; ее связь с орфическими представлениями довольно отдаленна. Особого внимания заслуживает собрание 88 орфических гимнов, представлявший собой священную книгу какой-то орфической общины, вероятнее всего, в Малой Азии. Эти гимны являются произведениями одного автора, жившего не ранее II в. н. э. Преимущественно написанные гекзаметром, они обращены к олимпийским и восточным божествам, почитаемым орфиками. Сборник составлен в соответствии с иерархией богов в орфическом пантеоне. Их форма напоминает традиционные греческие гимны, но с одним существенным отличием. Центральную часть гомеровского гимна составлял миф, в то время как орфические гимны состоят исключительно из воззваний к богам и перечисления эпитетов, которые раскрывают величие и мощь богов и ничтожность человека. Орфические представления оказали значительное влияние на греческую культуру. Отзвуки воззрений орфиков мы находим у философов: Эмпедокла, Парменида, Гераклита и других, а возможно, и в произведении Ферекида Сирского и в некоторых песнях Пиндара. Моральные принципы, приближенные к орфическим, исповедовали пифагорейцы. Орфическое учение о душе присвоил Платон. Космогонию орфиков пародировал Аристофан в Птицах. В период римской Империи влияние орфиков наиболее отчетливо в сочинениях неоплатоников.
Теософский словарь
    ОРФИЧЕСКИЕ МИСТЕРИИ или Орфики (Греч.) Они последовали за мистериями Вакха, но очень отличались от них. Система Орфея есть система чистейшей нравственности и сурового аскептизма. Преподанная им теология опять-таки чисто индийская. У него божественная Сущность неотделима от всего, что только есть в беспредельной вселенной, все формы сокрыты в Ней испокон веков. В установленные периоды эти формы проявляемы из божественной Сущности или проявляются сами. Таким образом, благодаря этому закону эманации (или эволюции) все вещи участвуют в этой Сущности и являются частями и членами, преисполненными божественной природой, которая вездесуща. Все вещи, исходя из нее, должны обязательно вернуться в нее; поэтому необходимы бесчисленные переселения, или реинкарнации, и очищения, прежде чем может состояться это последнее поглощение. Это чистая философия Веданты. Опять-таки, Орфическое Братство не употребляло животной пищи и носило белые льняные одежды, а также имело много церемоний, схожих с браминскими.
Философский словарь
последователи религиозного течения в Древн. Греции в 8 в. до н. э., связанного с культом Диониса и Деметры. Основание орфизма приписывается полулегендарному поэту Орфею. Учение О., мировоззрение разоряющегося крестьянства и рабов,, противостояло мифологии — мировоззрению родовой аристократии. В мифологии загробная жизнь считалась продолжением земной, душа рассматривалась как некое телесное существо. О. же связывали загробную жизнь с блаженством, земную — со страданием и пребывание души в теле рассматривали как ее падение из загробного мира. Тело грешно и смертно, душа чиста и вечна. В учении О. нарушалось первоначальное единство души и тела, свойственное мифологии, познавательная способность человека направлялась на созерцание бога. Оказав большое влияние на возникающую философию, особенно на древнегреч. идеализм, орфизм утратил к 5 в. до н. э. свое позитивное содержание, превратился в мистические культы.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОРФИКИ


будет выглядеть так: Что такое ОРФИКИ