Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОППОРТУНИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(франц. opportunisme, от лат. opportunus — удобный, выгодный)
        в рабочем движении, теория и практика, противоречащие действительным интересам рабочего класса, толкающие рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путём соглашательства и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокационных действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников. О. появляется вместе с развитием революционного движения рабочего класса во 2-й половине 19 в. Первоначально его идейной основой были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских групп. В период деятельности 1-го и 2-го Интернационалов К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике оппортунистические концепции и тактические установки, с одной стороны, Ф. Лассаля, Э. Бернштейна, К. Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой — М. А. Бакунина, О. Бланки, толкавшие рабочее движение на путь авантюризма. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологическое облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. По своей классовой природе О. внутри революционного рабочего движения есть проявление мелкобуржуазной идеологии и политики; в теоретическом плане он обнаруживает себя то как Ревизионизм, то как Догматизм; в организационном отношении он оказывается то ликвидаторством (см. Ликвидаторы), то Сектантством; по направлению своих воздействий на революционное движение он выступает то как правый, то как «левый» О.; при этом один вид О. может перерастать в другой. Правый О. — это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактических установок, направленных на непосредственное подчинение рабочего движения интересам буржуазии и отказывающихся от коренных интересов рабочего класса во имя временных частичных выгод. В основе конкретных разновидностей правого О. лежит фаталистическая концепция, которая подменяет трезвый учёт объективных условий преклонением перед стихийным экономическим развитием, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматическую «трансформацию капитализма в социализм». Защита «сотрудничества» классов, отречение от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата, от революционных методов борьбы, приспособление к буржуазному национализму, превращение в фетиш легальности и буржуазной демократии — таковы идейные основы правого О. Чаще всего он является отражением настроений тех слоёв мелкой буржуазии или отдельных групп рабочего класса — рабочей аристократии и бюрократии, которые имеют относительно сносные условия существования. Уже в конце 19 в. правый О. получил широкое распространение в рабочем движении. В качестве идейного знамени им широко использовались ревизионистские идеи Бернштейна, а позже и догматические установки К. Каутского и др. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса в крупнейших социал-демократических партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (К. Каутский, Г. Гайндман, Г. Кунов и др.). В. И. Ленин, большевики, революционные марксисты др. стран на протяжении многих лет вели непримиримую борьбу против правого О. После краха 2-го Интернационала (1914) оппортунистическое крыло в социал-демократических партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значительной части партий современного Реформизма, унаследовавших идеи правого О. и полностью отрекшихся от марксизма. С возникновением международного коммунистическое движения О. неоднократно пытался закрепиться в его рядах, вёл борьбу против теории и практики ленинизма. Во 2-й половины 20 в. правый О. в коммунистическом движении выступает как правый ревизионизм. Его представители (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др., в конце 60-х гг. — Р. Гароди, В.Фишер, Ф. Марек, Б. Петков и др.), прикрываясь флагом антидогматизма, «творческого развития марксизма-ленинизма», использовали в качестве идейных источников не только взгляды правых оппортунистов конца 19 и начала 20 вв., но и современный буржуазный и социал-реформистскую идеологию. В результате развернувшейся острой борьбы идейные позиций правого О. были разбиты, а его представители оказались вне коммунистического движения.
         «Левый» О. представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюционных теорий и авантюристических тактических установок, толкающих революционное рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Основой «левого» О. являются волюнтаристические концепции, спекулирующие на революционном энтузиазме масс. Ставка на «революционное насилие» как на панацею от всех бед, игнорирование этапов общественно-экономическое развития, «подталкивание» революций и «кавалерийские атаки» в области экономики — таковы идейные основы «левого» О. Типичным примером «левого» О. является Троцкизм. «Левый» О., как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, представителей средних слоев, которые под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистического строительства впадают в крайнюю анархическую революционность. «Левый» О. пытается столкнуть революционное движение на авантюристический путь, своими ошибочными действиями, прикрываемыми революционной, марксистской фразой, дискредитирует коммунизм и тем играет на руку буржуазии.
         Ленин в работе «Детская болезнь “левизны” в коммунизме» (1920) дал анализ сущности и различных форм проявления «левого» О., возникших в период формирования мирового коммунистического движения.
         С начала 60-х гг. опасность «левого» О. вновь возрастает: его отличительной чертой является то, что он начал складываться как догматизм, а в дальнейшем обрёл форму «левого» ревизионизма, причём его особо опасной разновидностью является Маоизм, ставший в 50-е гг. государственной идеологией в КНР. В коммунистическом движении идёт острая борьба между марксистами-ленинцами и «левыми» О. по основным проблемам общественного развития: сущности современной эпохи, роли главных революционных сил, вопросов войны и мира, роли стран «третьего мира», разрядки международной напряжённости, путей строительства социализма и расширения демократии и т.д. Современный «левый» О. пытается подменить своими концепциями все составные части марксизма-ленинизма, расколоть содружество социалистических стран и международное коммунистическое движение, клеветнически отождествляет СССР и США как две «сверхдержавы», стремится столкнуть коммунистов на авантюристический путь. Борьба как против правого, так и против «левого» О. является актуальной задачей мирового коммунистического движения.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. («Циркулярное письмо»), 17—18 сент. 1879 г., Соч., 2 изд., т. 34; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20; его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 26; В. И. Ленин против догматизма, сектантства, «левого» оппортунизма. Сб., М., 1964; В. И. Ленин против ревизионизма. Сб., М., 1958; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Ревизионизм — главная опасность, М., 1958; Бутенко А. П., Основные черты современного ревизионизма (Критический очерк), М., 1959; Марксизм-ленинизм — единое интернациональное учение, т. 1—3, М., 1968—1969; Критика теоретических основ маоизма, М., 1973.
         А. П. Бутенко.
Современная Энциклопедия
ОППОРТУНИЗМ (от латинского opportunus - удобный, выгодный), приспособленчество, соглашательство, беспринципность.
Орфографический словарь Лопатина
оппортун`изм, оппортун`изм, -а
Словарь Ожегова
ОППОРТУН’ИЗМ, -а, муж. В политической борьбе: противопоставление своих взглядов позиции большинства, утверждение необходимости согласия сторон, соглашательства.
прил. оппортунистический, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ОППОРТУН’ИЗМ, оппортунизма, ·муж. (от ·лат. opportunus - удобный) (полит.).
1. Политика подчинения рабочего движения классовым интересам буржуазии. «Оппортунизм не доводит признания классовой борьбы как раз до самого главного, до периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного уничтожения ее.» Ленин. «Социал-шовинизм есть законченный оппортунизм.» Ленин. «"Теория" стихийности есть теория оппортунизма, теория преклонения перед стихийностью рабочего движения, теория фактического отрицания руководящей роли авангарда рабочего класса, партии рабочего класса.» Сталин.
2. Политика приспособления к обстоятельствам, беспринципность, соглашательство с противником в борьбе (·книж. ).
Толковый словарь Ефремовой
[оппортунизм]
м.
Приспособленчество, соглашательство, беспринципность, возведенные в ранг политики.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ОППОРТУНИЗМ (от лат. opportu-nus - удобный, выгодный) - англ. opportunism; нем. Opportunismus. 1. Приспособление к соц. ситуации, отход от принципов, поставленных целей и задач ради непосредственной выгоды. 2. Теория и практика в рабочем движении конца XIX - начала XX вв., характеризующиеся идеей сотрудничества классов, отказом от революционных методов борьбы, от диктатуры пролетариата (правый О.), либо ставкой на революционное насилие (левый О.). см. ДОГМАТИЗМ, РЕФОРМИЗМ.
Философский энциклопедический словарь
ОППОРТУНИЗМ (от лат. opportunus – благоприятный, удобный) – беспринципность, готовность приспособиться к любой ситуации, для того чтобы можно было добиться удовлетворения своих потребностей при минимальных усилиях. Оппортунист, смотря по обстоятельствам, не колеблясь принимает за основу те или иные факты.
Философский энциклопедический словарь 2
        (франц. opportunisme, от лат. ор-portunus — удобный, выгодный) в рабочем движении, теория и практика, противоречащие действит. интересам рабочего класса, толкающие рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путём соглашательства и открытой капитуляции перед буржуазией или посредством неоправданных и провокац. действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников.
        О. появляется вместе с развитием революц. движения рабочего класса во 2-й пол. 19 в. Первоначально его идейной основой были различные формы домарк-сового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских групп. В период деятельности 1-го и 2-го Интернационалов К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике оппортунистич. концепции и тактич. установки, с одной стороны, Ф. Лассаля, Э. Бернштейна, К. Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой — М. А. Бакунина, О. Бланки, толкавшие рабочее движение на путь авантюризма. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологич. облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. По своей классовой природе О. внутри революц. рабочего движения есть проявление мелкобурж. идеологии и политики; в теоретич. плане он обнаруживает себя то как ревизионизм, то как догматизм; в организац. отношении он оказывается то ликвидаторством, то сектантством; по направлению своих воздействий на революционное движение он выступает то как правый, то как «левый» О.; при этом один вид О. может перерастать в другой. Правый О. — это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактич. установок, направленных на непосредств. подчинение рабочего движения интересам буржуазии и отказывающихся от коренных интересов рабочего класса во имя временных частичных выгод. В основе конкретных разновидностей правого О. лежит фаталистич. концепция, которая подменяет трезвый учёт объективных условий преклонением перед стихийным экономич. развитием, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматич. «трансформацию капитализма в социализм». Защита «сотрудничества» классов, отречение от идеи социалистич. революции и диктатуры пролетариата, от революц. методов борьбы, приспособление к бурж. национализму, превращение в фетиш легальности и бурж. демократии — таковы идейные основы правого О. Чаще всего он является отражением настроений тех слоев мелкой буржуазии или отд. групп рабочего класса — рабочей аристократии и бюрократии, которые имеют относительно сносные условия существования.
        «Левый» О. представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюц. теорий и авантюристич. тактич. установок, толкающих революц. рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Основой «левого» О. являются волюнта-ристич. концепции, спекулирующие на революц. энтузиазме масс. Ставка на «революц. насилие» как на панацею от всех бед, игнорирование этапов обществ.-экономич. развития, «подталкивание» революций и «кавалерийские атаки» в области экономики — таковы идейные основы «левого» О. «Левый» О., как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, представителей средних слоев, которые под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистич. строительства впадают в крайнюю анархич. революционность.
        Правый и «левый» О. всегда шли рука об руку, «дополняя» друг друга, ведя со своих позиций борьбу против революц. рабочего движения, предавая его коренные интересы.
        Уже в кон. 19 в., после смерти Маркса и Энгельса, в крупнейших с.-д. партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (К. Каутский, Г. Гайндман, Г. Кунов и др.). В. И. Ленин, большевики, революц. марксисты др. стран на протяжении мн. лет вели непримиримую борьбу против правого О. После краха 2-го Интернационала (1914) оппортунистич. крыло в с.-д. партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значит. части партий совр. реформизма, унаследовавших идеи правого О. и полностью отрёкшихся от марксизма.
        С возникновением междунар. коммунистич. движения О. неоднократно пытался закрепиться в его рядах. Уже в первые годы развития этого движения, решительно боровшегося против влияния социал-реформизма в рабочей среде, как реакция на это влияние получили известное распространение левацкие взгляды. Ленин в работе «Детская болезнь „левизны" в коммунизме» (1920) дал анализ сущности и различных форм проявления «левого» О., возникших в период формирования мирового коммунистического движения.
        Проявления правого О. в коммунистич. движении особенно были заметны в кон. 50-х гг. (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др.), в кон. 60-х гг. (Р. Гароди, Э. Фишер, Ф. Марек, Б. Петков, О. Шик и др.), а также в 70-х гг., когда под предлогом поиска «новых путей» к социализму для развитых капиталистич. стран отвергался ленинизм и опыт реального социализма, идеализировалась бурж. демократия, противопоставлялись коммунистич. партии социалистич. и капиталистич. стран. Типичное течение «левого» О. — троцкизм.
        В коммунистич. движении марксисты-ленинцы ведут решит. борьбу против правого и «левого» О., их теоретич. установок и практич. действий.
        Маркс К. и Энгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Еракке и др., 17—18сент. 1879 г., Соч., т. 34; Ленин В. И., Марксизм ? ревизионизм, ПСС, т. 17; его же, Разногласия в европ. рабочем движении, там же, т. 20; его же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 26; В. И. Ленин против ревизионизма. Сб., М., 1958; В. И. Ленин против догматизма, сектантства, «левого» О. Сб., М., 1964; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
        см. также лит. к статьям Ревизионизм, Реформизм.
        А. П. Бутенко.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОППОРТУНИЗМ


будет выглядеть так: Что такое ОППОРТУНИЗМ