Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОРЕСТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в древнегреческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры (См. Клитемнестра). Мстя за отца, предательски убитого собственной женой и её возлюбленным Эгисфом, О., поддержанный сестрой Электрой, убил Клитемнестру и Эгисфа. Преследуемый богинями-мстительницами — эриниями, О., по одному из вариантов мифа, явился на суд в Афины и благодаря помощи богов Аполлона и Афины был оправдан. Истолкование этого мифа об О. как «... драматического изображения борьбы между гибнущим материнским правом и возникающим в героическую эпоху и побеждающим отцовским правом», как отмечал Ф. Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 22, с. 216), впервые дал швейцарский историк права И. Я. Бахофен. Согласно др. варианту мифа, О. и его друг Пилад отправились в Скифию к таврам, чтобы привезти оттуда в Афины священное изображение Артемиды, и были схвачены таврами. Сестра О. Ифигения спасла их, а затем бежала вместе с ними в Грецию, захватив священное изображение Артемиды. Миф об О. послужил сюжетом трагедий Эсхила (трилогия «Орестея»), Софокла («Электра»), Еврипида («Электра», «Орест», «Ифигения в Тавриде»), Расина, Вольтера и др., а также темой музыкальных произведений Р. Крейцера, С. И. Танеева («Орестея») и др. Имена О. и Пилада как неразлучных друзей стали нарицательными.
Мультимедийная энциклопедия
в греческой мифологии, сын Агамемнона и Клитемнестры, брат Электры и Ифигении. Когда его отец был убит Клитемнестрой и Эгисфом, Ореста спасла от гибели Электра (или его кормилица), и он был тайком доставлен к царю Фокиды Строфию, где рос, подружившись с сыном царя Пиладом. Впоследствии, возвратившись в Аргос вместе со своим другом, Орест отомстил за смерть отца, убив Клитемнестру и ее любовника, однако в наказание за это был лишен рассудка, и эринии преследовали его из страны в страну, пока, наконец, в Афинах его проступок не был прощен. Позднее он стал царем Микен и Аргоса и женился на Гермионе, дочери спартанского царя Менелая, прежде убив ее мужа.
Современная Энциклопедия
ОРЕСТ, в греческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры. Мстя за отца, он убил мать и её возлюбленного Эгисфа.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ОРЕСТ — в греч. миф. сын Агамемнона и Клитемнестры. После того как Агамемнон был убит Клитемнестрой и Эгисфом, сестра О. Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде у царя Строфия, женатого на тетке О. — Анаксибии. Здесь возникла дружба между О. и его сверстником Пиладом, сыном Строфия.     Когда О. стал совершеннолетним, он получил от дельфийск. оракула приказ отомстить за смерть отца. Согл. «Орестее» Эсхила, преследуемый за пролитие им крови матери богинями мести эриниями, О. обращ. по совету Аполлона за помощью к Афине, к-рая передает дело об убийстве Клитемнестры на рассмотр. созываемого ею спец. суда афинских старейшин (ареопага) на холме Ареса в Афинах. Благодаря заступничеству самой Афины, отстаивающей главенств. роль мужчины в семье и госуд., голоса делятся поровну, что по условиям афинского суда озна-чает оправдание О. Он царствовал после Менелая в Спарте, а поздние источ. сообщают о смерти О. от укуса змеи в Аркадии. Возможно, в этой обл. существ. древ. культ О. как местного героя. Считалось, что останки О. хранились в аркадском г. Тегея еще в ист. время и в 6 в. до н.э., вопреки воле местных жителей, были перенесены в Спарту.
Русская цивилизация
- См.: МУЧЕНИКИ СЕВАСТИЙСКИЕ.
Орфографический словарь Лопатина
Ор`ест, Ор`ест, -а: Ор`ест и Пил`ад
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(в др.-греч. мифологии - сын Агамемнона и Клитемнестры, во исполнение кровной мести убивший свою мать; брат Ифигении, друг Пилада) Я помню - над синей вазой - Как звякнули наши рюмки. "О, будьте моим Орестом!", И я Вам дала цветок. (обращ. к С. Я. Парнок) Цв915 (I,223); сквозь кровь, / чрез века не забытая, / любовь / Ореста и его Пилада! Куз917 (184)
Энциклопедия литературных героев
1.
герой трагедий Эсхила «Хоэфоры» и «Евмениды» (458 до н.э.), трагедии Софокла «Электра» (? ок. 415 до н.э.), трагедий Еврипида «Электра» (? 413 до н.э.), «Орест» (408 до н.э.) и «Ифигения в Тавриде» (? 414 до н.э.). О.- сын царя Аргоса Агамемнона и его жены Клитемнестры. «Одиссея» Гомера, используя древние эпические песни, рассказывает о том, что О., мстя за гибель отца, убил совершившего это преступление Эгисфа, любовника Клитемнестры. Эсхил в трагедии «Агамемнон» говорит, что О. был отослан матерью в Фокиду еще до возвращения и гибели Агамемнона. В финале «Агамемнона» хор грозит Эгисфу и Клитемнестре мщением О. В трагедии «Хоэфоры» уже выросший О. по указанию Аполлона возвращается в Аргос со своим другом Пиладом, чтобы отомстить за отца и убить свою мать Клитемнестру и Эгисфа. В Аргосе, на могиле Агамемнона, он встречает свою сестру Электру, ненавидящую мать, но пришедшую по ее приказанию совершить умилостивительное возлияние. Сговорившись в Электрой, О. и Пилад являются во дворец. Чтобы усыпить подозрения Клитемнестры и Эгисфа, О. передает им ложное известие о своей гибели, а затем убивает ничего не подозревающего Эгисфа. Мольбы матери на минуту поколебали О., но Пилад напоминает ему о повелении Аполлона, и О. решается на матереубийство. Совершив задуманное, О. испытывает ужас, решает отправиться в Дельфы просить очищения у Аполлона и сразу видит страшных старух - мстительниц эриний. В третьей части трилогии Эсхила - «Евменидах» - О. появляется в храме Аполлона, а эринии следуют за ним неотступно. Аполлон осуществляет ритуальное очищение О. от скверны убийства и направляет его в Афины за окончательным оправданием. Эринии настигают его и там. О. просит защиты у богини Афины, и та собирает суд из афинских граждан - прообраз будущего Ареопага, - который оправдывает О. Благодарный О. обещает, что Аргос никогда не будет воевать с Афинами.
В трагедии Софокла «Электра» О. усыпляет бдительность Клитемнестры и Эгисфа, вручая им урну, якобы содержащую его прах. В трагедии Еврипида «Орест» он изображен страдающим приступами безумия и мучимым эриниями. В бреду он раскаивается в совершенном убийстве и обвиняет в происшедшем Аполлона. Граждане Аргоса собираются побить О. и Электру камнями. О. тщетно умоляет Мене-лая, брата Агамемнона, спасти его и Электру. Народное собрание решает предоставить виновным возможность покончить жизнь самоубийством любым способом, но О. и Пилад нападают на жену Менелая Елену, сестру Клитемнестры, которую спасает, унося на небо, Аполлон, и захватывают по совету Электры в заложники дочь Менелая и Елены Герми-ону. Безвыходную ситуацию разрешает Аполлон, который спасает О., Электру и Пилада и обещает, что Гермиона станет со временем женой О.
В трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» мучимый эриниями О. получил от Аполлона распоряжение добыть в Тавриде статую Артемиды и доставить ее в Афины. Явившись в Тавриду, О. и Пилад попадают в руки сестры О. Ифигении, спасенной Артемидой, перенесенной ею в Тавриду и ставшей жрицей Артемиды. Ифигения обязана приносить в жертву Артемиде попадающих в Тавриду чужестранцев. О. и Пилад оба готовы пожертвовать собой, спасая друг друга, но Ифигения узнает, что один из пленников - ее брат О., и решается бежать с ними, захватив статую богини. Корабль, на котором они отплыли, терпит крушение, и царь мавров Фоянт готовится уже захватить их, но появившаяся Афина приказывает ему отпустить беглецов в Элладу.
О. является также героем трагедий: Вольтера «Орест» (1750), В.Альфиори «Орест» (1786), Ю.О.Нило «Траур к лицу Электре» (1931).
Лит.: Ан-ненский И.Ф. Художественная обработка мифа об Оресте, убийце матери, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида
//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1900. Отд. V, июль, август; Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978; Donzelli G.B. Studi sull' Elettra di Euripide. Catania, 1978; Conacher D.J. Aeschylus' Orestem: A literary commentary. Toronto, 1987.
А.И.Зайцев
2.
Герой пьесы Ж.-П.Сартра «Мухи» (1942). Античный герой, непреклонный мститель, восстанавливающий права своего рода и наказывающий убийц отца, О. известен каждому французу со школьной скамьи. Французская культура всегда чувствовала себя наследницей античности. Кого, как не О., стоило взять в качестве центрального персонажа пьесы, которая могла быть поставлена в городе, оккупированном иноземцами? Какой другой персонаж мог бы недвусмысленно призвать жителей этого города к неповиновению и сопротивлению? Именно О. делает Сартр героем написанной в подполье пьесы. Занятый немцами Париж, с закрытыми ставнями и светомаскировкой, напоминал ему древний Аргос, увиденный глазами О., и убеждал, что парижанам нужен именно этот герой.
В О. Сартра немало черт молодого французского интеллектуала, верящего в право человека на свободу выбора, в свою ответственность не только за собственные поступки, но и за судьбы других людей. О. не внемлет увещеваниям Юпитера оставить жителей Аргоса в неведении относительно того, что их существо вание «похабное, пресное, лишенное какой бы то ни было цели». Но для О. «настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния», с обретением свободы. Убийство Эгисфа, а затем и Клитемнестры, которому так радуется Электра, делает его другим человеком. Он не станет хвастаться тем, что совершил, и рассказывать сестре об этом: «Есть воспоминания, которыми не делятся. Знай только, что она умерла». Для О. тягостно убийство, после этого вся его жизнь меняется, у него теперь лишь одна дорога и тяжелейшая ноша ответственности за содеянное. Эта ноша окажется не по плечу его сестре, хотя именно Электра годами вынашивала надежду на кровную и кровавую месть. Теперь Электра отрекается от брата, и О. остается совсем один перед лицом разъяренной толпы тех самых ар-госцев, которых он пришел освободить. Сартр дарит своему герою потрясающий финальный монолог, в котором О., несмотря ни на что, говорит этим людям о своей к ним любви. Отказавшись от трона, О. уходит из города, уводя за преследующих его мерзких мух, символизирующих месть эриний матереубийце.
Поставленная в 1942 г. знаменитым Ш.Дюл-леном в самом центре Парижа, на площади Шатле, в Театре Сары Бернар пьеса «Мухи» буквально обескуражила зрителей смелостью и очевидностью аллюзий. Позднее исследователи много спорили о философских и этических постулатах Сартра, герой которого разговаривает с богом на равных. Но в 1942 г. О. Сартра воспринимался как провозвестник Сопротивления.
Лит.: Бачелис Т. Интеллектуальные драмы Сартра
//Современная зарубежная драма. М., 1962. С.155-166; Великовский С. Путь Сартра-драматурга
//Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1967. С.593-609; Laraque Fr. La revolte dans le theatre de Sartre P., 1970; Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX в. М., 1994. С.112-123.
Т.Б.Проскурникова
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОРЕСТ


будет выглядеть так: Что такое ОРЕСТ